За здоровый образ жизни!
материал по биологии на тему

За здоровый образ жизни!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально – познавательная игра « За здоровый образ  жизни!»

для учащихся 8-11 классов

Белоногова И.А., МБОУ «Русско-Акташская сош», Альметьевский муниципальный район, Республика Татарстан

Цели: Приучать учащихся самостоятельно мыслить; развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность; расширять и углублять знания по биологии, которые могут пригодиться в жизни, стимулирование здорового образа жизни, содействие сплочению детского коллектива.

Эпиграф: «Здоровье подорвать – самого себя обворовать» (Народная мудрость)

Условия игры: Играют 2 команды по 6-8 человек. Всего 5 геймов. Конкурсы оценивают члены жюри.

План игры:

I Гейм «Дальше, дальше…»

II Гейм «Заморочки из бочки»

III Гейм «Ты – мне, я - тебе»

 IV Гейм «Темная лошадка»

 V Гейм «Гонка за лидером»

Первый гейм «Дальше, дальше…»

Принимают участие все участники команды. Один вопрос – 1 балл. Время – 1 минута.

Вопросы 1-ой команде:

1.        Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Люди с разными биологическими ритмами).

2.        Сколько часов в сутки должен спать подросток (9 – 10 часов)

3.        Что изучает гельминтология? (Глисты)

4.        Что такое кариес? (Болезнь зубов).

5.        Наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья. (Гигиена).

6.        Пониженная двигательная активность.(Гиподинамия)

7.        Один из способов повышения устойчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды, основанный на разумном использовании естественных факторов природы – воздуха, солнца и воды. (Закаливание).

8.        Недостаточное количество железа в крови. (Анемия).

9.        Повышенная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды. (Аллергия)

10.        Состояние полного физического, психического и социального благополучия. (Здоровье).

Вопросы 2-ой команде:

1.        Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).

2.        Общая реакция напряжения организма на воздействия сильных внешних или внутренних факторов.(Стресс).

3.        Режим питания, включающий количество, состав и регулярность приема пищи. (Диета).

4.        Способность организма защищаться от воздействия чужеродных тел и веществ. (Иммунитет).

5.        Нарушение функций организма, возникающее при недостатке витаминов. (Авитаминоз).

6.        Приспособление живых организмов к условиям среды обитания. (Адаптация).

7.         Эмоциональность человека, его подвижность и общая активность. (Темперамент).

8.        Вещество или физический агент, способный вызвать развитие злокачественных опухолей. (Канцерогент).

9.        Какому русскому писателю принадлежат эти строки: «Водка белая, но красит нос и чернит репутацию». (А. П. Чехов).

10.         Нарушение нормальной жизнедеятельности организма. (Болезнь).

Второй гейм «Заморочки из бочки».

 Участники команды по очереди достают из «бочонка» вопросы и  отвечают на них.

«Заморочка» первая.

Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого чудодейственного металла изготовляли офицерскую посуду?

(Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами).

«Заморочка» вторая.

Назовите комнатное растение, которое:

- съедобно – можно положить 1 – 2 листочка в салат или съесть просто так, без приправ;

- лечит горло, голосовые связки, снижает кровяное давление, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение. (Каланхоэ).

«Заморочка» третья.

Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).

«Заморочка» четвертая.

Может ли обычная розетка стать источником заболевания? (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и электромагнитные приборы создают в квартирах пересекающиеся электромагнитные поля, которые могут изменять электромагнитное поле человека и вызывать заболевания).

«Заморочка» пятая.

Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Почему? (Быстрое привыкание, т. к. с рождения становились пассивными курильщиками).

«Заморочка» шестая.

Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).

«Заморочка» седьмая.

Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет глаз, зрачки расширенные, прыгающие; агрессивность, худоба, бледность кожных покровов).

«Заморочка» восьмая.

Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар – персонаж сказки А. Толстого «Приключения Буратино». (Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления. Кроме того, вырабатывают вещество герудин, предотвращающее свертываемость крови).

«Заморочка» девятая.

Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение, а с потом из организма уходит соль. Чем больше пьешь, тем больше потеешь, тем больше организму требуется восстановить солевой баланс – человека мучает жажда. Чтобы избежать этого, достаточно съесть с утра кусочек хлеба, посыпанный солью).

«Заморочка» десятая.

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья).

«Заморочка» одиннадцатая.

Почему человек, употребивший алкоголь, при соответствующей обстановке может получить обморожение и даже замерзнуть? (Алкоголь нарушает деятельность центра терморегуляции, человек теряет тепло, не ощущая при этом холода).

«Заморочка» двенадцатая.

Во многих сёлах России и Украины был обычай: летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу? (Молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушек содержит бактерицидные вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.)

 Третий гейм «Ты мне – я тебе».        

 Команды задают друг другу по три вопроса, например:

1.        Можно ли считать экологически чистыми овощи, выращенные только с использованием навоза? (Если выращивать овощи на почвах с интенсивным внесением навоза, то количество нитратов даже увеличивается в овощах, кроме того навоз может вызвать загрязнение продукции яйцами гельминтов и другими возбудителями заболеваний.)

2.        В Арктике и Антарктиде несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе при умеренном климате часто. Почему? (В Арктике и Антарктиде воздух практически стерильный, т. к. болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают, в средней полосе из-за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)

3. В средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков – 80 децибелов, а звук в 130 децибел вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)

4.Многие народы, живущие на территории России почитали это дерево, как священное.  По якутским поверьям, на ветках этого дерева живет хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утешать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Что это за дерево? Объясните о чем говорится в песне. (Береза. Люди освещают дома березовыми лучинами; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; отвар из березовых почек лечил от болезней почек, печени, березовым веником мыли полы и парились в бане.)

5. Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдолб автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.)

6. Как добиться хорошего цвета лица, не используя косметические средства? (Надо чаще бывать на свежем воздухе, употреблять больше овощей и фруктов, избегать курения и других вредных привычек.)

 Четвертый гейм «Темная лошадка».

 Вопросы задает медицинский работник. Ответы на вопросы находятся в «Черном      ящике».

1.В «Черном ящике» находятся биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики.  (Витамины.)

2.Изделие, находящееся в «Черном ящике» способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензпирен и другие ядовитые вещества; вызывающие порой судороги. (Сигарета.)

Пятый гейм «Гонка за лидером».

Каждый вопрос – 1 балл. Время – 1 минута.

 Вопросы 1 – ой команде:

1.        Летучие вещества, угнетающие многие бактерии.(Фитонциды).

2.        Гормон страха. (Адреналин).

3.        Орган человека, размером с кулак. (Сердце).

4.        Эмоциональное  выражение потребности человека в пище. (Аппетит.)

5.        Углеводород из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза.)

6.        Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство.)

7.        жидкость, которую необходимо употреблять в количестве 2,5 литра в сутки. (Вода.)

8.        Сок этого растения используют вместо йода, для выращивания бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел.)

9.        Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка.)

10.        Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец.)

Вопросы 2 – ой команде:

1.        Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра.)

2.        Какое комнатное растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум.)

3.        Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики.)

4.        Продукт из фруктов, который рекомендуется выпивать за 30 минут до еды. (Сок.)

5.        «Орган злости». (Печень; застой желчи приводит к плохому настроению, беспокойству, озабоченности, злости.)

6.        Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, Каланхоэ.)

7.        Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград. (Пифагор.)

8.        какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)

9.        Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов.)

10.        Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза.)

  Жюри объявляет результаты конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...