Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" и ее использование в средней школе
статья по астрономии (11 класс)
Предварительный просмотр:
В.В. Бронникова,
Студентка гр. ИФ – 13,
Факультет естественных наук, математики и технологии ЗабГУ
Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" и ее использование в средней школе
Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические игры. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития» [5, с.53].
Проблема использования дидактических игр и мультимедиа в образовательном процессе посвящены исследования Егоровой Ю.Н. Ланиной И.Я., Пидкасистого П.И. и др. [1, 2, 3, 4 и др.].
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [3]. Под мультимедийной дидактической игрой будем понимать дидактическую игру с использованием информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Мультимедийные технологии позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке.
Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений ребенка в усвоении знаний или в их применении. Использование мультимедиа программ при разработке дидактических игр позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств [1].
В качестве примера рассмотрим мультимедийную дидактическую игру "Звезды и их роль во Вселенной" и варианты ее использования в средней школе. Игра разработана в Power Point; используемая в ходе игры наглядность может обеспечить большую привлекательность. Её можно и нужно использовать для постановки игровых заданий, она может сыграть важнейшую роль в визуализации дидактической игры.
Цель данной мультимедийной игры: обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Солнце и звезды», а также активизация познавательного интереса учащихся.
Мультимедийная дидактическая игра «Звезды и их роль во Вселенной» разработана в двух вариантах: для учащихся основной школы 8-9 классов и средней школы 10-11 классов. Игра построена на основе телевизионной передачи «Своя игра». Игроки делятся на три команды; по очереди они выбирают тему и количество баллов и готовятся к ответу; побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Игра «Звезды и их роль во Вселенной» как в основной, так и в средней школах проводится в два тура. Сравнительная характеристика рубрик игры представлена в таблице 1 (см. Таблицу 1) .
Таблица 1
Сравнительная характеристика рубрик мультимедийной дидактической игры «Звезды и их роль во Вселенной» в основной и средней школах
Основная школа (8-9 класс) | Средняя школа (10-11 класс) |
1 тур | |
|
|
2 тур | |
|
|
Из таблицы видно, что в средней школе рубрик больше. Курсивом выделены рубрики, которые присутствуют только в игре, предназначенной для конкретной параллели учащихся.
Вопросы игры для основной и средней школы различаются уровнем сложности, глубиной и широтой охвата материала темы. Вопросы и задания различаются не только по содержанию, но и по форме представления информации.
Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" может быть использована как для группового (как часть занятия) , так и индивидуального обучения; для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Мультимедийная дидактическая игра "Звезды и их роль во Вселенной" имеет определенный результат, который является её финалом, придавая ей логическую завершенность. Подведение итогов игры производится сразу после ее окончания. Это может быть подсчет очков; Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний, или в их применении. Сочетание всех элементов игры, мультимедиа-ресурсов и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с мультимедиа-ресурсами, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.
Варианты мультимедийной дидактической игры «Звезды и их роль во Вселенной» были апробированы в МБОУ СОШ № 11 г.Чита 8-х и 11-х классах. Анализ результатов проведенной игры «Звезды и их роль во Вселенной» позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство учеников знают материал, несмотря на то, что некоторые не изучали астрономию углубленно, данная игра позволила расширить их знания по астрономии, а также повысила интерес ко всему процессу обучения в целом.
Библиографический список
- Белова Н. А. Дидактические игры URL:http://bourabai/ru/mmt. Дата обращения 10.03.2018.
- Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000. — 196с.
- Ланина И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: кн.для учителя .М.:Просвещение,1985., —128с.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении– М.:Просвещение, 2014г. — 235с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288с.
Научный руководитель – С. С. Серебрякова,
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры ФТиМОФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём при обучении лексике на старшем этапе в средней школе
Дипломная и курсовая работа по методике преподавания иностранного языка...
Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы.
Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы....
Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе.
Интерактивные средства обучения, как один из аспектов реализации дидактической системы Л.В. Занкова на уроках математики в средней школе....
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА
2019 объявлен в России годом театра. Данная презентация поможет познакомить учащихся с историей возникновения и становления русского профессионального театра...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию...