РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Вероятность и статистика 2023– 2024 учебный год
рабочая программа по алгебре (10 класс)

Дьячковская Любовь Михайловна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_vis_34_ch.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЧУРАПЧИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ С.К. МАКАРОВА»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ________/         _______________

от «        »        ____20        __г.

        «Согласовано»

Зам. директора по УВР

         /_________________

от «____»                _______20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова»

 _______/____________ ___________

от «____»                ________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Вероятность и статистика

2023– 2024 учебный год

Учитель: Дьячковская Любовь Михайловна

Класс: 10

Всего часов в год: 34

Всего часов в неделю: 1

        

с. Чурапча, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий

от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Цели изучения учебного курса

Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового уровня основной школы. Курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естественно-научного мировоззрения.

Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса основной школы и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся должно сформироваться представление о наиболее употребительных и общих математических моделях, используемых для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик массовых явлений и процессов в обществе.

В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел».

Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерывными аналогами ― показательным и нормальным распределениями.

Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также эта линия необходима как база для изучения закона больших чисел — фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма. Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное внимание уделяется показательному и нормальному распределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов.

Место курса в учебном плане

В Учебном плане на изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 70 учебных часов.

Планируемые предметные результаты освоения Примерной рабочей программы курса (по годам обучения)

Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 10—11 классах ориентированы на достижение уровня математической грамотности, необходимого для успешного решения задач и проблем в реальной жизни и создание условий для их общекультурного развития.

Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне среднего общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

  1. класс

  1. класс

  • Читать и строить таблицы и диаграммы.
  • Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных.
  • Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах.
  • Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач.
  • Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта.
  • Применять комбинаторное правило умножения при решении задач.
  • Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха; находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
  • Оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения.

  • Сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм.
  • Оперировать понятием математического ожидания; приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению.
  • Иметь представление о законе больших чисел.
  • Иметь представление о нормальном распределении.

Содержание учебного курса (по годам обучения) 10 класс

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей.

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события.

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона.

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли.

Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

Наименование разделов и тем

программы

Количество часов

Дата

Виды деятельности

Виды контроля

Электронные ресурсы

всего

контрраб.

практ раб.

Раздел 1. Представление данных и описательная статистика – 4 часа

1.1.

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм

1

Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, использовать таблицы и диаграммы для представления статистических данных.

Находить описательные характеристики данных.

Выдвигать, критиковать гипотезы о характере случайной изменчивости и определяющих её факторах

https://ww

w.yaklass.r u

1.2.

Среднее арифметическое, медиана

1

https://ww

w.yaklass.r u

1.3.

Наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов

1

https://ww w.yaklass.r u

1.4.

Практическая работа

«Представление данных и описательная статистика»

1

1

Практическая

https://ww w.yaklass.r u

работа;

Итого по разделу

4

Раздел 2. Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами – 3 часа

2.1.

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы)

1

Выделять на примерах случайные события в описанном случайном опыте.

Формулировать условия проведения случайного опыта.

Находить вероятности событий в опытах с равновозможными исходами.

Моделировать опыты с равновозможными элементарными исходами в ходе практической работы

https://ww

w.yaklass.r u

2.2.

Вероятность случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

1

https://ww

w.yaklass.r u

2.3.

Практическая работа «Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами»

1

1

Практическая работа

https://ww w.yaklass.r u

Итого по разделу

3

Раздел 3. Операции над событиями, сложение вероятностей – 3 часа

3.1.

Операции над  событиями:

пересечение, объединение событий, противоположные

события

1

Использовать диаграммы Эйлера и словесное описание событий для формулировки и изображения объединения и пересечения событий

https://ww

w.yaklass.r u

Решать задачи с использованием формулы сложения вероятностей

3.2.

Диаграммы Эйлера

1

https://ww w.yaklass.r u

3.3.

Формула сложения вероятностей

1

Итого по разделу:

3

Раздел 4. Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий – 6 часов

4.1.

Условная вероятность

1

Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе условных с помощью дерева случайного опыта.

Определять независимость событий по формуле и по организации случайного опыта

https://ww

w.yaklass.r u

4.2.

Умножение вероятностей

1

https://ww

w.yaklass.r u

4.3.

Дерево случайного эксперимента

1

https://ww w.yaklass.r u

4.4.

Формула полной вероятности

1

https://ww w.yaklass.r u

4.5.

Независимые события

1

4.6.

Практическая работа «Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий»

1

1

Практическая работа

Итого по разделу:

6

Раздел 5. Элементы комбинаторики – 4 часа

5.1.

Комбинаторное правило умножения.

1

Использовать правило умножения для перечисления событий в случайном опыте.

Пользоваться формулой и треугольником Паскаля для определения числа сочетаний

https://ww

w.yaklass.r u

5.2.

Перестановки и факториал

1

https://ww

w.yaklass.r u

5.3.

Число сочетаний. Треугольник  Паскаля

1

https://ww w.yaklass.r u

5.4.

Формула бинома Ньютона

1

https://ww w.yaklass.r u

Итого по разделу:

4

Раздел 6. Серии последовательных испытаний – 3 часа

6.1.

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача

1

Разбивать сложные эксперименты на отдельные испытания.

Осваивать понятия: испытание, серия независимых испытаний.

https://ww

w.yaklass.r u

6.2.

Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли.

1

Приводить примеры серий независимых испытаний.

Решать задачи на поиск вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха и в сериях испытаний Бернулли.

Изучать в ходе практической работы с использованием электронных таблиц вероятности событий в сериях независимых испытаний

https://ww

w.yaklass.r u

6.3.

Практическая работа с использованием электронных таблиц по теме: «Серии последовательных испытаний»

1

1

1

Практическая работа;

https://ww w.yaklass.r u

Итого по разделу:

3

Раздел 7. Случайные величины и распределения – 6 часов

7.1

Случайная величина

1

Осваивать понятия: случайная величина, распределение, таблица распределения, диаграмма распределения.

Приводить примеры распределений, в том числе геометрического и биномиального.

Сравнивать распределения случайных величин

Находить значения суммы и произведения случайных величин.

Строить и распознавать геометрическое и биномиальное распределение

https://ww

w.yaklass.r u

7.2

Распределение вероятностей

1

7.3

Диаграмма распределения

1

7.4

Сумма и произведение случайных величин

1

https://ww w.yaklass.r u

7.5

Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное

2

Итого по разделу:

6

Раздел 8. Обобщение и систематизация знаний – 5 часов

8.1.

Описательная статистика

1

Повторять изученное и выстраивать систему знаний

https://ww

w.yaklass.r u

8.2

Случайные опыты и вероятности случайных событий

1

https://ww

w.yaklass.r u

8.3

Операции над событиями

1

https://ww w.yaklass.r u

8.4

Элементы комбинаторики, серии независимых испытаний

1

https://ww w.yaklass.r u

8.5

Итоговая контрольная работа

1

1

контр. работа

Итого по разделу:

5

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

34

1

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 класс

№ п/п

дата

Тема урока

план

факт

Представление данных и описательная статистика – 4 часа

1.

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм

2.

Среднее арифметическое, медиана

3.

Наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов

4.

Практическая работа по теме «Представление данных и описательная статистика»

Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами – 3 часа

5.

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы)

6.

Вероятность случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями

7.

Практическая работа по теме «Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами»

Операции над событиями, сложение вероятностей – 3 часа

8.

Операции над  событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события

9.

 Диаграммы Эйлера

10.

 Формула сложения вероятностей

Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий – 6 часов

11.

 Условная вероятность

12.

 Умножение вероятностей

13.

Дерево случайного эксперимента

14.

Формула полной вероятности

15.

Независимые события

16.

Практическая работа «Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий»

Элементы комбинаторики – 4 часа

17.

Комбинаторное правило умножения

18.

Перестановки и факториал

19.

Число сочетаний. Треугольник  Паскаля

20.

Формула бинома Ньютона

Серии последовательных испытаний – 3 часа

21.

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача

22.

Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли

23.

Практическая работа по теме: «Серии последовательных испытаний»

Случайные величины и распределения – 6 часов

24.

 Случайная величина

25.

Распределение вероятностей

26.

 Диаграмма распределения

27.

 Сумма и произведение случайных величин

28.

Примеры распределений

29.

 Геометрическое и биномиальное распределение

Обобщение и систематизация знаний – 5 часов

30.

Описательная статистика

31.

Случайные опыты и вероятности случайных событий

32.

Операции над событиями

33

Итоговая контрольная работа

34

Элементы комбинаторики, серии независимых испытаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по предмету "Вероятность и статистика" для 7 кл.

Рабочая программа предмета "Вероятность и статистика" составлена  по конструктору рабочих программ  и соответствует  УМК  Вероятность и статистика. 7 класс. Ященко В. др....

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса  как второму иностранному для школ и гимназий (первый год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса  как второму иностранному (третий год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 10 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 10 класса ( четвертый год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 11 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному  для 11 класса (пятый год обучения)...