Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: алгебра
Класс: 9
УМК: Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_progressiiii_avtosohranennyy.docx | 106.67 КБ |
urok_progressiya_avtosohranennyy.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: алгебра
Класс: 9
Школа: МБОУ «Новокарьгинская СОШ»
Учитель: Васинова Александра Николаевна
УМК: Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк
Тема урока | Арифметическая прогрессия |
Цель урока | Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме, проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ Развивающая: развитие умения видеть и применять изученные формулы в решении задач; формирование интереса к изучению математики. Воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения. |
Задачи | Образовательные: повторить теоретический материал по теме, совершенствовать навыки работы учащихся с формулами; Развивающие: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности. Развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, анализом и синтезом, умением делать выводы, обобщением. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Продолжить формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля, развить навыки продуктивного общения со сверстниками. Воспитательные: воспитывать стремление детей к совершенствованию знаний. Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать навыки коммуникативной деятельности. Формировать объективную самооценку знаний. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира. Предметные:
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами. |
Компетенции, формируемые на уроке | Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. |
УУД | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознают необходимость изучения математики, проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к прочному усвоению учебного материала, способам решения учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; стимулирование стремления к саморазвитию, формирование самооценки Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; принимают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств её достижения, используют наряду с основными и дополнительные средства получения информации. Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Основные понятия | Арифметическая прогрессия, разность арифметической прогрессии, сумма n-членов прогрессии. |
Ресурсы |
|
Тип урока: | Совершенствование умений и навыков. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная самостоятельная работа. |
Приёмы обучения | речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность. |
Необходимое техническое оборудование | мультимедийное оборудование, раздаточный материал, мел, классная доска, рабочие карты урока (карты самооценки). |
Использование педагогических технологий | На уроке использовался системно -деятельностный метод обучения. |
Методический инструментарий | Методы: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный по виду источника знаний: словесно-наглядно-практический по форме совместной деятельности: самостоятельная работа учащихся, работа учащихся в парах Методы мотивирования учебной активности учащихся: стихи, апелляция к эмоциям детей, апелляция к жизненному опыту детей, практическое задание. Методы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль. |
Средства: | Предметные: письменные и устные упражнения, презентация. Практические: письменные и устные упражнения Интеллектуальные: анализ, синтез |
Ход урока
- Организационный момент (3 мин)
Дорогие ребята, дорогие гости. Я рада приветствовать вас на нашем уроке алгебры.
Есть притча о царе
«Однажды царь решил выбрать себе из придворных первого помощника. Он позвал их всех к огромному замку. «Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником». Но никто даже не двинулся с места. И только один подошел и дернул замок, который тут же открылся, так как не был закрыт на ключ. тогда царь сказал: «Ты будешь моим первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Желаю вам, чтобы вы надеялись на собственные силы и не боялись сделать попытку понять то, что порой кажется непонятным, чтобы этот урок принёс вам много открытий, и хорошего настроения.
II. Мотивация учащихся.
-Задумывались ли вы, зачем нужны математические знания? Перед Вами высказывание американского математика Норберта Винера: «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».
-А значит, наша задача на уроке заключается в том, чтобы навести порядок в том объеме информации, который мы рассмотрели на предыдущих уроках.
Проблема:
-1. В жизни бывает так, что величины изменяются с течением времени на одно и то же значение.
Например:
- поезд едет со скоростью 80 км/час, он за каждый час увеличивает пройденный путь на одно и то же количество километров.
- Верблюд, идущий по пустыне, ежедневно уменьшает свои запасы воды в горбах на одно и то же количество.
- Человек каждый год увеличивает свой возраст на одну и ту же величину.
- Ребята, как можно объединить все эти примеры?
-Тогда попробуйте сформулировать тему урока.
- Запишите число и тему урока «Арифметическая прогрессия».
-Какова же учебная задача? Повторить и обобщить знания по данной теме; готовиться к итоговой аттестации в форме ОГЭ
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность)
III. Актуализация опорных знаний.
- Игра «Истинно или ложно?» Знание теоретического материала.
- Верны ли данные утверждения (ответ аргументируйте).
Зачитывает поочередно вопросы:
1.Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.
2. Формула n-го члена арифметической прогрессии .
3. В формуле , d называется знаменателем арифметической прогрессии
4.
5. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии равна
- А чтобы окончательно убедиться в своих знаниях и формулах арифметической прогрессии вам предлагается карточка, в которой вы должны «Найти пару» соединив их стрелкой. (Взаимопроверка).
Решение задач ОГЭ (устного характера). Базовый уровень. «Я сам» (Марафон).
1. Даны пятнадцать чисел, первое из которых равно 6, а каждое следующее больше предыдущего на 4. Найти пятнадцатое из данных чисел. |
2. Дана арифметическая прогрессия: 33; 25; 17; … . Найдите первый отрицательный член этой прогрессии. |
3. В арифметической прогрессии известно, что . Найдите четвёртый член этой прогрессии. |
4. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …; −9; x; −13; −15; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x . |
5. Арифметическая прогрессия может быть задана формулой an=7n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии? 1) 73 2) 80 3) 24 4) 63 |
Ответы: 1)62; 2) -7; 3)7; 4) -11; 5) 63
|
IV. Работа в парах. (практическая направленность). Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ.
Зная эти формулы, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
Каждая пара получает по одной задаче. Выполнив задания, учащиеся расскажут, где, кроме математики, применяют знания по теме «Прогрессии»
Задача 1: При хранении брёвен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
|
|
Задача 2. Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 750 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон
Дано: (an)- арифметическая прогрессия, a1 = 750, d = 100, n = 10
Найти: S10
Решение: a10 = a1 +9d = 750 + 900= 1650
S10 = ( ( a1+ a10) n) : 2 = ((750 + 1650) 10) : 2 = 12000 ( рублей у родителей Андрея)
Ответ: да, смогут.
Задача 3. Чтобы благоустроить стадион учащиеся и родители школы запланировали посадить деревья. Учащиеся и родители 1 класса планируют посадить 20 деревьев, а каждый последующий класс на 10 деревьев больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 770 деревьев?
Дано: (an) – арифметическая прогрессия, а1=20, d= 10, an =770. Найти: n
Ответ: в школе 11 классов.
Где вам может пригодиться умение работать с формулами? (На других уроках)
-А знаете ли вы, что арифметическая прогрессия применяется и в литературе: у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие строки: «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить
Интересно, а вы сможете?
Ямб – это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8…
Вопрос: Что это за последовательность? (Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2)
Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7…
V. Этап психологической разгрузки. (3 мин)
- У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке.
А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия.
И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Как я это сделала, показано на слайде. Какие числа образуют прогрессию? (3, 6, 9)
Найдите такие числа в своих рядах.
VI. Этап контроля и самоконтроля знаний. Самостоятельная работа.
-Для того, чтобы проверить свои умения использовать знания при решении задач, я предлагаю вам выполнить тестовую самостоятельную работу, (с последующей самопроверкой).
VII. 1) Работа по учебнику № 612
2) Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ.
тренировочный вариант № 27. Задание 14 (стр.251)
- Оцените свою работу за весь урок в карте самооценки
- Домашнее задание
- Рефлексия (подведение итогов урока)
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Учитель: У каждого из вас на столе человечки (красного, зелёного, жёлтого цвета), на доске - гора – вершина учебы в нашей школе. На вершине горы – сдача ОГЭ. Уходя из класса, прикрепите на доску одного из них.
Человечек зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
Человечек желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём участие, я отвечал с места, я сумел выполнить большинство заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Человечек красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”.
-Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна вашей работой. Урок окончен.
Учитель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 “Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает” Американский математик Норберт Винер сказал:
3 Арифметическая прогрессия 19.03
4 «Истинно или ложно» 1. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. 2. Формула n- го члена арифметической прогрессии 3. В формуле , d называется знаменателем арифметической прогрессии 4. 5. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии равна
5 «Найди пару»
6 Решение задач ОГЭ. Базовый уровень. 1. Даны пятнадцать чисел, первое из которых равно 6, а каждое следующее больше предыдущего на 4. Найти пятнадцатое из данных чисел. 2. Дана арифметическая прогрессия: 33; 25; 17; … . Найдите первый отрицательный член этой прогрессии 3 . В арифметической прогрессии известно, что а 1 = - 2, d = 3. Найдите четвёртый член этой прогрессии 4. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …; −9; x ; −13; −15; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x . 5 . Арифметическая прогрессия может быть задана формулой a n =7n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии? 1) 73 2) 80 3) 24 4) 63 Ответы: 1)62 ; 2) – 7; 3) 7; 4) -11; 5) 63
7 Работа в парах Задача 1 . При хранении брёвен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен? Задача 2. Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 750 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон ? Задача 3 . Чтобы благоустроить стадион учащиеся и родители школы запланировали посадить деревья. Учащиеся и родители 1 класса планируют посадить 20 деревьев, а каждый последующий класс на 10 деревьев больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 770 деревьев?
8 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить»
9 Психологическая разгрузка Фрэнк Пламптон Рамсей а нглийский математик 1903 – 1930 г.г . Рамсей жил в начале XX века . Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 Самостоятельная работа . Вариант 1 Вариант 2 №1 Б . 14 № 1 В. – 28 №2 А. 4 № 2 Б. 30 №3 Г. 0 №3 А. 6 №4 А. -3 ; 7 №4 Г. -23; -32 №5 260 № 5 528
11 Домашняя работа Составить две задачи по теме "Арифметическая прогрессия", их условия и решения оформить на отдельных листах. Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ №25 - №26, з адание 14 № 614 из учебника
12 Рефлексивная мишень Поставьте точку или плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку от 0 до 10 баллов; а) своей деятельности на уроке; б) содержания урока; в) своего эмоционального состояния; г) взаимодействия с другими учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".
Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с понятием арифметическая прогрессия, изучить свойства арифметической прогрессии, способы ее задания.З...
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.
Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.
Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....
самостоятельная работа по теме АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ, ФОРМУЛА n-НОГО ЧЛЕНА АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ.
данная работа позволяет установить уровень усвоения данной темы....
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Урок изучения нового материала. Содержит конспект урока и презентацию к уроку. Алгебра - 9. Учебник Макарычева Ю.Н....