Рабочие учебные программы.
рабочая программа по астрономии (7 класс) по теме
Рабочие учебные программы обучающихся на дому учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики Протокол № _1_______ от «__28___ » ___08_______2013 г. Руководитель МО: ___________ Беськаева Л И.. | Согласовано: Заместитель директора по УВР __________ Прокина Н.И. от «_____» ____________ 2013 г. | Утверждаю: Директор МБОУ _____________ Кулагин И. А.
Приказ № ______ от «_____» _____________ 2013 г. |
Рабочие учебные программы
обучающих на дому учащихся.
«Алгебра» 7 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Геометрия» 7 класс
( 1час в неделю, всего 34 часа)
«Алгебр» 8 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Алгебра» 9 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Геометрия» 9 класс
( 1 час в неделю, всего 34 часа)
Автор – составитель:
учитель математики Архипова Н.А.
С. Большие Березники
2013 – 2014 учебный год
Рабочая учебная программа «Математика» 6 «В» класс
5 часов в неделю, (всего 170 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета:
- краткая характеристика:
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
- указание, на основании какой примерной рабочей программы составлена:
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Примерной и авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.).
- какие изменения в примерную рабочую программу внес данный учитель:
Так как данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина и др. 2-е издание, стереотипное, Москва, Мнемозина, 2010 г. и рассчитана на 5 часов в неделю, но были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Делимость чисел | 20 | 13 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 14 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 | 19 |
4 | Отношения и пропорции | 19 | 12 |
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 | 8 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 6 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 8 |
8 | Решение уравнений | 15 | 7 |
9 | Координаты на плоскости | 13 | 8 |
10 | Повторение | 13 | 7 |
Итого | 170 | 102 |
- общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
- Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Математика» для 6 класса, но количество учебных часов (по рекомендациям лечащих врачей обучаемой ученицы) уменьшено. На дисциплину «Математика» отведено 102 часа.
Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая учебная программа «Математика –6» рассчитана на 170 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 13 часов.
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):
- умения и навыки ученика:
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
должны знать/ понимать:
- понятие обыкновенной дроби и отрицательного числа;
- правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными дробями;
- определение угла и его виды;
- понятие «вероятность»;
должны уметь:
- выполнять арифметические умения с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
- переходить из одной формы записи в другую;
- находить значения выражений;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверка результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.
- межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:
В данной программе сочетаются два подхода: теоретический и практический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений с окружающим миром, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах естественного и гуманитарного циклов (алгебра, геометрия, физика, химия, астрономия, геодезия, черчение и др.).
В частности, темы: масштаб, координаты на прямой – на уроках географии; длина окружности и площадь круга, шар – в геометрии; решение уравнений – в алгебре; диаграммы, графики – на уроках рисования, черчении, и т.д.
Тематическое планирование по дисциплине «Математика»
в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии,ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1 | Делимость чисел | 13 | 12 | 1 | |||
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 14 | 12 | 2 | |||
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 19 | 16 | 3 | |||
4 | Отношения и пропорции | 12 | 10 | 2 | |||
5 | Положительные и отрицательные числа | 8 | 7 | 1 | |||
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 6 | 5 | 1 | |||
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 8 | 7 | 1 | |||
8 | Решение уравнений | 7 | 6 | 2 | |||
9 | Координаты на плоскости | 8 | 7 | 1 | |||
10 | Повторение. Решение задач | 7 | 6 | 1 | |||
Итого | 102 | 87 | 15 |
Содержание учебного предмета.
Наименование раздела: Глава 1.
- Делимость чисел.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и понимать определения «делитель», «кратное»;
- Знать и уметь применять на практике признаки делимости чисел;
- Знать и уметь применять на практике разложение числа на множители;
Уметь проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определения и правила данной темы.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать основное свойство дроби и применять его при сокращении дроби, приведении дроби к новому знаменателю;
- Уметь сравнивать дроби с разными знаменателями;
- Уметь вычитать дробь из целого числа;
- Уметь находить сумму и разность обыкновенных дробей.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
3.Умножение и деление обыкновенных дробей.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь находить произведение и частное обыкновенных дробей;
- Уметь решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению дроби.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
4. Отношения и пропорции.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь применять на практике основное свойство пропорции;
- Уметь решать с помощью пропорции задачи на проценты;
- Понимать практическую значимость понятий прямой и обратной пропорциональности величин;
- Иметь представление о длине окружности и площади круга;
Иметь представление о шаре.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Глава 2.
5. Положительные и отрицательные числа.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
- Знать понятие «модуль числа», уметь находить модуль рационального числа;
- Уметь сравнивать отрицательные числа.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Основная цель - расширить представления учащихся о числе путём введения отрицательных чисел.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь применять на практике алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел как дробных, так и целых.
- Уметь иллюстрировать с помощью координатной прямой сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Основная цель - выработка прочных навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь применять на практике алгоритмы умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
- Уметь обращать обыкновенную дробь в десятичную. В каждом конкретном случае уметь определять в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь – в десятичную или периодическую;
- Знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ½, ¼, 1/5,1/20, 1/25,1/50.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Основная цель - выработка прочных навыков арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
8. Решение уравнений.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь применять на практике общие приёмы решения линейных уравнений с одной переменной.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Основная цель - подготовка к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
9. Координаты на плоскости.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Знать и уметь строить на практике с помощью линейки и чертежного; треугольника перпендикулярные и параллельные прямые;
- Знать порядок записи координат точек плоскости и их названий;
- Знать и уметь строить столбчатые диаграммы;
- Уметь распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые;
- Уметь строить координатные оси;
- Уметь отмечать точку по заданным координатам;
- Определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Основная цель - знакомство с прямоугольной системой координат на плоскости.
10. Повторение. Решение задач.
Знания и умения учащегося по разделу:
- Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями;
- Уметь выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами;
- Уметь решать текстовые задачи, в том числе и с помощью уравнений.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Итоговое повторение курса 5-6 классов.
Основная цель - систематизация, обобщение курса «Математика. 6 класс».
Содержание практической деятельности
(контрольно – измерительный материал).
Списки тем рефератов, сообщений, докладов и презентаций:
Сообщение о начальных геометрических фигурах –луч, отрезок, угол;
сообщение о геометрической фигуре – треугольник;
сообщение о геометрической фигуре – прямоугольный треугольник;
сообщение о геометрической фигуре – четырехугольник.
Темы презентаций: “Сравнение отрезков и углов”; “Измерение отрезков и измерение углов”; “Признаки равенства треугольников”
Самостоятельные работы:
Каждая самостоятельная работа имеет два варианта. Каждый вариант имеет задания одного уровня.
Список самостоятельных работ:
Ср 1.1 Признаки делимости чисел.
Ср 1.2 Наибольший общий делитель
Ср 1.3 Наименьшее общее кратное.
Ср 2.1 Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
Ср 2.2 Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Ср 2.3 Сложение и вычитание смешанных чисел.
Ср 3.1 Умножение дробей.
Ср 3.2 Нахождение дроби от числа.
Ср 3.3 Распределительное свойство умножения.
Ср 3.4 Деление дробей.
Ср 3.5 Нахождение числа по его дроби.
Ср 3.6 Дробные выражения.
Ср 4.1 Отношения. Пропорции.
Ср 4.2 Прямая и обратная пропорциональная зависимости.
Ср 5.1 Положительные и отрицательные числа.
Ср 5.2 Сравнение чисел. Изменение величин.
Ср 6.1 Сложение положительных и отрицательных чисел.
Ср 6.2 Вычитание положительных и отрицательных чисел.
Ср 7.1 Умножение и деление.
Ср 8.1 Преобразование выражений при решении уравнений.
Ср 8.2 Решение уравнений.
Ср 9.1 Координатная плоскость.
Ср 9.2 Графики.
Ср 10.1 Арифметические действия с рациональными числами.
Ср 10.2 Выражения и их преобразования.
Ср 10.3 Уравнения.
Ср 10.4 Решение задач.
Тематические тесты:
После изучения каждой темы можно провести тематическое тестирование. Это дает возможность оценить уровень подготовки учащихся по этой теме, выявить у них пробелы знаний, организовать индивидуальную коррекционную работу, а также позволяет выработать необходимые навыки работы с тестовыми заданиями. Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов.
Список тематических тестов:
Тест 1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Тест 2. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Тест 3. Отношения. Пропорции.
Тест 4. Положительные и отрицательные числа.
Тест 5. Решение уравнений.
Тест 6. Повторение. Решение задач.
Ко всем вариантам тематических тестов прилагаются ответы.
Контрольные работы:
Список контрольных работ:
Кр №1. Делимость чисел.
Кр №2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Кр №3. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Кр №4.Умножение и деление обыкновенных дробей.
Кр №5. Деление.
Кр №6. Дробные выражения.
Кр №7. Отношения и пропорции.
Кр №8. Длина окружности и площадь круга.
Кр №9. Положительные и отрицательные числа.
Кр №10. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Кр №11. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Кр №12.Действия с рациональными числами.
Кр №13. Решение уравнений.
Кр №14.координаты на плоскости.
Кр №15. Итоговая контрольная работа.
Содержание практической деятельности
(контрольно – измерительный материал).
Списки тем рефератов, сообщений:
Сообщение о геометрической фигуре – шар; сообщение о геометрической фигуре – круг; сообщение о геометрической фигуре – окружность, сообщение о геометрической фигуре – многоугольник.
Контрольные работы
Список контрольных работ:
Кр №1 Алгебраические выражения.
Кр №2 Уравнения с одним неизвестным.
Кр №3 Одночлены и многочлены.
Кр №4 Разложение многочленов на множители.
Кр №5 Алгебраические дроби.
Кр №6 Системы линейных уравнений.
Кр №7 Итоговая контрольная работа. .
Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Перечень оборудования.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
- базовый учебник;
- дополнительная литература для учителя и учащихся;
- перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно-информационнных, контролирующих компьютерных программ.
Учебно – методическое обеспечение предмета.
Основная учебно – методическая литература.
Дополнительная учебно – методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет – сайты).
Литература издательства «Мнемозина»:
- Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М., 2008.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., 2004
- Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2008
- Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2006
- Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6
классов– М., 2009
- Топилина Л.А., Афанасьева Т.Л.Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. 6 класса. Волгоград, Учитель, 2005.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М., «Просвещение», 2000.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкина и др. М., Мнемозина, 2010.
- Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь №1 и №2. М., Мнемозина.2008.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
№ п/п | Перечень оборудования (имеющегося в наличии) | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Стандарт среднего общего образования по прдмету математика. | |
2 | Примерная программа общеобразовательных учреждений Математика» для 5-11 классов. | |
3 | Учебники по математике, алгебре, геометрии, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ | |
4 | Учебные пособия и хрестоматии по математике | |
5 | Специальная литература по математике (тригонометрия, планиметрия, стереометрия) | |
6 | Энциклопедии по математике, физике, справочные пособия, таблицы (таблица Брадиса) | |
7 | Книги для чтения по математике, биографии математиков, физиков | |
8 | Методические пособия по математике | |
Информационно-коммуникационные средства | ||
9 | Мультимедийные обучающие программы и учебники | |
Технические средства обучения (ТСО) | ||
10 | Мультимедийный компьютер | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
13 | Мультимедийный проектор | |
14 | Сканер | |
15 | Копировальный аппарат | |
Экранно- звуковые пособия | ||
16 | Видеофильмы |
Перечень наглядных и дидактических материалов (имеющихся в наличии)
Демонстрационный материал
Дм 01 Натуральные числа.
Дм 02 Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Дм 03 Основное свойство дроби.
Дм 04 Нахождение дроби от числа.
Дм 05 Нахождение числа по его дроби.
Дм 06 Прямая и обратная пропорциональная зависимость
Дм 07 Длина окружности и площадь круга.
Дм 08 Координаты на прямой.
Дм 09 Модуль числа.
Дм 10 Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Дм 11 Рациональные числа.
Дм 12 Раскрытие скобок.
Дм 13 Угол. Параллельные и перпендикулярные прямые.
Дм 14 Координатная плоскость.
Дм 15 Столбчатые диаграммы. Графики.
Учебно – методическое обеспечение предмета.
Основная научно-методическая литература
1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М., 2008.
2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., 2004
3. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2008
4.Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2006
5.Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6
классов– М., 2009
6.Топилина Л.А., Афанасьева Т.Л.Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. 6 класса. Волгоград, Учитель, 2005.
7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М., «Просвещение», 2000.
8.Контрольно-измерительные материалы. Математика 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкина и др. М., Мнемозина, 2010.
9. Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь №1 и №2. М., Мнемозина.2008.
Учебно – методическое обеспечение предмета.
Основная научно-методическая литература
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М., 2008.
2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., 2004
3. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2008
4.Жохов В.И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений – М., 2006
5.Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6
классов– М., 2009
6.Топилина Л.А., Афанасьева Т.Л. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. 5 класс. Волгоград, Учитель, 2005.
7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М., «Просвещение», 2000.
8.Контрольно-измерительные материалы. Математика 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкина и др. М., Мнемозина, 2010.
9. Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь №1 и №2. М., Мнемозина.2008.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета:
- краткая характеристика:
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): математика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
- указание, на основании какой примерной рабочей программы составлена:
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 5» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3.Примерной и авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.).
- какие изменения в примерную рабочую программу внес данный учитель:
Так как данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина и др. 2-е издание, стереотипное, Москва, Мнемозина, 2010 г. и рассчитана на 3 часа в неделю, то были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Натуральные числа и шкалы. | 15 | 8 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 21 | 14 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел. | 27 | 20 |
4 | Площади и объёмы. | 12 | 5 |
5 | Обыкновенные дроби. | 23 | 16 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | 6 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 26 | 19 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений. | 17 | 10 |
9 | Повторение | 16 | 4 |
Итого | 170 | 102 |
- общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Математика» для 5 класса, но количество учебных часов (по рекомендациям лечащих врачей обучаемого ученика) уменьшено. На дисциплину «Математика» отведено 102 часа.
Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая учебная программа «Математика –5» рассчитана на 102 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов.
- какие изменения в примерную рабочую программу внес данный учитель:
Так как данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина и др. 2-е издание, стереотипное, Москва, Мнемозина, 2010 г. и рассчитана на 5 часов в неделю, но были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | Обыкновенные дроби. | 23 | 16 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | 6 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 26 | 19 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений. | 17 | 10 |
9 | Повторение | 16 | 4 |
Итого | 170 | 102 |
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):
- умения и навыки ученика:
В результате изучения курса математики 5-го класса учащиеся должны:
знать/ понимать:
- понятие обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с обыкновенными дробями;
- определение угла и его виды;
- понятие «вероятность»;
- понимать связь отношений "больше" и "меньше" с расположением точек на координатной прямой;
уметь:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное число, десятичная дробь, обыкновенная дробь, смешанное число;
- переходить от одной формы записи чисел к другой; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
- уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
- сравнивать натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, десятичные дроби;
- округлять целые числа и десятичные дроби; находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, объёма, скорости; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи "на движение"; все виды задач на проценты;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать простейшие линейные уравнения;
- выполнять построение и измерение углов с помощью транспортира.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверка результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.
- межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:
В данной программе сочетаются два подхода: теоретический и практический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений с окружающим миром, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах естественного и гуманитарного циклов (алгебра, геометрия, планиметрия, стереометрия, физика, химия, астрономия, черчение и др.).
В частности, темы: шкалы, координаты – на уроках географии; отрезок, длина отрезка, треугольник – в геометрии, плоскость, прямая, луч – в стереометрии; решение уравнений – в алгебре; угол, чертежный треугольник – на уроках трудового обучения, и т.д.
Тематическое планирование по дисциплине «Математика»
в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии,ч. | Самостояте льная работа, ч. | |||
1 | Натуральные числа и шкалы. | 8 | 7 | 1 | |||
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 14 | 12 | 2 | |||
3 | Умножение и деление натуральных чисел. | 20 | 18 | 2 | |||
4 | Площади и объёмы. | 5 | 4 | 1 | |||
5 | Обыкновенные дроби. | 16 | 14 | 2 | |||
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 6 | 5 | 1 | |||
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 19 | 17 | 2 | |||
8 | Инструменты для вычислений и измерений. | 10 | 9 | 1 | |||
9 | Повторение. | 4 | 3 | 1 | |||
Итого | 102 | 89 | 11 | 2 |
Содержание учебного предмета.
Наименование раздела:
1. Натуральные числа и шкалы.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- понятие числа и цифры, определение натуральных чисел, классов, разрядов, миллион, миллиард;
- понятие отрезка, понятие треугольника, понятие длины отрезка;
- понятие плоскости, прямой, луча, дополнительных лучей;
- понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча;
- понятие сравнения, разрядов чисел.
Уметь:
- читать и записывать многозначные числа;
- строить отрезок, строить треугольник, измерять длину отрезка, сравнивать отрезки, находить стороны и вершины треугольников, многоугольников;
- находить и называть прямую на чертеже, строить ее по двум точкам; чертить лучи, находить их на чертеже, называть;
- определить на шкале единичный отрезок. Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам;
- сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр;
- обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель – систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
- Сложение и вычитание натуральных чисел.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- название компонентов и результата действия сложения, свойства сложения;
- название компонентов и результата действия вычитания, свойства вычитания;
- определения числового и буквенного выражений;
Уметь:
- складывать многозначные числа, применять свойства сложения при вычислениях;
- вычитать многозначные числа, применять свойства вычитания при вычислениях;
- составлять выражения, читать их и находить значение числового выражения;
- объяснять значения буквы, записывать решение задачи в виде числового или буквенного выражения;
- записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять их для упрощения вычислений и буквенных выражений;
- обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
- Умножение и деление натуральных чисел.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения;
- название компонентов и результата действия деления;
- название компонентов и результата действия деления с остатком;
- формулировку распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания;
- порядок выполнения действий;
- определение квадрата и куба числа..
Уметь:
- умножать многозначные числа, представлять число в виде произведения, применять свойства умножения при вычислениях;
- делить многозначные числа, находить неизвестный множитель, делимое, делитель;
- выполнять деление с остатком;
- применять распределительный закон умножения при упрощении выражений и решении уравнений;
- возводить числа в квадрат и куб, находить значение;
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
4. Площади и объёмы.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- понятие формулы;
- формулу пути, формулу площади прямоугольника и квадрата, свойства площадей;
- единицы измерения площадей;
- понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, формулы объема прямоугольного параллелепипеда, объема куба.
Уметь:
- читать и записывать формулы, выполнять вычисления по формулам;
- находить площадь прямоугольника и квадрата;
- переводить одни единицы измерения площадей в другие, использовать знания при решении задач;
- находить ребра и грани, вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и куба, переводить одни единицы объема в другие;
- обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
5. Обыкновенные дроби.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- понятие окружности, круга, полуокружности, полукруга; определение радиуса, диаметра;
- понятие дроби, доли, половины, трети, четверти;
- понятие сравнения дробей;
- понятие правильной и неправильной дроби;
- правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- понятие смешанного числа.
Уметь:
- строить окружность, радиус, диаметр, полуокружность;
- записывать дробь, изображать дроби на координатном луче;
- сравнивать обыкновенные дроби, находить соответствующие точки на координатном луче;
- понимать смысл правильной и неправильной дроби, сравнивать их между собой и с единицей;
- выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
- записывать результат деления в виде дроби, натуральное число в виде дроби, делить сумму на число.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- понятие десятичной дроби;
- правило сравнения десятичных дробей;
- правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- понятие приближенного значения чисел, правило округления чисел.
Уметь:
- читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100 и т. д. в десятичную и наоборот;
- определять, находить равные дроби, сравнивать десятичные дроби;
- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, выполнять вычитание суммы из числа, числа из суммы;
- округлять числа, записывать приближенное значение числа с недостатком и избытком.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- определение произведения десятичной дроби на натуральное число;
- правило деления десятичной дроби на натуральное число;
- правило умножения десятичных дробей;
- правило деления на десятичную дробь.
- определение среднего арифметического, понятие средней скорости движения.
Уметь:
- умножать десятичную дробь на натуральное число, в том числе на 10, 100, 1000 и т.д;
- делить десятичную дробь на натуральное число, в том числе на 10, 100, 1000 и т.д;
- умножать десятичные дроби;
- выполнять деление на десятичную дробь;
- находить среднее арифметическое чисел, среднюю скорость движения.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с
натуральными числами и десятичными дробями.
8. Инструменты для вычислений и измерений.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- правила вычислений на МК;
- определение процента;
- определение угла, развернутого угла, прямого угла;
- определение градуса, прямого, тупого и острого углов; биссектрисы угла;
- понятие диаграммы.
Уметь:
- вычислять с помощью МК, составлять программу вычислений;
- обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь;
- находить вершины угла, стороны угла, обозначать и определять углы, строить прямой угол при помощи чертежного треугольника;
- обозначать градус, измерять и строить углы с помощью транспортира; находить равные углы, зная их градусную меру;
- читать и строить круговые диаграммы.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
9. Повторение. Решение задач.
Знания и умения учащегося по разделу:
Знать:
- правила действий с натуральными числами;
- взаимосвязь между величинами «скорость», «время», «расстояние»;
- понятие дроби, правила действий с дробями;
- понятие десятичной дроби, правила выполнения действий с десятичными дробями;
- правила нахождения процентов от числа;
- правила коллективной работы в группах.
Уметь:
- вычислять действия с натуральными числами; решать текстовые задачи;
- выполнять действия с дробями, сравнивать дроби;
- выполнять действия с десятичными дробями; округлять дроби; переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот;
- переводить проценты в обыкновенные дроби и десятичные дроби в проценты;
- логически мыслить; прислушиваться к мнению команды; отстаивать своё мнение и уважать мнение других; сдерживать эмоции.
Кратное описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов.
Итоговое повторение курса 5 класса
Основная цель – систематизация и обобщение курса «Математика. 5 класс».
Литература и средства обучения:
1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5. - М.: Мнемозина, 2009.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
2. Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах. - М.: Мнемозина, 2000.
3. Жохов В. И., Митяева И. М. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
4. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике, 5 класс. - М.: Просвещение, 2001.
Тематическое планирование по дисциплине «Математика»
в 6 «В» классе
№ п/п | Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии,ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1 | Делимость чисел | 20 | 19 | 1 | |||
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 20 | 2 | |||
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 | 29 | 3 | |||
4 | Отношения и пропорции | 19 | 17 | 2 | |||
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 | 12 | 1 | |||
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 10 | 1 | |||
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 13 | 12 | 1 | |||
8 | Решение уравнений | 16 | 14 | 2 | |||
9 | Координаты на плоскости | 14 | 13 | 1 | |||
10 | Повторение. Решение задач | 10 | 9 | 1 | |||
Итого | 170 | 155 | 15 |
- какие изменения в примерную рабочую программу внес данный учитель:
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина и др. 2-е издание, стереотипное, Москва, Мнемозина, 2010 г. и рассчитана на 5 часов в неделю, но были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения тем разделов, количество часов на их изучение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 13 |
2 | Решение уравнений | 15 | 16 |
3 | Координаты на плоскости | 13 | 14 |
4 | Повторение. Решение задач | 13 | 10 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики Протокол № ________ от «_____ » __________2011г. Руководитель МО: ___________ Устимкина Л.И. | Согласовано: Заместитель директора по УВР __________ Прокина Н.И. от «_____» ____________ 2011 г. | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №1 _____________ Кулагин И. А.
Приказ № ______ от «_____» _____________ 2011 г. |
Рабочие учебные программы
обучающих на дому учащихся.
«Математика» 5 класс
( 3 часа в неделю, всего 102 часа)
«Математика» 6 класс
( 3 часа в неделю, всего 102 часа)
«Алгебра» 7 класс
( 1 четверть - 3 часа в неделю, 2, 3 и 4 четверти – 2 часа в неделю,
всего 77 часов)
«Геометрия» 7 класс
(2, 3 и 4 четверти – 1 час в неделю,
всего 25 часов)
Автор – составитель:
учитель математики Архипова Н.А.
С. Большие Березники
2011 – 2012 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики Протокол № _1_______ от «__28___ » ___08_______2013 г. Руководитель МО: ___________ Беськаева Л И.. | Согласовано: Заместитель директора по УВР __________ Прокина Н.И. от «_____» ____________ 2013 г. | Утверждаю: Директор МБОУ _____________ Кулагин И. А.
Приказ № ______ от «_____» _____________ 2013 г. |
Рабочие учебные программы
обучающих на дому учащихся.
«Алгебра» 7 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Геометрия» 7 класс
( 1час в неделю, всего 34 часа)
«Алгебр» 8 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Алгебра» 9 класс
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
«Геометрия» 9 класс
( 1 час в неделю, всего 34 часа)
Автор – составитель:
учитель математики Архипова Н.А.
С. Большие Березники
2013 – 2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...