Практическая работа по астрономии "Звездная карта неба"
учебно-методический материал по астрономии (10 класс) на тему

Гисматуллина Дина Фаатовна

Практическая работа по астрономии "Звездная карта неба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1 Подвижная карта звездного неба

Определить экваториальные координаты светил и, наоборот, по данным координатам найти светило. Проверьте себя с помощью электронного планетария.

Вариант 1.

1. Определите координаты звезд:

  1. α Льва

А) α = 5ч13м, δ = 45°

  1. α Возничего

Б) α = 7ч37м, δ = 5°

  1. α Малого Пса

В) α = 19ч50мин, δ = 8°

  1. α Орла

Г) α = 10ч, δ = 12°

Д) α = 5ч12мин, δ = –8°

Е) α = 7ч42мин, δ = 28°

2. По приблизительным координатам определите, какие это звезды:

  1. α = 5ч 12мин, δ = –8°

А) α Возничего

  1. α = 7ч 31мин, δ =32°

Б) β Ориона

  1. α = 5ч 52мин, δ =7°

В) α Близнецов

  1. α = 4ч 32мин, δ =16°

Г) α Малого Пса

Д) α Ориона

Е) α Тельца

3. Определите экваториальные координаты и в каких созвездиях находятся:

1) точка осеннего равноденствия

А) α = 6ч, δ = 23°, Близнецы

2) точка зимнего солнцестояния.

Б) α = 18ч, δ = –23°, Стрелец

В) α = 12ч, δ = 0°, Дева

Г)  α = 24ч, δ = 0°, Рыбы

Чтобы выполнить следующие задания, вспомним, как определить положение Солнца. Понятно, что Солнце всегда находится на линии эклиптики. Соединим календарную дату прямой линией с центром карты и точка пересечения этой линии с эклиптикой и есть положение Солнца в полдень.

Задание учащимся.

Вариант 1

4. Экваториальные координаты Солнца α = 15 ч, δ = –15°. Определите календарную дату и созвездие, в котором находится Солнце.

А) 21 ноября, Скорпион          Б) 6 ноября, Весы          В) 22 октября, Дева

5. Определите экваториальные координаты Солнца 5 февраля

А) α = 21 ч,δ = 0°          Б) α = –15°,δ = 21 ч         В) α = 21 ч,δ = –15°

6. Прямое восхождение Солнца α =10ч 4мин. Какая яркая звезда находится в этот день недалеко от Солнца?

А) α Секстанта       Б) α Гидры              В) α Льва      

Чтобы определить, какие светила находятся над горизонтом в данное время, надо на карту наложить подвижный круг. Совместить время, указанное на краю подвижного круга с календарной датой, обозначенной на краю карты, и созвездия, которые вы видите в «окошке», вы увидите над горизонтом в это время.

В течение суток небесная сфера совершает полный оборот с востока на запад, а горизонт не изменяет своего положения относительно наблюдателя. Если вращать накладной круг по часовой стрелке, имитируя суточное вращение небесной сферы, то мы заметим, что одни светила восходят над горизонтом, а другие заходят. Вращая накладной круг по часовой стрелке, заметьте положение круга, когда Альдебаран только появился над горизонтом. Посмотрите, какое время, отмеченное на накладном круге, соответствует нужной дате, это и будет искомое время восхода. Определите, в какой стороне горизонта восходит Альдебаран. Аналогично определите время и место захода звезды и вычислите продолжительность пребывания светила над горизонтом.

Задание учащимся.

Вариант 1

  1. Какие из созвездий, которые пересекает эклиптика, находятся над горизонтом в наших широтах  в 22 часа 25 июня?

А) Орел               Б) Змееносец            В)  Лев

  1. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 21. 03.

9.  Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 22. 12.

Вспомните соотношение, по которому, зная экваториальные координаты светил, можно вычислить высоту светила в верхней кульминации. Рассмотрим задачу. Запишем условие: широта Москвы ϕ = 55°; так как известна дата – 21 марта – день весеннего равноденствия, то можем определить склонение Солнца – δ = 0°.

Вопросы учащимся.

  1. К югу или к северу от зенита кульминирует Солнце? (Т. к. δ < ϕ, то Солнце кульминирует к югу).
  2. Какой формулой для вычисления высоты следует воспользоваться? 
  3. (h = δ + (90˚ – φ)
  4. Рассчитайте высоту Солнца. h = 0° + 90° – 55° = 35°

Практическая работа №1 Подвижная карта звездного неба

Определить экваториальные координаты светил и, наоборот, по данным координатам найти светило. Проверьте себя с помощью электронного планетария.

Вариант 2.

1. Определите координаты звезд:

  1. α Близнецов

А) α =18ч 30 мин,δ =38°

  1. α Лиры

Б) α =6ч 42 мин, δ = –16°

  1. α Южной Рыбы

В) α =7ч 31 мин, δ = 32°

  1. α Большого Пса

Г) α =22ч 55 мин, δ = –30°

Д) α =7ч 36 мин, δ = 5°

Е) α =7ч 42 мин, δ =28°

2. По приблизительным координатам определите, какие это звезды:

  1. α =4ч 35 мин, δ = 16°

А) α  Волопаса

  1. α =14ч 15 мин, δ = 20°

Б) α  Возничего

  1. α =13ч 27 мин, δ = –10°

В) β Ориона

  1. α =5ч 12 мин, δ = 46°

Г) α  Льва

Д) α  Девы

Е) α Тельца

3. Определите экваториальные координаты и укажите в каких созвездиях находятся

  1. точка весеннего равноденствия

А) α = 6ч, δ = 23°, Телец

  1. точка летнего солнцестояния.

Б) α = 18ч, δ = –23°, Стрелец

В) α = 12ч, δ = 0°, Дева

Г)  α = 24ч, δ = 0°, Рыбы

Чтобы выполнить следующие задания, вспомним, как определить положение Солнца. Понятно, что Солнце всегда находится на линии эклиптики. Соединим календарную дату прямой линией с центром карты и точка пересечения этой линии с эклиптикой и есть положение Солнца в полдень.

Задание учащимся.

Вариант 2

4. Экваториальные координаты Солнца α = 21 ч, δ = –15°. Определите календарную дату и созвездие, в котором находится Солнце.

А) 20 февраля, Водолей         Б) 5 февраля, Козерог                 В) 21 января, Стрелец

5. Какая яркая звезда находится вблизи Солнца  12 октября?

А) α Девы (Спика)      Б) α Волопаса (Арктур)           В) α Льва (Регул)

6. Прямое восхождение Солнца α = 7ч 50мин. Какая яркая звезда находится в этот день недалеко от Солнца?

А) α Близнецов       Б) β Близнецов       В) α Малого Пса

Чтобы определить, какие светила находятся над горизонтом в данное время, надо на карту наложить подвижный круг. Совместить время, указанное на краю подвижного круга с календарной датой, обозначенной на краю карты, и созвездия, которые вы видите в «окошке», вы увидите над горизонтом в это время.

В течение суток небесная сфера совершает полный оборот с востока на запад, а горизонт не изменяет своего положения относительно наблюдателя. Если вращать накладной круг по часовой стрелке, имитируя суточное вращение небесной сферы, то мы заметим, что одни светила восходят над горизонтом, а другие заходят. Вращая накладной круг по часовой стрелке, заметьте положение круга, когда Альдебаран только появился над горизонтом. Посмотрите, какое время, отмеченное на накладном круге, соответствует нужной дате, это и будет искомое время восхода. Определите, в какой стороне горизонта восходит Альдебаран. Аналогично определите время и место захода звезды и вычислите продолжительность пребывания светила над горизонтом.

Задание учащимся.

.

Вариант 2

7. Какие из созвездий, которые пересекает экватор, находятся над горизонтом в наших широтах  в 22 часа 25 января?

А) Секстант          Б) Близнецы      В) Орион          Г) Овен

8. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 21 сентября?

9. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 22 июня?

Вспомните соотношение, по которому, зная экваториальные координаты светил, можно вычислить высоту светила в верхней кульминации. Рассмотрим задачу. Запишем условие: широта Москвы ϕ = 55°; так как известна дата – 21 марта – день весеннего равноденствия, то можем определить склонение Солнца – δ = 0°.

Вопросы учащимся.

  1. К югу или к северу от зенита кульминирует Солнце? (Т. к. δ < ϕ, то Солнце кульминирует к югу).
  2. Какой формулой для вычисления высоты следует воспользоваться? 
  3. (h = δ + (90˚ – φ)
  4. Рассчитайте высоту Солнца. h = 0° + 90° – 55° = 35°


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Практическая работа "Шутка в картинках"

Освоение среды Word. Вставка объектов в текст....

Практическая работа "Ориентирование по карте"

Данный проактическая работа состоит из двух часте. Первая это тест, вторая часть - решение задач (определение географических координат и географических обьектов).Работу  можно использовать на уро...

Практическая работа "Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний

Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний...

Требование к выполнению практических работ на контурной карте.

Материал может быть использован обучающимися 6-х классов при работе в контурной карте....

Практическая работа "Россия на карте часовых поясов"

Практическая работа "Россия на карте часовых пояов" позволяет проверить знания, полученные учащимися в ходе изучения этой темы....

Практическая работа "Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах"

Определение по картам расстояний между точками  в градусной мере и километрах...