Классификация растений
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Гусева Лидия Александровна

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Классификация растений" в 6 классе в форме игры "биологическое лото"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskoe_loto.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация  растений.

Урок обобщения и систематизации знаний, 6 класс.

Форма проведения: игра «Биологическое лото».

Задачи:

  1. в занимательной форме провести смотр знаний;
  2. обобщить и систематизировать знания о классификации, таксономических единицах, многообразии и признаках цветковых растений;
  3. закрепить умения определять цветковые растения по определительным карточкам, семейства – по диаграммам цветка;
  4. воспитание чувства коллективизма и товарищества.

Оборудование: игровое поле, включающее девять секторов с названиями ( на плакате или на доске), диаграммы цветков яблони, картофеля, гороха без подписей, 2 разборные модели цветка капусты, гербарии, открытки с изображением растений различных семейств, определительные карточки.

Условия игры: предварительно класс делится на две команды, каждая из которых готовит название и эмблемы для каждого игрока (количество эмблем - не менее девяти). Игра начинается с  сектора «Цветик –семицветик», далее команда, выигравшая конкурс, прикрепляет свою эмблему на соответствующий сектор игрового поля и получает право выбрать следующее состязание. Задания конкурсов одинаковы для обеих команд. Победителем в игре становится команда, которая больше выиграет конкурсов (по  количеству эмблем на игровом поле).

Сектор «Цветик- семицветик».

От каждой команды приглашаются по одному участнику.

Задание: разобрать, а затем правильно собрать разборную модель цветка капусты.

Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильно и назовет к какому семейству принадлежит данное растение.

Сектор «Музобоз».

Задание: исполнить один куплет песни с упоминанием конкретного растения и назвать к какому семейству относится данное растение, затем это задание выполняет другая команда и так по очереди до выявления победителя. (Возможно домашнее задание по предварительной подготовке команд к этому конкурсу).

Сектор «Гадание на картах».

Задание: по диаграммам цветков определить к какому семейству они принадлежат  и записать формулу соответствующего семейства. Учитывается правильность и время выполнения задания.

Сектор «Ботаническая экспертиза».

Каждой команде выдаются гербарии растений без подписей – ярутка полевая. душистый горошек, пролеска, пшеница.

Задание: по определительным карточкам установить названия растений.

Учитывается правильность и время выполнения задания.

Сектор «Шифровальщик».

Для каждой команды на крыльях доски записаны признаки двудольных и однодольных растений:

  1.  Две семядоли в зародыше.
  2. Корневая система стержневая.
  3. Формула цветка кратная трем.
  4. Жилкование листьев параллельное или дуговое.
  5. Одна семядоля в зародыше.
  6. Околоцветник двойной.
  7. К классу принадлежат семейства злаковые и лилейные.
  8. Формула цветка кратная 4 или 5.
  9. Жилкование листьев сетчатое.
  10. Корневая система мочковатая.
  11. Околоцветник простой.

12.К классу относятся семейства розоцветные, бобовые, пасленовые.

Задание: выписать номера признаков класса двудольных растений. Участники команды по очереди выходят к доске, и выписывает одну цифру.

Сектор «Экскурсия в прошлое».

Задание: рассказать интересные факты из истории 2-3 растений.

К этому конкурсу возможна предварительная подготовка в качестве домашнего задания, хотя дети интересно рассказывают и без предварительной подготовки, например: история распространения картофеля в России и других странах, объясняют смысл поговорки «Это было при царе Горохе», о попытке отравления Д. Вашингтона помидорами и другие.

Сектор «Каламбур».

Команды получают печатные карточки с биологическими ошибками. Задание: исправить ошибки.

1  Классификация растений.

Царство     Растения

Отдел         Покрытосеменные

Класс          Двудольные

Семейство  Ивовые

Порядок     Ивоцветные

Род              Тополь

Вид              Тополь белый

2Морфо-биологический анализ василька синего.

  1. Корневая система стержневая.
  2. Стебель прямостоячий, расположение листьев очередное, жилкование параллельное.
  3. Соцветие корзинка.
  4. Цветки язычковые ложные, в центре трубчатые.
  5. Плод –семянка, сухой, односемянной.
  6. Растение относится к классу двудольных,семейству сложноцветных.

3.Загадка: На жарком солнышке подсох и рвется из стручков горох.

4. Строки из песни:

Ягода малина нас к себе манила,

Ягода малина в гости звала.

Как сверкали эти искры на рассвете,

Ах, какою сладкой малина была.

Сектор «Это вкусно!».

Задание: За 1 минуту записать на листе бумаги как можно больше названий растений семейства розоцветных, плоды которых употребляются в пищу.

Сектор «Фитоцентр».

Задание: На листе написать о применении в лечебных целях ромашки лекарственной, календулы, мать и мачехи к какому семейству принадлежат эти растения?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

презентация к уроку "Классификация растений"

Урок по программе Пономаревой И.Н. Может быть кому-нибудь пригодится моя презентация. Буду очень рада. Тема базовая, знания для ребят новые, усваиваются нелегко, а при дальнейшем изучении биологии игр...

Разработка урока по теме: "Классификация растений"

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...

Презентация урока по теме: "Классификация растений"

Презентация к обобщающему уроку по теме: "Классификация растений"...

6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений....

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Контрольный тест по биологии по темам "Жизнь растений", "Классификация растений" 6 класс

      Педагогические цели тестирования:- выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;- установление уровня подготовки каждого учащихся относительно тре...