Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"
план-конспект занятия по астрономии (10, 11 класс)

Халецкая Наталья Васильевна

Данный урок можно использовать для закрепления изученного материала и как внеурочное занятие  по астрономии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-игра по астрономии88.37 КБ
Файл malye_tela_solnechnoy_sistemy.docx88.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 50

г. Томска

Халецкая Наталья Васильевна

учитель физики и астрономии

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Сценарий урока по учебному предмету «Астрономия»

Описание: Похожее изображение

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ФГОС: Современный урок» 

(2019 уч.год)

Направление: естественно-научное

Томск 2019


Методические особенности проведения урока

Учитель

Халецкая Н.В.

Класс 11

Учебный предмет

Астрономия

Норма времени

1 ак.час

40 минут

Тема урока

Малые тела Солнечной системы

Цель

расширить и углубить знания учащихся о Солнечной системе, продолжить формирование знаний учащихся о строении, составе, происхождении и развитии тел Солнечной системы.

Задачи

Образовательные:

1. обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.

2. выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль в познании окружающего мира.

Развивающая: продолжить развитие информационных компетентностей учащихся (умение работать с информацией: искать нужную информацию в опубликованных источниках и с помощью ПК, отбирать главное, анализировать, обобщать, систематизировать) и коммуникационных умений в ходе групповой работы по вопросам заданной темы и защиты темы в ходе представления.

Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения

Вид урока

Урок-игра, урок с применением активных методов обучения

Форма урока

групповая

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Регулятивные:

–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Познавательные:

–критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

Коммуникативные:

–при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.

-выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль в познании окружающего мира.

Основные понятия

астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды, химический состав малых тел, орбита

Место урока в системе уроков данного раздела

Для обобщения и систематизации материала по теме «Малые тела Солнечной системы» необходимо владеть знаниями о химическом составе космических тел. Понимать закономерности современной теории происхождения Солнечной системы. Иметь представление о физических параметрах космических тел (движении, орбите)

Межпредметные связи

Химия, физика, история, геометрия

Ресурсы

Информационный материал: видеофрагменты «Кометы, астероиды и метеориты», карта Солнечной системы; карточки с заданием для работы в группах.

Демонстрационный материал: модель Солнечной системы.

Интерактивный материал: мультимедийное оборудование (персональный компьютер, проектор)

Литература, дополнительные источники информации

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11 класс: Учебник - М.: Дрофа, 2018 – 238 с.

Ресурсы сети Интернет:

Астероид, метеорит – в чем разница? Электронный ресурс. Режим доступа: свободный https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=WbjFMTlpfUc (Приложение 5)


ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! (отмечает присутствующих в журнале). Нам предстоит сегодня путешествие на космических ракетах, поэтому прошу экипажи занять свои места.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ (4 мин.)

Учитель:

Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? - вот вопрос, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания.

Вопросы: 1) Эти тела можно обнаружить в пределах Солнечной системы, люди замечали их с незапамятных времён - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света, во все времена про них слагали легенды, посвящали стихи и загадки.…… Так что же это?

Ученики: Астероиды, кометы, метеориты и т.д.  - это так называемые малые тела

Учитель: Итак, сформулируем тему урока

Ученики: Малые тела Солнечной системы.

Учитель: Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их происхождение, строение, химический состав и значение?

Какие задачи мы должны решить в ходе урока?

Ученики: уточнить, что входит в состав Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.

Учитель: Теперь мы можем сформулировать цель урока, тем самым продолжить формирование естественно-научной картины мира.

Ученики: Формулируют цель и задачи урока - выяснить:

•        что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды

•        их происхождение

•        строение

•        химический состав и значение?

Предлагаю посмотреть небольшой видео фрагмент (Приложение № 5)

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (14 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы.

Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится ответственная работа по координации деятельности всего экипажа, историка, физика, химика, и аналитика.

Когда члены экипажа выбраны, определяем цель нашего космического путешествия.

Перед стартом экипажи получают последние советы и рекомендации:  

- Задания, которые вы должны выполнить в ходе работы, выдаются командиру, на столах вы видите необходимую литературу, вы найдете соответствующий материал.

Ваша задача:

•        найти ответы на вопросы карточки

•        составить отчет по данной теме

•        представить отчет

•        познакомить с ним ребят других экипажей

Звучат слова: три, два, один. Старт! (звучит гул стартующей ракеты).

Ученики: распределяют роли: историки, физики, химики, аналитики. Знакомятся с заданием в карточках (Приложение № 1). Используя материалы учебника, выполняют задания.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ (18 мин.)

Учитель: Первыми отчет о проделанной работе предоставляет экипаж ракеты «Веста».

Ученики: первая группа представляет результаты работы.

Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена первая строчка «Астероиды» (Приложение № 2).

Ученики: «Комета  Галлея» - посланцы бед с ясного неба.

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

(Римма Алдонина)

Выступает экипаж ракеты «Комета Галлея». Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена вторая строчка «Кометы».

Где-то в космосе

Летит

Голубой метеорит.

Ты идёшь,

А он летит.

Ты лежишь,

А он летит.

Ты заснул,

Но всё летит

В космосе

Метеорит.

Учитель: Когда падает звезда, то желание, которое вы загадали, должно обязательно исполниться.

А что понимают под падающей звездой? И на самом ли деле падают звезды? Чтобы в этом разобраться, рассмотрим вопрос «Метеорные тела».

Ученики: Речь берет экипаж ракеты «Болиды». В ходе рассказа ребята объясняют значение слов: метеорные тела, метеор, болид, метеорные потоки, радиант.

Учителя: Загадка. Вот камень с неба к нам летит, как звать его?    

Ученики: Метеорит.

Выступает экипаж ракеты «Тунгусский метеорит».

Учитель: Итак, обобщим материал, изученный на уроке, вместе с ребятами составляем ментальную карту (Приложение № 3)

РЕФЛЕКСИЯ (подведение итогов занятия) (3 мин.)

Учитель: Все экипажи хорошо потрудились. Попрошу командиров дать оценку работе своего экипажа, можете выделить кого-то самого активного, самого эрудированного, самого знающего.

Ученики: Производят взаимооценку и самооценку.

Учитель: Запишите домашнее задание: учебник, § 20, по желанию составить на отдельных листах кроссворд по теме «Солнечная система» по алгоритму.

Ученики: Записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по составлению кроссворда (Приложение № 4)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 50

г. Томска

Халецкая Наталья Васильевна

учитель физики и астрономии

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Сценарий урока по учебному предмету «Астрономия»

Описание: Похожее изображение

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ФГОС: Современный урок» 

(2019 уч.год)

Направление: естественно-научное

Томск 2019


Методические особенности проведения урока

Учитель

Халецкая Н.В.

Класс 11

Учебный предмет

Астрономия

Норма времени

1 ак.час

40 минут

Тема урока

Малые тела Солнечной системы

Цель

расширить и углубить знания учащихся о Солнечной системе, продолжить формирование знаний учащихся о строении, составе, происхождении и развитии тел Солнечной системы.

Задачи

Образовательные:

1. обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.

2. выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль в познании окружающего мира.

Развивающая: продолжить развитие информационных компетентностей учащихся (умение работать с информацией: искать нужную информацию в опубликованных источниках и с помощью ПК, отбирать главное, анализировать, обобщать, систематизировать) и коммуникационных умений в ходе групповой работы по вопросам заданной темы и защиты темы в ходе представления.

Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения

Вид урока

Урок-игра, урок с применением активных методов обучения

Форма урока

групповая

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Регулятивные:

–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Познавательные:

–критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

Коммуникативные:

–при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.

-выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль в познании окружающего мира.

Основные понятия

астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды, химический состав малых тел, орбита

Место урока в системе уроков данного раздела

Для обобщения и систематизации материала по теме «Малые тела Солнечной системы» необходимо владеть знаниями о химическом составе космических тел. Понимать закономерности современной теории происхождения Солнечной системы. Иметь представление о физических параметрах космических тел (движении, орбите)

Межпредметные связи

Химия, физика, история, геометрия

Ресурсы

Информационный материал: видеофрагменты «Кометы, астероиды и метеориты», карта Солнечной системы; карточки с заданием для работы в группах.

Демонстрационный материал: модель Солнечной системы.

Интерактивный материал: мультимедийное оборудование (персональный компьютер, проектор)

Литература, дополнительные источники информации

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11 класс: Учебник - М.: Дрофа, 2018 – 238 с.

Ресурсы сети Интернет:

Астероид, метеорит – в чем разница? Электронный ресурс. Режим доступа: свободный https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=WbjFMTlpfUc (Приложение 5)


ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! (отмечает присутствующих в журнале). Нам предстоит сегодня путешествие на космических ракетах, поэтому прошу экипажи занять свои места.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ (4 мин.)

Учитель:

Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? - вот вопрос, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания.

Вопросы: 1) Эти тела можно обнаружить в пределах Солнечной системы, люди замечали их с незапамятных времён - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света, во все времена про них слагали легенды, посвящали стихи и загадки.…… Так что же это?

Ученики: Астероиды, кометы, метеориты и т.д.  - это так называемые малые тела

Учитель: Итак, сформулируем тему урока

Ученики: Малые тела Солнечной системы.

Учитель: Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их происхождение, строение, химический состав и значение?

Какие задачи мы должны решить в ходе урока?

Ученики: уточнить, что входит в состав Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.

Учитель: Теперь мы можем сформулировать цель урока, тем самым продолжить формирование естественно-научной картины мира.

Ученики: Формулируют цель и задачи урока - выяснить:

•        что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды

•        их происхождение

•        строение

•        химический состав и значение?

Предлагаю посмотреть небольшой видео фрагмент (Приложение № 5)

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (14 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы.

Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится ответственная работа по координации деятельности всего экипажа, историка, физика, химика, и аналитика.

Когда члены экипажа выбраны, определяем цель нашего космического путешествия.

Перед стартом экипажи получают последние советы и рекомендации:  

- Задания, которые вы должны выполнить в ходе работы, выдаются командиру, на столах вы видите необходимую литературу, вы найдете соответствующий материал.

Ваша задача:

•        найти ответы на вопросы карточки

•        составить отчет по данной теме

•        представить отчет

•        познакомить с ним ребят других экипажей

Звучат слова: три, два, один. Старт! (звучит гул стартующей ракеты).

Ученики: распределяют роли: историки, физики, химики, аналитики. Знакомятся с заданием в карточках (Приложение № 1). Используя материалы учебника, выполняют задания.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ (18 мин.)

Учитель: Первыми отчет о проделанной работе предоставляет экипаж ракеты «Веста».

Ученики: первая группа представляет результаты работы.

Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена первая строчка «Астероиды» (Приложение № 2).

Ученики: «Комета  Галлея» - посланцы бед с ясного неба.

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

(Римма Алдонина)

Выступает экипаж ракеты «Комета Галлея». Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена вторая строчка «Кометы».

Где-то в космосе

Летит

Голубой метеорит.

Ты идёшь,

А он летит.

Ты лежишь,

А он летит.

Ты заснул,

Но всё летит

В космосе

Метеорит.

Учитель: Когда падает звезда, то желание, которое вы загадали, должно обязательно исполниться.

А что понимают под падающей звездой? И на самом ли деле падают звезды? Чтобы в этом разобраться, рассмотрим вопрос «Метеорные тела».

Ученики: Речь берет экипаж ракеты «Болиды». В ходе рассказа ребята объясняют значение слов: метеорные тела, метеор, болид, метеорные потоки, радиант.

Учителя: Загадка. Вот камень с неба к нам летит, как звать его?    

Ученики: Метеорит.

Выступает экипаж ракеты «Тунгусский метеорит».

Учитель: Итак, обобщим материал, изученный на уроке, вместе с ребятами составляем ментальную карту (Приложение № 3)

РЕФЛЕКСИЯ (подведение итогов занятия) (3 мин.)

Учитель: Все экипажи хорошо потрудились. Попрошу командиров дать оценку работе своего экипажа, можете выделить кого-то самого активного, самого эрудированного, самого знающего.

Ученики: Производят взаимооценку и самооценку.

Учитель: Запишите домашнее задание: учебник, § 20, по желанию составить на отдельных листах кроссворд по теме «Солнечная система» по алгоритму.

Ученики: Записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по составлению кроссворда (Приложение № 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"

Данный урок можно использовать в качестве внеурочного занятия,а так же, для изучения и закрепления нового материала....

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Малые тела Солнечной системы"

Презентация к уроку астрономии "Малые тела Солнечной системы"...

Конспект урока по астрономии "Малые тела Солнечной системы"

Конспект открытого урока по астрономии в 11 классе...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

Презентация по теме "Малые тела Солнечной системы"

Презентация, конспект и  рабочий лист к уроку географии в 5 классе по теме "Малые тела Солнечной системы"...

Группа МЖКХ 2 Астрономия 28. 10. 2020. Тема 2.Малые тела Солнечной системы.

Тема 2. Малые тела Солнечной системыЗадание1. Изучить материал по теме «Малые тела Солнечной системы». См. файл.2. Ответить на вопрос. История открытия первых малых планет.3. Заполнить таб...

Электронная тетрадь по теме "Малые тела Солнечной системы"

Электронная тетрадь предполагает совместную работу ученика и учителя и позволяет размещать весь необходимый материал в одном месте....