Календарно - тематическое планирование по астрономии к учебнику Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут
календарно-тематическое планирование по астрономии (10, 11 класс)

Календарно - тематическое панирование по астрономии для 10-11 класса с УУД по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса астрономии

10 класс (17 часов); 11 класс (17 часов) – 1 час в неделю

п/п

Название разделов

Тема уроков

Планируемые результаты

Формы контроля

Д/З

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

Практические основы астрономии  (2 часа)

1/1

Что изучает астрономия

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система

Фронтальный опрос

П.1

2/2

Наблюдения — основа астрономии

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут

Фронтальный опрос

Тест

   П.2

Практические основы астрономии   (5 часов)

1/3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой

Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина,

ось мира, небесный меридиан,

небесный экватор, склонение, прямое восхождение;

Уметь пользоваться картой звездного неба  и определять с ее помощью координаты светил

Опрос

Сообщения по теме

Самостоятельная работа

П.3,4

2/4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

формирование познавательной и информационной культуры

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный

воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Самостоятельная работа

П.5

3/5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах

Тест

Фронтальный опрос

П.6

Упр.5

решить

4/6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений

Индивидуальный опрос

Тест

П.7,8

5/7

Время и календарь.

Контрольная работа №1: «Введение в астрономию. Практические основы астрономии»

формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе;

уметь применять полученные знания на практике

Сообщения по теме

Контрольная работа

П.9

Повторить

П. 1-8

Строение Солнечной системы  (7 часов)

1/8

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера.

Сообщения по теме

Фронтальный опрос

П.10

2/9

Конфигурации планет. Синодический период.

формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет

Фронтальный опрос

Проверочная работа

П.11.

3/10

Законы движения планет Солнечной системы.

Законы Кеплера.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

решать задачи на законы Кеплера

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

П. 12, Упр.10

(письм.)

4/11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

Индивидуальный опрос

Тест

П.13

Упр.11

(письм)

5/12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

Решение задач.

организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.

Самостоятельная работа

П.13

6/13

Движение небесных тел под действием  сил тяготения.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Фронтальный опрос

Тест

П. 14,

Упр.12

(письм)

7/14

Контрольная работа №2: «Строение Солнечной системы»

Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности

структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Контрольная работа

П.

10-14

Природа тел солнечной системы  (8 часов)

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли

Фронтальный опрос

Проверочная работа

П.15,16.

2/16

Земля и Луна -  двойная планета.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,  классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли

П.17

3/17

Итоговое повторение.

Итоговая работа за 1 полугодие

формирование познавательной и информационной культуры;

выполнять познавательные и практические задания

Применять полученные знания при решении практических задач

Фронтальный опрос

Контрольная работа

-

11 класс – 17 часов

4/18

Планеты земной группы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

 определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет

Сообщения

Фронтальный опрос

П.18

Упр.14

5/19

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец

Сообщения

Фронтальный опрос

П.19

6/20

Малые тела Солнечной системы.

Карликовые планеты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий

Фронтальный опрос

Тест

П.20

7/21

Метеоры, болиды, метеориты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией

определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Индивидуальный опрос

Тест

П.20

8/22

Контрольная работа №3: «Природа тел Солнечной системы»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

на практике применять полученные знания, умение работать с информацией

Повторить понятия, усвоенные по теме

Контрольная работа

П.15-20

Солнце и звезды  (6 часов)

1/23

Солнце – ближайшая звезда: его состав и внутреннее строение.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

Фронтальный опрос

П.21

2/24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности

Индивидуальный опрос

Тест

П.21

3/25

Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд.

Физическая природа звезд.

формирование познавательной и информационной культуры.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

 называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;

Фронтальный опрос

Тест

П. 22

4/26

Переменные и нестационарные звезды.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

Индивидуальный опрос

Тест

П.24

5/27

Эволюция звезд.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность.

Сообщения

Тест

П.23

Упр.19

6/28

Контрольная работа №4:«Солнце и Солнечная система».

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

Контрольная работа

П.21-24

Строение и эволюция Вселенной  (5 часов)

1/29

Наша Галактика.

формирование познавательной и информационной культуры,

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

П.25

2/30

Наша Галактика.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь

 характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.

Фронтальный опрос

П. 25

3/31

Другие звездные системы – галактики.

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

 распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

П.26

4/32

Космология начала ХХ века.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

 сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.

Фронтальный опрос

П.27

5/33

Основы современной космологии.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

 интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

П.27

Жизнь и разум во вселенной  (1 час)

1/34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Дискусия

П.28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по астрономии

Тематическое планирование к учебнику Левитана Е.П. "Астрономия -11"   выполнено в виде технологической карты. Можно использовать как элективный курс....

календарно-тематическое планирование по астрономии

Данное планирование составлено ,если курс астрономии у васидёт отдельно по 0,5 часа в неднелю.ну это встречается как правило на домашнем обучениии.учебниек Ландау....

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл.

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 кл....

Рабочая программа по астрономии 11 класс учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФК ГОС СОО); требованиями к р...

Календарно - тематическое планирование по астрономии в 10-11 классе 2018 г.

Календарно - тематическое планирование по астрономиив 10-11 классе 2018 г. Номера уроковпо порядку№ урокав разделе, темеТема урокаПлановые сроки изучения  учебного материалаСкорректированные...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по астрономии к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11

Рабочая программа и КТП к учебнику В.М. Чаругина Астрономия 10-11 составлены для изучения астрономии в 11 классе из расчета 1 час в неделю....

Опорные конспекты по астрономии. По учебнику Б.А.Воронцов-Вельяминов АСТРОНОМИЯ 11 класс

Опорные конспекты по астрономии. По учебнику  Б.А.Воронцов-Вельяминов АСТРОНОМИЯ 11 класс...