бинарный урок "Координаты в нашей жизни"
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Стахеева Елена Валентиновна

Цели урока:  Выяснить, где еще кроме математики применяется система координат.

Задачи урока.

•          повышение мотивации к изучению географии и математики;

•          применение теоретических знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

•          расширение кругозора и любознательности учащихся;

•          развитие умения использовать приобретенные на уроке знания и опыт деятельности в реальной жизни.

Форма проведения урока – групповая

Ценностный компонент урока – раскрыть значимость знаний о координатах для практической жизни людей.

План урока.

1.         Организационная часть (1 мин).

2.         Формулирование темы урока (5 мин).

3.         Актуализация знаний учащихся о географических координатах

(4 мин).

4.         Практическая часть «Название команды» (3 мин)

5.         Решение задач по географической карте ОГЭ  («Бороться и искать, найти и не сдаваться!») (5мин).

6.         Физкультминутка  (1 мин)

7.         Решение задач по математике («Оставьте мне ваши координаты»)

(7 мин).

8.         Графики в нашей жизни (10 мин).

9.         Подведение итогов урока (4 мин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщающий урок33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Сельменьгская средняя школа»

Архангельской  области Виноградовского района

Методическая разработка интегрированного урока по математике и географии «Координаты в нашей жизни»

Учитель математики – Стахеева Елена Валентиновна

Учитель географии – Кузнецова Ироида Ивановна

2023 год

Цели урока.

Достижение предметных результатов обучения:

  • определять географические координаты точки и находить точки по географическим координатам;
  • определять координаты объектов на плоскости и определять объекты по их координатам;
  • графически иллюстрировать координатный метод.

Достижение метапредметных результатов обучения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей и планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • оценивать работу одноклассников;
  • осуществлять самоконтроль;
  • развивать логическое мышление;
  • уметь решать практикоориентированные задачи на основе знаний по географии и математике;

 Достижение личностных результатов обучения:

  • повышать мотивацию к учению  – самоопределение «Зачем?», развивать самопознание;
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • формировать умение применять полученные знания в реальной жизни.

Задачи урока.

Образовательные:

  • повышение мотивации к изучению географии и математики;
  • повторение и обобщение знаний по темам «Географические координаты»,  «Координатная плоскость»;
  • применение теоретических знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и самооценки своей деятельности;
  • формирование коллективизма, уважительного отношения к другому человеку и его мнению.

Развивающие:

  • развитие монологической и диалогической речи;
  • развитие умения вступать в речевое общение;
  • расширение кругозора и любознательности учащихся;
  • развитие умения использовать приобретенные на уроке знания и опыт деятельности в реальной жизни;
  • развитие умения строить аналогии, сопоставлять, сравнивать;
  • развивать логическое мышление, внимательность, целеустремленность.

Оборудование:

  • Глобус
  • Атласы
  • Кроссворд
  • Учебная презентация по географии и математике
  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Маршрутные листы

Форма проведения урока – групповая

Ценностный компонент урока – раскрыть значимость знаний о координатах для практической жизни людей.

План урока.

  1. Организационная часть (1 мин).
  2. Формулирование темы урока (5 мин).
  3. Актуализация знаний учащихся о географических координатах

(4 мин).

  1. Практическая часть «Название команды» (3 мин)
  2. Решение задач по географической карте ОГЭ  («Бороться и искать, найти и не сдаваться!») (5мин).
  3. Физкультминутка  (1 мин)
  4. Решение задач по математике («Оставьте мне ваши координаты»)

(7 мин).

  1. Графики в нашей жизни (10 мин).
  2. Подведение итогов урока (4 мин).

Ход урока

1. Организационная часть (1мин).

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности к уроку.

На рабочем столе – атласы по географии, письменные чертежные принадлежности, маршрутные листы, заготовки к заданиям.

1.3. Вступительное слово

Учитель географии:  «Без географии вы нигде».

Учитель математики:  «А без математики вы никто».

 Сегодня на уроке мы попробуем рассмотреть связь между географией и математикой, выяснить, кто мы и где мы. А определить тему урока мы сможем, разгадав кроссворд.

2. Формулирование темы урока (5 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вашему вниманию предлагается кроссворд. Если вы правильно ответите на вопросы, то выделенное по вертикали слово будет определяющим словом темы урока. За каждый ответ вы получаете 1 балл, максимальное количество баллов – 10. Результаты работы каждой команды будут отражены на доске, а капитаны фиксируют в маршрутных листах степень участия в работе каждого члена команды по

5-балльной системе. Желаем успеха!

– Итак, какое слово оказалось выделенным?

– Совершенно верно. И хотя в кроссворде вопросы касались прежде всего географических координат, мы сформулируем тему урока шире. Сегодня мы постараемся выяснить, где в жизни мы встречаемся с координатами, постараемся найти координаты вокруг нас. (Слайд 2).

Учащиеся разгадывают кроссворд.

(Приложение 1).

Ответы. (Слайд 1).

  1. Экватор.
  2. Глобус.
  3. Полюс.
  4. Меридиан.
  5. Градус.
  6. Широта.
  7. Норд.
  8. Параллель.
  9. Долгота.
  10. Румбы.

– Координаты.

 

3. Актуализация знаний учащихся о географических координатах (4 мин).

(Диалог). (Слайд 3).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вы уже знаете, что каждая точка земной поверхности имеет две координаты – географическую широту и географическую долготу.

Чтобы освежить память, каждой команде предлагается ответить на два вопроса. Цена вопроса – 1 балл.

Приложение 2.

Вопросы 1 команде. (Слайд 4).

1. Какая бывает широта?

2. По каким линиям градусной сетки мы определяем широту?

Вопросы 2 команде. (Слайд 5).

1. Какая бывает долгота?

2. По каким линиям градусной сетки мы определяем долготу?

Вопросы 3 команде. (Слайд 6).

1. В каких пределах изменяется географическая широта?

2. Назовите точки земного шара, для определения которых достаточно знать только широту.

Вопросы 4 команде. (Слайд 7).

1. В каких пределах изменяется географическая долгота?

2. Назовите самый длинный меридиан.

Отвечают на вопросы по карточкам.

Капитан фиксирует работу членов команды в маршрутных листах.

Результаты работы команды фиксируются на доске. Во время ответа вопросы, заданные командам, дублируются на слайдах.

1. Северная и южная.

2. По параллелям.

1. Западная и восточная.

2. По меридианам.

  1. От 0 до 90°.
  2.  Северный и Южный полюс.

1. От 0 до 180°.

2. Такого меридиана нет, все меридианы по длине одинаковы.

4. Название команды  (4 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приступим к практической части.

Вспомним,  как найти координаты объекта по точкам и наоборот – как по координатам определить местонахождение объекта.

Задание.

Определив набор букв по указанным координатам, вы узнаете название своей команды. Название запишите в маршрутном листе, время работы –  3- 5 минут.

– Ну что ж, как команду назовешь, так она и поплывет. Счастливого плавания!

(Учитель фиксирует на доске названия команд в маршрутном листе).

Учащиеся выполняют задание на координатной плоскости по определению названия своей команды. Название команды записывается на доске.

(Приложение 4).

Группа № 1

(3;9), (0;0), (6; -2), ( -2;  - 2), (1;3), (0; -2)

Т           А         Н         К            Е          Р

Группа № 2

(-8;0), (-1;2), (6; -2), (-2; - 2), (14; 0), (0; -2).

Л            И          Н           К           О          Р

Группа № 3

(-2;-2), (0;-2), (1;3), (- 5;5), ( -10;1), (1;3), (0; -2).

К          Р          Е           Й          С             Е         Р

Группа № 4

Группа № 4

(-2;-2), (14;0), (0;- 2), (12;2), (1;3), (3;9).

К           О          Р          В          Е         Т  

5. Решение задач по географической карте  (5 мин).

(«Бороться и искать, найти и не сдаваться»). (Слайд 12).

Задания ОГЭ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь вашему вниманию предлагается задача на определение объекта по географическим координатам из ОГЭ. 3 задания на нахождение объектов по координатам  –3 балла. Желаем успехов!

1 команда Вариант № 2037969

2 команда Вариант № 2037971

3 команда Вариант № 2037972

4 команда Вариант № 2037974

Учащиеся решают варианты. Капитаны оценивают работу членов команды. Результаты работы команд фиксируются на доске.

 

6. Физкультминутка тематическая  (1мин).

7. Решение задач по математике («Оставьте мне ваши координаты»)

(7 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Переходим к этапу «Оставьте мне ваши координаты».

Так говорят, когда хотят встретиться с собеседником по указанным координатам. Вы знаете, что моряки могут определять свои координаты не только географическим способом, но и по звездам. Я тоже хочу, чтобы вы смогли определить свое местонахождение по звездам при решении задач.

Решаем задачу, подаем сигнал о готовности. Цена задачи – 5 баллов.

Группа №1 (слайд 15)

Группа №2 (слайд 16)

Группа №3(слайд 17)

Группа №4 (слайд 18)

После того, как задание будет выполнено, приколоть лист с решением   на доску.

(Разбор заданий, оценка работы группы).

Учащиеся решают задачу.

Результаты работы команд фиксируются на доске.

(Приложение 4)

Каждая группа работает с  выданной заранее заготовленной координатной плоскость в формате А4, приложенной карточкой с заданием.

(Фломастер, линейка).

 

Созвездие “Персея”.

Созвездие “Цефея”.

Созвездие “Андромеды”.

Созвездие “Пегаса”.

8. Графики в нашей жизни (10 мин).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Графики являются лучшей иллюстрацией координатного метода. Вот смотрите, моя внучка болела целую неделю, и я четыре раза в день измеряла температуру и наносила ее на график.

Скажите, по этому графику вы сможете определить,  когда у моей внучки температура стала нормальной? А теперь вопросы командам. Цена вопроса – 1 балл. Максимальный балл командам – 3.

- Сколько времени температура была

37 градусов?

– В какие промежутки времени температура держалась постоянной?

– Что можно сказать об изменении температуры в ночь с 3 октября на 4 октября?

Молодцы!

Во всех задачах мы сначала записываем числами то, что нас интересует (эти числа и есть координаты), а потом уже строим график. Это обратные задачи, они более сложные.

Задание: построить график

(5 баллов), по графику провести исследование по вопросам (еще 5 баллов).

Изменение курса валюты за 10 дней

Вал.ед. в руб.

34

32

31

31

38

36

39

34

34

35

день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

– В какие дни курс валюты был наименьшим?

– Каково минимальное колебание курса за один день?

– Сколько дней курс превышал отметку 33?

– В какой день произошло самое резкое понижение курса?

– В каждый из десяти дней человек покупал валюту. По какому среднему курсу ему обошлась валюта?

– Спасибо за работу.

(Флипчарт №8 «Иллюстрация графика температуры и вопросы к нему»)

Отвечают на вопросы по графику всей группой, ответы фиксируют в черновике, проверяет капитан команды.

– Да, 5 октября.

– 24 часа.

– 3 октября с 6 часов до 18 часов и 4 октября с 12 часов до 0 часов и 5 октября с 0 часов до 12 часов.

– Понизилась с 38,5 до 37 градусов.

Флипчарт № 9

«Иллюстрация таблицы,  графика и вопросы и закрытые ответы  к исследованию построенного графика».

– 3 и 4.

– Один рубль.

– Семь дней.

– В седьмой день.

– 34,4 рубля.

14. Подведение итогов урока (5 мин).

14.1. Заполнение графы «Что узнал нового на уроке, чему научился».

14.2. Общая оценка за урок (оценивание работы учащихся капитанами команд).

14.3. Оценивание работы команд (подведение итогов работы в группах, отражение результатов в таблице на доске, определение команды-победительницы).

14.4. Рефлексия (мое настроение в конце урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках

Сочинение о поведении на дорогах....

Бинарный урок «Здоровый образ жизни» в 5 классе

Бинарный урок «Здоровый образ жизни» в 5 классе. ФГОС. Обществознание - информатика. Урок проводится в виде защиты мини- проектов, выполненными в PowerPoint. РЕЗУЛЬТАТ – коллективный...