АСТРОНОМИЯ — ЭТО ЛУЧШАЯ ПРИВИВКА ОТ ЛОЖНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА
статья по астрономии
Зачем нужна астрономия? Что она может дать неокрепшим умам? Нередко звучат подобные вопросы.
Встречаются личности, которые считают, что любители и профессиональные звездочеты всего лишь развлекаются, теша свои глаза веселыми картинками туманностей и галактик, которые все привыкли видеть в глянцевых журналах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_-_eto_luchshaya_privivka_ot_lozhnogo_predstavleniya_ob_ustroystve_mira.docx | 174.8 КБ |
Предварительный просмотр:
АСТРОНОМИЯ — ЭТО ЛУЧШАЯ ПРИВИВКА ОТ ЛОЖНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА
Зачем нужна астрономия? Что она может дать неокрепшим умам? Нередко звучат подобные вопросы.
Встречаются личности, которые считают, что любители и профессиональные звездочеты всего лишь развлекаются, теша свои глаза веселыми картинками туманностей и галактик, которые все привыкли видеть в глянцевых журналах.
Увы и в интернете всё чаще встречается неправильное мнение об астрономии.
Во-первых, не лишним будет знать, что астрономия — одна из древнейших наук и возникла она из практических потребностей человечества, а не развлечений ради.
Тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае люди заметили повторяемость определенных событий на небесной сфере. На основе наблюдений за этими событиями они научились определять время и стороны горизонта.
Так что если бы в те времена человечество не озадачилось происходящим на небе, то неизвестно, носили бы вы сейчас наручные часы или нет. Сколько выходных у вас было бы в году, если бы Плутон находился чуть ближе к Солнцу? А вращайся Луна на сотню-другую тысяч километров дальше от Земли, сколько раз в месяц вы получали бы зарплату?
Главный вклад астрономии в школе или в колледже, на мой взгляд, заключается в том, что это единственный предмет, который дает реальное, полноценное представление о том, где вообще мы живем и как устроена Вселенная. Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира, которая, к сожалению, сегодня часто встречается в СМИ и интернете.
Всегда приятно видеть потрясение детей (а оно проявляется очень явно), когда они осознают, сколь уникален, но в то же время мал и незначителен в масштабах космоса тот голубой шарик, на котором сосредоточены все наши жизни и проблемы. Ребята узнают о реальной связи Солнца и Земли, перестают воспринимать солнечные и лунные затмения как нечто сверхъестественное и непонятное, получают основные знания о планетах и о том, как действие различных механизмов во Вселенной привело к эволюции самой Вселенной, Земли и, в конечном счете, человека.
Говоря о «приземленных» навыках, школьный курс астрономии в том виде, в котором он существовал раньше, давал ребятам базовые навыки определения своего географического положения по небесным телам, не говоря уже об ориентации по сторонам света. Это может показаться не столь необходимым в век вездесущих смартфонов и GPS, но в действительности эти системы очень хрупки и имеют множество слабых мест. Они уязвимы перед лицом стихийных бедствий и человеческого произвола. Кроме того, еще существуют места, где технологии по тем или иным причинам просто непрактичны.
Кстати, а какие профессии связаны с астрономией? Кем можно стать, изучив эту науку?
Конечно, в первую очередь с ней связаны сами астрономы, которые представляют из себя гораздо более разношерстную компанию, чем принято думать. Есть астрономы-наблюдатели и астрономы-теоретики, они могут специализироваться как на «привычных» планетах и звездах, так и на черных дырах и Вселенной.
Кроме того, велика и неразрывна связь астрономии с физикой. Часто трудно бывает понять, особенно в теоретических дисциплинах, где заканчивается астрономия и начинается физика и наоборот. Только астрономы могут проверить теории, которые продуцируют физики-теоретики, и подкинуть им новые загадки. Также сложно представить астрономию без космонавтики. Армия «прикладных» астрономов рассчитывает траектории космических аппаратов, а космонавты заучивают наизусть звездное небо, чтобы по четырем-пяти звездам, видным в иллюминаторе, определить ориентацию корабля.
Морякам, геологам, промысловикам, охотникам и любым специалистам, работающим вдали от цивилизации, тоже нужно знать звездное небо, чтобы не зависеть от работы систем навигации. С другой стороны, для той же навигации, а также геодезии и разведки полезных ископаемых, нужны сведения о структуре гравитационного поля Земли — ее изучают гравиметристы — это особая «порода» астрономов-геофизиков.
Удивительно, но да — именно астрономия помогает определить, где располагаются залежи полезных ископаемых. Сделать это удается благодаря опытам по определению силы тяжести в определенных точках земли.
Астрономия позволяет понимать, когда нужно ждать морские приливы и отливы. Благодаря этой науке есть возможность составления топографических и географических карт.
Не будь астрономии — вряд ли человек открыл бы некоторые физические законы и не было бы, к примеру, GPS, которым сейчас пользуются очень многие.
Перечислять можно долго, где и как нужна нам астрономия.
Астрономия — это очень интересно. А звёздное небо манило, манит и будет манить пытливые умы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Устройство мира по представлениям древних славян"
Презентация знакомит обучающихся с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями наших предков, славянским пантеоном богов. Углубляет знания о народной культуре, её духовном прошлом....
Презентация урока "Развитие представлений человечества о мире. Картины мира" по экологии 9 класса
Презентация урока экологии для 9 класса...
"Политическое устройство мира"
презентация испоьзуется на уроке для объяснения нового материала...
Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"
Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разн...
«Маленькая трилогия» А.П.Чехова: ложные представления, определяющие судьбы людей («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 9-11 классы
Разработка урока...
Урок астрономии в 11 классе «Развитие представлений о строении мира»
Цели урока: выяснить, в чем отличие системы Коперника от системы Птолемея; сформулировать выводы в пользу гелиоцентрической системы мира, следовавшие из открытий, сделанных с помощью телескопа; в...
Представление об устройстве мира
Учебная презентация для изучения темы "Представление об устройстве мира" в 5 классе на уроках географии...