Методические рекомендации
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Худокормова Ирина Юрьевна

Методика проведения практической работы  в 11 классе по теме «Сравнительная  характеристика населения Бразилии и Мексики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения практической работы  в 11 классе по теме «Сравнительная  характеристика населения Бразилии и Мексики»

Автор: Худокормова Ирина Юрьевна, учитель географии высшей категории.

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»  г. Серпухова.

Цель работы:  формирование умений сравнивать по разным параметрам население стран, применяя навыки работы с картами, диаграммами, картосхемами, обобщать и анализировать информацию, делать вывод. Получение новой информации о странах Латинской Америки  в процессе практической деятельности.

Методы и формы обучения: частично-поисковый метод; самостоятельная практическая деятельность с применением дифференцированных заданий; индивидуальная работа с обучающимися, применение интерактивных технологий.

Значение: тема «Латинская Америка»  последняя  в разделе «Регионы мира» курса 11 класса,  таким  образом, мы имеем возможность организовать повторение одной из наиболее актуальных тем «География населения мира», изученной еще  в 10 классе. Но  практическая работа не только закрепляет уже имеющиеся умения и навыки, она готовит учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний.

Оборудование: географическая карта «Латинская Америка», опорные таблицы, отражающие основные понятия темы «Население», учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», атласы, индивидуальные листы с таблицей  для оформления работы, презентация «Удивительный мир Латинской Америки».

Содержание работы:

  1. Повторение основных вопросов темы «Население», изученной в курсе 10 класса: плотность населения; воспроизводство населения; этнический состав; урбанизация.
  2. Выполнение работы в ходе просмотра презентации и её коллективного обсуждения. Во время самостоятельного поиска и оформления ответов учащимися, учитель имеет возможность оказать индивидуальную помощь тем, кто еще слабо усвоил навыки работы с источниками географической информации.
  3. Оформление результатов в индивидуальных листах в виде таблицы.                                                       В первой колонке кроме заданий указаны  источники информации. Стрелка показывает, что вопрос можно решить на базе предыдущего ответа. На второй и четвертый вопросы  дается  краткий ответ – «да-нет». В дополнительное «окно», отмеченное знаком «+» можно записать аргументы, которые помогли сделать такой вывод – это лишний балл.
  4. Познакомившись с помощью презентации с некоторыми традициями, достопримечательностями и культурой населения стран, учащиеся могут самостоятельно дополнить ответ своими примерами.
  5.  Завершающий и главный этап характеристики – вывод. Анализируя полученную информацию обучающиеся должны отметить уникальность населения стран Латинской Америки, проявляющуюся, например, в сложности этнического состава и выделить наиболее яркие отличия.
  6. При подведении итогов урока, необходимо дополнительно  оценить тех учащихся, кто принял наиболее активное участие в обсуждении и поиске ответов.
  7. Домашним заданием станет продолжение сбора интересной информации по странам Латинской Америки и подготовка сообщений о традициях, культуре, одежде.

Таблица с заданиями для оформления результатов работы.

Ф.И.,  класс

Тема. Сравнение населения  двух стран Латинской Америки.

Задание. Вопрос. Источники.

Бразилия

Мексика

1.  Определите: а) численность населения; место среди других стран мира;

б) плотность населения.

Учебник (форзац)

2.  Можно ли сказать, что эти страны имеют высокую плотность населения, размещенного относительно равномерно?

Атлас, стр. 14

+

+

3. Определите:

а) естественный прирост;

б) тип воспроизводства.

Учебник стр. 62, рис. 13; атлас, стр.11

4. Верно ли утверждение, что для этих стран характерна высокая доля людей пожилого возраста?

Учебник стр. 62, рис. 14

+

+

5. Определите:

а) национальный состав населения;

б) государственные языки;

в) религия.

Атлас, стр. 12-13.

6. Определите уровень урбанизации, назовите наиболее крупные города                  (+ численность их населения)

Учебник стр. 76, рис. 18; атлас, стр. 15

+

+

7. культура, традиции, одежда, достопримечательности.

Вывод.  Такие похожие и такие разные страны. В чем уникальность населения каждой? Выделите основные различия между ними.

Критерии оценивания:

  • «5» и «4» получают  учащиеся,  выполнившие работу в полном объеме. Работали самостоятельно, показали  необходимые теоретические знания и практические навыки. Оценка «4» ставится тем, кто не выполнил дополнительных заданий (+) или допустил неточности  и небрежность в оформлении работы.
  • «3»  получают ученики, выполнявшие работу частично или под руководством учителя, показавшие знание теоретического материала, но испытывающие затруднение при самостоятельной работе с источниками географической информации, не выполнившие дополнительных заданий, сделавшие неточный вывод.
  • «2» у тех, кто не получил результатов, позволивших сделать правильные выводы. Обнаружил плохое знание теоретического материала, отсутствие необходимых навыков и не выполнил основную часть задания.

Источники:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: «Просвещение», 2008 г.
  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. - М.: «Дрофа», 2004 г.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс.- М.: «Просвещение», 2004 г.
  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт.  М. 7
  5. Сиротин В.И., Симагин Ю.А. География. ЕГЭ: шаг за шагом. 9-10 классы. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2011.
  6. Сиротин В.И., Практические работы по географии 6-10 класс. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004.
  7. Сиротин В.И., География. Сборник заданий и упражнений 6-10 классы. – М.: «Дрофа», 2004.
  8. Интернет-ресурсы  (http://www.portalostranah.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...