Программа курса по выбору Большое космическое путешествие
рабочая программа по астрономии (7 класс)
Курс по выбору для учащихся 7 класса по астрономии. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поурочное планирование курса по выбору 7 класс астрономия | 44.89 КБ |
kurs_po_vyboru_7_klass_bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie_.docx | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору
«Большое космическое путешествие»
для 7 класса
Рабочая программа курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса разработана на основе рабочей программы основного общего образования « Физика. 7-9 классы» (авторы: А. Е. Гуревич, Е. К. Страут) и программы «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (автор: Е. К. Страут).
В соответствии с календарным учебным графиком на изучение курса отведено 35 часов в год.
Рабочая программа внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса продолжает предметную линию программы внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 6 класса.
Цель программы курса по выбору «Большое космическое путешествие» для учащихся 7 класса:
а) формирование основополагающих знаний о естественнонаучной картине мира , б) формирование научного представления о космосе и Вселенной , в) создание условий для самореализации каждого учащегося и его личностного роста.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и уважения к Отечеству на примере вклада, внесенного в развитие космической отрасли отечественными учеными и техниками;
- формирование устойчивых познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование научного мировоззрения на основе современных научных позиций;
- формирование навыков делового общения, способствующих социализации учащихся;
- формирование экологического мировоззрения, как неотъемлемой части формируемых знаний и действий.
Предметные:
- иметь представления о взаимной общности научных взглядов на природу с точки зрения различных естественных дисциплин;
- знать о все возрастающей роли астрономии для решения практических задач человечества;
- уметь формулировать гипотезы для объяснения явлений космического масштаба и и приводить факты в качестве доводов;
- понимать влияние процессов на Солнце и в ближнем космосе на жизнь и климат на Земле;
- уметь производить простейшие астрономические вычисления;
- знать и понимать основы летоисчисления и календари;
- иметь научные представления и знания о Солнце, планетах, других телах Солнечной системе и их движении, о созвездиях и расположении некоторых из них на звездном небе, о научном и практическом вкладе нашего Отечества в освоение и изучение ближнего космоса;
-знать краткую историю отечественно космонавтики: даты, имена, заслуги и достижения выдающихся теоретических и практических исследователей космоса: Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой, Леонова и др.
-применять полученные знания для интеллектуального роста и развития .
Метапредметные:
- уметь самостоятельно формулировать цели своего обучения в рамках курса по выбору «Большое космическое путешествие»;
-владеть основами самооценки для осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и принятия решений;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть навыками смыслового чтения и критического мышления;
- уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение не в ущерб сотрудничества для решения поставленной задачи;
- владеть и развивать все виды речи;
- формирование ИКТ-компетенции.
Содержание курса.
Планета Земля. Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли. Влияние вращения на форму планеты. Вязь астрономии и географии – полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты. Атмосфера Земли. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Полярные сияния. Серебристые облака. Восход и закон Солнца. Зеленый луч.
Основы летоисчисления. Вращение Земли, как основа счета времени. Небесная сфера и ее вращение. Полюсы мира и плоскость истинного горизонта. Небесный меридиан. Стороны горизонта. Высота светила и азимут. Кульминация светила. Зенитное расстояние. Звездные сутки. Небесный экватор. Склонение и прямое восхождение. Эклиптика – годичный путь Солнца. Экваториальные координаты Солнца. Дни равноденствий и солнцестояний. Определение географической широты по высоте полюса мира. Связь времени с географической долготой. Гринвичское и местное время. Часовые пояса. Различие между местным и поясным временем. Декретное и летнее время. Старый стиль и новый стиль. Определение високосных годов.
Солнце и планеты. Масса, размеры и температура Солнца. Вращение Солнца. Астероиды. Кометы. Карликовые планеты. Пояс астероидов. Облако Оорта и пояс Койпера. Метеорные потоки и связь их названия с радиантом.
Астрономические измерения. Лазерная локация Луны. Единицы расстояний в астрономии. Световой год, парсек.
Спутники планет. Физическая природа и происхождение спутников. Количество и размеры спутников у планет земной группы и планет гигантов. Наблюдения Рёмера. Луна-ближайшее небесное тело, ее природа. Движения Луны. Синодический и сидерический лунный месяц. Фазы Луны. Затмения. Сарос – временной промежуток череды повторяющихся лунных и солнечных затмений (18 лет 11 дней).
Большой космос. Наша Галактика – Млечный Путь. Ближайшие соседки: Андромеда, Магеллановы облака и карликовые галактики. Формы и размеры галактик. Эволюция Вселенной.
Программа предусматривает домашние наблюдения за Луной, звездами и Солнцем в течение года.
Распределение часов по разделам
Раздел / количество часов | ||
1 | Планета Земля | 5 |
2 | Основы летоисчисления | 14 |
3 | Солнце и планеты | 6 |
4 | Астрономические измерения | 3 |
5 | Спутники планет. Луна | 3 |
6 | Большой космос | 4 |
Итого 35 |
Номер занятия | Тема занятия | Дата | Содержание раздела/темы | |
План | Факт | |||
Планета Земля (5) | ||||
1 | Форма и вращение Земли. Полюс и экватор. Географические координаты. | Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли- атмосфера, гидросфера. Влияние вращения на форму планеты - геоид. Связь астрономии и географии – земные полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты: широта и долгота. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Радуга, гало, световые столбы, зеленый луч. Полярные сияния. Серебристые облака. Ложные Солнце и Луна, звездопады. Зеленый луч. Красная заря.Восход и закон Солнца. | ||
2 | Явления в атмосфере Земли: радуга, гало, световые столбы, зеленый луч. | |||
3 | Явления в атмосфере Земли: ложные Солнце и Луна, звездопады. | |||
4 | Аurora borealis. Серебристые облака. | |||
5 | Решение задач | |||
Основы летоисчисления (14 часов) | ||||
6 | Небесная сфера: полюс мира и экватор. | Основные понятия небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная система координат. Определение высоты светила над горизонтом и географической широты местности. Определение точек севера, юга, востока и запада по дневному и ночному небу. ПКЗН. Определение экваториальных координат Солнца в дни равноденствий и солнцестояний и звезд. Эклиптика – годичный путь Солнца. Кульминации светил. Истинные солнечные сутки. Время. Связь времени с географической долготой. Календарь: старый стиль и новый стиль. Правило счета високосных годов. | ||
7 | Смена дня и ночи. Звездная система координат, связанная с горизонтом. | |||
8 | Кульминации светил. Понятие суток. | |||
9 | Работа с подвижной картой звездного неба. | |||
10 | Решение задач | |||
11 | Создание макета горизонтальной системы координат | |||
12 | Звездное небо и его изменения в течение года. Эклиптика. | |||
13 | Экваториальная система координат | |||
14 | Дни равноденствий и солнцестояний. | |||
15 | Решение задач на определение звездных координат | |||
16 | Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Решение задач. | |||
17 | Время: всемирное и местное. Часовые пояса. | |||
18 | Солнечный календарь: юлианский и григорианский. Високосные годы. | |||
19 | Решение задач на счет времени | |||
Солнце и планеты (6) | ||||
20 | Физические характеристики Солнца | Солнце. Физические характеристики Солнца и его природа. Карликовые планеты, астероиды, кометы. Метеорные потоки, радиант. | ||
21 | Решение задач | |||
22 | Малые тела Солнечной системы: кометы, астероиды, карликовые планеты. | |||
23 | Пояс астероидов и кометные облака. | |||
24 | Метеорные потоки. | |||
25 | Решение задач | |||
Астрономические измерения (3) | ||||
26 | Масштабы Галактики и Вселенной | Млечный Путь, его форма и размеры. Расстояния до ближайших галактик. Способы измерения расстояний до космических объектов. Единицы расстояний в астрономии: световой год и парсек. | ||
27 | Локация Луны, как пример измерения расстояний в космосе. | |||
28 | Решение задач | |||
Спутники планет. Луна (3) | ||||
29 | Спутники | Природа Луны и других спутников. Движение Луны вокруг Земли и вокруг Солнца. Понятие сидерического (звездного) и синодического месяца. Уравнение синодического движения. | ||
30 | Изучение природы Луны | |||
31 | Лунный месяц. Фазы Луны. Сарос. | |||
Большой космос (4) | ||||
32 | Млечный Путь. | Млечный Путь и другие галактики. Типы галактик, их размеры и расстояния до них. Типы галактик, их размеры. Иерархическая структура Вселенной. Происхождение и эволюция Вселенной. | ||
33 | Другие галактики. | |||
34 | Прошлое и будущее Вселенной. | |||
35 | Итоговое занятие «Большое космическое путешествие» |
Список литературы:
1) Гуревич А.Е. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич, Е.К. Страут. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 237 , [3]с : ил. ISBN 978-5-358-11783-9
2) Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3]с : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-11700-6
3)Цесевич В.П. Что и как наблюдать на звездном небе.-6-е изд., пререраб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984 –304 с.
4)Дубкова Светлана Ивановна. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста. Издательство «Белый город», 2004 г.
Интернет-ресурсы и программы: virnual sky, Alpha centaura, Stellarium, WordWide Telescope
Учебное оборудование: глобус Земли, глобус Луны, карта звездного неба, таблицы по астрономии.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору
«Большое космическое путешествие»
для 7 класса
Рабочая программа курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса разработана на основе рабочей программы основного общего образования « Физика. 7-9 классы» (авторы: А. Е. Гуревич, Е. К. Страут) и программы «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (автор: Е. К. Страут).
В соответствии с календарным учебным графиком на изучение курса отведено 35 часов в год.
Рабочая программа внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 7 класса продолжает предметную линию программы внеурочного курса по выбору «Большое космическое путешествие» для 6 класса.
Цель программы курса по выбору «Большое космическое путешествие» для учащихся 7 класса:
а) формирование основополагающих знаний о естественнонаучной картине мира , б) формирование научного представления о космосе и Вселенной , в) создание условий для самореализации каждого учащегося и его личностного роста.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и уважения к Отечеству на примере вклада, внесенного в развитие космической отрасли отечественными учеными и техниками;
- формирование устойчивых познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование научного мировоззрения на основе современных научных позиций;
- формирование навыков делового общения, способствующих социализации учащихся;
- формирование экологического мировоззрения, как неотъемлемой части формируемых знаний и действий.
Предметные:
- иметь представления о взаимной общности научных взглядов на природу с точки зрения различных естественных дисциплин;
- знать о все возрастающей роли астрономии для решения практических задач человечества;
- уметь формулировать гипотезы для объяснения явлений космического масштаба и и приводить факты в качестве доводов;
- понимать влияние процессов на Солнце и в ближнем космосе на жизнь и климат на Земле;
- уметь производить простейшие астрономические вычисления;
- знать и понимать основы летоисчисления и календари;
- иметь научные представления и знания о Солнце, планетах, других телах Солнечной системе и их движении, о созвездиях и расположении некоторых из них на звездном небе, о научном и практическом вкладе нашего Отечества в освоение и изучение ближнего космоса;
-знать краткую историю отечественно космонавтики: даты, имена, заслуги и достижения выдающихся теоретических и практических исследователей космоса: Циолковского, Королева, Гагарина, Терешковой, Леонова и др.
-применять полученные знания для интеллектуального роста и развития .
Метапредметные:
- уметь самостоятельно формулировать цели своего обучения в рамках курса по выбору «Большое космическое путешествие»;
-владеть основами самооценки для осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и принятия решений;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть навыками смыслового чтения и критического мышления;
- уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение не в ущерб сотрудничества для решения поставленной задачи;
- владеть и развивать все виды речи;
- формирование ИКТ-компетенции.
Содержание курса.
Планета Земля. Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли. Влияние вращения на форму планеты. Вязь астрономии и географии – полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты. Атмосфера Земли. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Полярные сияния. Серебристые облака. Восход и закон Солнца. Зеленый луч.
Основы летоисчисления. Вращение Земли, как основа счета времени. Небесная сфера и ее вращение. Полюсы мира и плоскость истинного горизонта. Небесный меридиан. Стороны горизонта. Высота светила и азимут. Кульминация светила. Зенитное расстояние. Звездные сутки. Небесный экватор. Склонение и прямое восхождение. Эклиптика – годичный путь Солнца. Экваториальные координаты Солнца. Дни равноденствий и солнцестояний. Определение географической широты по высоте полюса мира. Связь времени с географической долготой. Гринвичское и местное время. Часовые пояса. Различие между местным и поясным временем. Декретное и летнее время. Старый стиль и новый стиль. Определение високосных годов.
Солнце и планеты. Масса, размеры и температура Солнца. Вращение Солнца. Астероиды. Кометы. Карликовые планеты. Пояс астероидов. Облако Оорта и пояс Койпера. Метеорные потоки и связь их названия с радиантом.
Астрономические измерения. Лазерная локация Луны. Единицы расстояний в астрономии. Световой год, парсек.
Спутники планет. Физическая природа и происхождение спутников. Количество и размеры спутников у планет земной группы и планет гигантов. Наблюдения Рёмера. Луна-ближайшее небесное тело, ее природа. Движения Луны. Синодический и сидерический лунный месяц. Фазы Луны. Затмения. Сарос – временной промежуток череды повторяющихся лунных и солнечных затмений (18 лет 11 дней).
Большой космос. Наша Галактика – Млечный Путь. Ближайшие соседки: Андромеда, Магеллановы облака и карликовые галактики. Формы и размеры галактик. Эволюция Вселенной.
Программа предусматривает домашние наблюдения за Луной, звездами и Солнцем в течение года.
Распределение часов по разделам
Раздел / количество часов | ||
1 | Планета Земля | 5 |
2 | Основы летоисчисления | 14 |
3 | Солнце и планеты | 6 |
4 | Астрономические измерения | 3 |
5 | Спутники планет. Луна | 3 |
6 | Большой космос | 4 |
Итого 35 |
Номер занятия | Тема занятия | Дата | Содержание раздела/темы | |
План | Факт | |||
Планета Земля (5) | ||||
1 | Форма и вращение Земли. Полюс и экватор. Географические координаты. | Земля - планета Солнечной системы. Уникальность Земли- атмосфера, гидросфера. Влияние вращения на форму планеты - геоид. Связь астрономии и географии – земные полюса, экватор. Полярный и экваториальный радиусы Земли. Географические координаты: широта и долгота. Оптические явления в атмосфере. Отражение и преломление, рассеяние и искривление световых лучей. Радуга, гало, световые столбы, зеленый луч. Полярные сияния. Серебристые облака. Ложные Солнце и Луна, звездопады. Зеленый луч. Красная заря.Восход и закон Солнца. | ||
2 | Явления в атмосфере Земли: радуга, гало, световые столбы, зеленый луч. | |||
3 | Явления в атмосфере Земли: ложные Солнце и Луна, звездопады. | |||
4 | Аurora borealis. Серебристые облака. | |||
5 | Решение задач | |||
Основы летоисчисления (14 часов) | ||||
6 | Небесная сфера: полюс мира и экватор. | Основные понятия небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная система координат. Определение высоты светила над горизонтом и географической широты местности. Определение точек севера, юга, востока и запада по дневному и ночному небу. ПКЗН. Определение экваториальных координат Солнца в дни равноденствий и солнцестояний и звезд. Эклиптика – годичный путь Солнца. Кульминации светил. Истинные солнечные сутки. Время. Связь времени с географической долготой. Календарь: старый стиль и новый стиль. Правило счета високосных годов. | ||
7 | Смена дня и ночи. Звездная система координат, связанная с горизонтом. | |||
8 | Кульминации светил. Понятие суток. | |||
9 | Работа с подвижной картой звездного неба. | |||
10 | Решение задач | |||
11 | Создание макета горизонтальной системы координат | |||
12 | Звездное небо и его изменения в течение года. Эклиптика. | |||
13 | Экваториальная система координат | |||
14 | Дни равноденствий и солнцестояний. | |||
15 | Решение задач на определение звездных координат | |||
16 | Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Решение задач. | |||
17 | Время: всемирное и местное. Часовые пояса. | |||
18 | Солнечный календарь: юлианский и григорианский. Високосные годы. | |||
19 | Решение задач на счет времени | |||
Солнце и планеты (6) | ||||
20 | Физические характеристики Солнца | Солнце. Физические характеристики Солнца и его природа. Карликовые планеты, астероиды, кометы. Метеорные потоки, радиант. | ||
21 | Решение задач | |||
22 | Малые тела Солнечной системы: кометы, астероиды, карликовые планеты. | |||
23 | Пояс астероидов и кометные облака. | |||
24 | Метеорные потоки. | |||
25 | Решение задач | |||
Астрономические измерения (3) | ||||
26 | Масштабы Галактики и Вселенной | Млечный Путь, его форма и размеры. Расстояния до ближайших галактик. Способы измерения расстояний до космических объектов. Единицы расстояний в астрономии: световой год и парсек. | ||
27 | Локация Луны, как пример измерения расстояний в космосе. | |||
28 | Решение задач | |||
Спутники планет. Луна (3) | ||||
29 | Спутники | Природа Луны и других спутников. Движение Луны вокруг Земли и вокруг Солнца. Понятие сидерического (звездного) и синодического месяца. Уравнение синодического движения. | ||
30 | Изучение природы Луны | |||
31 | Лунный месяц. Фазы Луны. Сарос. | |||
Большой космос (4) | ||||
32 | Млечный Путь. | Млечный Путь и другие галактики. Типы галактик, их размеры и расстояния до них. Типы галактик, их размеры. Иерархическая структура Вселенной. Происхождение и эволюция Вселенной. | ||
33 | Другие галактики. | |||
34 | Прошлое и будущее Вселенной. | |||
35 | Итоговое занятие «Большое космическое путешествие» |
Список литературы:
1) Гуревич А.Е. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич, Е.К. Страут. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 237 , [3]с : ил. ISBN 978-5-358-11783-9
2) Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3]с : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-11700-6
3)Цесевич В.П. Что и как наблюдать на звездном небе.-6-е изд., пререраб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984 –304 с.
4)Дубкова Светлана Ивановна. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста. Издательство «Белый город», 2004 г.
Интернет-ресурсы и программы: virnual sky, Alpha centaura, Stellarium, WordWide Telescope
Учебное оборудование: глобус Земли, глобус Луны, карта звездного неба, таблицы по астрономии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс
Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....
Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»
Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...
Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...
Большое космическое путешествие
Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбр...
Большое космическое путешествие
Все дети рисуют… Рисуют много и увлеченно. Все дети мечтают. Мечтают о чем-то большом, светлом и чистом…Я педагог изобразительного искусства. Когда готовлюсь к урокам, четко знаю: на уроке ученику дол...
Большое космическое путешествие
Урок природоведения тема"Большое космическое путешествие Обобщение раздела «Вселенная»" Цель урока: В форме познавательной игры закрепить и обобщить знания по теме «Вселенная»...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Большое космическое путешествие"
Форма организации работы по программе – игра «Большое космическое путешествие». С наступлением летних каникул жители Республики Мальчишек и Девчонок отправляются в космическое путешествие вместе...