Презентация "Великие астрономы.Иоганн Кеплер"
материал по информатике и икт (7 класс) по теме
Презентация "Великие атрономы. Иоганн Кеплер" для участия в конкурсе методических разработок с использованием средств ИКТ «Презентация на каждый урок», посвященном 445-летию со дня рождения Иоганна Кеплера.
Автор учитель информатики Примак А.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи внеурочного занятия: Цель : Формирование целостного восприятия окружающего мира, изучение возникновения астрономии как науки, развитие интереса учащихся к предмету «астрономия», знакомство учащихся одним из астрономов - Иоганном Кеплером и тремя законами Кеплера. Задачи : Обучающая : актуализация понятия «эллипс» (фокусы, центр). Ввести новые понятия: эклиптика, земной календарный год, земной календарный месяц, звездные сутки, планета, эллиптическая орбита, вектор планеты, «закон площадей». Рассказать учащимся о законах Кеплера. Расширение общего кругозора учащихся. Воспитывающая : Показать, что открытие законов Кеплера – пример познаваемости мира и его закономерностей. Акцентировать внимание учащихся на том, что Кеплер изучал не только астрономию, но и математику, геометрию, оптику. Развивающая : содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, создать условия для развития памяти, внимания, воображения, содействовать развитию интереса к изучению окружающего мира.
С незапамятных времен человек интересовался звездным небом. Не только чарующая красота и любопытство направляло человеческие взоры в звёздное небо, но и интерес к изучению движения небесных объектов.
Изучение перемещений и изменений на звездном небе позволило людям составить первые календари, а также предсказывать такие явления, как солнечные и лунные затмения. Мореплаватели могли по звездам точно прокладывать себе курс, а путешественники находить направление на суше.
Еще древние астрономы изучили видимый путь Солнца и Луны. Они установили, что на небе солнце описывает полукруг, перемещаясь с запада на восток. Также было установлено, что в году 365 суток.
Древние наблюдатели за небом установили, что маршрут Солнца не изменен, и оно появляется там, где нужно, и исчезает там, где положено. Они назвали данный круг эклиптикой * , что звучит на греческом языке - Clipce. *Экли́птика (от лат. (linea) ecliptica , от др.-греч. ἔκλειψις — затмение) — большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Соответственно плоскость эклиптики — плоскость вращения Земли вокруг Солнца (земной орбиты). Большинство планет Солнечной системы движется вблизи плоскости эклиптики, в одном направлении с вращением Солнца. Эклиптика проходит по зодиакальным созвездиям.
*Экли́птика (от лат. (linea) ecliptica , от др.-греч. ἔκλειψις — затмение) — большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Соответственно плоскость эклиптики — плоскость вращения Земли вокруг Солнца (земной орбиты). Большинство планет Солнечной системы движется вблизи плоскости эклиптики, в одном направлении с вращением Солнца. Эклиптика проходит по зодиакальным созвездиям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древние астрономы установили также, что Луна движется с запада на восток, при этом совершает полный круг за 27 суток. Самое интересное, что движение Луны не равномерное. Она может ускорять или замедлять движение в незначительной мере. Период видимого перемещения Луны стал основой земного календарного месяца .
Если смотреть на звездное небо, то, кажется, что звёзды неподвижны относительно друг друга. Полный оборот звёздный небосвод совершает за определенное время, которое называется звёздными сутками .
Рядом со звездами древние люди рассмотрели пять небесных объектов, которые внешне похожи на звезды, но имеют более яркое свечение. Эти объекты принимают неотъемлемое участие в движении звездного неба. Их траектории движения казались для древних астрономов запутанными и сложными. Если перевести слово «планета» с греческого языка, то это означает «блуждающая».
В древнем Риме планетам дали названия, которые сохранились до нашего времени: Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер.
Древние ученые считали Солнце и Луну тоже планетами, так как те тоже совершали прогулку по звездному небу.
Современные знания о Солнечной системе образовались в ходе наработок и исследований звездного неба в течение тысячелетий. Многие древние ученые внесли свой вклад в эволюцию астрономии. Это Пифагор, Платон, Птолемей, Архимед и другие. Некоторые из них имели и заблуждения, которые давно доказаны. Про древних ученых и их достижения можно рассказывать много, но сегодня мы поговорим об Иоганне Кеплере (1571-1630 г.ж.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иоганну Кеплеру посчастливилось жить в одно время с не менее известным ученым – итальянцем Галилео Галилеем Эти два ученых были приверженцами гелиоцентрической системы мира, которую в свое время предложил Коперник.
До Кеплера считалось, что движение небесных тел может происходить только по “совершенной кривой” – окружности. Иоганн Кеплер впервые разрушил этот предрассудок. Используя многолетние наблюдения положения Марса, выполненные датским астроном Тихо Браге, Кеплер установил три закона движения планет относительно Солнца.
Законы Кеплера
Закон 1. Этот закон гласит, что все планеты нашей солнечной системы вращаются по эллиптическим орбитам вокруг Солнца. При этом координаты центра Солнца находятся не центральной части эллипса, а на одном из его фокусов. Это объясняет временное изменение расстояния между Солнцем и движущимися планетами.
Закон 2. Отрезок, который соединяет центры планет и Солнца называется радиусом или вектором планеты. Он способен описывать равные площади за одинаковые промежутки времени. Это говорит о том, что планеты при движении по эллиптической орбите не всегда двигаются с одинаковой скоростью. При приближении к Солнцу их движение ускоряется, а при удалении – замедляется. Этот закон получил название «закон площадей».
Закон 3. Этот закон в свое время был опубликован в книге «Гармония мира» (публиковалась по частям 1618 – 1621 г.в.). Квадраты периодов обращения пары планет относятся между собой как кубическое значение их средних расстояний от Солнца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Также хочется сказать, что внимание Кеплера привлекали не только планеты, но и кометы. Он первый предположил, что видимость хвостов комет возможна под воздействием солнечных лучей. Поэтому хвост кометы всегда направлен в противоположную сторону от Солнца.
Кеплер также сделал вклад в области математики. Он создал теорию логарифмов на арифметической основе и свел в очень точные таблицы, которые были опубликованы в 1624 году.
Благодаря Кеплеру человечество получило определенные знания в области оптики. Он даже написал книгу «Диоптика». Его работы в области оптики были положены в основу создания оптической схемы телескопа, так как ему удалось изучить действие физиологического механизма зрения. Он впервые заявил о таких физиологических явлениях человека, как близорукость и дальнозоркость.
Кеплер подарил миру основы вычисления объемов различных тел вращения, и площадей плоских фигур, которые образованы кривыми второго порядка – овалом, эллипсом, сечением конуса. Эти методы были началом эры дифференциального и интегрального исчисления.
Про достижения Кеплера можно еще многое сказать. Этот ученый, который заложил основы, как в астрономии, так и в математике. Умер Иоганн Кеплер 15 ноября 1630 года в Регенсбрге от простуды.
Перечень используемых источников: Иллюстрированный атлас «Вселенная. Карты. Цифры. Факты. Гипотезы. Сравнения», Москва, «Махаон», 2009 год http://citaty.su/kratkaya-biografiya-ioganna-keplera http://fb.ru/article/229892/kepler-iogann-biografiya-trudyi-otkryitiya http://interneturok.ru/physics/10-klass/bmehanika-sistemy-telb/zakony-keplera http://rushist.com/index.php/west/3333-kepler-otkrytiya-kratko
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Законы Кеплера"
Презентация к уроку астрономии "Законы Кеплера"...
Практическая работа "Исследование законов Кеплера"
Данная работа выполнена в программе EXCEL, необходимо только подставить значения, а расчеты выполняются автоматически....
Конспект урока "Законы Кеплера"
урок в 9 классе с использованием ЭОР...
Лабораторная работа по информатике «Построение звездчатого октаэдра Кеплера средствами 3ds max»
Лабораторная работа по информатике на тему: "Многогранная поверхность" (построение звездчатого октаэдра Кеплера средствами 3ds max)...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Презентация к уроку астрономии 11 класса "Законы Кеплера"
Законы Кеплера, свойства эллипса...
Законы Кеплера
Презентация к уроку по учебнику Чаругин 10-11 класс...