Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" и ее использование в средней школе
статья по астрономии (11 класс)

статья написанная к ВКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bronnikova_v._25.04.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

В.В. Бронникова,

Студентка гр. ИФ – 13,

Факультет естественных наук, математики и технологии ЗабГУ

Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" и ее использование в средней школе

Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические игры.  В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития» [5, с.53].

Проблема использования дидактических игр и мультимедиа в образовательном процессе посвящены исследования Егоровой Ю.Н. Ланиной И.Я., Пидкасистого П.И.  и др. [1, 2, 3, 4 и др.]. 

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр,  реализующих ряд принципов  игрового, активного обучения и отличающихся  наличием  правил, фиксированной  структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [3]. Под мультимедийной дидактической игрой будем понимать дидактическую игру с использованием информационно-коммуникационных технологий.  Мультимедийная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Мультимедийные технологии позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке.

        Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений ребенка в усвоении знаний или в их применении. Использование мультимедиа программ при разработке дидактических игр позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств [1].

В качестве примера рассмотрим мультимедийную дидактическую игру "Звезды и их роль во Вселенной" и варианты ее  использования в средней школе. Игра разработана в  Power Point; используемая в ходе игры наглядность может обеспечить большую привлекательность. Её можно и нужно использовать для постановки игровых заданий, она может сыграть важнейшую роль в визуализации дидактической игры.

     Цель данной мультимедийной игры: обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Солнце и звезды», а также активизация познавательного интереса учащихся.

Мультимедийная дидактическая игра «Звезды и их роль во Вселенной»  разработана в двух вариантах: для учащихся основной  школы 8-9 классов и средней школы 10-11 классов. Игра построена на основе телевизионной передачи «Своя игра». Игроки делятся на три команды; по очереди они выбирают тему и количество баллов и готовятся к ответу; побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Игра «Звезды и их роль во Вселенной» как в основной, так и в средней школах проводится в два тура. Сравнительная характеристика рубрик игры представлена в таблице 1 (см. Таблицу 1) .

Таблица 1

Сравнительная характеристика рубрик мультимедийной дидактической игры «Звезды и их роль во Вселенной» в основной и средней школах

Основная школа (8-9 класс)

Средняя школа (10-11 класс)

1 тур

  1. Из истории изучения звезд
  2. Звезды в созвездиях
  3. Звездные ориентиры

  1. Из истории изучения звезд
  2. Звезды в созвездиях
  3. Звездные ориентиры
  4. Звездные координаты

2 тур

  1. Звездные координаты
  2. Видимое движение Солнца
  3. Шкала звездных величин

  1. Шкала звездных величин
  2. Звезда как физический объект
  3. Звезда по имени Солнце
  4. Звездная эволюция

        Из таблицы видно, что в средней школе рубрик больше.  Курсивом выделены рубрики, которые присутствуют только в игре, предназначенной для конкретной параллели учащихся.  

        Вопросы игры для основной и средней школы различаются уровнем сложности, глубиной и широтой охвата материала темы. Вопросы и задания различаются не только по содержанию, но и по форме представления информации.

Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" может быть  использована как для группового (как часть занятия) , так и индивидуального обучения;  для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.  В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" имеет определенный результат, который является её финалом, придавая ей логическую завершенность. Подведение итогов игры производится сразу после ее окончания. Это может быть подсчет очков; Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний, или в их применении. Сочетание всех элементов игры, мультимедиа-ресурсов и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с мультимедиа-ресурсами, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Варианты мультимедийной дидактической игры «Звезды и их роль во Вселенной» были апробированы в МБОУ СОШ № 11 г.Чита 8-х и 11-х классах. Анализ результатов проведенной игры «Звезды и их роль во Вселенной» позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство учеников знают материал, несмотря на то, что некоторые не изучали астрономию углубленно, данная игра позволила расширить их знания по астрономии, а также повысила интерес ко всему процессу обучения в целом.

Библиографический список

  1. Белова Н. А. Дидактические игры  URL:http://bourabai/ru/mmt.  Дата обращения 10.03.2018.
  2. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000. — 196с. 
  3. Ланина И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: кн.для учителя .М.:Просвещение,1985., —128с.
  4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении– М.:Просвещение, 2014г. — 235с.
  5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288с. 

 

Научный руководитель – С. С. Серебрякова,

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры ФТиМОФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы.

Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы....

Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе.

Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе....

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА

2019 объявлен в России годом театра. Данная презентация поможет познакомить учащихся с историей возникновения и становления русского профессионального театра...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию...