Практическая работа по астрономии "Звездная карта неба"
учебно-методический материал по астрономии (10 класс) на тему
Практическая работа по астрономии "Звездная карта неба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1 Подвижная карта звездного неба
Определить экваториальные координаты светил и, наоборот, по данным координатам найти светило. Проверьте себя с помощью электронного планетария.
Вариант 1.
1. Определите координаты звезд:
| А) α = 5ч13м, δ = 45° |
| Б) α = 7ч37м, δ = 5° |
| В) α = 19ч50мин, δ = 8° |
| Г) α = 10ч, δ = 12° |
Д) α = 5ч12мин, δ = –8° | |
Е) α = 7ч42мин, δ = 28° |
2. По приблизительным координатам определите, какие это звезды:
| А) α Возничего |
| Б) β Ориона |
| В) α Близнецов |
| Г) α Малого Пса |
Д) α Ориона | |
Е) α Тельца |
3. Определите экваториальные координаты и в каких созвездиях находятся:
1) точка осеннего равноденствия | А) α = 6ч, δ = 23°, Близнецы |
2) точка зимнего солнцестояния. | Б) α = 18ч, δ = –23°, Стрелец |
В) α = 12ч, δ = 0°, Дева | |
Г) α = 24ч, δ = 0°, Рыбы |
Чтобы выполнить следующие задания, вспомним, как определить положение Солнца. Понятно, что Солнце всегда находится на линии эклиптики. Соединим календарную дату прямой линией с центром карты и точка пересечения этой линии с эклиптикой и есть положение Солнца в полдень.
Задание учащимся.
Вариант 1
4. Экваториальные координаты Солнца α = 15 ч, δ = –15°. Определите календарную дату и созвездие, в котором находится Солнце.
А) 21 ноября, Скорпион Б) 6 ноября, Весы В) 22 октября, Дева
5. Определите экваториальные координаты Солнца 5 февраля
А) α = 21 ч,δ = 0° Б) α = –15°,δ = 21 ч В) α = 21 ч,δ = –15°
6. Прямое восхождение Солнца α =10ч 4мин. Какая яркая звезда находится в этот день недалеко от Солнца?
А) α Секстанта Б) α Гидры В) α Льва
Чтобы определить, какие светила находятся над горизонтом в данное время, надо на карту наложить подвижный круг. Совместить время, указанное на краю подвижного круга с календарной датой, обозначенной на краю карты, и созвездия, которые вы видите в «окошке», вы увидите над горизонтом в это время.
В течение суток небесная сфера совершает полный оборот с востока на запад, а горизонт не изменяет своего положения относительно наблюдателя. Если вращать накладной круг по часовой стрелке, имитируя суточное вращение небесной сферы, то мы заметим, что одни светила восходят над горизонтом, а другие заходят. Вращая накладной круг по часовой стрелке, заметьте положение круга, когда Альдебаран только появился над горизонтом. Посмотрите, какое время, отмеченное на накладном круге, соответствует нужной дате, это и будет искомое время восхода. Определите, в какой стороне горизонта восходит Альдебаран. Аналогично определите время и место захода звезды и вычислите продолжительность пребывания светила над горизонтом.
Задание учащимся.
Вариант 1
- Какие из созвездий, которые пересекает эклиптика, находятся над горизонтом в наших широтах в 22 часа 25 июня?
А) Орел Б) Змееносец В) Лев
- Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 21. 03.
9. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 22. 12.
Вспомните соотношение, по которому, зная экваториальные координаты светил, можно вычислить высоту светила в верхней кульминации. Рассмотрим задачу. Запишем условие: широта Москвы ϕ = 55°; так как известна дата – 21 марта – день весеннего равноденствия, то можем определить склонение Солнца – δ = 0°.
Вопросы учащимся.
- К югу или к северу от зенита кульминирует Солнце? (Т. к. δ < ϕ, то Солнце кульминирует к югу).
- Какой формулой для вычисления высоты следует воспользоваться?
- (h = δ + (90˚ – φ)
- Рассчитайте высоту Солнца. h = 0° + 90° – 55° = 35°
Практическая работа №1 Подвижная карта звездного неба
Определить экваториальные координаты светил и, наоборот, по данным координатам найти светило. Проверьте себя с помощью электронного планетария.
Вариант 2.
1. Определите координаты звезд:
| А) α =18ч 30 мин,δ =38° |
| Б) α =6ч 42 мин, δ = –16° |
| В) α =7ч 31 мин, δ = 32° |
| Г) α =22ч 55 мин, δ = –30° |
Д) α =7ч 36 мин, δ = 5° | |
Е) α =7ч 42 мин, δ =28° |
2. По приблизительным координатам определите, какие это звезды:
| А) α Волопаса |
| Б) α Возничего |
| В) β Ориона |
| Г) α Льва |
Д) α Девы | |
Е) α Тельца |
3. Определите экваториальные координаты и укажите в каких созвездиях находятся
| А) α = 6ч, δ = 23°, Телец |
| Б) α = 18ч, δ = –23°, Стрелец |
В) α = 12ч, δ = 0°, Дева | |
Г) α = 24ч, δ = 0°, Рыбы |
Чтобы выполнить следующие задания, вспомним, как определить положение Солнца. Понятно, что Солнце всегда находится на линии эклиптики. Соединим календарную дату прямой линией с центром карты и точка пересечения этой линии с эклиптикой и есть положение Солнца в полдень.
Задание учащимся.
Вариант 2
4. Экваториальные координаты Солнца α = 21 ч, δ = –15°. Определите календарную дату и созвездие, в котором находится Солнце.
А) 20 февраля, Водолей Б) 5 февраля, Козерог В) 21 января, Стрелец
5. Какая яркая звезда находится вблизи Солнца 12 октября?
А) α Девы (Спика) Б) α Волопаса (Арктур) В) α Льва (Регул)
6. Прямое восхождение Солнца α = 7ч 50мин. Какая яркая звезда находится в этот день недалеко от Солнца?
А) α Близнецов Б) β Близнецов В) α Малого Пса
Чтобы определить, какие светила находятся над горизонтом в данное время, надо на карту наложить подвижный круг. Совместить время, указанное на краю подвижного круга с календарной датой, обозначенной на краю карты, и созвездия, которые вы видите в «окошке», вы увидите над горизонтом в это время.
В течение суток небесная сфера совершает полный оборот с востока на запад, а горизонт не изменяет своего положения относительно наблюдателя. Если вращать накладной круг по часовой стрелке, имитируя суточное вращение небесной сферы, то мы заметим, что одни светила восходят над горизонтом, а другие заходят. Вращая накладной круг по часовой стрелке, заметьте положение круга, когда Альдебаран только появился над горизонтом. Посмотрите, какое время, отмеченное на накладном круге, соответствует нужной дате, это и будет искомое время восхода. Определите, в какой стороне горизонта восходит Альдебаран. Аналогично определите время и место захода звезды и вычислите продолжительность пребывания светила над горизонтом.
Задание учащимся.
.
Вариант 2
7. Какие из созвездий, которые пересекает экватор, находятся над горизонтом в наших широтах в 22 часа 25 января?
А) Секстант Б) Близнецы В) Орион Г) Овен
8. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 21 сентября?
9. Определите время восхода и захода Солнца, продолжительность дня 22 июня?
Вспомните соотношение, по которому, зная экваториальные координаты светил, можно вычислить высоту светила в верхней кульминации. Рассмотрим задачу. Запишем условие: широта Москвы ϕ = 55°; так как известна дата – 21 марта – день весеннего равноденствия, то можем определить склонение Солнца – δ = 0°.
Вопросы учащимся.
- К югу или к северу от зенита кульминирует Солнце? (Т. к. δ < ϕ, то Солнце кульминирует к югу).
- Какой формулой для вычисления высоты следует воспользоваться?
- (h = δ + (90˚ – φ)
- Рассчитайте высоту Солнца. h = 0° + 90° – 55° = 35°
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Практическая работа "Шутка в картинках"
Освоение среды Word. Вставка объектов в текст....
Практическая работа "Ориентирование по карте"
Данный проактическая работа состоит из двух часте. Первая это тест, вторая часть - решение задач (определение географических координат и географических обьектов).Работу можно использовать на уро...
Практическая работа "Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний
Определение по картам и глобусу географических координат и расстояний...
Требование к выполнению практических работ на контурной карте.
Материал может быть использован обучающимися 6-х классов при работе в контурной карте....
Практическая работа "Россия на карте часовых поясов"
Практическая работа "Россия на карте часовых пояов" позволяет проверить знания, полученные учащимися в ходе изучения этой темы....
Практическая работа "Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах"
Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах...