Окружность и круг.
план-конспект урока по алгебре (6 класс)
Предварительный просмотр:
План конспекта урока
Предмет: Математика
Класс: 6
Тема урока: Длина окружности
Цель: изучить формулу длины окружности и показать её применение при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности;
- познакомить с числом π;
-отработать навыки применения данных формул при решении задач;
- добиться усвоения учащимися понятий: длина окружности, число π.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
- развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
- развивать пространственное воображение учащихся;
- формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, делать выводы;
-развивать логическое мышление;
- умение пользоваться чертёжными инструментами;
- умение оценивать результаты выполненных действий;
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям;
- воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
- воспитывать умение работать в парах;
-воспитывать усидчивость, терпение
Форма урока: урок - исследование.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на занятии. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. 2.Актуализация знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -отработать навыки применения данных формул при решении задач; Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: Обобщить знания по теме «Периметр многоугольника» | 1.Организационный момент. -Сегодняшний урок я хотела бы начать первыми строками стихотворения великого русского поэта Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте… Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия.» - Б.Пастернак всю свою жизнь стремился к открытиям, пытался открыть для себя очередную истину. Если человек в любом возрасте своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем – либо, это и есть открытие. А вы хотели бы «совершать открытие»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? ( ответы детей) - Тогда я предлагаю вам на уроке совершить открытие. Вы готовы? 2.Актуализация знаний. - Для того чтобы совершить открытие, я предлагаю вам вспомнить геометрические фигуры. Давайте рассмотрим некоторые из множества геометрических фигур. а)прямоугольник: (слайд 1) - Какими геометрическими свойствами обладает прямоугольник? (параллельность противоположных сторон и их равенство) - Напомните, что такое периметр? - Назвать формулу нахождения периметра прямоугольника. - Решим задачу: Р= 36 см АВ= 3см ВС= ?см (36- 3∙2):2=15см б). Квадрат: (слайд 2) - Основное свойство квадрата? (равенство сторон и углов) - Выберите из предложенных формул формулу нахождения Р квадрата. (сл.2) - Как можно найти сторону квадрата ,зная Р? Р=72см Р=6,8 м |
3. | Постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: фиксировать затруднения в пробном действии, сформулировать тему и цель урока. Цель, которая должна быть достигнута учителем: создать условия для фиксирования учащимися затруднений в пробном действии, формулирования задач урока. 3Открытие нового знания. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи, составить алгоритм выполнения исследовательской работы, вывести формулу, узнать историю числа « пи». Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить совместно с детьми проект решения проблемы, способствовать составлению алгоритма и выведению формул, создать условия для развития познавательного интереса. 4.Первичное закрепление на стандартных примерах Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Применять формулы для нахождения длины окружности ( с решением у доски) Цель, которую хочет достичь учитель: Ориентировать учащихся на правильный выбор формул. 5. Тест первичного закрепления Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Самостоятельно применять формулы для нахождения длины окружности. Цель, которую хочет достичь учитель: Определить уровень усвоения новых знаний учащимися. 6.Рефлексия. Цель, которую должны достичь учащиеся: осознание своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую должен достичь учитель: -создать условия для позитивного подведения итогов; - формировать у детей способности к адекватной самооценке своей деятельности | 3. Постановка учебной задачи. - Какую очень важную геометрическую фигуру мы с вами не назвали? (окружность и круг) - Давайте вспомним, что такое окружность и что такое круг? - У каких геометрических фигур мы можем найти периметр? - Можно ли найти периметр окружности? - Представьте себе, что окружность сделана из стальной проволоки, которую мы разрезали в одном месте. Какую фигуру вам напомнит эта разрезанная проволока? (отрезок) - Что можем найти у отрезка? (длину) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( длина окружности) - У нас уже есть определенные знания, касающиеся окружности? Какие? (сл.4) - Как называются отрезки АВ, ОД, КМ? (хорда, радиус, диаметр). 3Открытие нового знания. - На сегодняшнем уроке мы получим новые знания об окружности, но сначала ответе еще на один вопрос: «какой инструмент необходим, чтобы найти размеры отрезка, ломаной или прямоугольника?» (линейка) - Можно ли с помощью линейки найти длину окружности? (нет) - Длину окружности можно найти с помощью курвиметра (сл.5) -Но в школе данный прибор не применяют, он используется только в научных лабораториях или для нахождения расстояний на местности, значит нам необходимо найти другой способ нахождения длины окружности. - Давайте сформулируем цель нашего урока. (научиться находить длину окружности) ( сл.6) - Проведем исследование, работая в парах. У каждой пары на столах лежат окружности. Измерьте диаметр окружностей. ( 10см , 5см, 6см, 7см, 8см, ) Запишите в тетрадь диаметры окружностей. - А так же на партах лежат нитки, ножницы и линейки. Как, используя данный набор предметов можно найти длину окружности? - Давайте точно определим порядок наших действий: (сл. 7) 1.Разложить нитку по всей длине окружности. 2.Отрезать лишнюю нитку. 3.Измерить получившуюся нитку линейкой. 4.Записать получившийся результат в тетради и на доске. - Измеренная таким образом длина будет точной или приближенной? (приближенной) 3.Исследовательская работа длится 3минуты. (учащиеся выходят к доске и записывают результаты) - Давайте округлим полученные результаты до целого числа и запишем наши вычисления с помощью пропорции. 32/16= 10/5 -Применим основное свойство пропорции: 32 - Но окружности бываю разных диаметров ,можем ли мы всегда пользоваться ниткой? Поэтому мы перейдем к буквенному обозначению и попробуем вывести ФОРМУЛУ. - Обозначим длину 1 окружн. С1, а длину 2 окружн. С2.. Диаметр 1 окруж.- d1, а диаметр 2 окруж –d2. И вновь составим пропорцию: С1/С2= d1/d2 Применим основное свойство пропорции: С1∙d2= C2∙d1 Отсюда мы можем перейти к другой пропорции: С1/d1= C2/d2 - прочитать пропорцию. (длина 1 окруж. относится к диаметру 1 окруж. так же, как длина 2 окруж. относится к диаметру 2 окружн.) - Как мы можем оценить данную пропорцию с точки зрения пропорциональной зависимости? ( прямая пропорциональность) - Пришло время сделать вывод к нашим рассуждениям. В этом нам поможет учебник. Что показывает отношение длины окружности к ее диаметру? Страницы учебника 182 2 абзац. ВЫВОД: у любых окружностей , отношение длины окружности к ее диаметру является одним и тем же числом. (записать в тетрадь) (сл. 9) -Давайте проверим данное утверждение на наших вычислениях. Вернемся к результатам нашего исследования: - Вычислите, каким числом является данное отношение? ( 3) - У всех получились разные числа, но если мы их округлим, то получим число . Кто запомнил, как называется это число? ( пи) - Число « пи» является бесконечной десятичной дробью. - Итак π –это ? (отношение длины окружности к ее диаметру) -Запишем данное отношение: π=С/d Историческая справка ( сообщение учащегося) - C древних времен это число считалось загадочным и удивительным. А подробнее нам расскажет о числе «пи» Михайлова Женя. (презентация) - Итак ,нам необходимо запомнить какое значение пи? (3,14) - Ну а мы возвращаемся к формулам. Из формулы π=С/d выведем еще две. С= πd С=2 πr (вывесить на доску) -Теперь, когда мы знаем формулу длины окружности, давайте найдем точное значение длины окружности с диаметрами 10см и 5см. Какую из трех формул мы используем? ( учащиеся работают в парах). - Школьникам 21 века необходимо знать значение пи= 3,14, а вот школьники 19 века знали значительно больше цифр числа пи. Для запоминания использовали такую фразу: « КТО И ШУТЯ И СКОРО ЗАПОМНИТЬ ПИ ЖЕЛАЕТ- ТОТ ЧИСЛО УЖЕ ЗНАЕТ». Попробуйте разгадать тайну школьников 19 века в течение одной минуты. ( если дети не смогли отгадать , дать это задание на дом) 4.Первичное закрепление на стандартных примерах - А сейчас я предлагаю вам отправится в цирк. Какое отношение имеет цирк к нашей теме урока? - Арены всех цирков мира имеют одинаковую длину окружности. Давайте выясним какую. Задача: r = 6,5M C = ? M 5. Тест первичного закрепления. Индивидуально на листочках с последующей взаимопроверкой. (Учащиеся выполняют тест, обводя правильный ответ кружком. Затем обмениваются работой с соседом по парте, при этом открываются правильные ответы, и выставляют оценки: -без ошибок-5; - с одной ошибкой-4)
ТЕСТ Индивидуально на листочках с последующей самопроверкой. (Учащиеся выполняют тест, обводя правильный ответ кружком. Затем учащиеся проверяют,при этом открываются правильные ответы, и выставляют оценки: -без ошибок-5; - с одной ошибкой-4)
1. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр. А) радиус; Б) сторона; В) хорда; Г) диаметр. 2.. Число π равно А) 3,14; Б) 1,34; В) 3,91; Г) 4,13. 3.Формула длины окружности А) С=πr Б) С=πd В) C=2πd Г) C=2r 4.Чему равен диаметр окружности, радиус которой 3,8 см? А) 6,28 Б) 1,57 В) 7,6 Г) 3,14 5. Итог урока. - Какое новое открытие мы сегодня для себя сделали? - Давайте вспомним какую цель мы поставили к сегодняшнему уроку? - Сумели мы достичь поставленной цели? 6.Рефлексия. - Ребята, я попрошу вас нарисовать от руки окружность. А размер этой окружности будет зависеть от того , насколько вы поняли новую тему. Нарисуйте такую окружность, чтобы в ней поместились ваши знания. 7.Домашнее задание. 1.Выучить формулы 2.Решить задачу №600. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Окружность и круг. Задачи", 6 класс
Презентация "Окружность и круг. Задачи", 6 класс...
К уроку по теме "Окружность и круг" в 5 классе.
Материал урока по теме "Окружность и круг".1. Устный счет.2. Сообщение темы урока в виде отгадывания кроссворда Вопросы к кроссворду: 1. Часть плоскости, ограниченная о...
"Длина окружности. Площадь круга"
Тема урока: Длина окружности. Площадь круга.Тип урока: обобщения и систематизации знаний учащихсяЗадачи урока:1) образовательная: систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень у...
"Длина окружности. Площадь круга" презентация к уроку.
Презентация для сопровождения урока математики в 6 классе "Длина окружности. Площадь круга"...
разработка урока "Окружность и круг"
Применение элементов ТРИЗ технологии при изучении темы "Окружность и круг", 6 класс...
Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг"
Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг" (И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)...
Открытый урок по теме "Окружность. Площадь круга"
Урок посвещен использованию ЦОР и ИОР на уроках математики. Содержит практическую работу....