РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Живая математика
рабочая программа по алгебре (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zhivaya_matematika_5_klass.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №2
Ст. Григорополисская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности Живая математика
(указать название курса)
основное общее образование 5б класс
количество часов 31 ч
учитель Кузнецова Елена Ивановна
квалификационная категория высшая
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» разработана в соответствии с:
-законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 года №273-Ф3;
ФГОС ООО
- с учетом Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2017 г.
-Устава ОУ;
-учебного плана М ОУ СОШ №2 на 2020-2021 уч.год;
-Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
Курс внеурочной деятельности « Живая математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Живая математика» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
-развитие математических способностей и логического мышления;
-развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
-расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи курса:
-пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
-раскрытие творческих способностей ребенка;
-развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
-воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
-осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
-наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
-приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
-решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
-формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
-специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
-работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Программа рассчитана на 32 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач. При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Место учебного курса
Программа рассчитана на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю) согласно:
- годовому календарному графику работы школы на 2020-2021уч.год, утвержденного приказом от 31.08.2020г. №03-201,
- учебному плану образовательного учреждения и расписанию занятий на 2020-2021 учебный год
-Проекту Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2021году" от 08.09.2020, подготовлен Минтрудом России
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Живая математика» предполагается достичь следующих результатов:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления,их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать информацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметными результатами:
- Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила сохранения информации, приёмы запоминания.
- Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.
- Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Содержание курса внеурочной деятельности суказанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание (разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
1 | История возникновения чисел 8ч | Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах | Познавательная, игровая |
2 | Математика вокруг нас 8ч | Беседа, коллективная работа; индивидуальная работа; групповая работа; работа в парах | Познавательная, игровая |
3 | Дробные числа 4ч | Беседа, аудиторное занятие; индивидуальная работа; групповая работа; работа в парах | Познавательная, игровая |
4 | Геометрия в нашей жизни 5ч | Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах | Познавательная, игровая |
5 | Математика на каждый день 4ч | Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах | Познавательная, игровая |
6 | Проекты учащихся 2ч | самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации | Познавательная |
История возникновения чисел (8 часов) Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» Цифры у разных народов. Решение логической задачи. Интересный способ умножения
Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.
Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.
Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.
Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».
Математика на каждый день ( 4 часа) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Проекты учащихся (2 часа) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Номер раздела и темы занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Раздел I. История возникновения чисел 8ч | ||||||
1 | 1.1 | Как возникло слово «математика». | 1 | 7.09 | ||
2 | 1.2 | Счет у первобытных людей. | 1 | 14.09 | ||
3 | 1.3 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 21.09 | |||
4 | 1.4 | Математическая игра « Не собьюсь» | 1 | 28.09 | ||
5 | 1.5 | Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11. | 1 | 5.10 | ||
6 | 1.6 | Цифры у разных народов. Решение логической задачи. | 1 | 12.10 | ||
7 | 1.7 | Интересный способ умножения. | 1 | 19.10 | ||
8 | 1.8 | Мир больших чисел. | 1 | 2.11 | ||
Раздел II. Математика вокруг нас | ||||||
9 | 2.1 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание | 1 | 9.11 | ||
10 | 2.2 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание | 1 | 16.11 | ||
11 | 2.3 | Математические ребусы | 1 | 23.11 | ||
12 | 2.4 | Секреты некоторых математических фокусов | 1 | 30.11 | ||
13 | 2.5 | Решение задач с помощью максимального предположения | 1 | 7.12 | ||
14 | 2.6 | Решение задач с помощью максимального предположения | 1 | 14.12 | ||
15 | 2.7 | Решение задач методом с «конца» | 1 | 21.12 | ||
16 | 2.8 | Решение задач методом ложного положения | 1 | 11.01 | ||
Раздел III. Дробные числа | ||||||
17 | 3.1 | Обыкновенные дроби | 1 | 18.01 | ||
18 | 3.2 | Десятичные дроби | 1 | 25.01 | ||
19 | 3.3 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость | 1 | 1.02 | ||
20 | 3.4 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость | 1 | 8.02 | ||
Раздел IV. Геометрия в нашей жизни 5ч | ||||||
21 | 4.1 | Угол | 1 | 15.02 | ||
22 | 4.2 | Треугольник | 1 | 22.02 | ||
23 | 4.3 | Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов | 1 | 1.03 | ||
24 | 4.4 | Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки» | 1 | 15.03 | ||
25 | 4.5 | Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам» | 1 | 5.04 | ||
Раздел V. Математика на каждый день 5ч | ||||||
26 | 5.1 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 1 | 12.04 | ||
27 | 5.2 | Решение сюжетных задач | 1 | 19.04 | ||
28 | 5.3 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | 26.04 | ||
29 | 5.4 | Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач | 1 | 17.05 | ||
Раздел VI. Проекты учащихся | ||||||
30 | 6.1 | Разработка и создание проектов | 1 | 24.05 | ||
31 | 6.2 | Разработка и создание проектов | 1 | 31.05 |
СОГЛАСОВАНО Руководитель методического объединения _______________________ (указать) _____________/______________________(ФИО) «___» ______________ 20____ года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________/_______________ (ФИО) «___» ________________ 20___ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу внеурочной деятельности «Живая математика»
В результате освоения данной программы учащиеся приобретут знания:в направлении личностного развития:- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвит...
Программа внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Живая математика», для 5 класса составлена в соответствии сФедеральным законом «Об образовании в РФ&raq...