ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО
статья по математике (10 класс)
Математика, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании. Она развивает познавательные способности человека, логическое мышление, что становиться базой для приобретения профессиональных знаний. Создать инновационную экономику и приобрести технологический иммунитет без высокого уровня математического образования невозможно. В рамках данных задач приоритетной задачей педагога становится мотивация обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Преподаватель строит «развивающую среду», для обучающегося. В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlovskih_aatt_tezisy.docx | 23.46 КБ |
kozlovskih_aatt_prezentatsiya.pptx | 440.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ
МАТЕМАТИКИ В СПО
Е.В. Козловских, преподаватель математики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Армавирский аграрно-технологический техникум»
Математика, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании. Она развивает познавательные способности человека, логическое мышление, что становиться базой для приобретения профессиональных знаний. Создать инновационную экономику и приобрести технологический иммунитет без высокого уровня математического образования невозможно.
Задачами развития математического образования в Российской Федерации согласно Концепции являются:
- модернизация содержания учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности),
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося,
- формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей",
- обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации,
- предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей.
В рамках данных задач приоритетной задачей педагога становится мотивация обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Преподаватель строит «развивающую среду», для обучающегося. В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study).
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Технология интегрирует в себе метод проектов, проблемное обучение, деловые игры. Кейс-технология – анализ реальной ситуации, применение знаний на практики для решения проблемы. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи. Технология развивает критическое и самостоятельное мышление, умение аргументировать свое решение, командные навыки и умение работать в коллективе.
Технологические особенности метода заключаются в следующем:
1. Кейс-технология включает в себя этапы исследования, анализ.
2. Ее можно отнести к технологии обучения в коллективе, в группах.
3. Подготовка к погружению в проблему, в ситуацию так же является особенностью данной технологии.
4. Кейс-технология совмещает в себе развивающее обучение, включает процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
5. Является специфической разновидностью проектной технологии.
6. Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».
Метод кейс-технологии развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки.
2. Практические навыки.
3. Творческие навыки.
4. Коммуникативные навыки.
5. Социальные навыки.
6. Навыки самоанализа.
Примеры применения кейса на занятиях (из опыта работы):
Пример задания для кейса «Площадь боковой и полной поверхности призмы».
План работы группы:
1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы.
2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций.
3. Внимательно изучить материалы кейса.
4. Обсудить изученную информацию.
5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией).
6. Проанализировать материал.
7. Определить сущность ситуации.
8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы.
9. Работать над проблемой (дискуссия).
10. Выработать решение задачи.
11.Подготовить проект (оформить).
Пример задания для кейса «Боковая поверхность призмы»
Произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире.
Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы:
1. Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,2 см составляет 0,8 кг.
2. Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 110 г краски, а во второй – 80 г.
3. Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр.
Прайсы по расходным материалам и отделочным работам прилагаются.
Отчёт о выполнении заданий
S 1 комнаты м2 | S 2 комнаты м2 | S 3 комнаты м2 | S общая м2 | Расход материалов | Стоимость материалов | Стоимость работ | |
Штукатуры | |||||||
Маляры | |||||||
Отделка потолков | |||||||
Итого |
Результат кейса – оптимальный выбор магазина строительных материалов для проведения ремонтных работ в квартире.
Пример задания для кейса «Процентные вычисления»
Завод сельскохозяйственных машин в 2020 году произвел некоторое количество тракторов, а комбайнов на 12000 штук меньше, чем тракторов. В 2021 году часть линий завода была автоматизирована, производство тракторов увеличилось на 20%, а комбайнов на 25%, и общее количество выпускаемых машин увеличилось на 6000. На модернизацию было затраченоо 200 млн. рублей. Определить, насколько увеличилась годовая прибыль после реконструкции, если себестоимость тракторов и комбайнов снизилась с 6 млн. рублей до 5,25 млн. рублей, а завод их реализует предприятиям по 8,25 млн. рублей?
Как и любая другая технология, кейс-метод имеет свои плюсы и минусы, но однозначно можно отметить комбинацию теоретических знаний с практическим применением как главное достоинство метода. При этом обучающиеся делают обращения к различным источникам информации. Знания, имеющие реальное практическое применение запоминается лучше, знание, добытое самими обучающимися – ценнее, чем готовое. Достоинством метода является и коллективная работа, в процессе которой студенты учатся работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения. Обучающиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. В жизни пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у обучающихся умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий является одним из востребованных на сегодня методов обучения.
Список литературы
- Винеская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 141 с.
- Сурмин, Ю., Сидоренко А., Лобода В. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
- Устинова, Т. Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа [Электронный ресурс]. URL: festival. 1september. ru/articles/512028/ (дата обращения 15.02.2024)
- КЕЙС-МЕТОД В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ. Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3 (часть 3) – С. 427-430.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО
В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология ( case-study ) . Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Данная технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией. Особенность также заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п. Кейс- стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. Является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО
1 . Аналитические навыки 2 . Практические навыки 3 . Творческие навыки 4 . Коммуникативные навыки 5 . Социальные навыки 6 . Навыки самоанализа ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО Метод кейс-технологии развивает следующие навыки Условно все кейсы можно разделить на практические, обучающие и научно-исследовательские
ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО При разработке заданий для обучающего кейса по математике необходимо выделить проблемную ситуацию, решение которой базируется на теоретическом материале, находящемся в зоне актуального развития обучающегося, но при этом представляющем для него некоторую новизну (по постановке задачи, по способу решения и т. п.) При этом задача в обучающем кейсе может разделяться педагогом на несколько подзадач. Задания для исследовательского кейса характеризуются более высоким уровнем сложности. Однако их содержание, методы и способы решения должны находиться в зоне ближайшего развития обучающегося. Задания для исследовательского кейса требуют для своего решения изучения дополнительного материала, содержащего новую информацию для обучающегося, или привлечения теоретических знаний и практических умений из различных разделов математики и других познавательных областей. Задания для практического кейса по математике чаще всего предполагают индивидуальную работу обучающихся. Их можно рассматривать непосредственно на занятии или предлагать решение на дом, если они предполагают определённые временные затраты. Проверка решения таких заданий не характеризуется особой сложностью. Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой промежуточных ответов; путём обсуждения обучающимися полученных индивидуальных решений задания в малых группах, с дальнейшим итоговым выступлением «спикера» группы перед всей аудиторией.
ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙСА Первый этап Работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Второй этап Реализация технологии – преподаватель в аудитории выступает со вступительным и заключительным словом, организует работу групп, консультирует и поддерживает работу обучающихся, анализирует итоги. 1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы. 2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций. 3. Внимательно изучить материалы кейса. 4. Обсудить изученную информацию. 5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией). 6. Проанализировать материал. 7. Определить сущность ситуации. 8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы. 9. Работать над проблемой (дискуссия). 10. Выработать решение задачи. 11.Подготовить проект (оформить). ЭТАПЫ РАБОТЫ ГРУППЫ
В своей работе кейс-технологию применяю в 2-х темах математики: Процентные вычисления и объемы и поверхности многогранников Пример задания для кейса «Боковая поверхность призмы» Произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире. Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы: 1. Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,2 см составляет 0,8 кг. 2. Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 110 г краски, а во второй – 80 г. 3. Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр. Прайсы по расходным материалам и отделочным работам прилагаются . ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В СПО Результат кейса – оптимальный выбор магазина строительных материалов для проведения ремонтных работ в квартире.
Пример задания для кейса « Процентные вычисления» Завод сельхозмашин в 2020 году выпустил некоторое количество тракторов, а комбайнов на 10000 штук меньше, чем тракторов. В 2021 году некоторые виды работ были автоматизированы, поэтому выпуск тракторов увеличился на 14%, а комбайнов на 25%, и общее количество выпускаемых машин увеличилось на 5300. На реконструкцию было израсходовано 300 млн. рублей. Определить, на сколько увеличилась годовая прибыль после реконструкции, если себестоимость тракторов и комбайнов снизилась с 6 млн. рублей до 5,25 млн. рублей, а завод их реализует предприятиям по 8,25 млн. рублей? Пример задания для кейса «Правильные многогранники»
На современном этапе развития общества повышаются требования к профессиональному уровню специалистов, к сокращению сроков внедрения последних достижений науки и прогрессивных технологий в производственную и социальную сферы. Исходя из этого, меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Поставив своей целью научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, брать на себя ответственность, преподаватели всех уровней образования изучают и применяют инновационные методы в обучении, среди которых особое место занимает кейс - метод. Использование кейс-технологии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: здесь обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Как показывает практика применения данной технологии в собственной педагогической деятельности позитивным образом отображается на успеваемости студентов, повышается познавательная активность, возрастает интерес к дисциплине, развивается стратегическое мышление для реализации полученных знаний в реальной жизни. Поэтому, можно сделать вывод, чтобы активно применять кейс-метод при обучении студентов в системе СПО по учебной дисциплине «математика», целесообразно выбирать математические задания, максимально приближенные к реальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии...
Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"
Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....
Кейс – технологии как способ организация самостоятельной работы детей – инвалидов на уроке английского языка с использованием дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение открыло новые возможности для детей с особыми потребностями....
Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.
В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....
Кейс-технология. Примеры кейсов по биологии для всех классов
Материал содержит комплект кейсов для курсов биологии во всех классах...
Кейс-технология (кейсы по физике)
Кейс-технология на уроках физики....
Фитжитал - зал конференции. Тема выступления: " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии. Комментарии к статье учителей округа.
Фитжитал - зал конференции. Тема выступления: " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии.Комментарии к статье учителей округа....