Программа дополнительного образования по астрономии "Космический навигатор".
методическая разработка по астрономии (11 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа "Космический навигатор" реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: нацелена на освоение астрономических знаний и умений, развитие естественнонаучной и технологической грамотности, творческого и системного мышления, мотивировать к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
Содержание:
Программа рассчитана на 1 год. Объем программы 87,5ч.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2,5 ак.ч. (90 мин) с перерывами.
Занятия проводятся в звёздном зале, в учебном кабинете и в обсерватории планетария.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методист Воронцова В. А. | 103.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЛАНЕТАРИЙ»
Согласовано
на заседании педагогического совета
ГБУ ДО «Планетарий»
Протокол № __ от
«___» ___________ 2021
«Утверждаю»
Директор ГБУ ДО «Планетарий»
____________ С. Ю. Сахарова
Приказ № __________
« »_________________2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Космический навигатор»
Направленность: естественнонаучная.
Возраст учащихся: 11 - 14 лет
Срок реализации: 1 год (87,5 часов)
Автор – разработчик: Воронцова В. А.
методист и педагог
дополнительного образования
Кострома, 2020
Нормативно-правовые документы.
Рабочая общеразвивающая дополнительная программа "Космический навигатор" составлена в соответствии:
- с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ с дополнениями и изменения от 30.12.2014 года, 30.07.2015 года, 19.12.2016 года;
- с приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 41 от 04.07. 2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- с приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 03. 09. 2019 г. «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
- с письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242 ММ;
- с образовательной программой Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Костромской области «Планетарий».
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Основные характеристики программы:
- Дополнительная общеразвивающая программа "Космический навигатор" реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: нацелена на освоение астрономических знаний и умений, развитие естественнонаучной и технологической грамотности, творческого и системного мышления, мотивировать к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
1.2 Актуальность программы обусловлена потребностями не только детей и родителей, но и педагогов - предметников естественнонаучной направленности. Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" в школы вернулась астрономия. Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом".
Сегодня астрономия – одно из самых древних, самых интересных, красивых, а в настоящее время бурно развивающихся наук. Астрономические вопросы всегда вызывали интерес у школьников всех возрастов. Далеко не на каждый вопрос найдется в доступной энциклопедии. Систематическое изучение астрономии начинается лишь в выпускном классе и нередко преподает поверхностно. Каждое занятие по программе помогает ребятам разобраться в тайнах мироздания, познакомиться с современными астрономическими методами, получить представление о космонавтике и её значении. Астрономические знания помогут детям сориентироваться в огромном потоке информации, которую дают нам современные СМИ, и которая зачастую бывает недобросовестной, ошибочной, а иногда и откровенно антинаучной.
Изучение астрономии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:
- приобретение естественнонаучной компетенции;
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- диалектический метод познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- применение полученных знаний и умений и нестандартного мышления при решении практических задач повседневной жизни.
Программа "Космический навигатор", являясь дополнительной, содержит все выше перечисленные линии развития обучающихся, но особое внимание уделяет развитию интеллектуальных способностей, системного мышления и технологической грамотности, как составной части естественнонаучного развития в рамках исследовательской и проектной деятельности.
Сегодня нельзя отрицать неимоверный прогресс, который в данный момент совершает космическая отрасль. Обратите внимание, как много новых профессий появилось за последние два десятилетия во всех сферах нашей жизни? Через какое-то время космос начнет активно осваиваться различными компаниями и частными организациям. И вскоре мы увидим запросы вакансий кадров, для которых по предположениям ведущих экспертов этой сферы готовить нужно уже сейчас. А профессии будущего не так уж и фантастичны: проектировщик жизненного цикла космических сооружений, инженер системы жизнеобеспечения, инженер-робототехник, инженер-конструктор космических аппаратов, инженер – баллистик, менеджер космотуризма, гидрометеоролог, космонавт, астроном, астрофизик, астроинженер, инженер по телекоммуникациям и связи, специалист по космической медицине, космический биолог, космический психолог, космический гид-экскурсовод, космогеолог.
Программа "Космический навигатор" востребована среди обучающихся Костромской области, проводится в течение учебного года. Стоит отметить, что в настоящий момент внедрение элементов инженерного образования способствует более высокой мотивации к обучению и успешному выбору карьеры в будущем.
1. 3. Отличительные особенности программы "Космический навигатор".
Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому обучающемуся получить не только естественнонаучные знания, умения, но и развить технологическую грамотность, что является составляющей естественнонаучной компетенции.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения организован с целью достижения следующего результата: готовность к преобразованию деятельности. Ключевая компетенция при освоении программы – умение учиться, что соответствует ФГОС третьего поколения.
В данной программе приоритетным направлением выбраны:
естественнонаучные базовые знания о космической технике; аппаратах исследования ближнего и дальнего космоса; устройствах, сохраняющих жизнедеятельность на МКС.
умения и навыки наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной среде, искусственной и социальной среде, анализировать, планировать, систематизировать, выбирать способы разработки и моделирования. Например: разведка и добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах; разработка устойчивой космической экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов; проектирование сооружений в условиях открытого космоса; расчет рейсов на орбиту, и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям.
выполнение задач программы привлекают обучающихся к самостоятельному техническому творчеству при выполнении проектов в естественнонаучном направлении, которое играет большую роль не только в повышении качества трудовой подготовки и профессиональной ориентации, возможность примерить на себя профессии будущего в космической отрасли: космогеолог, космобиолог, инженер систем жизнеобеспечения, гидрометеоролог, космонавт, астроном, астрофизик, астроинженер.
Достижение поставленных задач способствует раскрытию и развитию у учащихся творческих способностей, системного мышления, инициативы, самостоятельности, и такие компетентности как: умение учиться, иметь современные представления о мире, в котором мы живем.
"Космический навигатор" - модифицированная программа на основе базовой образовательной программы «Астрономия». Изменения в программе «Космический навигатор» внесены с учетом особенностей организации ГБУ ДО «Планетарий», формирования групп детей, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
В её основу положены первостепенные знания, дающие начальные представления об астрономии как науке, её историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний. Обучающиеся получают знания об устройстве Вселенной, месте в ней человека, основных физических законах, о практическом использовании астрономических знаний, об источниках информации о космических объектах, о физических условиях на планетах и их естественных спутниках, на звёздах и в межзвёздной среде.
В сравнении с известными аналогами данная программа отличается по содержанию, методам, так же отличается по организационным формам реализации предлагаемого материала. Обобщен педагогический опыт в общеобразовательных учреждениях, опыт педагогов «Планетария», опыт педагогов технологии и инженерного направления, опыт ведения занятий в частном образовательном учреждении, проанализированы программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, и технической направленности. Для удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей и запросов подростков, разработана программа "Космический навигатор".
Программа предусматривает приобретение астрономических знаний и умений на базовом уровне для использования астрономических знаний в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами системного мышления в технической отрасли, развитие познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей, развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.
В процессе обучения физике изучаемый материал увязывается с повседневной жизнью, математическими умениями, техникой, технологией и другими естественными предметами. При знакомстве с явлениями предпочтителен эксперимент, а при решении проблем - естественнонаучный метод. Процесс обучения формирует познавательные умения учащихся, необходимые для успешной учебы (по физике). В процессе решения расчетных, графических и проблемных задач, оценивания достоверности полученных результатов, развивается технологическая составляющая естественнонаучной компетенции, создается основа инженерного и критического мышления.
Программа "Космический навигатор" предназначена для обучающихся средних классов, так как помогает обучающимся формировать представление о себе, о своей деятельности сегодня, о будущей профессии, прогнозировать и планировать. Целесообразно начать обучение по программе "Космический навигатор" в пятом, шестом или седьмом классе.
- предусматривают возможности как для индивидуального, так и коллективного познавательного процесса (самостоятельные работы, работы в паре и группе, учебные прогулки, практические работы, работа с виртуальными учебными средами, а также веб-материалами и другими информационными источниками);
- с целью способствовать формированию учащихся как активных и самостоятельных;
- предусматривают дифференцированные учебные задания, содержание и степень
- сложности которых поддерживают индивидуальный подход к учащемуся и повыщают
- познавательную мотивацию;
- 5) предусматривают современные познавательные среды, а также учебные материалы и
- средства ИКТ,
- 6) расширяют познавательную среду: природная среда, компьютерный класс, окрестности
- школы, музеи, выставки, предприятия и т.д.;
- 7) предусматривают различные методы обучения, в т.ч. активное обучение: ролевые игры,
- обсуждения, дискуссии, проектное обучение, учебное портфолио и исследовательские
- работы, практические и исследовательские работы (наблюдение и анализ природных
- объектов и процессов, объяснение факторов, влияющих на процессы и объекты,
решение комплексных проблем).
- Педагогическая целесообразность программы "Космический навигатор" формирует шкалу ценностей учащихся, увязывая решение проблем с общим культурно-историческим наследством человечества, успехи и развитие науки для научно-технического прогресса.
Познаваемый материал подается в форме проблемного обучения и увязывается с повседневной жизнью учащегося. Учитываются индивидуальные особенности учащихся и всестороннее развития их способностей, большое внимание уделяется формированию познавательной мотивации учащихся – учим учиться.
В программе реализуется и гражданско-патриотическое воспитание, изучение истории космонавтики, патриотическое воспитание; гуманитарные аспекты: расширение знаний по астрономии, космологии, физике, химии, биологии, робототехнике.
Социокультурная составляющая программы: основы психологии личности и группы, лидерские и организаторские практики, проводятся специалистом психологом; практики социального творчества и активности; развитие гибких навыков и современной технической грамотности.
Данная программа помогает расширить знания об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических и химических явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.
1.5 Цели программы "Космический навигатор":
сформировать естественнонаучную и технологическую грамотность, как составляющие естественнонаучной компетенции;
дать целостное представление о естественнонаучных фактах и теориях, а также связанных с ними практик и перспективных профессий;
развить естественнонаучное мировоззрение учеников, закладывая основу для непрерывного обучения на протяжении всей жизни и помогая им при выборе профессии.
1.6 Задачи программы "Космический навигатор":
- привить устойчивый интерес к предметам естественнонаучного направления;
- расширить интеллектуальные и практические знания и умения в области астрономических исследований и космических экспериментов, позволяющих изучать астрофизические явления природы, достижения науки и техники в космической отрасли;
- научить вести наблюдения, применять астрономические методы расчета; находить решения задач естественнонаучного цикла в области астрономии, физики, биологии, космонавтики.
- вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность, и побудить к созданию проекта;
- сформировать компетенции (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в исследовательской деятельности учащихся: самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, вести исследовательскую деятельность и разрабатывать проекты, применять знаний, анализировать и систематизировать полученную информацию; делать выводы и умозаключения;
- развить внутреннее побуждение к самосовершенствованию, повышение интеллектуального уровня, лидерские качества;
- воспитать патриотизм и гражданские чувства у подростков.
1.7 Возраст учащихся: 11 - 14 лет позволяет усвоить необходимость общечеловеческого разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем. Новые технологии приводят к созданию новых рабочих мест, а интерес к профессиям будущего с каждым годом приобретает популярность у подростков.
В программе учитываются возрастные особенности:
интеллектуальные особенности этого возраста меняют мышление подростка, он требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
- Все эти нюансы учитываются при составлении заданий и упражнений: способность к логическому мышлению, способность к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Учитывается умение прогнозировать последствия своих поступков. Педагоги проявляют исследовательский интерес к потребностям каждого ученика в обучении.
эмоциональные особенности этого возраста характеризуются перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.
- Психологи и педагоги обеспечивают эмоциональную безопасность, чтобы учащиеся не проявляли вспыльчивость, проявляли сдержанность и постепенно начинали обретать уверенность в себе. Оказывается поддержка энтузиазму, чувству юмора, свободе высказываний и независимости.
социальные особенности этого возраста – нахождение между двумя группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи, поскорее стать взрослым. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.
- Мысли, анализ и творчество – главные на занятии. Доводим любое начатое дело до конца и проводим саморефлексию. Чтобы дать каждому ребенку чувство уверенности в себе, сделать его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне, используются игровые методы, а так же методы формирования у учеников веры в успех, концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах и помощь в «материализации» своих достижений.
Зачисление учащихся возрастом 11-15 лет на учебный год производится на основании заявления родителей; количество детей в группе не менее 15 (пятнадцати) человек; зачисление в группу в течение года производится на основании заявления родителей, без иных дополнительных условий; учитываются уже имеющиеся знания и компетенции каждой конкретной группы учащихся. Интегрированный подход дает возможность рекомендаций родителям.
1.8 Формы занятий:
Уровневая дифференциация предусматривает возможность свободного выбора учащимися объема изучаемого материала, решение заданий по астрономии, творческой или проектной работы. Данная программа ориентирована на сочетание коллективных занятий с индивидуальным подходом.
Применение педагогических технологий: проблемное обучение, развивающее обучение, проектные, исследовательские, поисковые, ИКТ, мультимедийных технических и компьютерных средств, которые обеспечивают максимальную наглядность и продуктивность занятий.
Фронтальные задания помогают обучающимся совершенствовать свои коммуникативные навыки, групповые обсуждения и мозговой штурм способствуют развитию познавательной активности каждого ребенка, индивидуальные беседы и комбинированные опросы для приобретения новых знаний и навыков самостоятельной деятельности, наблюдения и ситуационно-ролевые игры, соревнования и конкурсы, турниры и творческие проекты, самооценка и самоконтроль в самостоятельной форме работы – это шанс пробовать себя в роли исследователя.
.
- ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:
- Объём программы: 87,5 часов в год.
- Срок реализации программы: 1 учебный год.
- Режим занятий: 1 раз в неделю по 2,5 часа.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Планируемые результаты освоения курса
программы "Космический навигатор".
Главный результат – это формирование естественнонаучной компетенции, которая подразумевает естественнонаучную и технологическую грамотность, включает умения наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной, искусственной и социальной среде; анализировать среду как целостную систему.
При обучении на курсе «Космический навигатор» проявится интерес к астрономии, физике и другим естественным наукам, учащиеся начнут понимать их значение для повседневной жизни и развития общества; будут уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод; получат представление о языке астрономии, начнут читать и понимать естественнонаучный текст, находить достоверную информацию по астрономии в сети Интернета и справочниках; поймут важность устойчивого развития общества, будут ответственно относятся к природе и обществу; получат представление о связи астрономии с техникой и технологией, а также о перспективных профессиях, связанных с научно-техническим прогрессом в космической отрасли.
По окончании курса дети будут знать:
- о небесной механике (предмете ее исследований, связи с другими науками, основных этапах истории и ученых, внесших наибольший вклад в развитие небесной механики);
- законы движения космических тел в центральных полях тяготения Кеплера;
- о связи между формой орбиты и скоростью движения космических тел;
- астрономические величины: формы орбит космических тел; значения I, II, III космических скоростей (для Земли); значение астрономической единицы расстояний.
- о современном научном мировоззрении (структура, размеры, возраст Вселенной);
- о месте человека во Вселенной и суть антропного принципа;
- о форме Земли, ее внутреннем строении, составе и строении атмосферы, о других оболочках Земли – биосфере и ноосфере;
- о сравнительных размерах тел Солнечной системы;
- о малых телах Солнечной системы.
- о лунном рельефе (моря, кратеры, горы), о диапазоне изменения температуры на Луне, об отсутствии на Луне атмосферы;
- о процессах, происходящих в недрах Солнца (термоядерные реакции);
- о расстояниях до звёзд, размерах звёзд, цвете и температурах;
- о зарождении звёзд из газово-пылевой материи;
- о строении Галактики и месте в ней Солнца;
- о расстояниях до других галактик;
- об исследовании Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций;
- общие сведения о Земле (средний радиус, среднее расстояние от Солнца);
- в чем заключается уникальность Земли;
- почему происходит на Земле смена дня и ночи, смена времён года;
- гипотезы о происхождении жизни на Земле;
- что такое астрономическая единица;
- планеты земной группы и планеты-гиганты;
- гипотезы о происхождении Солнечной системы;
- общие сведение о Луне (средний радиус, среднее расстояние от Земли, синодический и сидерический периоды обращения Луны);
- названия лунных морей, кратеров, гор;
- что такое лунные фазы и почему происходят лунные и солнечные затмения;
- общие сведения о Солнце (размер Солнца, строение, состав);
- названия близких к Солнцу звёзд;
- что такое новые и сверхновые звёзды, белые карлики;
- самые близкие к нам галактики;
- как на звёздных картах обозначаются созвездия и звёзды;
- что такое звездная величина;
- о движении планет: обращение планет вокруг Солнца (направление обращения, среднее расстояние планет от Солнца, сидерический период обращения, средняя скорость орбитального движения, вытянутость орбит (эксцентриситет), наклон планетных орбит к эклиптике);
- о вращении планет вокруг оси: направление вращения, период вращения,
наклон планетного экватора к орбите;
- о конфигурации планет: противостояние и соединение, восточная и западная элонгации, восточная и западная квадратуры;
- что такое звезда;
- о химическом составе звёзд, массе, размерах, светимости, температуре и цвете;
- о расстояниях до звёзд;
- о звёздных каталогах;
- о рождении звёзд из газово-пылевой материи;
- о строении Галактики (плоская и сферическая составляющие Галактики. Галактический диск и спиральные рукава, галактическое ядро);
- о теории Большого Взрыва;
- о возможных путях дальнейшей эволюции Вселенной;
- о путях поиска внеземных цивилизаций;
- о радиопосланиях Внеземным цивилизациям;
- о посланиях на космических кораблях «Пионер» и «Вояджер» и др.
По окончании курса дети будут уметь:
- провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;
- находить среди различных фотографий рассеянных звёздных скоплений, газово-пылевых туманностей, планетарных туманностей, галактик некоторые самые известные;
- работать с подвижной картой звёздного неба (основные навыки);
- горизонтальные и экваториальные координаты (первая система), особенности каждой системы, конкретное применение каждой системы координат;
- внутренние и внешние планеты;
- формулировку первого и второго законов И. Кеплера;
- формулировку закона тяготения И. Ньютона;
- ближайшие к Солнцу звёзды;
- находить на карте звёздного неба зодиакальные созвездия;
- работать с подвижной картой звёздного неба;
- определять координаты небесных объектов в справочной литературе;
- определять координаты небесных объектов по подвижной карте звёздного неба;
- определять с помощью ежегодного астрономического календаря условия видимости планет, находить планеты на небе и наблюдать планеты с помощью телескопа;
- решать задачи по теме «Конфигурация планет, первый и второй законы И. Кеплера»;
- начертить эллипс с помощью нитки, карандаша, кнопок и фанеры и вычислить эксцентриситет полученного эллипса.
Личностными результатами обучения являются:
- испытывать командный дух и ощущать ситуацию успеха, что будет способствовать реализации позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- чувству причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- встречи с ветеранами космодрома Байконур и Плесецк в течение учебного года имеют важные задачи: формирование гражданских и патриотических чувств через события и факты, знаменательные даты, связанные с необходимостью понимания важности защиты, сохранения и укрепления мира, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
- нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания; способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками.
- будет готов к научно-техническому творчеству, владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, будет заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру.
Метапредметные результаты обучения представлены тремя группами
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся:
- прибрел базовые знания по астрономии, умения, необходимые для повседневной жизни и непрерывного обучения на протяжении всей жизни;
- умеет при решении проблем применять естественнонаучный метод;
- получил представление о языке астрономии и умеет его использовать в не только в простейших случаях, но и обосновывать свое мнение, оперирую научными терминами и современными данными;
- развил умение читать и понимать естественнонаучный текст, по справочникам и
- сети Интернет, умеет находить информацию по астрономии;
- понимает важность устойчивого развития общества, ответственно относится к природе и обществу;
- получил представление о связи астрономии с физикой, физики с техникой и технологией, а также о профессиях, востребованных на сегодняшний день и перспективных;
- развил естественнонаучную и технологическую грамотность, творческое и системное мышление, был внутренне мотивирован к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
- умеет самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод;
- умеет оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- умеет задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- научился оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи при изучении материала и обсуждении исследовательских направлений индивидуальных проектов.
- приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем);
- формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
- при описании, объяснении и прогнозировании астрономических явлений пользуется астрономическими понятиями, астрономическими величинами, связями и приложениями;
- решает ситуационные, расчетные и графические задачи, часть решения которых содержит связь, представленную не более чем двумя формулами, а также оценивает
достоверность полученного результата;
- пользуется астрономическими единицами измерения, используя приставки мега-, кило-, микро- и нано-;
- на основе характеристики заданной ситуации формулирует вопрос(ы) исследования,
- планирует исследование и делает выводы состоятельности гипотезы, содержащейся в вопросе исследования;
- ищет астрономическую информацию по справочникам и таблицам, использует найденную информацию при решении задач;
- рисует схемы творческих разработок, астрономических объектов, явлений, физических процессов;
- решает частные комплексные задачи прикладного характера;
- распознает физические темы, проблемы и вопросы в различных ситуациях (естественнонаучные тексты, личный опыт) и предлагает возможные объяснения;
- ценностно ориентирован на устойчивое развитие общества, ответственно относится к природе и обществу.
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся:
- осуществляет деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы умеет быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); научился согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- использовать возможность участия и побед в конкурсах планетария и во Всероссийских конкурсах; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
- исходят из базовых ценностей учебной программы, ключевых компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и целевых результатов учебы, а также поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и сквозными темами;
- используют время для отдыха и занятий по интересам.
- Способы и формы проверки результатов
Проводится входная проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением и первичная диагностика – определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей. Тематический контроль в игровой форме проводится с целью проверки результатов обучения после прохождения каждого раздела. В конце учебного года итоговый контроль в форме конкурса с подсчетом набранных баллов, как проверка результатов обучения после завершения образовательной программы. Результаты фиксируются во время проведения: мини-тестов, игры, командных соревнований, интеллектуальных турниров, применения знаний в творческом конкурсе, викторины, выступления на мероприятиях, защиты творческих заданий, групповых проектов и выставках.
Ведется систематическое наблюдение, оценка и прогноз изменений запроса на обучение.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | |
1 | Раздел 1. Космическое пространство сегодня. | 9 | ||||
1.1 | Вводное занятие. Космические «штучки». | 1 | Передовые технологии. | Обзорные наблюдения звездного неба. | беседа | |
1.2 | Перспективные космические проекты. | 1 | Методы астрономии (наблюдение, сравнение, фото, анализ, расчёты). | Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений. | игра | |
1.3 | Спутники на орбите. Космический мусор. | 2 | Методы ДЗЗ. Что там на орбите. Метеорология и МЧС, ГЛОНАСС. | Расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС. Количество космического мусора и его утилизация. | наблюдения по карте Google мозговой штурм | |
1.4 | Новости в астрономии Из достоверных источников. | 1 | открытия | теллурий, телескоп, обсерватория, бинокль, секстант, часы, глобус, карты, ПК, программы on-line | работа с книгой, в сети Internet, с научным журналом. | |
1.5 | Профессии будущего, связанные с космосом. | 2 | Амбициозные проекты. | логическая цепочка | ||
1.6 | Викторина «Космические «штучки».2ч. | |||||
2 | Раздел 2. Исследования ближнего космоса. | 14 | ||||
2.2 | Автомобиль на Луне | 1 | Расстояния (в СС и дальше), поиск воды в СС | Расчеты расстояний до планет. | логическое мышление | |
2.3 | Росток на Луне | 1 | исследования грунта и атмосферы | системное мышление | ||
2.4 | Роверы на Марсе | 1 | Лед, бури, радиация | критическое мышление | ||
2.5 | Инопланетный туристический маршрут. | 2 | Туристический полет | Разработать туристический маршрут по Луне или по планете Марс. | творческий проект | |
2.6 | Марс и его загадки. | 2 | Провести экскурсию. | защита проекта | ||
2.7 | Полеты Вояджеров | 2 | Окраина Солнечной системы, Койпер, Оорт | Скопления (Оорта, галактик, пояс Койпера | задание на расчёт расстояний | |
2.8 | Полет «Новые горизонты» | 1 | Юпитер и его спутники | Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений. | задание на расчёт расстояния | |
2.9 | Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса» 4ч. | |||||
3 | Раздел 3. Космодромы. | 10,5 | ||||
3.1 | Полеты до Гагарина | 2 | Сказки, былины, мифы и первые попытки полета. | Своя игра «Простые механизмы» | логическое мышление | |
3.2 | Космодромы мира | 2 | Координаты, расположение | Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам. | критическое мышление | |
3.3 | Байконур | 1 | Первый космодром | Чтение схем | системное мышление | |
3.4 | Плесецк | 1 | испытательные запуски на космодроме Плесецк. | Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей. | системное мышление | |
3.5 | Восточный | 1 | новый | Квест № 1 | игра | |
3.6 | Космодром на Луне | 1 | Будущее космодромов | Мозговой штурм, работа в мини- группах. | создание схемы космодрома | |
3.7 | Встреча с ветеранами. Игра «100 вопросов взрослому» 2,5 ч. | |||||
4 | Раздел 4. Поехали! | 14 | ||||
4.1 | Движение планет, расчет орбиты ИСЗ | 2 | афелий, перигелий, гравитационные маневры. Расчеты полёта. | Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей. | расчетные задачи | |
4.2 | На старт! | 2 | Корабли в космос (запуск, высота и скорость, время полета) | Люди и роботы. Рассчитать: чей полет дешевле. | расчетные задачи | |
4.3 | Полет на Луну | 2 | Луна. Особенности исследования спутника. Перспективы. Люди и роботы. Время полета и пребывания. Программы. | Скорости и расстояния (космическая, лучевая, радиальная, света) | расчетные задачи | |
4.4 | Полет на Марс | 2 | Бурение, особенности исследования красной планеты. Перспективы. Программы. | Время полета и пребывания. | расчетные задачи | |
4.5 | Полет к Венере | 2 | Полет в сторону Солнца, к Меркурию, проект «БипиайКоломбо» | Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам. | расчетные задачи | |
4.6 | Выход на орбиту и посадка на комету | 2 | Чурюмова – Герасименко, Вильд 2, Итокава. | самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотезы, анализ, систематизация данных и представление подтверждения, вывод, рефлексия, самооценка. | защита | |
4.7 | Состязание штурманов.2ч. Новый год на планете (период, климат) | |||||
5 | Раздел 5. Технические задачи в истории космонавтики. | 10 | ||||
5.1 | Разбор ЧС на МКС | 1 | Квест № 2 | игра | ||
5.2 | Скафандр | 1 | Система жизнеобеспечения | задания на смекалку Масса и вес (гравитационная на планетах) | чтение схем | |
5.3 | Технические решения полетных задач. | 2 | Инженерные решения | Задачку про спутники Марса | задачи на логику | |
5.4 | Астероидная опасность | 1 | Защита землян | Задачи, головоломки, | задачи на критическое мышление | |
5.5 | Лови ошибку! | 1 | отрывки фильмов | задания на внимание | ||
5.6 | Космические роботы. | 2 | Успехи разных стран. | Робототехника в космосе | построение алгоритма | |
5.7 | Командное соревнование в интеллектуальном турнире. 2ч. | |||||
6 | Раздел 6. МКС. Профессия космонавт и не только. | 9 | ||||
6.1 | Перспективные профессии. | 1 | Перспективные профессии | логическая цепочка | ||
6.2 | Подготовка космонавтов. | 1 | Профессия космонавт | Поиск ответа на вопрос: как стать космонавтом? | поиск информации | |
6.3 | Действующие космонавты. | 1 | Отряд космонавтов | Знакомство с космонавтами, их работой. | ||
6.4 | Инженеры на Земле и в космосе | 1 | Маск (проекты будущего) | Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений. | мозговой штурм | |
6.5 | Личность | 2 | Характер, сила воли, решительность, принятие решений различными знаменитыми людьми. | А как поступил бы ты в этой ситуации? | задания на память | |
6.6 | Космонавты в истории России | 2 | мемо-карты | |||
6.7 | Виртуальная экскурсия на МКС 1ч. | |||||
7 | Раздел 7. Жизнь на планете. | 5 | ||||
7.1 | Лунные жители | 1 | Скелет человека, биология, анатомия. | Сравнить грунт Луны и Марса | самооценка | |
7.2 | Подземные жители Марса | 1 | Радиация, полярные сияния, физика | Рассмотреть 4 сезона | взаимоаттестация | |
7.3 | Жители океана подо льдом на спутнике Юпитера | 1 | Вода, лед, химия, Новые технологии исследования планеты. | Взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести. | критическое мышление | |
7.4 | Титановые моря. Спутник Сатурна. | 1 | Аппарат «Галилео» | Эссе «Жизнь на другой планете» | ||
7.5 | Игра «Угадалки» 1ч. интересные животные и растения планеты | |||||
8 | Раздел 8. Звездные семьи. | 8 | ||||
8.1 | Факты о Солнечной системе | 1 | Солнце | расчеты расстояний до звезд. | мемо-карты | |
8.2 | Звёздное небо | 2 | Загадки небесной сферы | загадки | ||
8.3 | Параметры звезд | 1 | Звездная химия. Цвета звезд (хим состав и возраст). | Обзорные наблюдения звездного неба. | ребусы | |
8.4 | Звездные системы | 1 | Обзорные наблюдения звездного неба. | наблюдения в звёздном зале планетария | ||
8.5 | Межзвёздное вещество | 1 | Обзорные наблюдения звездного неба. | наблюдения в звёздном зале планетария | ||
8.6 | Космический марафон знаний 2ч. | |||||
9 | Раздел 9. Исследование далеких просторов космоса. | 8 | ||||
9.1 | Вселенная – это лаборатории в космосе. | 1 | Энергии, вакуум, плотности, температуры. | Метод блинккомпарирования | мозговой штурм | |
9.2 | Телескопы на орбите | 1 | свет | Метод поиска экзопланет | вопросы по электромагнитному излучению | |
9.3 | Телескоп с большой базой на орбите | 1 | Спутники науки | графическая задача | ||
9.4 | Телескоп на нескольких материках | 1 | Обзорные наблюдения звездного неба. | графическая задача | ||
9.5 | Гравитационные телескопы | 1 | Гравитационные волны | графическая задача | ||
9.6 | Неразгаданные загадки. | соревнование | ||||
9.7 | Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария 2ч. | |||||
Итого | 87, 5ч. |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ
Тема 1.1. Вводное занятие. Космические «штучки».
Теоретическая часть: передовые технологии, что изучает астрономия, основные разделы астрономии.
Понятия: молнии, липучки, аэрогелий, теплоизоляция, сублимированные продукты, вакуумная упаковка, электрическая зубная щетка, навигаторы, беспроводные инструменты, солнечная батарея, тефлон, огнестойкая ткань.
Практическая часть: методы изучения, обзор тем для исследования в учебном году, инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2 Перспективные космические проекты.
Теоретическая часть: орбитальные спутники, исследование ближнего космоса, исследование дальнего космоса.
Понятия: методы и способы исследования Солнечной системы, Луны, Марса, спутников Юпитера: Ио, Ганимед, Каллисто, Европа, спутник Сатурна – Титан, дальние полеты в космос: облако Оорта, пояс Койпера, граница Солнечной системы.
Практическая часть: расчет расстояний в астрономических расстояниях в Солнечной системе, расчеты в световых годах в Солнечной системе и за пределами.
Тема 1.3 Спутники на орбите. Космический мусор.
Теоретическая часть: дистанционное зондирование Земли; спутники науки, количество космического мусора и его утилизация.
Понятия: ДЗЗ, ГЛОНАСС, метеорология, МЧС, внеатмосферные исследования просторов космоса.
Практическая часть: мозговой штурм, наблюдения по карте Google, Расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС, количество космического мусора и способы его утилизации.
Тема 1.4 Новости в астрономии из достоверных источников.
Теоретическая часть: сеть Internet, научная периодика, статьи ученых, астрономы и астрофизики, космологи и футурологи.
Понятия: ближний космос, дальний космос, АМС, ровер.
Практическая часть: работа с книгой, в сети Internet, с научным журналом.
Тема 1.5 Профессии будущего, связанные с космосом.
Теоретическая часть: амбициозные проекты.
Понятия: перспективные профессии, теллурий, телескоп, обсерватория, бинокль, секстант, часы, глобус, карты, ПК, программы on-line.
Практическая часть: мозговой штурм, обзорные наблюдения звездного неба, поиск тел Солнечной системы на небе во время наблюдений, расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС.
Тема 1.6 Викторина «Космические «штучки».
Практическая часть: повторение изученного материала в игровой форме.
Тема 2.1 Автомобиль на Луне
Теоретическая часть: исследование Луны, поиск воды в Солнечной Системе.
Понятия: астрономическая единица, световой год, параллакс.
Практическая часть: расчеты расстояний до планет Солнечной системы.
Тема 2.2 Росток на Луне
Теоретическая часть: исследования грунта Луны и атмосферы.
Понятия: биологические, и биотические экологические фактор.
Практическая часть: продумать факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов в условиях космоса.
Тема 2.3 Роверы на Марсе
Теоретическая часть: исследования Марса
Понятия: лед, полярные шапки, пылевые бури, радиация на красной планете
Практическая часть: обсуждение отрывков фильма «Марсианин».
Тема 2.4 Инопланетный туристический маршрут.
Теоретическая часть: поверхность Марса
Понятия: интересные районы Марса: местность Кидония, равнины Эллада и Иссида, каньон Маринер, вулкан Олимп.
Практическая часть: мозговой штурм «Разработка туристического маршрута на Марсе»
Тема 2.5 Марс и его загадки.
Теоретическая часть: исследование
Понятия: исследовательский проект
Практическая часть: творческий проект «Туристы Марса»
Тема 2.6 Полеты Вояджеров
Теоретическая часть: исследование окраины Солнечной системы с помощью АМС
Понятия: АМС, граница Солнечной системы, пояс Койпера, Облако Оорта.
Практическая часть: задания на расчёт расстояний до дальних объектов Солнечной системы.
Тема 2.7 Полет «Новые горизонты»
Теоретическая часть: переселение человека на спутники Юпитера
Понятия: Юпитер и его спутники: Ио, Ганимед, Калисто и Европа.
Практическая часть: находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Тема 2.8 Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса»
Практическая часть: Творческий конкурс «Фотоальбом с Марса».
Тема 3.1 Полеты до Гагарина
Теоретическая часть: cказки, былины, мифы и первые попытки полета.
Понятия: параплан, дельтаплан, дирижабль, самолет, реактивный ранец.
Практическая часть: «Своя игра «Простые механизмы», логическое мышление.
Тема 3.2 Космодромы мира
Теоретическая часть: особенности координат и расположение космодромов мира.
Понятия: широта местности, движение планеты Земля, близость к экватору, поля падения,
Практическая часть: задачи на критическое мышление, расчетные задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.
Тема 3.3 Байконур
Теоретическая часть: первый космодром РФ
Понятия: стартовая комплекс, аэродром, наблюдательный пункт, музей.
Практическая часть: чтение схем
Тема 3.4 Плесецк
Теоретическая часть: испытательные запуски на космодроме Плесецк.
Понятия: космические проекты космодрома Плесецк.
Практическая часть: решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.
Тема 3.5 Восточный
Теоретическая часть: люди каких профессий востребованы на космодроме Восточный.
Понятия: работники космодрома Восточный.
Практическая часть: чтение карт и схем, Квест № 1.
Тема 3.6 Космодром на Луне
Теоретическая часть: космодром будущего следует строить на спутнике.
Понятия: особенности лунного космодрома, топливо будущего.
Практическая часть: мозговой штурм, работа в мини - группах: создание схемы космодрома.
Тема 3.7 Встреча с ветеранами. Игра «100 вопросов взрослому».
Практическая часть: игра «100 вопросов взрослому».
Тема 4.1 Движение планет, расчет орбиты ИСЗ
Теоретическая часть: Движение планет, расчет орбиты ИСЗ.
Понятия: 6 видов движения планеты Земля, виды орбит, скорости выхода на орбиту, афелий, перигелий, гравитационные маневры.
Практическая часть: решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.
Тема 4.2 На старт!
Теоретическая часть:
Понятия: корабли в космос (запуск, высота и скорость, время полета).
Практическая часть:
Тема 4.3 Полет на Луну
Теоретическая часть: Луна. Особенности исследования спутника.
Понятия: перспективы, люди и роботы, время полета и пребывания, программы.
Практическая часть: скорости и расстояния (космическая, лучевая, радиальная, света).
Тема 4.4 Полет на Марс
Теоретическая часть: исследование красной планеты (почва)
Понятия: бурение, карстовые воронки, особенности исследования красной планеты, перспективы, программы.
Практическая часть: мозговой штурм: время полета и пребывания, виды работ, целесообразность работы человека и робототехники.
Тема 4.5 Полет к Венере
Теоретическая часть: исследование планеты Венеры.
Понятия: атмосфера, парниковый эффект, тепература.
Практическая часть: мозговой штурм: время полета и пребывания, виды работ, целесообразность работы человека и робототехники.
Тема 4.6 Выход на орбиту и посадка на комету
Теоретическая часть: провести мини исследование в подтверждение выдвинутых гипотез о кометах Чурюмова – Герасименко, Вильд 2, Итокава.
Понятия: исследование, гипотеза, подтверждение и опровержение, вывод.
Практическая часть: самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотезы, анализ, систематизация данных и представление подтверждения, вывод, рефлексия, самооценка.
Тема 4.7 Состязание штурманов. Новый год на планете (период, климат)
Практическая часть: состязание штурманов.
Тема 5.1 Разбор ЧС на МКС
Практическая часть: Квест № 2.
Тема 5.2 Скафандр
Теоретическая часть: скафандр — это космический корабль, повторяющий форму тела.
Понятия: Масса и вес (гравитационная на планетах)
Практическая часть: задания на смекалку система жизнеобеспечения.
Тема 5.3 Технические решения полетных задач.
Практическая часть: технические решения полетных задач.
Тема 5.4 Астероидная опасность
Теоретическая часть: способы защиты от стероидной опасности.
Понятия: защита землян, наблюдение неба, отслеживание астероидов, компьютерные технологии.
Практическая часть: задачи, головоломки, задачи на критическое мышление.
Тема 5.5 Лови ошибку!
Практическая часть: игра «Лови ошибку!».
Тема 5.6 Космические роботы.
Теоретическая часть: о важности работы людей и роботов вместе.
Понятия: алгоритм, миссия, законы робототехники.
Практическая часть: разработка алгоритма для космического робота.
Тема 5.7 Командное соревнование в интеллектуальном турнире.
Практическая часть: Командное соревнование в интеллектуальном турнире.
Тема 6.1 Перспективные профессии.
Теоретическая часть: знакомство с профессиями космической отрасли.
Понятия: проектировщик жизненного цикла космических сооружений, инженер системы жизнеобеспечения, инженер-робототехник, инженер-конструктор космических аппаратов, инженер – баллистик, менеджер космотуризма, гидрометеоролог, космонавт, астроном, астрофизик, астроинженер, инженер по телекоммуникациям и связи, специалист по космической медицине, космический биолог, космический психолог, космический гид-экскурсовод, космогеолог
Практическая часть: примерить на себя профессию будущего.
Тема 6. 2 Подготовка космонавтов.
Теоретическая часть: поиск ответа на вопрос: как стать космонавтом?
Личности занятия: профессия космонавт-испытатель, Бабкин Андрей Николаевич, Дубров Петр Валерьевич, Корсаков Сергей Владимирович, Петелин Дмитрий Александрович, Федяев Андрей Валерьевич, Чуб Николай Александрович, Аймаханов Мухтар Рабатович, Кикина Анна Юрьевна.
Практическая часть: логическая цепочка, поиск информации.
Тема 6. 3 Действующие космонавты.
Личности занятия: Скворцов Александр Александрович, Шкаплеров Антон Николаевич, Артемьев Олег Германович, Мисуркин Александр Александрович, Новицкий Олег Викторович, Матвеев Денис Владимирович, Кудь-Сверчков Сергей Владимирович, Прокопьев Сергей Валерьевич.
Тема 6. 4 Инженеры на Земле и в космосе.
Личности занятия: Рыжиков Сергей Николаевич, Вагнер Иван Викторович, Овчинин Алексей, Скрипочка Олег Иванович, Кононенко Олег Дмитриевич Николаевич, Борисенко Андрей Иванович, Иванишин Анатолий Алексеевич.
Практическая часть: Маск (проекты будущего).
Тема 6. 5 Личность.
Личности занятия: Циолковский, Сергей Павлович Королёв, Гагарин Юрий Алексеевич, Валентина Терешкова, Герман Титов, Алексей Леонов, Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин,
Тема 6. 6 Космонавты в истории России.
Личности занятия: Владимир Джанибеков, Павел Беляев, Сергей Константинович Крикалёв, доктор Валерий Поляков, Волков Александр Александрович, Крикалёв.
Тема 6. 7 Виртуальная экскурсия на МКС.
Практическая часть: Виртуальная экскурсия на МКС.
Тема 7. 1 Лунные жители.
Теоретическая часть: воздействие гравитации на скелет человека.
Понятия: скелет человека, биология, анатомия.
Практическая часть: сравнить грунт Луны и Марса, самооценка
Тема 7. 2 Подземные жители Марса.
Теоретическая часть: познакомиться с сезонами на красной планете.
Понятия: радиация, полярные сияния, физика процессов таяния водяного льда и углекислоты.
Практическая часть: взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести, взаимоаттестация.
Тема 7. 3 Жители океана подо льдом на спутнике Юпитера.
Теоретическая часть:
Понятия: вода, лед, химия, новые технологии исследования планеты.
Практическая часть:
Тема 7. 4 Титановые моря. Спутник Сатурна.
Теоретическая часть: Эссе «Жизнь на другой планете».
Понятия: аппарат «Галилео».
Практическая часть: задание на критическое мышление.
Тема 7. 5 Игра «Угадалки». Интересные животные и растения планеты.
Практическая часть: игра «Угадалки».
Тема 8.1 Факты о Солнечной системе.
Теоретическая часть: новости Солнечной системы.
Понятия: спутники планет, сравнение, метод поиска экзопланет, форма орбиты и скорость движения.
Практическая часть: наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны, создание интерактивной книжки, определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
Тема 8. 2 Звёздное небо.
Теоретическая часть: что необходимо знать, чтобы проводить наблюдения, где лучше наблюдать, когда проводить наблюдения, предосторожности при наблюдении Солнца.
Понятия: оборудование: бинокль, подзорная труба, телескоп, основные части телескопа.
Практическая часть: наблюдения звездного неба.
Тема 8. 3 Параметры звезд.
Теоретическая часть: изучение параметров звезд: двойная звезда Мицар, двойное рассеянное звёздное скопление h и х Персея,
Понятия: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта, Персей, Пегас
Практическая часть: наблюдения: околополярных созвездий, созвездий осеннего неба интересных объектов в этих созвездиях, нахождение на небе: Полярной звезды, планет в зависимости от их видимости на небе.
Тема 8. 4 Звездные системы.
Теоретическая часть: изучение видов галактики.
Понятия: галактики М81 и М82, галактика М31.
Практическая часть: нахождение туманности Андромеда, наблюдение Млечного пути.
Тема 8. 5 Межзвёздное вещество.
Теоретическая часть: Межзвёздное вещество.
Понятия: поиск информации: методы и способы.
Практическая часть: статьи в научных журналах, интервью с исследователями, энциклопедии для получения достоверной информации.
Тема 8. 6 Космический марафон знаний.
Практическая часть: Космический марафон знаний.
Тема 9.1 Вселенная – это лаборатории в космосе.
Теоретическая часть: развитие представлений о Земле, представление древних народов о плоской Земле, древнегреческие представления о шарообразной Земле (Пифагор, Пристотель), Земля – центр мироздания,
Понятия: открытия Галилео Галилея.
Практическая часть: сравнение система мира Аристотеля и Птолемея, гелиоцентрическая система мира Коперника, обсуждение идей Джордано Бруно о бесконечности космоса.
Тема 9.2 Телескопы на орбите.
Теоретическая часть: спутники науки на орбите Земли.
Понятия: электромагнитному излучение, Хаббл, Чандра и др.
Практическая часть: освоение метода ДЗЗ, кросс-вопрос по электромагнитному излучению.
Тема 9.3 Телескоп с большой базой на орбите.
Теоретическая часть: проекты будущих телескопов.
Понятия: база
Практическая часть: графическая задача
Тема 9.4 Телескоп на нескольких материках.
Теоретическая часть: астрономия – международная наука.
Понятия: международные проекты, сайты телескопов и обсерваторий, любители астрономии и профессионалы.
Практическая часть: работа с картой мира, игра «Переводчик».
Тема 9.5 Гравитационные телескопы.
Теоретическая часть: гравитационный телескоп, принцип действия.
Понятия: черные дыры, столкновение новых звезд.
Практическая часть: просмотр фрагмента фильма, обсуждение.
Тема 9.6 Неразгаданные загадки.
Теоретическая часть: будущие исследователи космоса.
Понятия: нейтронная звезда, столкновения звезд, темная материя, темная энергия.
Практическая часть: подведение итогов обучения по программе, подсчет количества оценочных баллов, самооценка, рефлексия, целеполагание на будущее обучение.
Тема 9.7 Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария.
Практическая часть: Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария.
2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 15-18 | 19-25 | 26-02 | 03-09 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 31-06 | 07-13 | 14-20 | 21-27 | 28-04 | 05-11 | 12-18 | 19-25 | 26-01 | 02-08 | 09-15 | 16-22 | 23-29 | 30-05 | 06-12 | 13-19 | 20-26 | 27-05 | 06-12 | 13-19 | 20-26 | 27-02 | 03-09 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 01-07 | 08-14 | 15-21 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | ||||||||||
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1 Методическое обеспечение программы:
- Нормативно-правовые акты.
- Библиотека читального зала планетария.
- Методические материалы.
- Наглядные пособия: аудиовизуальные, полнокупольные, мультимедийные, планетарий.
- Литература для учеников
- Литература для учителей
- Электронные образовательные ресурсы
3.2 Условия реализации программы:
- Информационное поле;
- Инструментарий и техническое оснащение планетария: телескоп, карты звездного неба, небесные сферы, полнокупольные и аудиовизуальные программы, большая библиотека, пополняемая научными периодическими изданиями.
- Сопровождение проекта в период исследования, направление деятельности учащегося, рецензии и доступ к инструментально-техническому оснащению планетария.
- Продуктивное общение обучающихся с методистами планетария, по тематике и направлению исследований, обсуждение объекта, версий объяснения результатов (анализа), рефлексии хода проведенного исследования.
Возможность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение творческих работ и учебных исследований в рамках данных мероприятий.
- Используемая литература:
Наблюдения, измерения, инструменты, астрометрия
1. Руководство по наблюдениям для любителей астрономии серьёзного уровня. http://rapidshare.com/files/70414325/Varia...s_G.Good_sm.pdf (выложена 27.11.2009).
2. Жаров B. E. Сферическая астрономия. 2002. - http://www.astronet.ru/db/msg/1190817
3. Кононович E. B., B. И. Мороз. Общий курс астрономии. 2004.
4. Сулейманов B. Ф. Рентгеновская астрономия. 1998. - http://www.astronet.ru/db/msg/1174809 - Методическое пособие ФФ КГУ.
- Gerry A. Good. Observing Variable Stars. 2003. - Обложка на сайте издательства: http://www.springer.com/astronomy/book/978-1-85233-498-7.
Литература:
1. Гинделис Л.М. SETI: Поиск внеземного разума. Физматлит 2004.
- Джонс М., Л. Флаксман. Физика невероятного времени, М. АСТ 2014.
- Засов, Постнов Общая астрофизика. Век-2, 2015.
- Кононович Э.В. "Солнце-дневная звезда", УРСС, 2009.
- Ксанфомалити Л.В. Парад планет, Физматлит, 1997.
- Мензел Д. Наше Солнце. М. Физматлит. 1963.
- Пантелеев В.Л., Геофизика и физика планет. МГУ.
- Пенроуз Р. Циклы времени. М. Бином 2014.
- Попов С.Б. Суперобъекты. Звезды размером с город. Альпина, 2016.
- Ред. Сурдин В.Г. Звезды. Физматлит 2013.
- Ред. Сурдин В.Г. Путешествия к Луне. Физматлит 2009.
- Ред. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет. Физматлит 2011.
- Саган К. Космос. СпБ. Амфора 2004.
- Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении, М. 2002
- Хоофт, Вандорен Время, Явления природы на шкале времени, 2016.
- Daniel Fleish, Julia Kregenow, A student's guide to the Mathematics of astronomy. Cambridge 2013.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
- Сайт для преподавателей астрономии, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
- College.ru: Физика: http://college.ru/fizika/
- Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
- Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru
- Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru
- Образовательные анимации для уроков астрономии, информатики и др.: http://somit.ru
- Мир астрономии: http://demo.home.nov.ru
- Обучающие трехуровневые тесты по астрономии: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com
Литература для учащихся:
- Школьный астрономический календарь. – М.: Просвещение, 2020.
- Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1990.
- Абрамова О., Логинов В. «Научные теории за 60 секунд. 70 фактов». Дата выхода: 2016. Издательство: АСТ.
- Бонов А., Мифы и легенды о созвездиях, 1984,
- Бялко А. В. Наша планета – Земля. – М.: Наука, 1988.
- Дагаев М. М, Наблюдения звездного неба. – М.; Наука, 2003
- Зигель Ф. Ю. Астрономы наблюдают. – М.: Наука, 2015.
- Климишин И. А. Астрономия наших дней. – М.: Наука, 2000.
- Кононович Э. В. Солнце – дневная звезда. – М.: Просвещение, 2002.
- Криволуцкий А.Е. Голубая планета. – М.: Мысль, 1995.
- Кристофер Хэдфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите».
- Карл Саган «Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации». Дата выхода: 1980. Дата перевода: 2006. Издательство: Гельветика.
- Кип Торн «Интерстеллар. Наука за кадром». Дата выхода: 2014. Дата перевода: 2015. Издательство: Манн, Иванов и Фербер.
- Крис Хэтфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите». Дата выхода: 2013. Дата перевода: 2015. Издательство: Альпина Диджитал.
- Леонов Алексей. « Выхожу в космос».
- Михайлов А.А. Земля и ее вращение. – М.: Наука, 2004.
- Митио Каку «Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса». Дата выхода: 2005. Дата перевода: 2017. Издательство: Альпина Диджитал.
- Позднякова И. «Большой атлас Вселенной». Дата выхода: 2017. Издательство: ЭКСМО.
- Попов С. «Суперобъекты. Звезды размером с город». Дата выхода: 2016. Дата перевода: - Издательство: Альпина Диджитал.
- Сурдин В. «Разведка далеких планет». Дата выхода: 2013. Издательство: Физико-математическая литература.
- Митио Каку «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени». Дата выхода: 2004. Дата перевода: 2016. Издательство: Альпина Диджитал.
- Саркисян Е.А. Небесные светила – надежные ориентиры. – М.: Просвещение, 1981.
- Стивин Хокинг «Вселенной в двух словах. Краеугольные камни и острые углы науки о макрокосмосе». Дата выхода: 2001. Дата перевода: 2017. Издательство: АСТ.
- Стивин Хокинг «Джордж и Большой взрыв»
- Стивин Хокинг «Джордж и код, который не взломать»
- Стивин Хокинг «Джордж и ледяной спутник»
- Стивин Хокинг «Джордж и сокровища Вселенной»
- Стивин Хокинг «Джордж и тайны Вселенной»
- Стивин Хокинг «Кратчайшая история времени»
- Стивин Хокинг «Мир Стивена Хокинга»
- Стивин Хокинг «Природа пространства и времени»
- Стивин Хокинг «Теория всего. От сингулярности до бесконечности: происхождение и судьба Вселенной»
- Стивин Хокинг « Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр»
- Стивин Хокинг « Моя краткая история». Автобиография
- Стивин Хокинг « На плечах гигантов»
- Стивин Хокинг « Черные дыры и молодые вселенные»
- Стивин Хокинг «Мир в ореховой скорлупке»
- Томит А. К. Беседы о кометах. – М.: Знание, 1991.
- Уипл Ф. Л. Семья Солнца. – М.: Мир, 1994.
- Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 1984 .
- Климентов В., Сигорская Ю. Вперёд, в космос! Открытия и достижения. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016.
- Коски О., Грсевич Я. Путеводитель космического туриста по Солнечной системе : научный подход к выбору оптимального маршрута. Перевод с английского В. И. Фролова. — Москва : КоЛибри, 2019.
- Левитан Е. Чёрные дыры. Космические ужастики. — Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2016. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2016.
- Раман Принджа. Планетариум. — Москва : Махаон, 2018.
- Чудная Д. Животные-космонавты: Первые покорители космоса. — Санкт-Петербург : Питер, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Общеразвивающая программа дополнительного образования "НАВИГАТОР"
Общеразвивающая программа "Навигатор" предназначена для детей в возрасте с 11 до 17 лет и рассчитана сроком на 2 года....