• «Реализация ФГОС по математике в 5 классе»
консультация по алгебре (5 класс)

Кузнецова Елена Ивановна
  • «Реализация ФГОС по математике в 5 классе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olympida_kak_ocenka.docx357.61 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады и конкурсы  как элемент внешней оценки образовательных достижений учащихся.

В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе.  Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориентиров не могли не коснуться и школьного математического образования. На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников.

     Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Исходя из требований ФГОС понятие результаты образовательной деятельности обучающихся предполагает предметные, метапредметые и личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающихся.

Говоря об образовательных достижениях мы рассматриваем достижения учащихся планируемых результатов по математике с учетом: владения предметными понятиями и способами действия, умения применять знания в новых условиях, системности знаний. При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях, но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели и т.п. Именно эта составляющая в последнее время выходит на первый план. Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект внешней оценки.

Внешняя оценка индивидуальных достижений должна строиться с учетом эффективных институтов и механизмов и включать (2):

В системе общего образования:

  • стартовая диагностика готовности воспитанников и обучающихся к обучению наследующей ступени образования (1, 5, 10 классы сентябрь месяц) проводится силами общеобразовательного учреждения;
  • экспертная оценка сформированности предметных и ключевых компетентностей(4-5, 9-10 классы) в ходе процедуры аккредитации образовательного учреждения.
  • проведение итоговых проверочных работ и выполнение проектных задач (проектов) в ходе промежуточной аттестации обучающихся один раз в год (апрель-май месяцы) силами образовательного учреждения.
  • проведение государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах
  • публичное представление достижений детей (соревнование, концерты, конкурсы,выставки и т.п.) на разном уровне (школьном, муниципальном, региональном, федеральном, международном)
  • фиксация всех внеучебных достижений в портфолио.

Хочу остановиться на одном из аспектов внешней оценки  достижений результатов учащихся и их оценки качества образования – это олимпиады и конкурсы. Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить не только интерес к школьному предмету, но ориентировать ребенка на самостоятельную деятельностную активность в процессе подготовки ответов к вопросам по темам школьной программы, в работе с дополнительным научным материалом повышенной сложности. Участники олимпиады, применяют накопленный багаж знаний, логическое мышление, эрудицию и интуицию в незнакомых, нестандартных ситуациях  - все это способствует расширению научно-исследовательского кругозора ученика(1).

Необходимым этапом в подготовке школьников к Всероссийской или межрегиональной олимпиаде является обязательное участие ребят в школьных конкурсах и олимпиадах. Это дает возможность учащимся проверить как степень своей подготовки по предмету, так и психологическую готовность к участию в мероприятиях более высокого уровня.

Всемирная информационная паутина сети Интернет предлагает современному образовательному сообществу привлекать в своей работе дистанционные предметные олимпиады, конкурсы и викторины в целях актуализации интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дистанционная олимпиада — это эффективный способ выявления, поддержки и дальнейшего развития природного потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности носит и психологический характер, так как способствует нерешительным, робким, застенчивым ребятам проявить свои возможности, заявить о себе, самоутвердиться. Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса.

Ежегодно в России проводится огромное количество школьных олимпиад для детей с 1 по 11 класс. Их популярность из года в год только возрастает. Без всякого сомнения, во многом это связано с возрастающим стремлением школьников к самоутверждению и саморазвитию. Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, но многие из них уже стали традиционными: «Кенгуру»,  «Ребус», «Олимпус», олимпиады проекта Учу.ру, предметные олимпиады Центра талантливой молодежи   и др.,  в марте 2019 года 6 учащихся школы приняли участие в очном этапе олимпиады СКФУ «45 параллель», кроме того ученики нашей школы  выступают с исследовательскими работами на научно-практических конференциях различного уровня.

Но стоит отметить об одном важном аспекте участия в олимпиадах- поступление  в лучшие ВУЗы через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и активно участвовать в них.

Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на олимпиадах:

‒ подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач; такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе;

‒ готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне;

‒ диплом победителя и призера олимпиады обеспечит льготы при поступлении (по профильному предмету);

‒ существует большое количество олимпиад; не получилось на первой олимпиаде — возможно, получится на второй или третьей. В то время как ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут нарушить планы.

Но здесь важно понимать, что если же основная задача  для ученика — через победу в конкурсе обеспечить себе возможность поступления в один из престижных вузов России, то выбирать необходимо несколько олимпиад, стандарты которых утверждены приказом Минобрнауки России от 28.08.2018 N 32н "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год).

Конечно без поддержки родителей  многие ученики не могут достичь высоких результатов ( это и моральная, и немало важно и материальная составляющая), так ученица 10 класса вот уже второй год принимает участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав  потребителей финансовых услуг ,  вошла в финал, и уже на сегодняшний день имеет 5 дополнительных баллов для поступления в ВУЗ, и в первую очередь это заслуга ее родителей.

В заключении следует отметить, что олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения школьника, представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности.


  1. https://moluch.ru/archive/127/35223/Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса.  Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Рубрика: Педагогика, опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.
  2. https://m.vuzlit.ru/.Олимпиада как форма внешней оценки качества образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс

Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс

Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс. Тема урока "Решение уравнений", урок изучения нового материала....

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Статья по теме: "Реализация ФГОС по математике в 5 классе"

В статье рассказывается о том как реализовываютя стандарты нового поколения  в математике...

Современные педагогические технологии, их роль в реализации ФГОС по математике

Использование  современных  образовательных  технологий  можно  рассматривать как  ключевое  условие  повышения  качества  образования, снижения нагру...

Реализация ФГОС по математике в основной школе.

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Переход основной школы на ФГОС второго поколения в обязат...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО  В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...