Программа дополнительного образования по астрономии "Космический навигатор".
методическая разработка по астрономии (11 класс)

Воронцова Варвара Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа "Космический навигатор" реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования:  нацелена на освоение  астрономических знаний и умений, развитие естественнонаучной и технологической грамотности, творческого и системного мышления, мотивировать к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.

Содержание:

Программа рассчитана на 1 год. Объем программы 87,5ч.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 2,5 ак.ч. (90 мин) с перерывами.

Занятия проводятся в звёздном зале, в учебном кабинете и в обсерватории планетария.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методист Воронцова В. А.103.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЛАНЕТАРИЙ»​​

Согласовано

на заседании педагогического совета

ГБУ ДО «Планетарий»

Протокол № __ от

«___» ___________ 2021

«Утверждаю»

 Директор ГБУ ДО «Планетарий»

____________ С. Ю. Сахарова

Приказ № __________

«       »_________________2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «Космический навигатор»

Направленность: естественнонаучная.

Возраст учащихся:  11 - 14 лет

Срок реализации: 1 год (87,5 часов)

Автор – разработчик: Воронцова В. А.

методист  и педагог

дополнительного образования

Кострома, 2020

Нормативно-правовые документы.

   Рабочая общеразвивающая дополнительная программа "Космический навигатор" составлена в соответствии:

  1. с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ с дополнениями и изменения от 30.12.2014 года, 30.07.2015 года, 19.12.2016 года;
  2. с приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  3. с постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ  № 41 от 04.07. 2014 г.  «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. с приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 03. 09. 2019 г. «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
  5. с письмом Минобрнауки  России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  6. с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242 ММ;
  7.  с образовательной программой Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Костромской области «Планетарий».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Основные характеристики программы:
  1.  Дополнительная общеразвивающая программа "Космический навигатор" реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования:  нацелена на освоение  астрономических знаний и умений, развитие естественнонаучной и технологической грамотности, творческого и системного мышления, мотивировать к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.

1.2 Актуальность программы обусловлена потребностями не только детей и родителей, но и педагогов - предметников естественнонаучной направленности. Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" в школы вернулась астрономия. Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом".  

Сегодня астрономия – одно из самых древних, самых интересных, красивых, а в настоящее время бурно развивающихся наук. Астрономические вопросы всегда вызывали интерес у школьников всех возрастов. Далеко не на каждый вопрос найдется в доступной энциклопедии. Систематическое изучение астрономии начинается лишь в выпускном классе и нередко преподает поверхностно. Каждое занятие по программе помогает ребятам разобраться в тайнах мироздания, познакомиться с современными астрономическими методами, получить представление о космонавтике и её значении. Астрономические знания помогут  детям сориентироваться в огромном потоке информации, которую дают нам современные СМИ,  и которая зачастую бывает недобросовестной, ошибочной, а иногда и откровенно антинаучной.

   Изучение астрономии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:

-   приобретение естественнонаучной компетенции;

-   формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

-   проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

-  диалектический метод познания природы;

-  развитие интеллектуальных и творческих способностей;

-  применение полученных знаний и умений и нестандартного мышления при решении практических задач повседневной жизни.

   Программа "Космический навигатор",  являясь дополнительной,  содержит все выше перечисленные линии развития обучающихся, но особое внимание уделяет развитию интеллектуальных способностей,  системного мышления  и технологической грамотности, как составной части естественнонаучного развития в рамках исследовательской и проектной деятельности.

Сегодня нельзя отрицать неимоверный прогресс, который в данный момент совершает космическая отрасль. Обратите внимание, как много новых профессий появилось за последние два десятилетия во всех сферах нашей жизни?  Через какое-то время космос начнет активно осваиваться различными компаниями и частными организациям. И вскоре мы увидим запросы  вакансий кадров,  для которых по предположениям ведущих экспертов этой сферы готовить нужно уже сейчас. А профессии будущего не так уж и фантастичны: проектировщик жизненного цикла космических сооружений, инженер системы жизнеобеспечения, инженер-робототехник, инженер-конструктор   космических аппаратов, инженер – баллистик,  менеджер космотуризма, гидрометеоролог, космонавт, астроном,  астрофизик, астроинженер, инженер по телекоммуникациям и связи, специалист по космической медицине, космический биолог, космический психолог, космический гид-экскурсовод, космогеолог. 

Программа "Космический навигатор" востребована среди обучающихся  Костромской области, проводится  в течение учебного года.  Стоит отметить, что в настоящий момент внедрение элементов инженерного образования способствует более высокой мотивации к обучению и успешному выбору карьеры в будущем.

1. 3.  Отличительные особенности программы "Космический навигатор".

Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому обучающемуся получить не только естественнонаучные знания, умения, но и развить технологическую грамотность, что является составляющей естественнонаучной компетенции.

Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения организован с целью достижения следующего результата: готовность к преобразованию деятельности. Ключевая компетенция при освоении программы – умение учиться, что соответствует ФГОС третьего поколения.

В данной программе приоритетным направлением выбраны:

естественнонаучные базовые знания о космической технике; аппаратах исследования ближнего и дальнего космоса; устройствах, сохраняющих жизнедеятельность на МКС.

умения и навыки наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной среде, искусственной и социальной среде, анализировать, планировать, систематизировать, выбирать способы разработки и моделирования. Например: разведка и добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах; разработка  устойчивой космической экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов; проектирование сооружений в условиях открытого космоса; расчет рейсов на орбиту, и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям.

выполнение задач программы привлекают обучающихся к самостоятельному техническому творчеству при выполнении проектов в естественнонаучном направлении, которое играет большую роль не только в повышении качества трудовой подготовки и профессиональной ориентации, возможность примерить на себя профессии будущего в космической отрасли: космогеолог, космобиолог, инженер систем жизнеобеспечения, гидрометеоролог, космонавт, астроном,  астрофизик, астроинженер.  

Достижение поставленных задач способствует раскрытию и развитию у учащихся творческих способностей, системного мышления, инициативы, самостоятельности, и такие компетентности как:  умение  учиться, иметь современные представления о мире, в котором мы живем.

 "Космический навигатор"  - модифицированная программа на основе базовой образовательной  программы «Астрономия». Изменения в программе «Космический навигатор» внесены  с учетом особенностей организации ГБУ ДО «Планетарий»,  формирования групп детей,  нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

В её основу положены первостепенные знания, дающие начальные представления об астрономии как науке, её историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний. Обучающиеся получают знания об устройстве Вселенной, месте в ней человека, основных физических законах, о практическом использовании астрономических знаний, об источниках  информации о космических объектах, о физических условиях на планетах и их естественных спутниках, на звёздах и в межзвёздной среде.

В сравнении с известными аналогами данная программа отличается по содержанию, методам, так же отличается  по организационным формам реализации предлагаемого материала.  Обобщен педагогический опыт в общеобразовательных учреждениях, опыт педагогов «Планетария», опыт педагогов технологии и инженерного направления, опыт ведения занятий в частном образовательном учреждении,  проанализированы программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, и технической направленности.  Для удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей и запросов подростков, разработана программа "Космический навигатор".

Программа  предусматривает приобретение астрономических знаний и умений на базовом уровне для использования астрономических знаний в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами системного мышления в технической отрасли, развитие познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей,  развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

В процессе обучения физике изучаемый материал увязывается с повседневной жизнью, математическими умениями, техникой, технологией и другими естественными предметами. При знакомстве с явлениями предпочтителен эксперимент, а при решении проблем - естественнонаучный метод. Процесс обучения формирует познавательные умения учащихся, необходимые для успешной учебы  (по физике). В процессе решения расчетных, графических и проблемных задач, оценивания достоверности полученных результатов, развивается технологическая составляющая естественнонаучной компетенции,  создается основа инженерного и критического мышления.

Программа "Космический навигатор" предназначена для  обучающихся средних классов,  так как  помогает обучающимся формировать представление о себе, о своей деятельности сегодня,  о будущей  профессии, прогнозировать и планировать.  Целесообразно начать обучение по программе  "Космический навигатор"  в пятом, шестом или седьмом классе.

  • предусматривают возможности как для индивидуального, так и коллективного познавательного процесса (самостоятельные работы, работы в паре и группе, учебные прогулки, практические работы, работа с виртуальными учебными средами, а также веб-материалами и другими информационными источниками);
  • с целью способствовать формированию учащихся как активных и самостоятельных;
  • предусматривают дифференцированные учебные задания, содержание и степень
  • сложности которых поддерживают индивидуальный подход к учащемуся и повыщают
  • познавательную мотивацию;
  • 5) предусматривают современные познавательные среды, а также учебные материалы и
  • средства ИКТ,
  • 6) расширяют познавательную среду: природная среда, компьютерный класс, окрестности
  • школы, музеи, выставки, предприятия и т.д.;
  • 7) предусматривают различные методы обучения, в т.ч. активное обучение: ролевые игры,
  • обсуждения, дискуссии, проектное обучение, учебное портфолио и исследовательские
  • работы, практические и исследовательские работы (наблюдение и анализ природных
  • объектов и процессов, объяснение факторов, влияющих на процессы и объекты,

решение комплексных проблем).

  1. Педагогическая целесообразность программы "Космический навигатор" формирует шкалу  ценностей учащихся, увязывая решение проблем с общим культурно-историческим наследством человечества, успехи и развитие науки для научно-технического прогресса.

Познаваемый материал подается в форме проблемного обучения и увязывается с повседневной жизнью учащегося. Учитываются  индивидуальные особенности учащихся и всестороннее развития их способностей, большое внимание уделяется формированию познавательной мотивации учащихся – учим учиться.

В программе реализуется и гражданско-патриотическое воспитание, изучение истории космонавтики, патриотическое воспитание; гуманитарные аспекты: расширение знаний по астрономии, космологии, физике, химии, биологии, робототехнике.

Социокультурная составляющая программы: основы психологии личности и группы, лидерские и организаторские практики, проводятся специалистом психологом; практики социального творчества и активности; развитие гибких навыков и современной технической грамотности.

Данная программа помогает расширить знания об основных методах  научного познания природы,  характерных для естественных наук  (экспериментальном и теоретическом); физических и химических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

    

     1.5 Цели программы "Космический навигатор":

сформировать естественнонаучную и технологическую грамотность, как составляющие естественнонаучной компетенции;

дать целостное представление о естественнонаучных фактах и теориях, а также связанных с ними практик и перспективных профессий;

развить естественнонаучное мировоззрение учеников, закладывая основу для непрерывного обучения на протяжении всей жизни и помогая им при выборе профессии.  

     1.6 Задачи программы "Космический навигатор":

  • привить устойчивый интерес к предметам естественнонаучного направления;
  • расширить интеллектуальные и практические знания и умения в области астрономических исследований и космических экспериментов, позволяющих изучать астрофизические явления природы, достижения науки и техники в космической отрасли;
  • научить вести наблюдения, применять астрономические методы расчета; находить  решения задач естественнонаучного цикла в области астрономии, физики, биологии, космонавтики.
  • вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность,  и побудить к созданию проекта;
  • сформировать компетенции (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)  в исследовательской деятельности учащихся: самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией,  вести исследовательскую деятельность и разрабатывать проекты,  применять знаний, анализировать и систематизировать полученную информацию; делать выводы и умозаключения;
  • развить внутреннее побуждение к самосовершенствованию, повышение интеллектуального уровня, лидерские качества;
  • воспитать патриотизм и гражданские чувства у подростков.

1.7  Возраст учащихся:  11 - 14 лет позволяет усвоить необходимость общечеловеческого разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем. Новые технологии приводят к созданию новых рабочих мест,  а интерес к профессиям будущего с каждым годом приобретает популярность у подростков.

В программе учитываются возрастные особенности:

интеллектуальные особенности этого возраста меняют  мышление подростка, он требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.

  • Все эти нюансы учитываются при составлении заданий и упражнений:  способность к логическому мышлению, способность  к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Учитывается умение прогнозировать последствия своих поступков. Педагоги проявляют исследовательский интерес к потребностям каждого ученика в обучении.

эмоциональные особенности этого возраста  характеризуются перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.

  • Психологи и педагоги обеспечивают эмоциональную безопасность, чтобы учащиеся не проявляли вспыльчивость, проявляли сдержанность и постепенно начинали обретать уверенность в себе. Оказывается поддержка энтузиазму, чувству юмора, свободе высказываний и независимости.

 социальные особенности этого возраста – нахождение между двумя группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи, поскорее стать взрослым. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.

  • Мысли, анализ и творчество – главные на занятии. Доводим любое начатое дело до конца и проводим саморефлексию. Чтобы дать каждому ребенку чувство уверенности в себе, сделать его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне, используются игровые методы, а так же методы формирования у учеников веры в успех, концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах и помощь в «материализации» своих достижений.

Зачисление учащихся возрастом 11-15  лет на учебный год производится на основании заявления родителей; количество детей в группе не менее 15 (пятнадцати) человек; зачисление в группу в течение года производится на основании заявления родителей, без иных дополнительных условий;  учитываются уже имеющиеся знания и компетенции  каждой конкретной группы учащихся.  Интегрированный подход  дает возможность рекомендаций родителям.  

  1.8 Формы занятий:

Уровневая дифференциация предусматривает возможность свободного выбора учащимися объема изучаемого материала, решение заданий по астрономии, творческой или проектной работы. Данная программа ориентирована на сочетание коллективных занятий с индивидуальным подходом.

Применение педагогических технологий: проблемное обучение, развивающее обучение, проектные, исследовательские, поисковые, ИКТ, мультимедийных технических и компьютерных средств, которые обеспечивают максимальную наглядность и продуктивность занятий.

Фронтальные задания помогают обучающимся совершенствовать свои коммуникативные навыки, групповые обсуждения и мозговой штурм способствуют развитию познавательной активности каждого ребенка, индивидуальные беседы и комбинированные опросы для приобретения новых знаний и навыков самостоятельной деятельности, наблюдения и ситуационно-ролевые игры, соревнования и конкурсы, турниры и творческие проекты, самооценка и самоконтроль в самостоятельной форме работы – это шанс пробовать себя в роли исследователя.

.

  1. ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:
  1.  Объём программы: 87,5 часов в год.
  2.  Срок реализации программы: 1 учебный год.
  3.  Режим занятий: 1 раз в неделю по 2,5 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Планируемые результаты  освоения курса

программы "Космический навигатор".

Главный результат – это формирование  естественнонаучной компетенции, которая подразумевает естественнонаучную и технологическую грамотность, включает умения наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной, искусственной и социальной среде; анализировать среду как целостную систему.

При обучении на курсе «Космический навигатор» проявится интерес к астрономии, физике и другим естественным наукам, учащиеся начнут понимать их значение для повседневной жизни и развития общества; будут уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод; получат представление о языке астрономии,  начнут  читать и понимать естественнонаучный текст,  находить достоверную информацию по астрономии в сети Интернета и справочниках;  поймут важность устойчивого развития общества, будут ответственно относятся к природе и обществу; получат представление о связи астрономии с техникой и технологией, а также о  перспективных профессиях, связанных с научно-техническим прогрессом в космической отрасли.

По окончании курса дети будут знать:

о небесной механике (предмете ее исследований, связи с другими науками, основных этапах истории и ученых, внесших наибольший вклад в развитие небесной механики);
законы движения космических тел в центральных полях тяготения Кеплера;
о связи между формой орбиты и скоростью движения космических тел;
- астрономические величины: формы орбит космических тел; значения I, II, III космических скоростей (для Земли); значение астрономической единицы расстояний.

- о современном научном мировоззрении (структура, размеры, возраст Вселенной);

- о месте человека во Вселенной и суть антропного принципа;

- о форме Земли, ее внутреннем строении, составе и строении атмосферы, о других оболочках Земли – биосфере и ноосфере;

- о сравнительных размерах тел Солнечной системы;

- о малых телах Солнечной системы.

- о лунном рельефе (моря, кратеры, горы), о диапазоне изменения температуры на Луне, об отсутствии на Луне атмосферы;

- о процессах, происходящих в недрах Солнца (термоядерные реакции);

- о расстояниях до звёзд, размерах звёзд, цвете и температурах;

- о зарождении звёзд из газово-пылевой материи;

- о строении Галактики и месте в ней Солнца;

- о расстояниях до других галактик;

- об исследовании Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций;

- общие сведения о Земле (средний радиус, среднее расстояние от Солнца);

- в чем заключается уникальность Земли;

- почему происходит на Земле смена дня и ночи, смена времён года;

- гипотезы о происхождении жизни на Земле;

- что такое астрономическая единица;

- планеты земной группы и планеты-гиганты;

- гипотезы о происхождении Солнечной системы;

- общие сведение о Луне (средний радиус, среднее расстояние от Земли, синодический и сидерический периоды обращения Луны);

- названия лунных морей, кратеров, гор;

- что такое лунные фазы и почему происходят лунные и солнечные затмения;

- общие сведения о Солнце (размер Солнца, строение, состав);

- названия близких к Солнцу звёзд;

- что такое новые и сверхновые звёзды, белые карлики;

- самые близкие к нам галактики;

- как на звёздных картах обозначаются созвездия и звёзды;

- что такое звездная величина;

- о движении планет: обращение планет вокруг Солнца (направление обращения, среднее расстояние планет от Солнца, сидерический период обращения, средняя скорость орбитального движения, вытянутость орбит (эксцентриситет), наклон планетных орбит к эклиптике);

- о вращении планет вокруг оси: направление вращения, период вращения,

наклон планетного экватора к орбите;

- о конфигурации планет: противостояние и соединение, восточная и западная элонгации, восточная и западная квадратуры;

- что такое звезда;

- о химическом составе звёзд, массе, размерах, светимости, температуре и цвете;

- о расстояниях до звёзд;

- о звёздных каталогах;

- о рождении звёзд из газово-пылевой материи;

- о строении Галактики (плоская и сферическая составляющие Галактики. Галактический диск и спиральные рукава, галактическое ядро);

- о теории Большого Взрыва;

- о возможных путях дальнейшей эволюции Вселенной;

- о путях поиска внеземных цивилизаций;

- о радиопосланиях Внеземным цивилизациям;

- о посланиях на космических кораблях «Пионер» и «Вояджер» и др.

По окончании курса дети будут уметь:

- провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;

- находить среди различных фотографий рассеянных звёздных скоплений, газово-пылевых туманностей, планетарных туманностей, галактик некоторые самые известные;

- работать с подвижной картой звёздного неба (основные навыки);

- горизонтальные и экваториальные координаты (первая система), особенности каждой системы, конкретное применение каждой системы координат;

- внутренние и внешние планеты;

- формулировку первого и второго законов И. Кеплера;

- формулировку закона тяготения И. Ньютона;

- ближайшие к Солнцу звёзды;

- находить на карте звёздного неба зодиакальные созвездия;

- работать с подвижной картой звёздного неба;

- определять координаты небесных объектов в справочной литературе;

- определять координаты небесных объектов по подвижной карте звёздного неба;

- определять с помощью ежегодного астрономического календаря условия видимости планет, находить планеты на небе и наблюдать планеты с помощью телескопа;

- решать задачи по теме «Конфигурация планет, первый и второй законы И. Кеплера»;

- начертить эллипс с помощью нитки, карандаша, кнопок и фанеры и вычислить эксцентриситет полученного эллипса.

Личностными результатами обучения являются:

  • испытывать командный дух и ощущать ситуацию успеха, что будет способствовать реализации позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;  готовность  к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • чувству причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • встречи с ветеранами космодрома Байконур и Плесецк в течение учебного года имеют важные задачи: формирование гражданских и патриотических чувств через события и факты, знаменательные даты, связанные с необходимостью понимания важности защиты, сохранения и укрепления мира, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое  и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
  • нравственному сознанию и поведению  на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания; способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками.
  • будет  готов к научно-техническому творчеству,  владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, будет заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной  деятельности; эстетическое отношение к миру.

Метапредметные результаты обучения представлены тремя группами

 универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

учащийся:

  • прибрел базовые знания по астрономии, умения, необходимые для повседневной жизни и непрерывного обучения на протяжении всей жизни;
  • умеет при решении проблем применять естественнонаучный метод;
  • получил представление о языке астрономии и умеет его использовать в не только в простейших случаях, но и обосновывать свое мнение, оперирую научными терминами и современными данными;
  • развил умение читать и понимать естественнонаучный текст, по справочникам и
  • сети Интернет,  умеет находить информацию по астрономии;
  • понимает важность устойчивого развития общества, ответственно относится к природе и обществу;
  • получил представление о связи астрономии  с физикой, физики с техникой и технологией, а также о профессиях, востребованных на сегодняшний день и перспективных;
  • развил естественнонаучную и технологическую грамотность, творческое и системное мышление, был внутренне мотивирован к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
  • умеет самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;  уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод;
  • умеет оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;  выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • умеет задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • научился оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи при изучении материала и обсуждении исследовательских направлений индивидуальных проектов.
  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем);
  • формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
  • при описании, объяснении и прогнозировании астрономических явлений пользуется астрономическими понятиями, астрономическими величинами, связями и приложениями;
  • решает ситуационные, расчетные и графические задачи, часть решения которых содержит связь, представленную не более чем двумя формулами, а также оценивает

достоверность полученного результата;

  • пользуется астрономическими единицами измерения, используя приставки мега-, кило-, микро- и нано-;
  • на основе характеристики заданной ситуации формулирует вопрос(ы) исследования,
  • планирует исследование и делает выводы состоятельности гипотезы, содержащейся в вопросе исследования;
  • ищет астрономическую информацию по справочникам и таблицам, использует найденную информацию при решении задач;
  • рисует схемы творческих разработок,  астрономических объектов, явлений, физических процессов;
  • решает частные комплексные задачи прикладного характера;
  • распознает физические темы, проблемы и вопросы в различных ситуациях (естественнонаучные тексты, личный опыт) и предлагает возможные объяснения;
  • ценностно ориентирован на устойчивое развитие общества, ответственно относится к природе и обществу.

Коммуникативные универсальные учебные действия

учащийся:

  • осуществляет деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы умеет быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); научился согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • использовать возможность участия и  побед в конкурсах планетария и во Всероссийских конкурсах; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
  • исходят из базовых ценностей учебной программы, ключевых компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и целевых результатов учебы, а также поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и сквозными темами;
  • используют время для отдыха и занятий по интересам.

  1. Способы и формы проверки результатов

Проводится входная проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением и первичная диагностика –  определение  образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и  образовательных потребностей. Тематический контроль в игровой форме проводится  с целью проверки результатов обучения после прохождения каждого раздела. В конце учебного года итоговый контроль в форме конкурса с подсчетом набранных баллов, как  проверка результатов обучения  после завершения образовательной программы. Результаты фиксируются во время проведения: мини-тестов, игры, командных соревнований, интеллектуальных турниров, применения знаний в творческом конкурсе, викторины, выступления на мероприятиях, защиты творческих заданий,  групповых проектов и выставках.

Ведется систематическое наблюдение, оценка и прогноз изменений  запроса на обучение. 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1

Раздел 1.

Космическое пространство сегодня.

9

1.1

Вводное занятие. Космические «штучки».

1

Передовые технологии.

Обзорные наблюдения звездного неба.

беседа

1.2

Перспективные космические проекты.

1

Методы астрономии (наблюдение, сравнение, фото, анализ, расчёты).

Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

игра

1.3

Спутники на орбите.

Космический мусор.

2

Методы ДЗЗ.

Что там на орбите.

Метеорология и МЧС, ГЛОНАСС.

Расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС.

Количество космического мусора и его утилизация.

наблюдения по карте Google

мозговой штурм

1.4

Новости в астрономии

Из достоверных источников.

1

открытия

теллурий, телескоп, обсерватория, бинокль, секстант, часы, глобус, карты, ПК, программы on-line

работа с книгой, в сети Internet, с научным журналом.

1.5

Профессии будущего, связанные с космосом.

2

Амбициозные проекты.

логическая цепочка

1.6

Викторина «Космические «штучки».2ч.

2

Раздел 2.

Исследования ближнего космоса.

14

2.2

Автомобиль на Луне

1

Расстояния (в СС и дальше), поиск воды в СС

Расчеты расстояний до планет.

логическое мышление

2.3

Росток на Луне

1

исследования грунта и атмосферы

системное мышление

2.4

Роверы на Марсе

1

Лед, бури, радиация

критическое мышление

2.5

Инопланетный туристический маршрут.

2

Туристический полет

Разработать туристический маршрут по Луне или по планете Марс.

творческий проект

2.6

Марс и его загадки.

2

Провести экскурсию.

защита проекта

2.7

Полеты Вояджеров

2

Окраина Солнечной системы, Койпер, Оорт

Скопления (Оорта, галактик, пояс Койпера

задание на расчёт расстояний

2.8

Полет «Новые горизонты»

1

Юпитер и его спутники

Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

задание на расчёт расстояния

2.9

Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса» 4ч.

3

Раздел 3.

 Космодромы.

10,5

3.1

Полеты до Гагарина

2

Сказки, былины, мифы и первые попытки полета.

Своя игра

«Простые механизмы»

логическое мышление

3.2

Космодромы  мира

2

Координаты, расположение

Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.

критическое мышление

3.3

Байконур

1

Первый космодром

Чтение схем

системное мышление

3.4

Плесецк

1

испытательные запуски на космодроме Плесецк.

Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.

системное мышление

3.5

Восточный

1

новый

Квест № 1

игра

3.6

Космодром на Луне

1

Будущее космодромов

Мозговой штурм, работа в мини- группах.

создание схемы космодрома

3.7

Встреча с ветеранами. Игра «100 вопросов взрослому» 2,5 ч.

4

Раздел 4.

 Поехали!

14

4.1

Движение  планет, расчет орбиты  ИСЗ

2

афелий, перигелий, гравитационные маневры.

Расчеты полёта.

Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.

расчетные задачи

4.2

На старт!

2

Корабли в космос (запуск, высота и скорость, время полета)

Люди и роботы. Рассчитать: чей полет дешевле.

расчетные задачи

4.3

Полет на Луну

2

Луна. Особенности исследования спутника. Перспективы. Люди и роботы. Время полета и пребывания. Программы.

Скорости и расстояния (космическая, лучевая, радиальная, света)

расчетные задачи

4.4

Полет на Марс

2

Бурение, особенности исследования красной планеты. Перспективы. Программы.

Время полета и пребывания.

расчетные задачи

4.5

Полет к Венере

2

Полет в сторону Солнца, к Меркурию, проект «БипиайКоломбо»

Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.

расчетные задачи

4.6

Выход на орбиту и посадка на комету

2

Чурюмова – Герасименко, Вильд 2, Итокава.

самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотезы, анализ, систематизация данных и представление подтверждения, вывод, рефлексия, самооценка.

защита

4.7

Состязание штурманов.2ч. Новый год на планете (период, климат)

5

Раздел 5.

Технические задачи в истории космонавтики.

10

5.1

Разбор ЧС на МКС

1

Квест № 2

игра

5.2

Скафандр

1

Система жизнеобеспечения

задания на смекалку

Масса и вес (гравитационная на планетах)

чтение схем

5.3

Технические решения полетных задач.

2

Инженерные решения

Задачку про спутники Марса

задачи на логику

5.4

Астероидная опасность

1

Защита землян

Задачи, головоломки,

задачи на критическое мышление

5.5

Лови ошибку!

1

отрывки фильмов

задания на внимание

5.6

Космические роботы.

2

Успехи разных стран.

Робототехника в космосе

построение алгоритма

5.7

Командное соревнование в интеллектуальном турнире. 2ч.

6

Раздел  6.

МКС. Профессия космонавт и не только.

9

6.1

Перспективные профессии.

1

Перспективные профессии

логическая цепочка

6.2

Подготовка космонавтов.

1

Профессия космонавт

Поиск ответа на вопрос: как стать космонавтом?

поиск информации

6.3

Действующие космонавты.

1

Отряд космонавтов

Знакомство с космонавтами, их работой.

6.4

Инженеры на Земле и в космосе

1

Маск (проекты будущего)

Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

мозговой штурм

6.5

Личность

2

Характер, сила воли, решительность, принятие решений различными знаменитыми людьми.

А как поступил бы ты в этой ситуации?

задания на память

6.6

Космонавты в истории России

2

мемо-карты

6.7

Виртуальная экскурсия на МКС 1ч.

7

Раздел  7.

Жизнь на планете.

5

7.1

Лунные жители

1

Скелет человека, биология, анатомия.

Сравнить грунт Луны и Марса

самооценка

7.2

Подземные жители Марса

1

Радиация, полярные сияния, физика

Рассмотреть 4 сезона

взаимоаттестация

7.3

Жители океана подо льдом на спутнике Юпитера

1

Вода, лед, химия, Новые технологии исследования планеты.

Взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести.

критическое мышление

7.4

Титановые моря. Спутник Сатурна.

1

Аппарат «Галилео»

Эссе «Жизнь на другой  планете»

7.5

Игра «Угадалки» 1ч.    интересные животные и растения планеты

8

Раздел  8.

Звездные семьи.

8

8.1

Факты о Солнечной системе

1

Солнце

расчеты расстояний до звезд.

мемо-карты

8.2

Звёздное небо

2

Загадки небесной сферы

загадки

8.3

Параметры звезд

1

Звездная химия.

Цвета звезд (хим состав и возраст).

Обзорные наблюдения звездного неба.

ребусы

8.4

Звездные системы

1

Обзорные наблюдения звездного неба.

наблюдения в звёздном зале планетария

8.5

Межзвёздное вещество

1

Обзорные наблюдения звездного неба.

наблюдения в звёздном зале планетария

8.6

Космический марафон знаний 2ч.

9

Раздел  9.

Исследование далеких просторов космоса.

8

9.1

Вселенная – это лаборатории в космосе.

1

Энергии, вакуум, плотности, температуры.

Метод блинккомпарирования

мозговой штурм

9.2

Телескопы на орбите

1

свет

Метод поиска экзопланет

вопросы по электромагнитному излучению

9.3

Телескоп с большой базой на орбите

1

Спутники науки

графическая задача

9.4

Телескоп на нескольких материках

1

Обзорные наблюдения звездного неба.

графическая задача

9.5

Гравитационные телескопы

1

Гравитационные волны

графическая задача

9.6

Неразгаданные загадки.

соревнование

9.7

Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария 2ч.

Итого

87, 5ч.

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ

Тема 1.1.  Вводное занятие. Космические «штучки».

Теоретическая часть: передовые технологии, что изучает астрономия, основные разделы астрономии.

Понятия: молнии, липучки, аэрогелий, теплоизоляция, сублимированные продукты, вакуумная упаковка, электрическая зубная щетка, навигаторы, беспроводные инструменты, солнечная батарея, тефлон, огнестойкая ткань.

Практическая часть: методы изучения, обзор тем для исследования в учебном году, инструктаж по технике безопасности.

Тема 1.2  Перспективные космические проекты.

Теоретическая часть: орбитальные спутники, исследование ближнего космоса, исследование дальнего космоса.

Понятия: методы и способы исследования Солнечной системы, Луны, Марса, спутников Юпитера: Ио, Ганимед, Каллисто, Европа, спутник Сатурна – Титан, дальние полеты в космос: облако Оорта, пояс Койпера, граница Солнечной системы.

Практическая часть: расчет расстояний в астрономических расстояниях в Солнечной системе, расчеты в световых годах в Солнечной системе и за пределами.

Тема 1.3  Спутники на орбите. Космический мусор.

Теоретическая часть: дистанционное зондирование Земли; спутники науки, количество космического мусора и его утилизация.

Понятия: ДЗЗ, ГЛОНАСС, метеорология, МЧС, внеатмосферные исследования просторов космоса.

Практическая часть: мозговой штурм, наблюдения по карте Google, Расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС, количество космического мусора и способы его утилизации.

Тема 1.4  Новости в астрономии из достоверных источников.

Теоретическая часть: сеть Internet, научная периодика, статьи ученых, астрономы и астрофизики, космологи и футурологи.

Понятия: ближний космос, дальний космос, АМС, ровер.

Практическая часть: работа с книгой, в сети Internet, с научным журналом.

Тема 1.5  Профессии будущего, связанные с космосом.

Теоретическая часть: амбициозные проекты.

Понятия: перспективные профессии, теллурий, телескоп, обсерватория, бинокль, секстант, часы, глобус, карты, ПК, программы on-line.

Практическая часть: мозговой штурм, обзорные наблюдения звездного неба, поиск тел Солнечной системы на небе во время наблюдений, расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС.

Тема 1.6  Викторина «Космические «штучки».

Практическая часть: повторение изученного материала в игровой форме.

Тема 2.1   Автомобиль на Луне

Теоретическая часть: исследование Луны, поиск воды в Солнечной Системе.

Понятия: астрономическая единица, световой год, параллакс.

Практическая часть: расчеты расстояний до планет Солнечной системы.

Тема 2.2   Росток на Луне

Теоретическая часть: исследования грунта Луны и атмосферы.

Понятия: биологические, и биотические экологические фактор.

Практическая часть: продумать факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов в условиях космоса.

Тема 2.3   Роверы на Марсе

Теоретическая часть: исследования Марса

Понятия: лед, полярные шапки, пылевые бури, радиация на красной планете

Практическая часть: обсуждение отрывков фильма «Марсианин».

Тема 2.4   Инопланетный туристический маршрут.

Теоретическая часть: поверхность Марса

Понятия: интересные районы Марса: местность Кидония, равнины Эллада и Иссида, каньон Маринер, вулкан Олимп.

Практическая часть: мозговой штурм «Разработка туристического маршрута на Марсе»

Тема 2.5   Марс и его загадки.

Теоретическая часть: исследование

Понятия: исследовательский проект

Практическая часть: творческий проект «Туристы Марса»

Тема 2.6   Полеты Вояджеров

Теоретическая часть: исследование окраины Солнечной системы с помощью АМС

Понятия: АМС, граница Солнечной системы, пояс Койпера, Облако Оорта.

Практическая часть: задания на расчёт расстояний до дальних объектов Солнечной системы.

Тема 2.7   Полет «Новые горизонты»

Теоретическая часть: переселение человека на спутники Юпитера 

Понятия: Юпитер и его спутники: Ио, Ганимед, Калисто и Европа.

Практическая часть: находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

Тема 2.8   Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса»

Практическая часть: Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса».

Тема  3.1 Полеты до Гагарина

Теоретическая часть: cказки, былины, мифы и первые попытки полета.

Понятия: параплан, дельтаплан, дирижабль, самолет, реактивный ранец.

Практическая часть: «Своя игра «Простые механизмы», логическое мышление.

Тема  3.2  Космодромы  мира

Теоретическая часть: особенности координат и расположение космодромов мира.

Понятия: широта местности, движение планеты Земля, близость к экватору, поля падения,

Практическая часть: задачи на критическое мышление, расчетные задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.

Тема  3.3  Байконур

Теоретическая часть: первый космодром РФ

Понятия: стартовая комплекс, аэродром, наблюдательный пункт, музей. 

Практическая часть: чтение схем

Тема  3.4  Плесецк

Теоретическая часть: испытательные запуски на космодроме Плесецк.

Понятия: космические проекты космодрома Плесецк.

Практическая часть: решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.

Тема  3.5  Восточный

Теоретическая часть: люди каких профессий востребованы на космодроме Восточный.

Понятия: работники космодрома Восточный.

Практическая часть: чтение карт и схем, Квест № 1.

Тема  3.6  Космодром на Луне

Теоретическая часть: космодром будущего следует строить на спутнике.

Понятия: особенности лунного космодрома, топливо будущего.

Практическая часть:  мозговой штурм, работа в мини - группах: создание схемы космодрома.

Тема  3.7  Встреча с ветеранами. Игра «100 вопросов взрослому».

Практическая часть: игра «100 вопросов взрослому».

Тема  4.1  Движение  планет, расчет орбиты  ИСЗ

Теоретическая часть: Движение  планет, расчет орбиты  ИСЗ.

Понятия: 6 видов движения планеты Земля, виды орбит, скорости выхода на орбиту, афелий, перигелий, гравитационные маневры.

Практическая часть: решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.

Тема  4.2  На старт!

Теоретическая часть:

Понятия: корабли в космос (запуск, высота и скорость, время полета).

Практическая часть:

Тема  4.3  Полет на Луну

Теоретическая часть: Луна. Особенности исследования спутника.

Понятия: перспективы, люди и роботы, время полета и пребывания, программы.

Практическая часть: скорости и расстояния (космическая, лучевая, радиальная, света).

Тема  4.4  Полет на Марс

Теоретическая часть: исследование красной планеты (почва)

Понятия: бурение, карстовые воронки, особенности исследования красной планеты, перспективы, программы.

Практическая часть: мозговой штурм: время полета и пребывания, виды работ, целесообразность работы человека и робототехники.

Тема  4.5  Полет к Венере

Теоретическая часть: исследование планеты Венеры.

Понятия: атмосфера, парниковый эффект, тепература.

Практическая часть: мозговой штурм: время полета и пребывания, виды работ, целесообразность работы человека и робототехники.

Тема  4.6  Выход на орбиту и посадка на комету

Теоретическая часть: провести мини исследование в подтверждение выдвинутых гипотез о кометах Чурюмова – Герасименко, Вильд 2, Итокава.

Понятия: исследование, гипотеза, подтверждение и опровержение, вывод.

Практическая часть: самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотезы, анализ, систематизация данных и представление подтверждения, вывод, рефлексия, самооценка.

Тема  4.7  Состязание штурманов. Новый год на планете (период, климат)

Практическая часть: состязание штурманов.

Тема  5.1  Разбор ЧС на МКС

Практическая часть: Квест № 2.

Тема  5.2  Скафандр

Теоретическая часть: скафандр — это космический корабль, повторяющий форму тела.

Понятия: Масса и вес (гравитационная на планетах)

Практическая часть: задания на смекалку система жизнеобеспечения.

Тема  5.3  Технические решения полетных задач.

Практическая часть: технические решения полетных задач.

Тема  5.4  Астероидная опасность

Теоретическая часть: способы защиты от стероидной опасности.

Понятия: защита землян, наблюдение неба, отслеживание астероидов, компьютерные технологии.

Практическая часть: задачи, головоломки, задачи на критическое мышление.

Тема  5.5  Лови ошибку!

Практическая часть: игра «Лови ошибку!».

Тема  5.6  Космические роботы.

Теоретическая часть: о важности работы людей и роботов вместе.

Понятия: алгоритм, миссия, законы робототехники.

Практическая часть: разработка алгоритма для космического робота.

Тема  5.7  Командное соревнование в интеллектуальном турнире.

Практическая часть: Командное соревнование в интеллектуальном турнире.

Тема  6.1   Перспективные профессии.

Теоретическая часть: знакомство с профессиями космической отрасли.

Понятия: проектировщик жизненного цикла космических сооружений, инженер системы жизнеобеспечения, инженер-робототехник, инженер-конструктор   космических аппаратов, инженер – баллистик,  менеджер космотуризма, гидрометеоролог, космонавт, астроном,  астрофизик, астроинженер, инженер по телекоммуникациям и связи, специалист по космической медицине, космический биолог, космический психолог, космический гид-экскурсовод, космогеолог

Практическая часть: примерить на себя профессию будущего.

Тема  6. 2  Подготовка космонавтов.

Теоретическая часть: поиск ответа на вопрос: как стать космонавтом?

Личности занятия: профессия космонавт-испытатель, Бабкин Андрей Николаевич, Дубров Петр Валерьевич, Корсаков Сергей Владимирович, Петелин Дмитрий Александрович, Федяев Андрей Валерьевич, Чуб Николай Александрович, Аймаханов Мухтар Рабатович, Кикина Анна Юрьевна.        

Практическая часть: логическая цепочка, поиск информации.

Тема  6. 3  Действующие космонавты.

Личности занятия: Скворцов Александр Александрович, Шкаплеров Антон Николаевич, Артемьев Олег Германович, Мисуркин Александр Александрович, Новицкий Олег Викторович, Матвеев Денис Владимирович, Кудь-Сверчков Сергей Владимирович, Прокопьев Сергей Валерьевич.

Тема  6. 4  Инженеры на Земле и в космосе.

Личности занятия: Рыжиков Сергей Николаевич, Вагнер Иван Викторович, Овчинин Алексей, Скрипочка Олег Иванович, Кононенко Олег Дмитриевич Николаевич, Борисенко Андрей Иванович, Иванишин Анатолий Алексеевич.

Практическая часть: Маск (проекты будущего).

Тема  6. 5  Личность.

Личности занятия: Циолковский, Сергей Павлович Королёв, Гагарин Юрий Алексеевич, Валентина Терешкова, Герман Титов, Алексей Леонов, Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин,

Тема  6. 6  Космонавты в истории России.

Личности занятия: Владимир Джанибеков, Павел Беляев, Сергей  Константинович  Крикалёв, доктор Валерий Поляков, Волков Александр Александрович, Крикалёв.

Тема  6. 7  Виртуальная экскурсия на МКС.

Практическая часть: Виртуальная экскурсия на МКС.

Тема  7. 1  Лунные жители.

Теоретическая часть:        воздействие гравитации на скелет человека.        

Понятия: скелет человека, биология, анатомия.

Практическая часть: сравнить грунт Луны и Марса, самооценка

Тема  7. 2  Подземные жители Марса.

Теоретическая часть: познакомиться с сезонами на красной планете.

Понятия: радиация, полярные сияния, физика процессов таяния водяного льда и углекислоты.        

Практическая часть: взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести, взаимоаттестация.

Тема  7. 3  Жители океана подо льдом на спутнике Юпитера.

Теоретическая часть:

Понятия: вода, лед, химия, новые технологии исследования планеты.

Практическая часть:

Тема  7. 4  Титановые моря. Спутник Сатурна.

Теоретическая часть: Эссе «Жизнь на другой  планете».

Понятия: аппарат «Галилео».

Практическая часть: задание на критическое мышление.

Тема  7. 5  Игра «Угадалки».  Интересные животные и растения планеты.

Практическая часть: игра «Угадалки». 

Тема  8.1   Факты о Солнечной системе.

Теоретическая часть: новости Солнечной системы.

Понятия: спутники планет, сравнение, метод поиска экзопланет, форма орбиты и скорость движения.

Практическая часть: наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны, создание интерактивной книжки, определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

Тема  8. 2  Звёздное небо.

Теоретическая часть: что необходимо знать, чтобы проводить наблюдения, где лучше наблюдать, когда проводить наблюдения, предосторожности при наблюдении Солнца.

Понятия: оборудование: бинокль, подзорная труба, телескоп, основные части телескопа.

Практическая часть: наблюдения звездного неба.

Тема  8. 3  Параметры звезд.

Теоретическая часть:  изучение параметров звезд: двойная звезда Мицар, двойное рассеянное звёздное скопление h и х Персея,

Понятия: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта, Персей, Пегас

Практическая часть: наблюдения: околополярных созвездий,  созвездий осеннего неба интересных объектов в этих созвездиях, нахождение на небе: Полярной звезды, планет в зависимости от их видимости на небе.

Тема  8. 4  Звездные системы.

Теоретическая часть: изучение видов галактики.

Понятия: галактики М81 и М82, галактика М31.

Практическая часть: нахождение туманности Андромеда, наблюдение Млечного пути.

Тема  8. 5  Межзвёздное вещество.

Теоретическая часть: Межзвёздное вещество.

Понятия: поиск информации: методы и способы.

Практическая часть: статьи в научных журналах, интервью с исследователями, энциклопедии для получения достоверной информации.

Тема  8. 6  Космический марафон знаний.

Практическая часть: Космический марафон знаний.

Тема  9.1  Вселенная – это лаборатории в космосе.

Теоретическая часть: развитие представлений о Земле, представление древних народов о плоской Земле, древнегреческие представления о шарообразной Земле (Пифагор, Пристотель), Земля – центр мироздания,

Понятия: открытия Галилео Галилея.

Практическая часть: сравнение система мира Аристотеля и Птолемея, гелиоцентрическая система мира Коперника, обсуждение идей Джордано Бруно о бесконечности космоса.

Тема  9.2  Телескопы на орбите.

Теоретическая часть: спутники науки на орбите Земли.

Понятия: электромагнитному излучение, Хаббл, Чандра и др.

Практическая часть: освоение метода ДЗЗ, кросс-вопрос по электромагнитному излучению.

Тема  9.3  Телескоп с большой базой на орбите.

Теоретическая часть: проекты будущих телескопов.

Понятия: база

Практическая часть: графическая задача

Тема  9.4  Телескоп на нескольких материках.

Теоретическая часть: астрономия – международная наука.

Понятия: международные проекты, сайты телескопов и обсерваторий, любители астрономии и профессионалы.

Практическая часть: работа с картой мира, игра «Переводчик».

Тема  9.5  Гравитационные телескопы.

Теоретическая часть: гравитационный телескоп, принцип действия.

Понятия: черные дыры, столкновение новых звезд.

Практическая часть: просмотр фрагмента фильма, обсуждение.

Тема  9.6  Неразгаданные загадки.

Теоретическая часть: будущие исследователи космоса.

Понятия: нейтронная звезда, столкновения звезд, темная материя, темная энергия.

Практическая часть: подведение итогов обучения по программе, подсчет количества оценочных баллов, самооценка, рефлексия, целеполагание на будущее обучение.

Тема  9.7  Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария.

Практическая часть: Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария.

2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели обучения

15-18

19-25

26-02

03-09

10-16

17-23

24-30

31-06

07-13

14-20

21-27

28-04

05-11

12-18

19-25

26-01

02-08

09-15

16-22

23-29

30-05

06-12

13-19

20-26

27-05

06-12

13-19

20-26

27-02

03-09

10-16

17-23

24-30

01-07

08-14

15-21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1 Методическое обеспечение программы:

  • Нормативно-правовые акты.
  • Библиотека читального зала планетария.
  • Методические материалы.
  • Наглядные пособия: аудиовизуальные, полнокупольные, мультимедийные, планетарий.
  • Литература для учеников
  • Литература для учителей
  • Электронные образовательные ресурсы

3.2 Условия реализации программы:

  • Информационное поле;
  • Инструментарий и техническое оснащение планетария: телескоп, карты звездного неба, небесные сферы, полнокупольные и аудиовизуальные программы, большая библиотека, пополняемая научными периодическими изданиями.
  • Сопровождение проекта в период исследования, направление деятельности учащегося, рецензии и доступ к инструментально-техническому оснащению планетария.
  • Продуктивное общение обучающихся с методистами планетария,  по тематике и направлению исследований, обсуждение объекта, версий объяснения результатов (анализа), рефлексии хода проведенного исследования.

Возможность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение творческих работ и учебных исследований в рамках данных мероприятий.

  1. Используемая литература:

Наблюдения, измерения, инструменты, астрометрия

1. Руководство по наблюдениям для любителей астрономии серьёзного уровня. http://rapidshare.com/files/70414325/Varia...s_G.Good_sm.pdf (выложена 27.11.2009).
2. Жаров B. E. Сферическая астрономия. 2002. - http://www.astronet.ru/db/msg/1190817
3. Кононович E. B., B. И. Мороз. Общий курс астрономии. 2004.
4. Сулейманов B. Ф. Рентгеновская астрономия. 1998. -
http://www.astronet.ru/db/msg/1174809 - Методическое пособие ФФ КГУ.

  1. Gerry A. Good. Observing Variable Stars. 2003. - Обложка на сайте издательства: http://www.springer.com/astronomy/book/978-1-85233-498-7.

Литература:

1.             Гинделис Л.М. SETI: Поиск внеземного разума. Физматлит 2004.

  1.  Джонс М., Л. Флаксман. Физика невероятного времени, М. АСТ 2014.
  2.  Засов, Постнов Общая астрофизика. Век-2, 2015.
  3.  Кононович Э.В. "Солнце-дневная звезда", УРСС, 2009.
  4.  Ксанфомалити Л.В. Парад планет, Физматлит, 1997.
  5.  Мензел  Д. Наше Солнце. М. Физматлит. 1963.
  6.  Пантелеев В.Л., Геофизика и физика планет. МГУ.
  7.  Пенроуз Р. Циклы времени. М. Бином 2014.
  8. Попов С.Б. Суперобъекты. Звезды размером с город. Альпина, 2016.
  9.  Ред. Сурдин В.Г. Звезды. Физматлит 2013.
  10.  Ред. Сурдин В.Г. Путешествия к Луне. Физматлит 2009.
  11.  Ред. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет. Физматлит 2011.
  12. Саган К. Космос. СпБ. Амфора 2004.
  13. Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении, М. 2002
  14.  Хоофт, Вандорен Время, Явления природы на шкале времени, 2016.
  15.  Daniel Fleish, Julia Kregenow, A student's guide to the Mathematics of astronomy. Cambridge 2013.

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
  3. Сайт для преподавателей астрономии, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
  4. College.ru: Физика: http://college.ru/fizika/
  5. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
  6. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru
  7. Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru
  8. Образовательные анимации для уроков астрономии, информатики и др.: http://somit.ru
  9. Мир астрономии: http://demo.home.nov.ru
  10. Обучающие трехуровневые тесты по астрономии: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com

Литература для учащихся:

  1. Школьный астрономический календарь. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Энциклопедический словарь юного  астронома. – М.: Педагогика,   1990.
  3. Абрамова О., Логинов В. «Научные теории за 60 секунд. 70 фактов». Дата выхода: 2016. Издательство: АСТ.
  4. Бонов А., Мифы и легенды о созвездиях, 1984,
  5. Бялко А. В. Наша планета – Земля. – М.: Наука, 1988.
  6. Дагаев М. М,  Наблюдения звездного неба. – М.; Наука, 2003
  7. Зигель Ф. Ю. Астрономы наблюдают. –  М.: Наука, 2015.
  8. Климишин  И. А. Астрономия  наших дней. – М.: Наука, 2000.
  9. Кононович Э. В. Солнце – дневная звезда. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. – М.:  Мысль, 1995.
  11. Кристофер Хэдфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите».
  12. Карл Саган «Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации». Дата выхода: 1980. Дата перевода: 2006. Издательство: Гельветика.
  13. Кип Торн «Интерстеллар. Наука за кадром». Дата выхода: 2014. Дата перевода: 2015. Издательство: Манн, Иванов и Фербер.
  14.  Крис Хэтфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите». Дата выхода: 2013. Дата перевода: 2015. Издательство: Альпина Диджитал.
  15. Леонов Алексей. « Выхожу в космос».
  16. Михайлов А.А. Земля и ее вращение. – М.: Наука, 2004.
  17. Митио Каку «Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса». Дата выхода: 2005. Дата перевода: 2017. Издательство: Альпина Диджитал.
  18. Позднякова И. «Большой атлас Вселенной». Дата выхода: 2017. Издательство: ЭКСМО.
  19. Попов С. «Суперобъекты. Звезды размером с город». Дата выхода: 2016. Дата перевода: - Издательство: Альпина Диджитал.
  20. Сурдин В. «Разведка далеких планет». Дата выхода: 2013. Издательство: Физико-математическая литература.
  21. Митио Каку «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени». Дата выхода: 2004. Дата перевода: 2016. Издательство: Альпина Диджитал.
  22. Саркисян Е.А. Небесные светила – надежные ориентиры. – М.:  Просвещение, 1981.
  23. Стивин Хокинг  «Вселенной в двух словах. Краеугольные камни и острые углы науки о макрокосмосе». Дата выхода: 2001. Дата перевода: 2017. Издательство: АСТ.
  24. Стивин Хокинг  «Джордж и Большой взрыв»
  25. Стивин Хокинг  «Джордж и код, который не взломать»
  26. Стивин Хокинг  «Джордж и ледяной спутник»
  27. Стивин Хокинг  «Джордж и сокровища Вселенной»
  28.  Стивин Хокинг  «Джордж и тайны Вселенной»
  29. Стивин Хокинг  «Кратчайшая история времени»
  30. Стивин Хокинг  «Мир Стивена Хокинга»
  31. Стивин Хокинг  «Природа пространства и времени»
  32. Стивин Хокинг  «Теория всего. От сингулярности до бесконечности: происхождение и судьба Вселенной»
  33. Стивин Хокинг « Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр»
  34. Стивин Хокинг « Моя краткая история». Автобиография
  35. Стивин Хокинг « На плечах гигантов»
  36. Стивин Хокинг « Черные дыры и молодые вселенные»
  37. Стивин Хокинг «Мир в ореховой скорлупке»
  38. Томит А. К. Беседы о кометах. – М.: Знание, 1991.
  39. Уипл Ф. Л. Семья Солнца. – М.: Мир, 1994.
  40. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. – М.:  Наука, 1984 .
  41. Климентов В., Сигорская Ю. Вперёд, в космос! Открытия и достижения. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016.
  42. Коски О., Грсевич Я. Путеводитель космического туриста по Солнечной системе : научный подход к выбору оптимального маршрута. Перевод с английского В. И. Фролова. — Москва : КоЛибри, 2019.
  43. Левитан Е. Чёрные дыры. Космические ужастики. — Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2016. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2016.
  44. Раман Принджа. Планетариум. — Москва : Махаон, 2018.
  45. Чудная Д. Животные-космонавты: Первые покорители космоса. — Санкт-Петербург : Питер, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Общеразвивающая программа дополнительного образования "НАВИГАТОР"

Общеразвивающая программа "Навигатор" предназначена для детей в возрасте с 11 до 17 лет и рассчитана сроком на 2 года....