Методический семинар.
методическая разработка по биологии
Открытый урок по теме "Клеточное строение -общий признак живых организмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема урока: Клеточное строение - общий признак живых организмов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, лупа .микроскоп, микропрепарат.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Этапы урока:
- Организационный момент (3 мин)
- Проблемная ситуация и актуализация знаний. (4 мин)
- Совместное открытие знаний (20 мин)
- Самостоятельное применение знаний (6 мин)
- Итог урока (рефлексия) (4 мин)
- Постановка домашнего задания (3 мин)
Ход урока
1). Мотивация
Добрый день, ребята!
Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.
Присаживайтесь на свои места.
У вас хорошее настроение?( ответ учащихся).
Хорошее? Значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Прослушайте ,пожалуйста отрывок из стихотворения.
О чем говорится в нем? ( слайд 1)
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток).
Поэтому тема урока как будет называться? (версии детей)
Тема урока «Клеточное строение -общий признак живых организмов».
( записывают тему в тетради) ( слайд2)
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок:
Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам работать над проектом в начальной школе?
На уроке мы сейчас будем, исследовать и создавать модели растительной и животной клетки.
Вы согласны?
У любознательного исследователя природы всегда возникает .
Почему самые разные обитатели нашей планеты проявляют общие для всего живого свойства?
( Общий признак в строении разных организмов)
Трудно утверждать, что гриб и дерево под которым он растет ,сходны по строению.,
или что может быть общего между кроликом и травой , которую он поедает?
Как, вы, думаете, когда и кому это удалось выяснить? Если затрудняетесь ответить ,то откройте учебник п6. Стр.20.
(Выяснить это удалось в 17-19 веках благодаря изобретению и усовершенствованию удивительного прибора -микроскопа)
( слайд 3)
Если вы ,внимательно слушали стихотворение , то ответите на вопрос
Кто изобрел световой микроскоп ? (Антони ван Левенгук), а
Р. Гук увидел в микроскоп кирпичики и назвал их – Клеткой.
( слайд 4,5,6)
( Исследование кожи)
На парте лупа, самый простой увеличительный при бор , посмотрите на кожу своих рук.( она состоит из клеток однослойного эпителия, что вы увидели?
А теперь давайте посмотрим как выглядят клетки кожи под микроскопом,
Ребята ,а как вы думаете ?Может быть , разгадка этого интересного явления, кроется в строении самих клеток, из которых состоят растения и животные?
Познакомимся со строением растительной и животной клеток .
Работа с учебником .
Обратите внимание на термины – это клеточные структуры органоиды клетки.
(назовите их)
Какие одинаковые части клеток вы увидели? ( ядро, цитоплазма . клеточная мембрана)
Что есть в растительной клетке , но нет в животной? ( оболочка , пластиды, вакуоли)
Разница в строении клеток животных и растений объясняет, тем что у них разное питание.( Животные активно двигаются добывая себе пищу, а растения находятся на месте? А как же им удается питаться? (Поглощают воду из почвы и минеральные вещества , и (воздушное питание)
( пластиды, хлоропласты)
Физкультминутка.
Теперь послушайте стихотворение и угадайте ,чем мы будем сейчас заниматься?
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
( Выполнить задание )
Создание галереи авторских моделей клеток.
( работа с учебником стр.20)
Обобщение .
Ребята на следующих уроках вы будете сами учиться готовить микропрепарат кожицы лука и рассматривать его под микроскопом. Тогда вы сможете сравнить препарат с моделью, которую вы сделали сегодня своими руками. Аккуратно вложите в тетрадь. Кто хочет может подарить нашим гостям в конце урока , на память о сегодняшнем уроке.
5). Рефлексия. Карта индивидуальная
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выразить…
Сейчас:
- Выяснил…
- Выучил…
- Познакомился…
- Запомнил…
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §6
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
Инструктивная карта
Фамилия, имя, участника:
План работы: 1.Изучаем теоретический материал по
учебнику. Прочитайте текст с.21-22.
Обратите внимание на рисунки с 16.
2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента
Цель | Что брали? | Что делали? | Что наблюдали | Вывод |
доказать, что растения состоят из_______ |
|
|
| Все растения состоят из______ |
2 Отвечаем на задание соответствие
Часть клетки | значение |
1. Пластиды | а)содержит наследственную информацию |
2.Ядро | б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки |
3.Цитоплазма | в)полости, заполненные клеточным соком |
4.Вакуоль | д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие |
5.Клеточная мембрана | е)обеспечивает передвижение веществ в клетке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...