астрономия «Малые тела Солнечной системы»
план-конспект урока по астрономии (10 класс)

Жугина Ольга Сергеевна

астрономия «Малые тела Солнечной системы»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_astronomii_po_teme_1_1.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Гимназия №13, г Черкесск»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

На тему

 «Малые тела Солнечной системы»

проведенный в 10 «а» классе

подготовила:

учитель физики

Жугина О.С.

2019

г Черкесск

Урок астрономии по теме:

«Малые тела Солнечной системы»

Цели урока:

  • образовательные: сформировать понятия о астероидах, метеорах, метеоритах, кометах; определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.
  • развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений.
  • воспитательные: развитие коммуникационных компетенций, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Методы:
а) монологическое изложение;
б) объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения;
в) репродуктивный, частично - поисковый;

Ход урока

Организационный момент. Формируются 4 группы, которые будут являться экипажами ракет «Астероиды», «Кометы», «Метеориты», «Метеоры». Формирование групп идет перед началом урока, ребята заходят в класс, выбирают жетоны с определенным номером, а затем рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером. Экипажи созданы. Возглавить работу экипажа должен командир корабля, который эту роль может взять по желанию или по предложению ребят, или путем жеребьевки. Под руководством командира корабля выбираются историк, физик, химик, компьютерщик и аналитик экипажа.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте гости! Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? Какое место в мироздании занимаю я? -вот вопросы, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания.

«Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели! Человечество не останется вечно на Земле» – сказал К.Э.Циолковский.

     Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы.

Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится очень ответственная работа по координации деятельности всего экипажа, историка, физика, химика, компьютерщика и аналитика.- 1 мин.

Перед началом путешествия, каждой команде необходимо получить допуск: ответить на вопросы:

1. больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород

И лютый холод круглый год? (Юпитер)

2. красивая планета

Желто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда. (Сатурн)

3. Планета от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная. (Нептун)

4.таинственная планета.

Она по размерам чуть меньше Земли.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны. (Марс)

5. Одним планетам в небе скучно,

И чтобы было веселей,

Блуждая по Вселенной целой,

Они нашли себе друзей.

Какие это друзья? (Спутники)

6. Я чудную эту планету люблю

За Зиму, за Лето, за Осень, Весну! (Земля)

7. Она ведь не просто на небе сияет,
она всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны. (Луна)

8. Я – самая горячая планета во Вселенной.

Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов.

 Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)

Учитель: Как можно назвать  ваши ответы? (планеты солнечной системы)

Как Вы думаете, в солнечную систему входят только эти физические тела?  (нет)

В таком случае можете ли назвать тему сегодняшнего урока? (Тема сегодняшнего урока «Малые тела Солнечной системы»)          

Какие задачи мы должны решить в ходе урока? – уточнить, что входит в состав  

       Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.

Итак, цель  урока - выяснить:

  • что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды
  •  их происхождение
  • строение
  • химический состав и значение

Тем самым  продолжить формирование научной картины мира

Наше космическое путешествие начинается!

Внимание! Внимание! Внимание!

                        Говорит Центр управления полетами. Объявляется минутная готовность.

                        Три, два, один. Старт!

И первой станцией является физическая лаборатория на планете Луна. На этой станции ученые изучают астероиды.

Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. Остановимся на малых планетах. Названия самых крупных малых планет Солнечной системы: 

Планета Церера (диаметр 770 км.) - переведена в группу карликовых планет. 
Более мелкие планеты: 
Юнона, Астрея, Геба, Ирида, Флора, Метида, Гигея, Парфенопа, Виктория, Эгерия, Ирена, Эвномия, Психея, Фетида, Мельпомена, Фортуна, Массалия, Лютеция, Каллиопа, Талия, Фемида, Фокея, Прозерпина, Эвтерпа, Беллона, Амфитрита, Урания и др. 

Всего их насчитывается около 100 тыс. Иногда их называют астероидами.

В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Диаметр Цереры – 770 км Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада - 490 км, Юнона– 170 км, Веста-380 км.

Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены, некоторые из них имеют орбиты, пересекающие орбиту Земли. Размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30 000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым.

Все астероиды лишены атмосферы. Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые, металлические) – по своим химическим характеристикам. Астероиды имеют температуру от -1200С до -1000С. Все астероиды (взятые вместе) составили бы планету диаметром 1500 км. Астероиды могут стать причиной разрушений на поверхности Земли.

 

Наше путешествие продолжается и мы летим на планету Марс. Перед взлетом, каждой команде необходимо получить допуск:

Рассчитать у ускорение свободного падения на планетах.

Поздравляю! Приземление на Марс благополучно совершено! И мы в научной лаборатории по изучению комет.

Эти небесные светила получили свое название от греческого слова кометас — хвостатая, или косматая, звезда. Прилетают они в основном из пояса Койпера или облака Оорта. Яркие кометы появляются сравнительно редко, в среднем одна комета за 10—15 лет. Слабые же по блеску кометы появляются часто (на фотографиях звездного неба ежегодно обнаруживают несколько комет).

Под действием притяжения Солнца кометы, как и планеты, обращаются вокруг него по вытянутым эллиптическим орбитам.

Самой известной кометой является комета Галлея, названная так в честь первого исследователя комет, который предсказал появление этой кометы. Она движется по очень вытянутой эллиптической орбите - заходит внутрь орбиты Венеры и удаляется за орбиту Нептуна. Последний раз комета появилась в 1986 г. В момент ее прохождения вблизи Солнца для ее изучения был осуществлен полет четырех космических аппаратов, два из которых — «Вега-1» и «Вега-2».
Фотографирование ядра кометы Галлея советскими космическими станциями с расстояния около 8000 км показало, что оно имеет неправильную форму с размерами 16x18x8 км. В следующий раз ее можно будет увидеть в 2062 году. Кометы и астероиды- остатки древнейшего вещества СС.

Кометы имеют строение - голова, ядро, хвост. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Массы комет оцениваются в 1015—1018 кг. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км. В конце концов, комета теряет вещество и распадается на части, образуя метеорный рой.

Каждый метеорный рой обращается вокруг Солнца с постоянным периодом, равным периоду обращения породившей его кометы, и многие из них в определенные дни года встречаются с Землей. В эти дни количество метеоров значительно возрастает, а ecли метеорный рой компактный, то наблюдаются метеорные или звездные дожди, когда в одной ограниченной области неба за одну минуту вспыхивают сотни метеоров.

Многие метеорные потоки связаны с кометами. Так, метеорный поток, исходящий из созвездия Ориона  (Ориониды), связан с кометой Галлея, а метеорный поток Андромениды — с распавшейся кометой Биэлы.

Наше путешествие продолжается и мы летим на Уран. Перед взлетом, каждой команде необходимо получить допуск:

  1. В солнечной системе пояс астероидов находится между орбитами:
  1. Меркурия и Венеры
  2. Марса и Юпитера
  3. Урана и Нептуна
  4. Юпитера и Сатурна
  1. В каком состоянии находится вещество ядра кометы:
  1. Твердое тело – смесь замерших газов, пыли, частиц тугоплавких металлов
  2. Жидкость – смесь воды и жидкого азота
  3. Разреженный газ и пыль
  1. Самый крупный астероид:
  1. Церера;
  2. Паллада
  3. Веста;
  4. Юнона.
  1. Хвосты комет обычно направлены:
  1. В сторону Солнца
  2. В сторону, противоположную Солнцу
  3. Перпендикулярно линии, соединяющей комету и Солнце
  4. У кометы вообще нет хвоста

Поздравляю приземление на Уране благополучно совершено и мы в научной лаборатории по изучению метеоры.

Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.

Метеоры (от греческого слова метеорос — парящий в воздухе) — это вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в нее извне с огромной скоростью. Метеоры часто называют падающими звездами. В межпланетном пространстве хаотично движется с различными скоростями множество таких частиц. Массы подавляющего их большинства измеряются десятыми и тысячными долями грамма, в редких случаях — несколькими граммами. Если в атмосферу влетает частица со скоростью свыше 30 км/с, то из-за трения о воздух она быстро раскаляется, вспыхивает и порождает метеор. Чем больше масса и скорость частицы, тем ярче метеорная вспышка. В среднем по всему небу за 1 ч появляются 5—6 ярких метеоров.

Наше путешествие продолжается, и мы летим на Нептун. Перед взлетом, каждой команде необходимо получить допуск:

1 команда – перечислите планеты земной группы и  планеты гиганты (Уран, Юпитер,  Нептун, Сатурн)

2 команда – 1 закон Кеплера

3 команда - 2 закон Кеплера

4 команда - 3 закон Кеплера

Поздравляю! Мы попали на орбиту планеты Нептун! И мы в научной лаборатории по изучению метеориты.

Помимо пыли, в межпланетном пространстве движется множество твердых тел размерами от сантиметров до десятков метров. При падении на Землю они получают название метеоритов.

По химическому составу метеориты подразделяют на три группы: каменные, железокаменные и железные. Химические соединения, присутствующие в метеоритах, и их кристаллическая структура показывают, что метеоритное вещество сформировалось в условиях высоких давлений и температур. Возраст метеоритов колеблется обычно в пределах от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов лет.

На месте падения крупных метеоритов образуются метеоритные кратеры значительных размеров. Такие кратеры обнаружены в Аризоне (США), Канаде, на Таймыре (Россия) и в других местах. У Аризонского метеоритного кратера диаметр 1207 м, глубина 174 м, а высота окружающего его вала составляет от 40 до 50 м.

Самый крупный железный метеорит — Гоба — найден на территории Намибии: он имеет размеры 3x3x1 м, а массу — 60 т.

На других планетах и их спутниках также обнаружены кратеры метеоритного происхождения. Крупные метеориты могут образовать кратеры диаметром в несколько десятков километров.

Из наиболее известных событий на Земле связанных с малыми телами следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908 года – тайга Центральной Сибири). Ну, а самым нашумевшим за последнее время – Челябинский метеорит.

Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар.

Дорогие ребята! На этом цель нашего путешествия достигнута. И мы благополучно возвращаемся на Землю. Теперь, задача ваших команд: составить отчет в виде стенгазеты, по малым планетам команды которых вы представляете.

Что на сегодняшнем уроке вам больше всего запомнилось и понравилось?

Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме: «Малые планеты солнечной системы»

Задание 1

1. больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород

И лютый холод круглый год? (Юпитер)

2. красивая планета

Желто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда. (Сатурн)

Задание 1

1. Планета от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная. (Нептун)

2.таинственная планета.

Она по размерам чуть меньше Земли.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны. (Марс)

Задание 1

1. Одним планетам в небе скучно,

И чтобы было веселей,

Блуждая по Вселенной целой,

Они нашли себе друзей.

Какие это друзья? (Спутники)

2. Я чудную эту планету люблю

За Зиму, за Лето, за Осень, Весну! (Земля).

Задание 1

1. Она ведь не просто на небе сияет,
она всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны. (Луна)

2. Я – самая горячая планета во Вселенной.

Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов.

 Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера).

Задание 2

Рассчитать у ускорение свободного падения на планете Меркурий. М= 0,33×10²⁴ кг; R=2420 км

Задание 2

Рассчитать у ускорение свободного падения на планете Венера. М= 4.87×10²⁴ кг; R=6100 км

Задание 2

Рассчитать у ускорение свободного падения на планете Луна. М=7.35×10²² кг; R=1730 км

 Задание 2

Рассчитать у ускорение свободного падения на планете Уран. М=87×10²⁴; R=260000 км

Задание 3

В солнечной системе пояс астероидов находится между орбитами:

  1. Меркурия и Венеры
  2. Марса и Юпитера
  3. Урана и Нептуна
  4. Юпитера и Сатурна

Задание 3

В каком состоянии находится вещество ядра кометы:

  1. Твердое тело – смесь замерших газов, пыли, частиц тугоплавких металлов
  2. Жидкость – смесь воды и жидкого азота
  3. Разреженный газ и пыль

Задание 3

Самый крупный астероид:

  1. Церера;
  2. Паллада
  3. Веста;
  4. Юнона.

Задание 3

Хвосты комет обычно направлены:

  1. В сторону Солнца
  2. В сторону, противоположную Солнцу
  3. Перпендикулярно линии, соединяющей комету и Солнце
  4. У кометы вообще нет хвоста

Задание 4

Юпитер,  Нептун, сатурн)

Задание 4

2 команда – 1 закон Кеплера

Задание 4

3 команда - 2 закон Кеплера

Задание 4

4 команда - 3 закон Кеплера

«Астероиды»

«Кометы»

«Метеориты»

«Метеоры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астрономия 11 класс. "Физическая природа планет и малые тела Солнечной системы"

Презентация представляет краткий справочник по данной теме....

Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"

Данный урок можно использовать для закрепления изученного материала и как внеурочное занятие  по астрономии....

Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"

Данный урок можно использовать в качестве внеурочного занятия,а так же, для изучения и закрепления нового материала....

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Малые тела Солнечной системы"

Презентация к уроку астрономии "Малые тела Солнечной системы"...

Конспект урока по астрономии "Малые тела Солнечной системы"

Конспект открытого урока по астрономии в 11 классе...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

Группа МЖКХ 2 Астрономия 28. 10. 2020. Тема 2.Малые тела Солнечной системы.

Тема 2. Малые тела Солнечной системыЗадание1. Изучить материал по теме «Малые тела Солнечной системы». См. файл.2. Ответить на вопрос. История открытия первых малых планет.3. Заполнить таб...