Открытый урок и презентация "Опорно-двигательная система"
методическая разработка по биологии по теме
Я всегда думала над тем, как наладить более тесную связь между средним звеном и начальной школой и, таким образом, проложить тропинку в мир науки.
С 2008 г. являюсь председателем МО естественных наук «Теллурий». После ряда прослушанных мною уроков по предметам «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» в начальной школе, у меня возникла идея организовать программу «РоТел» («Родничок» + «Теллурий»). Целью программы является помощь учителям 1-4 классов в объяснении некоторых тем по физике, химии и биологии на более глубоком профессиональном уровне.
Начали мы с того, что стали приглашать учеников начальных классов в свои кабинеты на экскурсии. Эффект был неописуем. У детей, естественно, возникало много вопросов. Учителям же начальной школы было предложено заранее предоставлять нам список тем, которые им хотелось бы послушать.
С 2008-2009 уч.года программа стала осуществляться. Учителями МО «Теллурий» был проведён ряд лекций, показаны демонстрационные опыты для учителей начальных классов.
В 2009-2010 гг. в план работы МО «Теллурий» я включила проведение открытых уроков (1-4 кл.) по физике, химии и биологии (в соответствующих кабинетах). Данный материл является описанием одного из таких уроков по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnaya_sistema_-_otkrytyy_urok.doc | 53 КБ |
oporno-dvigatelnaya_sistema.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опорно-двигательная система (слайд 1)
Цель урока: показать значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни с детства
Методика: межпредметная связь, игровые моменты, применение мультимедийного оборудования
Весь ход урока в виде слайдов см. Приложение № 1
Вспомогательное оборудование: торс человека, скелет человека с босоножкой, утюг с салфеткой; на трёх частях доски магнитом прикреплены слова:
1) «Опора», «Мышцы», «Движение», «Нервы», «Мозг», «Осанка» и на отдельных листочках знаки вопросов к каждому слову;
2) «опорно-двигательная система»; «кожа=> нервы => мозг => мышцы»;
3) «осанка», «красота», «здоровье».
Для мини-сценок подготовить разные школьные принадлежности.
Здравствуйте ребята!
Я рада приветствовать вас в кабинете биологии. Когда я просматривала вашу книгу «Мир вокруг нас», мне очень понравился небольшой раздел в конце параграфов «Копилка интересных фактов». И мне захотелось её переименовать в графу «Копилка знаний».
Задумайтесь, ребята, каждое утро вы приходите в школу и на уроках получаете знания. То есть наполняете свою собственную копилку. И поверьте мне, ваша копилка самая драгоценная и самая безграничная, потому что вы её будете наполнять всю свою жизнь.
И я очень рада, что и на сегодняшнем уроке мы кое-что в неё обязательно добавим (слайд 2).
Нам предстоит проделать путь к словам: опора, движение, мышцы, нервы, мозг. Но на своём пути мы встретим преграды – «?». Если вы по ходу моего объяснения будете понимать что означают эти слова, то мы постепенно будем убирать вопросик за вопросиком, и эти преграды станут бессильными перед вашими знаниями, договорились?
Итак, мы знаем, что наше тело покрыто кожей. А что же находится под ней?
Перед вами скелет человека, сотоящий из множества крупных и мелких костей. Их более 200. Все они выполняют разные фукции. Например, кости черепа защищают головной мозг, рёбра – сердце, лёгкие и другие органы. То есть эти кости выполняют защитную функцию.
Позвоночник образован цепью костей и хрящей. Представьте, если бы он был сплошной единой костью, разве мы могли поворачиваться и сгибаться? (слайд 3) Давайте попробуем. Встаньте, пожалуйста, и посмотрите назад, представив, что ваш позвоночник – это одна длинная кость. Видите как неудобно? Итак, мы поняли, что позвоночник состоит из позвонков. А какую же функцию он выполняет? Оказывается, он выполняет опорную функцию (слайд 4).
Вообще слово «опора» означает предмет, служащий для поддержки чего-либо. В нашем случае этим предметом является позвоночник. Именно он выдерживает, прежде всего, тяжесть головы, туловища, верхних конечностей. И благодаря ему человек ходит вертикально. Теперь понимаете, что означает слово «опора»? Можем убрать вопросик? (слайд 5)
А за счёт чего же мы производим движения: простые и сложные. Дело в том, что к нашим костям прикреплены мышцы (показать на торсе). Именно они, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости, а значит всё наше тело. В организме взрослого человека 650 мышц. (слайд 6)
Опора и движение не могут существовать по отдельности. Поэтому они создали слаженную стройную опорно-двигательную систему. Убрать вопросики рядом со словами «мышцы» и «движение»? (слайд 7)
Теперь давайте задумаемся всегда ли мы производим те или иные движения по нашему собственному желанию? (сделать несколько произвольных движений руками) Если движения контролируются моим желанием или нежеланием, то есть хочу – не хочу, то в этом случае речь идёт о сигнале-команде, поступаемом из головного мозга. Но, если мы во время глажки (утюгом проглаживаю салфетку), случайно докоснёмся до горячего утюга, то сигнал поступит в спинной мозг, и мы непроизвольно отдёрнем руку.
Казалось бы так просто отдёрнуть руку, чтоб не обжечься, но вы посмотрите как много у нас помощников, участвующих в этом простом действии:
кожа=> нервы => мозг => мышцы (слайд 8)
Наш организм уникален! В нём всё связано!
Я вас должна огорчить, какими бы кости ни были крепкими, мы, к сожалению, при падении их можем поломать. Чаще всего страдают конечности. Будьте очень осторожны зимой. И если вы или кто-то из ваших друзей всё же упали, запомните, что нужно немедленно приложить холод и постараться не делать резких движений.[1]
Я могу убрать оставшиеся вопросы? (слайд 9)
Прежде чем мы перейдём к понятию «осанка», мы проведём физкультминутку:
Мы осанку исправляем –
Спинки дружно прогибаем.
Влево, вправо мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Какой замечательный стишок! Действительно «улыбайся и садись». А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17! (слайд 10)
Так давайте же чаще улыбаться!
Вы, ребята, наверно часто слышали фразу, что от скелета и мышц зависит осанка человека. Вряд ли кто-то из вас не хотел бы выглядеть стройным, красивым, здоровым. Но одного желания мало, нужно стремиться к этому и трудиться с самого детства.
Сейчас перед вами за парты сядут два ученика. А вам надо будет определить, кто из них не сможет расчитывать на красивую осанку[2]
Ребята, вашу осанку может испортить и прогибающаяся кровать. Я особенно хочу предупредить девочек (хоть возможно ещё рано говорить с вами об этом), но не торопитесь становиться на каблуки. Дело в том, что основная нагрузка приходится на три точки стопы (показать пяточную, две крайние кости плюсны, не называя их). Постоянное раннее ношение обуви на каблуках приводит к смещеню костей, нарушается осанка, и появляются боли в ногах и при ходьбе и при стоянии.
А теперь давайте повторим, что мы сегодня узнали (закрепление).
1. Покажите мышцы, позвоночник на модели.
2. Почему слова опора и движение мы объединили в одно понятие.
3. Как вы понимаете слова: человек с правильной осанкой.
4. Почему тяжесть нужно равномерно распределять на две руки.
(слайд 11)
Судя по вашим правильным ответам, вы поняли, что осанка и здоровье связаны между собой. А отчего же зависит красота нашего тела? Конечно же, от крепкости мышц. Если бы мышцы могли говорить, они обязательно попросили бы вас: «Ребята, пожалуйста, тренируйте нас. Больше всего мы боимся неподвижности. Занимайтесь физкультурой, спортом, танцами и вы будете такими же сильными, стройными как эти парни и девушки»
Кадры из фильма «Биология Человека. Опора и движение».
Ребята, чтобы увидеть силу и красоту совсем необязательно просматривать фильм. Достаточно открыть дверь класса и полюбоваться нашими учениками, мимо которых вы каждый день проходите на переменах и не подозреваете, что за их красотой стоит огромный труд и желание быть здоровыми.[3]
Задать вошедшим спортсменам вопросы: «С какого возраста вы занимаетесь спортом?», «Что бы вы посоветовали нашим ребятам?» и т.д.
Запишите пожалуйста домашнее задание (слайд 12)
Я вам желаю здоровья, красоты, настроения. А если вдруг вы забудете что такое «красивая осанка», посмотрите на свою любимую Инну Валерьевну (пригласить классовода к доске). Она слушалась свою мамочку, учителей, читала много-много книг и поняла, что когда станет педагогом обязательно должна быть примером для своих учеников. И я думаю, Инна Валерьевна стала таким примером.
Приложение № 1
Презентация в виде прикрепленного файла размещена на сайте
Агаджанян О.Б. февраль, 2010
[1] Показать медицинские принадлежности для оказания первой помощи.
[2] а) За двумя разными партами садятся два ученика, желательно среднего звена. Один садится за стол, допуская максимальное количество ошибок: рукой придерживает голову, ноги держит под стулом, тетрадь – на близком расстоянии. Второй ученик сидит прямо, красиво, соблюдая все правила.
б) Два ученика несут тяжести, один распределил их в две сетки, другой всё несёт в одной руке. Кто из них быстрей устанет и кого со временем искривится позвоночник?
[3] Заходят ученики старших влассов в спортивной одежде с грамотами, медалями; гимнастки – с лентами, штангист - с гирей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Копилка знаний Опора Движение Мышцы Нервы Мозг
Позвоночник образован цепью костей и хрящей
Позвоночник выполняет ОПОРНУЮ функцию и выдерживает тяжесть головы, туловища и верхних конечностей
Копилка знаний Опора Движение Мышцы Нервы Мозг
К нашим костям прикреплены МЫШЦЫ . Именно они, сокращаясь и расслабляясь, приводят в ДВИЖЕНИЕ кости, а значит всё наше тело
Копилка знаний Опора Движение Мышцы Нервы Мозг
Наш организм уникален! В нём всё связано! Кожа Нервы Мозг Мышцы
Копилка знаний Опора Движение Мышцы Нервы Мозг
43 наморщить лоб 17 улыбнуться Мышцы
Подведем итоги? 1 . Покажите мышцы и позвоночник на модели 2. Почему слова «опора» и «движение» мы объединили в одно понятие 3. Как вы понимаете слова: человек с правильной осанкой? 4. Почему тяжесть нужно равномерно распределять на две руки?
Д/З ТРЕНИРОВАТЬ СВОИ МЫШЦЫ ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, СПОРТОМ, ТАНЦАМИ Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме Термодинамическая система. Внутренняя энергия
презентация урока по теме " термодинамическая система. вунутренняя энергия" в 10 классе профильного обучения по учебнику автора А.В.Грачев...
конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин
Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием системно-деятельностного подхода в обучении биологии...
Открытый урок в группе "Автоматизированные системы управления" 4 курс
В материале представлена профессиональная лексика по специальности "Автоматизированные системы управления", тематический кроссворд....
Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"
Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...
открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека." Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...
Открытый урок по теме "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции", 8 класс.
Материалы для проведения открытого урока по теме: "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции" включают в себя план-конспект открытого урока и в качестве приложегний: компьютерную презентацию, ма...