Календарно - тематическое планирование по астрономии к учебнику Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут
календарно-тематическое планирование по астрономии (10, 11 класс)
Календарно - тематическое панирование по астрономии для 10-11 класса с УУД по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно - тематическое планирование по астрономии 10 -11 класс | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса астрономии
10 класс (17 часов); 11 класс (17 часов) – 1 час в неделю
№ п/п | Название разделов Тема уроков | Планируемые результаты | Формы контроля | Д/З | Дата | |||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||
Практические основы астрономии (2 часа) | ||||||||||||||||
1/1 | Что изучает астрономия | формирование положительного отношения к российской астрономической науке | формулировать выводы и заключения | воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система | Фронтальный опрос | П.1 | ||||||||||
2/2 | Наблюдения — основа астрономии | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал | использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут | Фронтальный опрос Тест | П.2 | ||||||||||
Практические основы астрономии (5 часов) | ||||||||||||||||
1/3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой | Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина, ось мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение; Уметь пользоваться картой звездного неба и определять с ее помощью координаты светил | Опрос Сообщения по теме Самостоятельная работа | П.3,4 | ||||||||||
2/4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | формирование познавательной и информационной культуры | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный | воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Самостоятельная работа | П.5 | ||||||||||
3/5 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах | Тест Фронтальный опрос | П.6 Упр.5 решить | ||||||||||
4/6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | формирование познавательной и информационной культуры | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений | Индивидуальный опрос Тест | П.7,8 | ||||||||||
5/7 | Время и календарь. Контрольная работа №1: «Введение в астрономию. Практические основы астрономии» | формирование познавательной и информационной культуры | готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников | воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе; уметь применять полученные знания на практике | Сообщения по теме Контрольная работа | П.9 Повторить П. 1-8 | ||||||||||
Строение Солнечной системы (7 часов) | ||||||||||||||||
1/8 | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера. | Сообщения по теме Фронтальный опрос | П.10 | ||||||||||
2/9 | Конфигурации планет. Синодический период. | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | Фронтальный опрос Проверочная работа | П.11. | ||||||||||
3/10 | Законы движения планет Солнечной системы. Законы Кеплера. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; решать задачи на законы Кеплера | Индивидуальный опрос Проверочная работа | П. 12, Упр.10 (письм.) | ||||||||||
4/11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | Индивидуальный опрос Тест | П.13 Упр.11 (письм) | ||||||||||
5/12 | Практическая работа с планом Солнечной системы. Решение задач. | организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы | Формулировать проблему исследования и извлекать информацию | воспроизводить определения терминов и понятий. | Самостоятельная работа | П.13 | ||||||||||
6/13 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). | формирование познавательной и информационной культуры; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | Фронтальный опрос Тест | П. 14, Упр.12 (письм) | ||||||||||
7/14 | Контрольная работа №2: «Строение Солнечной системы» | Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности | структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Контрольная работа | П. 10-14 | ||||||||||
Природа тел солнечной системы (8 часов) | ||||||||||||||||
1/15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли | Фронтальный опрос Проверочная работа | П.15,16. | ||||||||||
2/16 | Земля и Луна - двойная планета. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли | П.17 | |||||||||||
3/17 | Итоговое повторение. Итоговая работа за 1 полугодие | формирование познавательной и информационной культуры; | выполнять познавательные и практические задания | Применять полученные знания при решении практических задач | Фронтальный опрос Контрольная работа | - | ||||||||||
11 класс – 17 часов | ||||||||||||||||
4/18 | Планеты земной группы | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет | Сообщения Фронтальный опрос | П.18 Упр.14 | ||||||||||
5/19 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией | описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец | Сообщения Фронтальный опрос | П.19 | ||||||||||
6/20 | Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения | определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий | Фронтальный опрос Тест | П.20 | ||||||||||
7/21 | Метеоры, болиды, метеориты. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов. | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией | определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | Индивидуальный опрос Тест | П.20 | ||||||||||
8/22 | Контрольная работа №3: «Природа тел Солнечной системы» | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию | на практике применять полученные знания, умение работать с информацией | Повторить понятия, усвоенные по теме | Контрольная работа | П.15-20 | ||||||||||
Солнце и звезды (6 часов) | ||||||||||||||||
1/23 | Солнце – ближайшая звезда: его состав и внутреннее строение. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками | определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю | Фронтальный опрос | П.21 | ||||||||||
2/24 | Солнечная активность и её влияние на Землю. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности | Индивидуальный опрос Тест | П.21 | ||||||||||
3/25 | Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Физическая природа звезд. | формирование познавательной и информационной культуры. формирование положительного отношения к российской астрономической науке | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | Фронтальный опрос Тест | П. 22 | ||||||||||
4/26 | Переменные и нестационарные звезды. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами | объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | Индивидуальный опрос Тест | П.24 | ||||||||||
5/27 | Эволюция звезд. | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность. | Сообщения Тест | П.23 Упр.19 | ||||||||||
6/28 | Контрольная работа №4:«Солнце и Солнечная система». | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. | объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | Контрольная работа | П.21-24 | ||||||||||
Строение и эволюция Вселенной (5 часов) | ||||||||||||||||
1/29 | Наша Галактика. | формирование познавательной и информационной культуры, формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь | характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Фронтальный опрос Индивидуальные сообщения | П.25 | ||||||||||
2/30 | Наша Галактика. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь | характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. | Фронтальный опрос | П. 25 | ||||||||||
3/31 | Другие звездные системы – галактики. | проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу. | определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | П.26 | ||||||||||
4/32 | Космология начала ХХ века. | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный. | объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. | Фронтальный опрос | П.27 | ||||||||||
5/33 | Основы современной космологии. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | П.27 | ||||||||||
Жизнь и разум во вселенной (1 час) | ||||||||||||||||
1/34 | Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Дискусия | П.28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по астрономии
Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11" выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс....
календарно-тематическое планирование по астрономии
Данное планирование составлено ,если курс астрономии у васидёт отдельно по 0,5 часа в неднелю.ну это встречается как правило на домашнем обучениии.учебниек Ландау....
Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл.
Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл....
Рабочая программа по астрономии 11 класс учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФК ГОС СОО); требованиями к р...
Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.
Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения учебного материалаСкорректированные...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11
Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....
Опорные конспекты по астрономии. По учебнику Б.А.Воронцов-Вельяминов АСТРОНОМИЯ 11 класс
Опорные конспекты по астрономии. По учебнику Б.А.Воронцов-Вельяминов АСТРОНОМИЯ 11 класс...