Взаимно обратные числа.
план-конспект урока по алгебре (6 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике.
2.Учебник: Математика. 6 класс. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, М.: Вентана – Граф, 2016.
3.Конспект урока на тему: «Взаимно обратные числа».
4.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
5.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку.
Цели:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Содержательная: формирование системы математического понятия: взаимно обратные числа.
Образовательная: изучить особенности определения взаимно обратных чисел; приводить примеры взаимно обратных чисел, отбирать взаимно обратные числа, аргументировать свой выбор.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний об обыкновенных дробях, изучив особенности определения взаимно обратных чисел, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающие: развивать общеучебные компетенции: продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией), умение устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы технологии критического мышления, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения темы.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: уметь определять, является ли данная пара чисел взаимно обратными числами; приводить примеры пар взаимно обратных чисел, отбирать из множества чисел взаимно обратные друг другу, аргументировать свой выбор; выполнять преобразования для нахождения одного из взаимно обратных чисел, если известно другое.
Метапредметные:
Регулятивные:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, приёмы слушания.
– использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
– независимость и критичность мышления.
– воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– учиться понимать другую точку зрения.
Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
уметь формировать способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Основные понятия урока: взаимно обратные числа.
Методы:
Основные: наглядные (работа с учебником, таблицами, презентацией), словесные (беседа, диалог, рассказ).
Дополнительные: проблемный, частично – поисковый.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Основные вопросы: взаимно обратные числа и алгоритм их отыскания.
Средства обучения:
1.Учебник «Математика. 6 класс.» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, М.: Вентана – Граф, 2016.
2.Рабочая тетрадь.
3.ИКТ (презентация к уроку «Взаимно обратные числа»).
4.Карта результативности.
Ход урока: (см. технологическую карту).
Технологическая карта:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Органи-зационный момент. | Создать благоприят-ную атмосферу на уроке. | Учитель проверяет посещаемость, высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. Добрый день!. Улыбнитесь мне, друг другу. На уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьезную работу – мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. От вас потребуется усидчивость, внимание, настрой на работу – в общем показать, что вы умеете работать на отлично. А чтобы окончательно настроится на работу, я предлагаю вам следующее задание: Слайд 2. Ну-ка, проверь дружок, Пожелайте друг другу удачи. | Слушают учителя, включаются в ритм урока. | Личностные: оценивают ситуацию в начале урока. Коммуникативные: слуша-ют рекомендации учителя. |
2. Актуали-зация знаний. | Актуализиро-вать знания учащихся об обыкновен-ных дробях. | Я предлагаю вам выполнить следующие задания: Слайд 3. Догадайтесь, какое число (слово) нужно записать вместо вопросительного знака: КОТ – ТОК, 367 - ?, ? – НОС, ? – 746. Слайд 4. Какая дробь называется правильной? Выберите из данных дробей правильные дроби. Какая дробь называется неправильной? Выберите из данных дробей неправильные дроби. Слайд 5. Переведите смешанное число в неправильную дробь: Слайд 6. Решите задачу: В шестом классе учится 28 человек, девочки составляют 25% всех учеников класса. Сколько девочек учится в шестом классе? ( 7 девочек) Слайд 7. Решите задачу: За два дня продали 40 кг овощей. В первый день продали всех овощей. Сколько продали овощей во второй день? (15 кг) На парте у вас у каждого лежит КАРТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. В строке УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ поставьте себе баллы – «2» - все знаю и понимаю (если ваши ответы совпали полностью); «1» - знаю и понимаю частично (если были допущены ошибки); «0» - не знаю и не понимаю. | Оформляют свои мысли в ответах (устно отвечают на вопросы). | Коммуникативные: формирование умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью. |
2.1.Поста-новка проблемы на уроке, формулирование темы урока. | Сформулиро-вать тему урока. | Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися. Какие действия вы умеете выполнять с натуральными числами? (Складывать, вычитать, умножать, делить.) Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? (Складывать, вычитать, умножать, делить.) А какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями и смешанными числами? (Складывать, вычитать, умножать.) А что не умеете делать? (Делить.) Так вот, ребята, правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел вам предстоит изучить в недалеком будущем, но для этого нужно знать одну тему, которую вы для себя сегодня откроете и изучите. Слайд 8. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, надо разгадать анаграммы: ИЧЛАС Числа ЬДОРБ Дробь ЫТЕАНБОР Обратные ИНОМЗАВ Взаимно Разгадали? А теперь уберите лишнее слово, расставьте остальные в нужном порядке. Что получилось у вас? Слайд 9. Тема урока: «Взаимно обратные числа». | Оформляют свои мысли в ответах (устно отвечают на вопросы). Определяют тему урока. Записывают число и тему урока в тетрадь. | Регулятивные: 1.Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2.Формирование умений формулировать тему и цели урока. Личностные: формирование ответственного и осознанного отношения к учению. |
2.2. Целе-полагание. | Сформулиро-вать цели урока. | Давайте вместе составим план изучения нового понятия. Слайд 10. План: 1. Какие числа называются взаимно обратными? 2. Как записать число, обратное ? 3. Как найти и записать число, обратное натуральному числу? 4. Как найти и записать число, обратное смешанному числу? 5. У всех ли чисел есть взаимно обратные? | Формулируют цели урока. | Коммуникативные: формирование умений доносить свою позицию до других, владея монологической речью и слушать собеседника, вступая с ним в диалог. |
3.Физкультминутка. | План составлен, нам предстоит с вами большая работа, поэтому я предлагаю вам вместе со мной сделать комплекс упражнений, чтобы поднять тонус всего организма. Слайд 11. Комплекс упражнений. 1.Соединить ладони перед грудью, интенсивно потереть друг о дружку. (Мобилизация энергетического потенциала) 2. Растирание лба согнутыми указательными пальцами от середины к вискам, вдоль бровей. (Профилактика мигреневых болей, воспаления лобных пазух) 4. Упражнение для глаз. (Закрыть, открыть) 5. Поглаживание шеи сверху вниз раскрытой ладонью. (Профилактика головных болей) 7. Наклоны головы в перед назад, на лева на право. (Снимается напряжение мышц шеи, умственная усталость) 8. Постукивание точек на локтевых сгибах: согнуть в локтях руки. Кулаки сжаты, простукивать костяшками пальцев. (Нормализуется обмен веществ) | Повторяют за учителем. | ||
4.Изучение нового материала. 4.1. Работа с учебником. 4.2. Беседа учителя с учащимися по плану. | Сформиро-вать понятие о взаимно обратных числах. Обсудить полученные результаты. | План работы известен. Давайте выясним, как можно добыть новую информацию. (Ответы: а) прочитать в книге, б) спросить у друзей, у взрослых, в) поискать в Интернете.) Какой способ добычи информации нам более приемлем. (Прочитать в книге.) Чтобы работать более оперативно работать будем парами. (Парта- пара). Правила работы в группе: говорить самому, но и слышать других. Дисциплина прежде всего. Учитель организует групповую работу. А сейчас откройте стр. 80 учебника.1 группа должна найти ответ на первый вопрос нашего плана, 2 группа – на второй и т.д. Давайте заслушаем ответы пар и по ходу ответов сделаем соответствующие записи в своих тетрадях. Учитель проводит фронтальную беседу с элементами самостоятельной работы в тетрадях: 1 ГРУППА Слайд 12. Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Пример самостоятельно. 2 ГРУППА Слайд 13. Как записать число, обратное ? Чтобы записать число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами. Пример самостоятельно. 3 ГРУППА Слайд 14. Как найти и записать число, обратное натуральному числу? Чтобы записать число, обратное натуральному надо в числитель записать 1, а в знаменатель – само натуральное число. Пример самостоятельно. 4 ГРУППА Слайд 15. Как найти и записать число, обратное смешанному числу? Чтобы записать число, обратное смешанному числу надо: 1) представить его в виде неправильной дроби; 2) нужно числитель и знаменатель поменять местами. Пример самостоятельно. 5 ГРУППА Слайд 16. У всех ли чисел есть взаимно обратные? Для числа 0 обратного ему числа не существует. После выполнения работы, учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить правильность приведенных примеров. Возьмите каждый свою КАРТУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. В строке ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА поставьте себе баллы – «2» - все знаю и понимаю (если ваши ответы совпали полностью); «1» - знаю и понимаю частично (если были допущены ошибки); «0» - не знаю и не понимаю. Учитель просит поднять руки тех учащихся, у кого допущены ошибки при выполнении работы. | Работают с текстом учебника на стр. 80. Записывают в тетради. После выполнения учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполнение работы, корректируют допущенные ошибки. | Познавательные: 1.Формирование умений ориентироваться в содержании текста учебника. 2.Выбор необходимого материала. 3.Формирование умений определять причинно-следственные связи. Коммуникативные: формирование умений владения диалоговой формой речи. Познавательные: развитие умения формулировать понятия («взаимно обратные числа»). Познавательные: 1.Формирование умений ориентироваться в содержании текста учебника. 2.Выбор необходимого материала в предложенном тексте. 3.Формирование умений определять существенные признаки объекта. 4.Формирование умений приводить пример на основе предложенного в тексте определения. Коммуникативные: 1.Формирование умений владения диалоговой речью, 2.Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3.Формирование умений самоконтроля и взаимоконтроля |
5. Первич-ное закреп-ление нового материала. | Установить правильность и осознанность изучения темы; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, скорректиро-вать выявленные пробелы. | Итак, мы изучили с вами новое понятие, а теперь давайте поучимся находить числа, обратные данным. Учитель организует и контролирует выполнение работы. Слайд 17. Назовите дробь, обратную к дроби:
Слайд 18. Вычислите: 1)* ; 2)*7; 3)*; 4)5*. Вставьте пропущенное число: 1)*=1; 2)*=1; 3)*=1. Резерв: учебник №№437, 439. | Выполняют работу на доске и в тетрадях. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: умение добывать новые знания. |
6. Первич-ная проверка усвоения способов действий. | Проверить усвоение учащимися способов действий при нахождении взаимно обратных чисел. | Вы сегодня много рассуждали, много нового открыли для себя. Но для того, чтобы выяснить, все ли вам понятно, предлагаю выполнить проверочный тест. Слайд 19. 1) Взаимно обратными называются два числа … , которых равно 1. а) сумма, б) произведение, в) разность. 2) Найдите число, обратное числу 8: а) 1, б) не знаю, в) . 3) Найдите число, обратное : а); б) 1,6; в)44, г) 32. 4) Найдите число, обратное 4 : а) ; б) 5; в) ; г) . 5) Будут ли взаимно обратными числа 3 и 2 ? а) да, б) нет. А теперь проверьте себя. Слайд 20. Ответы: 1. б) 2. в) 3. а) 4. г) 5. б) Возьмите каждый свою КАРТУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. В строке ТЕСТ поставьте себе баллы – «2» - все знаю и понимаю (если ваши ответы совпали полностью); «1» - знаю и понимаю частично (если была допущена 1-2 ошибки); «0» - не знаю и не понимаю (если было допущено более двух ошибок). | Решают тест. | Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7. Задание на дом. | Обеспечить понимание выполнения домашнего задания. | Слайд 21. П.13 (выучить правила), ответить устно на вопросы 1-8. Выполнить задания: На оценку «3» - №№ 436, 438; На оценку «4» - №№ 436, 438, 440; На оценку «5» - №№ 436, 438, 440, 445. | Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники. | |
8. Подведе-ние итогов урока. | Сформулиро-вать итоги урока. | Учитель предлагает учащимся сделать выводы из урока: - О чем сегодня говорили на уроке? Ответить устно на вопросы 1-8 на стр.81 учебника. | Участвуют во фронтальной беседе, подводят итоги урока. | Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы. |
9. Рефлек-сия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; формировать способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | - Наш урок подходит к концу. И в завершение урока я хочу рассказать вам одну притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» Тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «а я принимал участие в строительстве храма». А теперь пусть каждый из вас сам оценит свою работу на уроке. Перед вами таблица с рисунками (Слайд 22). Выберите себе тот, который, по-вашему мнению, характеризует степень участия на уроке. Кто работал как первый человек, т.е. находил весь урок эти непонятные взаимно обратные числа? – 1 рисунок. Кто работал как второй человек, т.е. добросовестно находил все взаимно обратные числа? – 2 рисунок. Кто работал как третий человек, т.е. приумножал свои знания? – 3 рисунок (Учащиеся отмечают на карточке рефлексии соответствующий рисунок). - Мне хочется надеяться, что первый рисунок не выбрал никто. А теперь возьмите каждый свою КАРТУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. Давайте подсчитаем количество баллов, заработанных вами на уроке. Слайд 23. Если у вас 6 баллов, то вы получаете оценку «5»; если 5 баллов – оценку «4»; если 3-4 балла – оценку «3»; если менее трех баллов – оценку «2». Учитель объявляет отметки, полученные на уроке. - Вы славно потрудились! Спасибо за урок! | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Определяют степень настроения (плохое, равнодушное, отличное)) Выставляют полученные отметки в дневник. | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.
Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....
6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок1
Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок1...
6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок2
Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок2...
Смотр знаний по теме: "Взаимно обратные числа. Деление"
Обобщение, систематизация знаний....
Урок - смотр знаний по теме: “Взаимно обратные числа. Деление”.
Обобщение, систематизация знаний. Урок контроля....
Взаимно обратные числа №1 урок
Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) ввести понятие взаимно обратных чисел; б) повторить правила умножения, сокращения дроб...
Взаимно обратные числа.№2 урок
Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) закрепить понятие взаимно обратных чисел в ходе выполнения упражнени...