ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ Р/П 7-9
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Рабочая программа по теории вероятности 7-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл р/п 7-965.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Город Саратов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза В.М. Безбокова»

Рассмотрено

Руководитель МО учителей математики

_________   О.В. Иванова

Протокол №   1  от

« 18 »  августа  2023 г.

Согласовано

Заместитель директора  по УВР МАОУ «Гимназия № 4»

_____________     У.Г. Шалина

« 27 »  августа 2023 г.

Утверждено

Директор МАОУ

«Гимназия № 4»

_____________   А.Ж. Ершова

Приказ №          от

  « 30 »  августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  «Вероятность и статистика»

УМК «Высоцкий И.Р., Ященко И.В. под редакцией Ященко И.В. 7-9»

Уровень образования: основное общее

Рассмотрено на заседании

педагогического совета гимназии

протокол №    

   от 30  августа 2023 г.

2023 – 2024  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базового уровня по предмету «Вероятность и статистика» для основного общего образования разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Программа включает в себя:

1) планируемые результаты освоения предмета;

2) содержание предмета базового уровня;

3) примерное тематическое планирование.

Математика является одним из опорных предметов основной школы. Она

обеспечивает успешное изучение других школьных дисциплин: физики, химии,

информатики и т. д. Математические знания, умения и навыки необходимы для

подготовки школьников к жизни. Уроки математики приучают к продолжительной  умственной деятельности. Учащиеся получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями

решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо, в том числе, хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

В содержание среднего образования России вносятся существенные изменения, в частности, в программу по математике основной школы включены теория вероятностей и элементы статистики. Это признание обществом необходимости формирования современного мировоззрения, для которого одинаково важны представления и о жёстких связях, и о случайном. Без знания понятий и методов теории вероятностей и статистики невозможна организация эффективного конкурентоспособного производства, внедрение новых лекарств и методов лечения в медицине, обеспечение страховой защиты граждан от

непредвиденных обстоятельств, проведение обоснованной социальной политики.

Введение в школьную программу элементов теории вероятностей, статистики и комбинаторики началось с 2004 г. В 2013 году принята Концепция развития математического образования, где теория вероятностей прямо определяется как перспективное направление. Последние годы международные исследования математической и функциональной грамотности школьников содержат всё больше заданий на представление данных, оценку правдоподобности гипотез и вероятностей событий. Поэтому Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021 г. утверждён новый ФГОС, в котором учебный предмет «Математика» в 7—9

классах разделён на три учебных курса: «Алгебра», «Геометрия» и  «Вероятность и статистика».

В учебно-методический комплект «Вероятность и статистика» для 7 — 9 классов Высоцкого И. Р., Ященко И. В. входят:

- программа;

- учебник «Математика. Вероятность и статистика. 7—9 классы» в бумажной и

электронной формах в 2х частях;

- задачник «Математика. Вероятность и статистика. 7—9 классы» в бумажной и

электронной формах;

- методическое пособие для учителя.

Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей, статистики поможет учащимся осознать, что многие законы природы и общества имеют вероятностный характер, что много реальных явлений и процессов описываются вероятностными моделями.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В настоящее время остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий.

Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются

представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления. Целью изучения случайных величин является формирование представления о законе больших чисел, о его роли в природе и обществе.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ КУРСА

В соответствии с поставленными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование

закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с

множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения их для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 7—9 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».

На изучение данного курса согласно учебному плану отводится 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, т. е. не менее 34 учебных часов в учебном году. Всего за три года обучения не менее 102 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

7 класс

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в  графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

8 класс

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

9 класс

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в

серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА»

Освоение учебного предмета «Математика» обеспечивает достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической

направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к

изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и

действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной

деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных

возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом

новой информации.

Самоконтроль:

- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы по математике представлены по годам обучения в следующих разделах программы в рамках отдельных курсов: в 5—6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах — курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

Развитие логических представлений и навыков логического мышления

осуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе в рамках всех названных курсов. Предполагается, что выпускник основной школы сможет строить высказывания и отрицания высказываний, распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, овладеет понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и научится использовать их при выполнении учебных и внеучебных задач.

Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7—9 классах характеризуются следующими умениями.

7 класс

- Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

- Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в

таблицах, на диаграммах, графиках.

- Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее

арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

- Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических

величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической

устойчивости.

8 класс

- Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,

диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

- Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

- Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по

результатам измерений и наблюдений.

- Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности

элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

- Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

- Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над

множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы

множеств; применять свойства множеств.

- Использовать графическое представление множеств и связей между ними для

описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

9 класс

- Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных

источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде

таблиц, диаграмм, графиков.

- Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

- Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

- Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь

результатами проведённых измерений и наблюдений.

- Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в

опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до

первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине, и о распределении вероятностей.

- Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» 7 — 9 КЛАССОВ

Говоря о преподавании статистики и теории вероятностей в основной школе, приходится учитывать уровень математической культуры школьников и то, насколько они готовы к восприятию абстрактных понятий. Однако, на наш взгляд, это не является препятствием к изучению статистики и теории вероятностей, а лишь накладывает довольно жесткие требования на форму преподнесения материала.

Одной из главных задач должно быть формирование общих представлений о случайной изменчивости, о случайности, вероятности, об их месте в окружающем мире, а не закрепление навыков манипулирования с числами, формулами и понятиями. Если у ребенка не создать первичные наглядные представления о случайности и изменчивости, то невозможно в дальнейшем их формализовать в ходе изучения теории вероятностей —

она останется в памяти как набор непонятных, ни о чём не говорящих символов.

Был разработан общий подход к преподаванию статистики и теории вероятностей в школе.

- Дать цельное на начальном уровне представление о теории вероятностей и

статистике и их взаимосвязи.

- Подчеркнуть связь математики с окружающим миром, как на этапе введения

математических понятий, так и в ходе использования полученных результатов.

- Избегать математического формализма там, где это только возможно.

- Избегать классических примеров и задач, утративших актуальность для общества, в том числе задач, родившихся из азартных игр.

- Сопровождать рассказ яркими, доступными и запоминающимися примерами для формирования интереса учащихся и лучшего усвоения материала.

Принципы построения учебного курса следующие.

- Первичность статистики. В основе — наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном.

- Некомбинаторный подход. Теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность — как мера правдоподобия событий.

- Практическая направленность и ясное школьное содержание. Предусмотрено

умение разумно представлять, описывать и использовать данные.

- Понимание закона больших чисел как фундаментального закона природы,

имеющего математическое выражение.

Эти принципы нашли свое отражение в данном учебнике «Вероятность и

статистика». Уроки по вероятности и статистике в седьмом или восьмом классе дают возможность учителю вернуться к изучению важных объектов — процентов и долей. Ведь что есть вероятность, как не доля достоверности? Причём вернуться не на формальном материале учебника математики, а содержательно. Точно так же уроки статистики позволяют предметно и понятно иллюстрировать смысл функциональной зависимости, смысл возрастания, убывания, идею линейной связи. Тогда изучение свойств функций в 7-м и 8-м классах превращается в изучение моделей, смысл которых уже известен и понятен благодаря урокам статистики.

Уроки статистики и вероятности предоставляют учителю широкие возможности использования коллективной работы в группах. Ведь любой статистический или вероятностный эксперимент (будь то бросание монет или сбор сведений) не под силу провести в одиночку. Требуется «рабочая группа». Опыт преподавания показывает, что школьники обычно с удовольствием и интересом выполняют практические работы, связанные с опросами, систематизацией и обработкой полученных данных с помощью компьютера. Не меньший интерес вызывают вероятностные эксперименты.

Наибольшую ценность представляют вводимые понятия, сложившаяся система взглядов, её связь с окружающим миром. Другими словами, мы показываем, как и какими математическими понятиями и простейшими моделями описывается окружающий нас изменчивый мир. При таком подходе математические доказательства в начале обучения отступают на второй план. Статистика и теория вероятностей, будучи частью школьной математики, не нагружены большим числом алгебраических преобразований, но наполнены простым материалом, очень важным с точки зрения формирования

мировоззрения школьника. Этот же материал должен способствовать повышению интереса учащихся к математике.

Материал теории вероятностей необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Изложение теории вероятностей начинается со статистики. Обсуждается

представление данных в виде таблиц и диаграмм; объясняется, как с помощью немногих числовых характеристик можно описать массивы данных. Изучая совокупности чисел, мы естественно приходим к понятию случайной изменчивости, подготавливая переход к изучению случайности, то есть к теории вероятностей.

Обсуждая вопросы статистики, авторы стремились в качестве учебного материала сообщать реальные сведения о народонаселении, об экономике и сельском хозяйстве России, полагая, что знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных об обществе и государстве приобщает школьников к общественным интересам. Одновременно обсуждаются различные данные, показывая, как статистика позволяет описывать мир, окружающий школьника, и явления в повседневной жизни. В этом же

классе происходит знакомство с теорией графов, изучение которой будет продолжено в восьмом классе.

Статистическая часть курса отнесена к изучению в седьмом классе. Восьмой и девятый класс отведены для изучения теории вероятностей. В восьмом классе вводятся понятия случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, объединения и пересечения событий, формулы сложения и умножения вероятностей, понятие о независимости экспериментов и событий.

В девятом классе изучаются случайные величины, их распределения и числовые характеристики — математическое ожидание и дисперсия. В эту часть курса включена и небольшая глава о комбинаторике. В 9 классе изучаются испытания Бернулли — одна из базовых схем теории вероятностей. Испытания Бернулли одновременно являются примером независимых испытаний, примером сложного случайного эксперимента и примером важной случайной величины — «числа успехов».

Вычисление математического ожидания и дисперсии для «числа успехов» дают нам возможность сформулировать один из основных законов теории вероятностей — закон больших чисел. Испытания Бернулли позволяют объяснить, как с помощью случайного выбора можно экспериментально изучать свойства больших совокупностей — выборочный метод исследования, а также объяснить статистическую основу социологических опросов, и какая при этом достигается точность выводов. Курс завершается законом больших чисел, который показывает одну из связей случайного с закономерным, одно из проявлений закономерности в случайном.

Особый акцент при изучении курса следует делать на прикладном характере предмета, развитии умений работать с данными, практических задачах и задачах из других учебных предметов. Это позволит сформировать необходимые навыки для выполнения заданий ОГЭ, ЕГЭ и международных исследований, для успешной жизни в современном цифровом мире и овладения современными профессиями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящем пособии, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы и прежде всего учителю. Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.

Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса. Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.

Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых в Примерной рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Представленное тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическому комплекту, оно не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного распределения содержания. В данном планировании представлено распределение часов из расчёта 1 урок в неделю в каждом классе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

7 класс (не менее 34 ч)

Название

раздела (темы)

Количество часов

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Представление данных

7

Представление данных в таблицах.

Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация

табличных данных.

Практическая работа «Таблицы».

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых)

диаграмм. Чтение и построение диаграмм.

Примеры демографических диаграмм.

Практическая работа «Диаграммы»

Осваивать способы представления

статистических данных и числовых

массивов с помощью таблиц и диаграмм с

использованием актуальных и важных

данных (демографические данные,

производство промышленной и

сельскохозяйственной продукции,

общественные и природные явления).

Изучать методы работы с табличными и

графическими представлениями данных с

помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ

Описательная статистика

8

Числовые наборы. Среднее арифметическое.

Медиана числового набора. Устойчивость

медианы.

Практическая работа «Средние значения».

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах

Осваивать понятия: числовой набор,

мера центральной тенденции (мера

центра), в том числе среднее

арифметическое, медиана.

Описывать статистические данные с

помощью среднего арифметического и

медианы. Решать задачи.

Изучать свойства средних, в том числе с

помощью цифровых ресурсов, в ходе

практических работ.

Осваивать понятия: наибольшее и

наименьшее значения числового массива,

размах.

Решать задачи на выбор способа

описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования

Случайная изменчивость

6

Случайная изменчивость (примеры). Частота

значений в массиве данных. Группировка.

Гистограммы.

Практическая работа «Случайная изменчивость»

Осваивать понятия: частота значений в

массиве данных, группировка данных,

гистограмма.

Строить и анализировать гистограммы,

подбирать подходящий шаг группировки.

Осваивать графические представления

разных видов случайной изменчивости, в

том числе с помощью цифровых ресурсов,

в ходе практической работы

Введение в теорию графов

4

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с

помощью графа. Степень (валентность)

вершины.

Число рёбер и суммарная степень вершин.

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о

связности графа. Обход графа (эйлеров путь).

Представление об ориентированных графах

Осваивать понятия: граф, вершина

графа, ребро графа, степень (валентность

вершины), цепь и цикл.

Осваивать понятия: путь в графе,

эйлеров путь, обход графа,

ориентированный граф.

Решать задачи на поиск суммы степеней

вершин графа, на поиск обхода графа, на

поиск путей в ориентированных графах.

Осваивать способы представления задач

из курса алгебры, геометрии, теории

вероятностей, других предметов с

помощью графов (карты, схемы,

электрические цепи, функциональные

соответствия) на примерах

Вероятность и частота

случайного события

4

Случайный опыт и случайное событие.

Вероятность и частота события. Роль

маловероятных и практически достоверных

событий в природе и в обществе.

Монета и игральная кость в теории

вероятностей.

Практическая работа «Частота выпадения орла»

Осваивать понятия: случайный опыт и

случайное событие, маловероятное и

практически достоверное событие.

Изучать значимость маловероятных

событий в природе и обществе на важных

примерах (аварии, несчастные случаи,

защита персональной информации,

передача данных).

Изучать роль классических

вероятностных моделей (монета,

игральная кость) в теории вероятностей.

Наблюдать и изучать частоту событий в

простых экспериментах, в том числе с

помощью цифровых ресурсов, в ходе

практической работы

Обобщение, контроль

5

Представление данных. Описательная

статистика. Вероятность случайного события

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных с помощью изученных

характеристик.

Обсуждать примеры случайных

событий, маловероятных и практически

достоверных случайных событий, их роли

в природе и жизни человека

8 класс (не менее 34 ч)

Название

раздела (темы)

Количество часов

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Повторение курса 7 класса

4

Представление данных. Описательная

статистика. Случайная изменчивость.

Средние числового набора.

Случайные события. Вероятности и частоты.

Классические модели теории вероятностей:

монета и игральная кость

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных с помощью изученных

характеристик.

Решать задачи на представление

группированных данных и описание

случайной изменчивости.

Решать задачи на определение частоты

случайных событий, обсуждение

примеров случайных событий,

маловероятных и практически

достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека

Описательная статистика.

Рассеивание данных

4

Отклонения. Дисперсия числового набора.

Стандартное отклонение числового набора.

Диаграммы рассеивания

Осваивать понятия: дисперсия и

стандартное отклонение, использовать эти

характеристики для описания рассеивания

данных.

Выдвигать гипотезы об отсутствии или

наличии связи по диаграммам

рассеивания.

Строить диаграммы рассеивания по

имеющимся данным, в том числе с

помощью компьютера

Множества

4

Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение,

дополнение.

Свойства операций над множествами:

переместительное, сочетательное,

распределительное, включения.

Графическое представление множеств

Осваивать понятия: множество, элемент

множества, подмножество.

Выполнять операции над множествами:

объединение, пересечение, дополнение.

Использовать свойства:

переместительное, сочетательное,

распределительное, включения.

Использовать графическое

представление множеств при описании

реальных процессов и явлений, при

решении задач из других учебных предметов и курсов

Вероятность случайного события

6

Элементарные события. Случайные события.

Благоприятствующие элементарные события.

Вероятности событий. Опыты с

равновозможными элементарными событиями.

Случайный выбор.

Практическая работа «Опыты с

равновозможными элементарными

событиями»

Осваивать понятия: элементарное

событие, случайное событие как

совокупность благоприятствующих

элементарных событий, равновозможные

элементарные события.

Решать задачи на вычисление

вероятностей событий по вероятностям

элементарных событий случайного опыта.

Решать задачи на вычисление

вероятностей событий в опытах с

равновозможными элементарными

событиями, в том числе с помощью

компьютера.

Проводить и изучать опыты с

равновозможными элементарными

событиями (с использованием монет,

игральных костей, других моделей) в ходе

практической работы

Введение в теорию графов

4

Дерево. Свойства дерева: единственность пути,

существование висячей вершины, связь между

числом вершин и числом рёбер.

Правило умножения

Осваивать понятия: дерево как граф без

цикла, висячая вершина (лист), ветвь

дерева, путь в дереве, диаметр дерева.

Изучать свойства дерева: существование

висячей вершины, единственность пути

между двумя вершинами, связь между

числом вершин и числом рёбер.

Решать задачи на поиск и перечисление

путей в дереве, определение числа вершин

или рёбер в дереве, обход бинарного

дерева, в том числе с применением правила умножения

Случайные события

8

Противоположное событие. Диаграмма

Эйлера. Объединение и пересечение событий.

Несовместные события.

Формула сложения вероятностей.

Правило умножения вероятностей.

Условная вероятность.

Независимые события.

Представление случайного эксперимента в виде дерева

Осваивать понятия: взаимно

противоположные события, операции над

событиями, объединение и пересечение

событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—

Венна), совместные и несовместные

события.

Изучать теоремы о вероятности

объединения двух событий (формулы

сложения вероятностей).

Решать задачи, в том числе текстовые

задачи на определение вероятностей

объединения и пересечения событий с

помощью числовой прямой, диаграмм

Эйлера, формулы сложения вероятностей.

Осваивать понятия: правило умножения

вероятностей, условная вероятность,

независимые события дерево случайного

опыта.

Изучать свойства (определения)

независимых событий.

Решать задачи на определение и

использование независимых событий.

Решать задачи на поиск вероятностей, в

том числе условных, с использованием

дерева случайного опыта

Обобщение, контроль

4

Представление данных. Описательная

статистика. Графы. Вероятность случайного

события. Элементы комбинаторики

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных с помощью изученных

характеристик.

Решать задачи с применением графов.

Решать задачи на нахождение

вероятности случайного события по

вероятностям элементарных событий, в

том числе в опытах с равновозможными

элементарными событиями.

Решать задачи на нахождение

вероятностей объединения и пересечения

событий, в том числе независимых, с

использованием графических

представлений и дерева случайного

опыта.

Решать задачи на перечисление

комбинаций (числа перестановок, числа

сочетаний), на нахождение вероятностей

событий с применением комбинаторики, в

том числе с использованием треугольника Паскаля

9 класс (не менее 34 ч)

Название

раздела (темы)

Количество часов

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Повторение курса 8 класса

4

Представление данных. Описательная

статистика. Операции над событиями.

Независимость событий

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных.

Решать задачи на нахождение

вероятностей объединения и пересечения

событий, в том числе независимых, с

использованием графических

представлений и дерева случайного

опыта.

Решать задачи на перечисление

комбинаций (числа перестановок, числа

сочетаний), на нахождение вероятностей

событий с применением комбинаторики, в

том числе с использованием треугольника Паскаля

Элементы комбинаторики

4

Комбинаторное правило умножения.

Перестановки. Факториал. Сочетания и число

сочетаний. Треугольник Паскаля.

Практическая работа «Вычисление

вероятностей с использованием

комбинаторных функций электронных таблиц»

Осваивать понятия: комбинаторное

правило умножения, упорядоченная пара,

тройка объектов, перестановка, факториал

числа, сочетание, число сочетаний,

треугольник Паскаля.

Решать задачи на перечисление

упорядоченных пар, троек, перечисление

перестановок и сочетаний элементов

различных множеств.

Решать задачи на применение числа

сочетаний в алгебре (сокращённое

умножение, бином Ньютона).

Решать, применяя комбинаторику,

задачи на вычисление вероятностей, в том

числе с помощью электронных таблиц в

ходе практической работы

Геометрическая вероятность

4

Геометрическая вероятность. Случайный

выбор точки из фигуры на плоскости, из

отрезка, из дуги окружности

Осваивать понятие геометрической

вероятности.

Решать задачи на нахождение

вероятностей в опытах, представимых как

выбор точек из многоугольника, круга,

отрезка или дуги окружности, числового промежутка

Испытания Бернулли

6

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний

до первого успеха.

Испытания Бернулли. Вероятности событий в

серии испытаний Бернулли.

Практическая работа «Испытания Бернулли»

Осваивать понятия: испытание,

элементарное событие в испытании (успех

и неудача), серия испытаний, наступление

первого успеха (неудачи), серия

испытаний Бернулли.

Решать задачи на нахождение

вероятностей событий в серии испытаний

до первого успеха, в том числе с

применением формулы суммы

геометрической прогрессии.

Решать задачи на нахождение

вероятностей элементарных событий в

серии испытаний Бернулли, на

нахождение вероятности определённого

числа успехов в серии испытаний

Бернулли.

Изучать в ходе практической работы, в

том числе с помощью цифровых ресурсов,

свойства вероятности в серии испытаний Бернулли

Случайная величина

6

Случайная величина и распределение

вероятностей. Математическое ожидание и

дисперсия случайной величины. Примеры

математического ожидания как теоретического

среднего значения величины.

Понятие о законе больших чисел. Измерение

вероятностей с помощью частот. Применение

закона больших чисел

Освоить понятия: случайная величина,

значение случайной величины,

распределение вероятностей.

Изучать и обсуждать примеры

дискретных и непрерывных случайных

величин (рост, вес человека, численность

населения, другие изменчивые величины,

рассматривавшиеся в курсе статистики),

модельных случайных величин,

связанных со случайными опытами

(бросание монеты, игральной кости, со

случайным выбором и т. п.).

Осваивать понятия: математическое

ожидание случайной величины как

теоретическое среднее значение,

дисперсия случайной величины как

аналог дисперсии числового набора.

Решать задачи на вычисление

математического ожидания и дисперсии

дискретной случайной величины по

заданному распределению, в том числе

задач, связанных со страхованием и

лотереями.

Знакомиться с математическим

ожиданием и дисперсией некоторых

распределений, в том числе

распределения случайной величины

«число успехов» в серии испытаний

Бернулли.

Изучать частоту события в

повторяющихся случайных опытах как

случайную величину.

Знакомиться с законом больших чисел (в

форме Бернулли): при большом числе

опытов частота события близка к его

вероятности.

Решать задачи на измерение

вероятностей с помощью частот.

Обсуждать роль закона больших чисел в

обосновании частотного метода

измерения вероятностей.

Обсуждать закон больших чисел как

проявление статистической устойчивости

в изменчивых явлениях, роль закона

больших чисел в природе и в жизни человека

Обобщение, контроль

10

Представление данных. Описательная

статистика. Вероятность случайного события.

Элементы комбинаторики. Случайные

величины и распределения

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных.

Решать задачи на нахождение

вероятностей событий, в том числе в

опытах с равновозможными

элементарными событиями, вероятностей

объединения и пересечения событий,

вычислять вероятности в опытах с

сериями случайных испытаний

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ  ПОСОБИЯ

1.  И.Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Вероятность и статистика 7-9. Учебник в двух частях (базовый уровень).  Москва, Просвещение, 2023 г.

2. И.Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Статистика. вероятность, комбинаторика. Практические задачи 7-9. Сборник задач.  Москва, Просвещение, 2020 г.

3. И.Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Вероятность и статистика 7-9. Методическое пособие. Москва, Просвещение, 2023 г.

4. И.Р. Высоцкий. Дидактические материалы по теории вероятностей 8-9.  Москва, издательство МЦНМО, 2018 г.

5. И.Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Задачи заочных интернет-олимпиад.  Москва, издательство МЦНМО, 2017 г.

6. И.Р. Высоцкий. Кружок по теории вероятностей 8-11.  Москва, издательство МЦНМО, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности

Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности Цели урока: Вывод и отработка классического определения вероятности. Построение...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...

Предмет теории вероятности. Вероятность случайного события.

О некоторых событиях мы твердо можем сказать, что они произойдут. В наступлении других событий мы не так уверены.Например, в самый жаркий солнечный день мы твердо уверены, что лето кончится, наступит ...

Исследовская работа "Теория вероятности. Формулы полной вероятности и Байеса."

Теория вероятности - математическая наука, которая изучает математические модели случайных явлений, вычисляет вероятности наступления определенных событий.Следует помнить то, что мы живем в мире, где ...

Презентация "Основные понятия теории вероятностей. Формула нахождения вероятности события."

Урок включает в себя объяснение нового материала, в ходе которого вводятся основные понятия теории вероятностей, большое количество примеров, на которые заготовлено решение с помощью алгоритма, а зате...