Урок алгебры в 7 классе по теме: «Разложение разности квадратов на множители»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Разложение разности квадратов на множители» предназначен для обобщения и систематизации учебного материала, проверки знаний формул сокращенного умножения и умений применять формулы разности квадратов при выполнении различных видов заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Разложение разности квадратов на множители» | 839 КБ |
Предварительный просмотр:
Елисеева Г.И.,
учитель математики
Урок алгебры в 7 классе по теме:
«Разложение разности квадратов на множители»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Структура урока:
1. Организационный этап (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (5-6 мин)
3. Самопроверка знаний (4 мин)
4. Мотивационный этап (1 мин)
5. Этап включения в систему знаний и повторения (10-12 мин)
6. Математическая эстафета (2-3 мин)
7. Самостоятельная работа (10-12 мин)
8. Рефлексия и подведение итогов (2-3 мин)
9. Домашнее задание (1-2 мин)
Оборудование и материалы:
1. Конверты с раздаточным материалом в них:
а) карточка с тестовыми заданиями;
б) бланк ответов к тестам;
в) карточка с заданиями;
г) лист с проверочной работой “Числу ставится в соответствие буква”.
2.Мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап
Сообщение темы, цели и задач урока учащимся. Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.
- Сегодня мы проводим заключительный урок по теме, которую мы с вами изучали на последних уроках. А как называется эта тема?
- “Разложение разности квадратов на множители”.
- Так как мы сегодня завершаем изучение темы “ Разложение разности квадратов на множители ”, то перед нами стоит несколько задач. Во-первых, повторить и обобщить учебный материал темы; во-вторых, вспомнить ещё раз решение ключевых заданий, рассмотреть выполнение различных видов заданий, в которых применяется разложение разности квадратов на множители, и, в-третьих, в конце урока провести самостоятельную работу.
- Ребята, были ли трудности с выполнением домашней работы? У кого-то есть вопросы?
II. Актуализация знаний
Устная фронтальная работа по вопросам теории данной темы.
Учитель задает вопросы с целью актуализации знаний теории учащимися.
Устная работа по вопросам и заданиям:
1. Назовите формулы сокращенного умножения, которые мы с вами уже изучили?
Ответ: Формула квадрата суммы, формула квадрата разности, формула куба суммы, формула куба разности, формула разности квадратов.
2. Соотнесите данные формулы с их названиями. (Интерактивная доска, с помощью заливки)
Формула квадрата суммы (а +b)2=a2 + 2ab + b2
Формула квадрата разности (а - b)2=a2 - 2ab + b2
Формула куба суммы (а +b)3=a3 + 3a2b +3ab2 + b3
Формула куба разности (а - b)3=a3 - 3a2b +3ab2 - b3
Формула разности квадратов a2 - b2= (а - b) (а +b)
3. Возведите в квадрат: 0,1а; 8b2; 0,9m3; n4.
4. Представьте в виде квадрата одночлена: 49а2; 121с4; 0,64b2; y6.
0,1а 49а2 8b2 121с4 0,9m3 0,64b2 n4 y6 |
5. Чему равна разность квадратов двух выражений?
Ответ: разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.
6. Установите соответствие между двумя частями выражений. (Соответствие установите с помощью стрелок разных цветов)
Установите соответствие: 4x2 – 1 (1 – 2x)(1 + 2x) (x + 2y)(x – 2y) 81 – 36x2 (2x – 1)(2x + 1) (9 + 6x)(6x – 9) x2 – 4y2 (4x – 5)(4x + 5) (4x + 5)(5– 4x) 16x2 – 25 (9 + 6x)(9 – 6x) Ответ: 4x2 – 1 = (2x – 1)(2x + 1) 81 – 36x2 = (9 – 6x)(9 + 6x) x2 – 4y2 = (x – 2y)(x + 2y) 16x2 – 25 = (4x – 5)(4x + 5) |
III. Самопроверка знаний
Самопроверка знаний проводится в виде теста на карточках, как подготовка к итоговой аттестации в новой форме. Структура тестов полностью соответствует заданиям первой части итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе.
Ответы к тестовым заданиям заносятся учащимися в бланки ответов, которые перед самопроверкой по ключу на слайде сдаются учителю.
1 вариант 1. Разложите на множители многочлен 49 – х2. А. (7 – х)2 Б. (7+х)(7 – х) В. (х – 7)(х+7) Г. (х – 7)2 2. Представьте в виде произведения 9m2 – n2. А. (n – 3m)(n + 3m) Б. (3m – n)2 В. (3m – n)(3m + n) Г. (n – 3m)2 3. Представьте в виде произведения 64a2 – 81b2. А. (8a + 9b)(8a – 9b) Б. (8a – 9b)2 В. (9b – 8a)2 Г. (9b – 8a)(9b + 8a) 4. Разложите на множители многочлен 0,04 – x2 y2. А. (0,02 – xy)(0,02 +xy) Б. (0,2 – xy)2 В. (0,2 – xy)(0,2 +xy) Г. (0,02 – xy)2 5. Разложите на множители c4 – 0,36 А. (c – 0,6)2 Б. (c2 – 0,6)2 В. (c2 – 0,06)(c2 + 0,06) Г. (c2 – 0,6)(c2 + 0,6) 6. Представьте в виде произведения a6 – y8. А. (a3 + y4)(a3 – y4) Б. (a3 – y4)2 В. (a4 – y6)2 Г. (a4 – y6)(a4 + y6) |
2 вариант 1. Разложите на множители многочлен 16 – a2. А. (a – 4)2 Б. (a – 4)(4 + a) В. (4 – a)2 Г. (4 – a)(4 + a) 2. Представьте в виде произведения 36x2 – y2. А. (6x + y)(6x – y) Б. (6x – y)2 В. (y – 6x)(y + 6x) Г. (y – 6x)2 3. Представьте в виде произведения 4m2 – 25n2. А. (5n –2m)(2m + 5n) Б. (2m – 5n)(2m + 5n) В. (2m – 5n) 2 Г. (5n –2m)2 4. Разложите на множители многочлен 0,09 – a2 b2. А. (0,3 – ab)2 Б. (0,03 – ab)2 В. (0,03 – ab)(0,03 + ab) Г. (0,3 – ab)(0,3 + ab) 5. Разложите на множители x6 – 0,49 А. (x3 – 0,7)2 Б. (x3 – 0,07)(x3 + 0,07) В. (x3 – 0,7)(x3 + 0,7) Г. (x3 – 0,07)2 6. Представьте в виде произведения c4 – d6. А. (d3– c2)(d3 + c2) Б. (c2 – d4)2 В. (c2 + d3)(c2 – d3) Г. (c2 – d3)2 |
3 вариант 1. Разложите на множители многочлен 9 – х2. А. (3 – х)2 Б. (3 + х)(3 – х) В. (х – 3)(х + 3) Г. (х – 3)2 2. Представьте в виде произведения 25m2 – p2. А. (p – 5m)(p + 5m) Б. (5m – p)2 В. (5m – p)(5m + p) Г. (p – 5m)2 3. Представьте в виде произведения 36c2 – 49b2. А. (6c + 7b)(6c – 7b) Б. (6c – 7b)2 В. (7b – 6c)2 Г. (7b – 6c)(7b + 6c) 4. Разложите на множители многочлен 0,01 – x2 y2. А. (0,01 – xy)(0,01 +xy) Б. (0,1 – xy)2 В. (0,1 – xy)(0,1 +xy) Г. (0,01 – xy)2 5. Разложите на множители n4 – 0,16 А. (n – 0,4)2 Б. (n2 – 0,4)2 В. (n2 – 0,04)(n2 + 0,04) Г. (n2 – 0,4)(n2 + 0,4) 6. Представьте в виде произведения a6 – b8. А. (a3 + b4)(a3 – b4) Б. (a3 – b4)2 В. (a4 – b6)2 Г. (a4 – y6)(a4 + b6) |
4 вариант 1. Разложите на множители многочлен 64 – y2. А. (y – 8)2 Б. (y – 8)(8 + y) В. (8 – y)2 Г. (8 – y)(8 + y) 2. Представьте в виде произведения 81x2 – a2. А. (9x + a)(9x – a) Б. (9x – a)2 В. (a – 9x)(a + 9x) Г. (a – 9x)2 3. Представьте в виде произведения 49m2 – 9n2. А. (3n –7m)(7m + 3n) Б. (7m – 3n)(7m + 3n) В. (7m – 3n) 2 Г. (3n –7m)2 4. Разложите на множители многочлен 0,04 – a2 b2. А. (0,2 – ab)2 Б. (0,02 – ab)2 В. (0,02 – ab)(0,02 + ab) Г. (0,2 – ab)(0,2 + ab) 5. Разложите на множители b6 – 0,25 А. (b3 – 0,5)2 Б. (b3 – 0,05)(b3 + 0,05) В. (b3 – 0,5)(b3 + 0,5) Г. (b3 – 0,05)2 6. Представьте в виде произведения c4 – p6. А. (p3– c2)(p3 + c2) Б. (c2 – p4)2 В. (c2 + p3)(c2 – p3) Г. (c2 – p3)2 |
Бланк ответов к тестовым заданиям:
Фамилия ________________________ 1 вариант Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Фамилия ____________________ 2 вариант Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Самопроверка осуществляется с помощью мультимедийного проектора (слайд №1).
Ответы к тестовым заданиям:
1 и 3 вариант Ответы: 1. Б 2. В 3. А 4. В 5. Г 6. А | 2 и 4 вариант Ответы: 1. Г 2. А 3. Б 4. Г 5. В 6. В |
V I. Мотивационный этап
Показать практическую направленность изучения темы, связанную с различными видами заданий, для выполнения которых применяется формула разности квадратов.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Для выполнения каких ещё заданий, кроме ключевых заданий на разложение многочлена на множители, может применяться формула разности квадратов?»
- Например, можно применять формулу разности квадратов для вычислений, с ее помощью можно решать уравнения; доказывать различные тождества и т.д.
- И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные виды заданий, для выполнения которых применяется формула разности квадратов.
V. Этап включения в систему знаний и повторения
Закрепление знаний и способов действий проводится при выполнении заданий различных типов.
1) Задания на нахождение значений выражений
1.1 Работа по карточке:
Задание №1 (карточка) – один учащийся выполняет задания с комментариями у доски, все остальные вместе с ним в тетрадях.
Задание №1
Найдите значение выражения:
а) 2372 – 1372;
б) .
1.2 Работа по учебнику:
Задание №888
Задания №888 (а, в, д) и №888 (б, г, е) двое учащихся решают за доскою, а учащиеся в тетрадях по вариантам.
2) Решение уравнений
2.1 Алгоритм решения уравнений:
1. Перенести все слагаемые в левую часть
2. Применить формулу разности квадратов для разложения многочлена на множители
3. Каждый из двух множителей приравнять к нулю
4. Найти корни полученных уравнений
Вопрос: Какое свойство использовали, когда полученные множители приравняли к нулю?
Ответ: Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю.
2.2 Работа по учебнику:
Решение уравнений №891 (двое учащихся решают за доскою, а учащиеся в тетрадях по вариантам).
1 вариант - №891(а, в)
2 вариант - №891(б, г)
3) Задание на доказательство
Работа по карточке:
Задание №2 учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, первый правильно выполнивший задание объясняет у доски.
Задание №2
Докажите, что при любом натуральном n значение выражения (5n + 3)2 – 4 делится на 5.
Карточка с заданиями Задание №1 Найдите значение выражения: а) 2372 – 1372; б) . Задание №2 Докажите, что при любом натуральном n значение выражения (5n + 3)2 – 4 делится на 5. |
VI. Математическая эстафета
Задание – эстафета на разложение многочлена на множители.
На каждый ряд выдается карточка с заданиями на разложение многочлена на множители, в которых необходимо заполнить пропуски. Начиная с первого стола, учащиеся заполняют по одному пропуску, передавая эстафету следующим, пока карточка вновь не вернется на первый стол. Побеждает тот ряд, кто быстрее и правильно заполнит пропуски в карточке.
Вариант 1 1) 81a2 – _______ = ( _______+_______ )( _______ – 7c) 2) _______ – 121x2 = (0,6y +_______ )( _______ – _______ ) |
Вариант 2 1) 100c2 – _______ = ( _______+_______ )( _______ – 3a) 2) _______ – 36b2 = (0,4a +_______ )( _______ – _______ ) |
Вариант 3 1) 144n2 – _______ = ( _______+_______ )( _______ – 5m) 2) _______ – 49y2 = (0,9x +_______ )( _______ – _______ ) |
VII. Самостоятельная работа
Проводится самостоятельная работа.
На 2 варианта выполняется проверочная работа с кодированным ответом, ключевые слова «Евклид» и «Греция».
Самостоятельная работа 1 вариант 1. Найдите значение выражения: а) 562 – 442; б) ; в) . 2. Решите уравнение: а) y2 – 16 = 0; б) 25x2 – 4 = 0. 3. Представьте выражение в виде произведения: (3a – 2)2 – 81. ____________________________________ 4*. Докажите, что при любом натуральном a значение выражения (3a – 1)2 – 4 делится на 3. | Самостоятельная работа 2 вариант 1. Найдите значение выражения: а) 732 – 272; б) ; в). 2. Решите уравнение: а) x2 – 81 = 0; б) 100y2 – 16 =0. 3. Представьте выражение в виде произведения: (3a – 5)2 – 49. ____________________________________ 4*. Докажите, что при любом натуральном n значение выражения (4n – 3)2 – 25 делится на 4. |
Решение задач самостоятельной работы:
1 вариант |
1. Найдите значение выражения: а) 562 – 442 = (56 – 44)( 56 + 44)=12∙100=1200 б) = = = 17 в) = = = 0,4 2. Решите уравнение: а) y2 – 16 = 0 (y – 4) (y + 4) = 0 y – 4 = 0 или y + 4 = 0 y = 4 y = – 4 Ответ: б) 25x2 – 4 = 0 (5x – 2)(5x + 2) = 0 5x – 2 = 0 или 5x + 2 = 0 5x = 2 5x = – 2 x = 0,4 x = – 0,4 Ответ: 3. Представьте выражение в виде произведения: (3a – 2)2 – 81= (3a – 2 – 9)(3a – 2 + 9) =(3a – 11)(3a + 7) 4. Докажите, что при любом натуральном a значение выражения (3a – 1)2 – 4 делится на 3. (3a – 1)2 – 4 = (3a – 1 – 2)(3a – 1 + 2) = (3a – 3)(3a + 1) = 3(a – 1)(3a + 1), 3 делится на 3, значит и все произведение делится на 3.Ч.т.д. |
2 вариант |
1. Найдите значение выражения: а) 732 – 272 = (73 – 27)(73 + 27)=46∙100=4600 б) = = = 0,25 в) = =4825 = 1200 2. Решите уравнение: а) x2 – 81 = 0 б)100 y2 – 16 = 0 (x – 9)(x + 9) = 0 (10y – 4) (10y + 4) = 0 x – 9 = 0 или x + 9 = 0 10y – 4 = 0 или 10y + 4 = 0 x = 9 x = – 9 10y = 4 10y = – 4 Ответ: y = 0,4 y = – 0,4 Ответ:
3. Представьте выражение в виде произведения: (3a – 5)2 – 49= (3a – 5 – 7)(3a – 5 + 7) =(3a – 12)(3a + 2) 4. Докажите, что при любом натуральном a значение выражения (4n – 3)2 – 25 делится на 4. (4n – 3)2 – 25 = (4n – 3 – 5)( 4n – 3 + 5) = (4n – 8)( 4n + 2) = 4(n – 2)( 4n + 2), 4 делится на 4, значит и все произведение делится на 4.Ч.т.д. |
Ответы к самостоятельной работе:
1вариант 1) 1200 2) 17 3) 0,4 4) 4 5) 6) (3a–11)( 3a+7) | 2вариант 1) 4600 2) 0,25 3) 1200 4) 9 5) 0,4 6) (3a–12)( 3a+2) |
Таблица ответов:
Р | К | Е | Ц | Д |
0,25 | 0,4 | 1200 | 9 | (3a–11)( 3a+7) |
В | Л | Г | И | Я |
17 | 4 | 4600 | 0,4 | (3a–12)( 3a+2) |
На слайдах таблица кодированных ответов и портрет Евклида (слайды 2 и 3).
Евклид (ок. 365 — 300 до н. э.) — древнегреческий математик. Жил в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд «Начала» состоит из15 книг, содержит основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел. Евклид оказал огромное влияние на развитие математики.
VIII. Рефлексия и подведение итогов
Предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить.
На интерактивной доске вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради)
VIII. Домашнее задание
Дифференцированное задание:
1) для тех, кто успешно справился с заданиями в работах сегодня на уроке
п.35, №980, №981, №982
2) для тех, кто испытывал затруднение с заданиями в работах сегодня на уроке
п.35, №887, №890, №979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для урока алгебры в 7 классе по теме «Разложение разности квадратов на множители».
Методическая разработка для урока алгебры в 7 классе по теме «Разложение разности квадратов на множители».Федотова Е.А., учитель математики...
Урок алгебры 7 класс "Применение различных способов разложения многочлена на множители"
- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители; - воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать са...
Обобщающий урок для 6 класса по теме "Разложение натуральных чисел на простые множители и нахождение НОД"
Урок проводится в виде математической игры "Авторалли"...
урок в 7 классе по теме: "Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности"
урок алгебры в 7 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева...
Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др.
Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др....
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Формула разности квадратов. Разложение разности квадратов на множители"
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Рассмотреть формулу разности квадратов двух выражений;Рассмотреть еще один способ разложения многочлена на множителиРассмотреть использование формул со...
Презентация к уроку геометрии 9 класс на тему: " Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам"
Презентация к уроку геометрии 9 класс на тему: " Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам"...