Рабочая прорамма по предмету "Вероятность и статистика" 8 класс на 2022-2023 учебный год/Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Шамигулова Зульфия Каримовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

image

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА  "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vt_8_kl.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с. Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан

МОБУ ООШ с. Старосубхангулово

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Протокол №1

______________Искужина С.К.

______________Тляубаев Г.С.

от "30" августа2022 г.

Протокол №

Приказ №175

от "30" августа  2022 г.

от "1" сентября2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5246799)

учебного предмета
“Вероятность и статистика”

для  8 класса основного общего образования
на 2022-2023  учебный год

Составитель: Шамигулова Зульфия Каримовна
учитель математики

с. Старосубхангулово 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА  "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии:

«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.

Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением

к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о

математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением

достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,

осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов

с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,

решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового

образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности

окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

—  воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

—  выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

—  выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

—  проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

—  выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—  выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2)  Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

—  в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

—  представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

—  принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

—  участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

—  выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3)  Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

—  владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

—  предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

—  оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями.

—  Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

—  Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

—  Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

—  Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

—  Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

—  Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.

—  Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Повторение курса 7 класса

1.1

Представление данных.

0.5

0

0

09.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://www.youtube.com/watch?

v=5pAXFjpPL8A

1.2

 

Описательная статистика.

0.5

0

0

09.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch?

v=MdoJ4laEMcA

1.3.

Случайная изменчивость.

0.5

0

0

16.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://www.youtube.com/watch?v=ifm9vlMX8Q

1.4.

Средние числового набора.

0.5

0

0

16.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/

1.5.

Случайные события.

0.5

0

0

23.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/

1.6.

Вероятности и частоты.

0.5

0

0

23.09.2022

Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/

1.7.

Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость

1

0

0

30.09.2022

Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch?

v=CgC_m6N5M5w

Итого по разделу

4

Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных

2.1.

Отклонения.

 

0.5

0

0

07.10.2022

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch?

v=5vY01xnfYFQ

2.2.

Дисперсия числового набора.

0.5

0

0.5

07.10.2022

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

2.3.

Стандартное отклонение числового набора.

1

0

0

14.10.2022

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

2.4.

Диаграммы рассеивания

2

1

0

21.10.2022

28.10.2022

Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания;

Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера;

Контрольная работа;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch?v=YkZ2Aolu3M

https://www.youtube.com/watch?

v=KA819TPn77k

Итого по разделу

4

Раздел 3. Множества

3.1.

Множество, подмножество.

0.5

0

0

11.11.2022

Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php

https://www.youtube.com/watch?

v=sWTPdjqO1xQ&t=560s

3.2.

Операции над множествами:

объединение, пересечение, дополнение.

0.5

0

0

11.11.2022

Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php

https://www.youtube.com/watch?

v=oolOqpFGBwc

3.3.

Свойства операций над множествами:

переместительное, сочетательное, распределительное, включения.

1

0

0

18.11.2022

Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения;

Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php

https://www.youtube.com/watch?

v=dtQ1JKY0ncQ

3.4.

Графическое представление множеств.

2

0

0

25.11.2022 02.12.2022

Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php

Итого по разделу:

4

Раздел 4. Вероятность случайного события

4.1.

Элементарные события.

0.5

0

0

09.12.2022

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

4.2.

Случайные события.

0.5

0

0

09.12.2022

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch?

v=6mKyzdPj6ms

4.3.

Благоприятствующие элементарные события.

0.5

0

0

16.12.2022

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события;

Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

4.4.

Вероятности событий.

0.5

0

0

16.12.2022

Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

4.5.

Опыты с равновозможными элементарными событиями.

0.5

0

0

23.12.2022

Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

https://www.youtube.com/watch? v=9VUPs_dqVmQ

4.6.

Случайный выбор.

 

0.5

0

0

23.12.2022

Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

4.7.

Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»

3

0

1

13.01.2023

20.01.2023

27.01.2023

Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы;

Практическая работа;

http://www.myshared.ru/slide/828179/

Итого по разделу:

6

Раздел 5. Введение в теорию графов

5.1.

Дерево.

 

0.5

0

0

03.02.2023

Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov

5.2.

Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.

0.5

0

0.5

03.02.2023

Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov

5.3.

Правило умножения.

3

1

0

10.02.2023

17.02.2023

24.02.2023

Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения;

Контрольная работа;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov

Итого по разделу:

4

Раздел 6. Случайные события

6.1.

Противоположное событие.

0.5

0

0

03.03.2023

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.2.

Диаграмма Эйлера.

 

0.5

0

0

03.03.2023

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://youtu.be/wBz_Q-x45Xc

6.3.

Объединение и пересечение событий.

0.5

0

0

10.03.2023

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.4.

Несовместные события.

0.5

0

0

10.03.2023

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события;

Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://school-

collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.5.

Формула сложения вероятностей.

1

0

0

17.03.2023

Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://school-

collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.6.

Правило умножения вероятностей.

0.5

0

0

24.03.2023

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://school-

collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.7.

Условная вероятность.

0.5

0

0

24.03.2023

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://school-

collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/

6.8.

Независимые события.

1

0

0

07.04.2023

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта;

Изучать свойства (определения) независимых событий; Решать задачи на определение и использование независимых событий;

Устный опрос; Письменный контроль;

http://school-

collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-

11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

6.9.

Представление случайного эксперимента в виде дерева.

3

0

0.5

14.04.2023

28.04.2023

05.05.2023

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта;

Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта;

Практическая работа;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

Итого по разделу:  

8

Раздел 7. Обобщение, контроль

7.1.

Представление данных.

0.5

0

0

12.05.2023

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

7.2.

Описательная статистика.

0.5

0

0

12.05.2023

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик;

Письменный контроль;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

7.3.

Графы.

1

0

0

19.05.2023

Повторять изученное и выстраивать систему знаний;

Решать задачи с применением графов;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov

7.4.

Вероятность случайного события.

1

0

0

22.05.2023

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями;

Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта;

Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

7.5.

Элементы комбинаторики.

1

1

0

26.05.2023

Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля;

Контрольная работа;

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

3

2.5

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

всего

контрольные работы

практические работы

По плану

По факту

1.

Повторение по разделам

"Представление данных",

"Описательная статистика"

1

0

0

09.09.2022

2.

Повторение по разделам

"Случайная изменивость", "Случайные события и вероятность"

1

0

0

16.09.2022

3.

Решение задач

1

0

0

23.09.2022

4.

Решение задач

1

0

0

30.09.2022

5.

Отклонения. Дисперсия числового набора

1

0

0.5

07.10.2022

6.

Стандартное отклонение числового набора.

1

0

0

14.10.2022

7.

Диаграммы расеивания.

Решение задач

1

0

0

21.10.2022

8.

Контроль по разделу

"Описательная статистика.

Рассеивание данных"

1

1

0

28.10.2022

9.

Множество, подмножество

1

0

0

11.11.2022

10.

Операции над множествами:

объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:

1

0

0

18.11.2022

11.

Графическое представление множеств.

Диаграммы Эйлера

1

0

0

25.11.2022

12.

Решение задач

1

0

0

02.12.2022

13.

Элементарные события.

Случайные события. Благоприятствующие элементарные события

1

0

0

09.12.2022

14.

Вероятности случайных событий

1

0

0

16.12.2022

15.

Опыты с равновозможными элементарными событиями

1

0

0

23.12.2022

16.

Практическая работа

"Опыты с равновозможными элементарными событиями"

1

0

1

13.01.2022

17.

Решение задач на вычисление вероятностей

1

0

0

20.01.2023

18.

Решение задач на вычисление вероятностей

1

0

0

27.01.2023

19.

Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер

1

0

0

03.02.2023

20.

Решение задач с помощью деревьев

1

0

0.5

10.02.2023

21.

Комбинаторное правило умножения

1

0

0

17.02.2023

22.

Решение задач

1

0

0

03.03.2023

23.

Контроль по темам

"Множества",

"Вероятность случайного события", "Введение в теорию графов"

1

1

0

10.03.2023

24.

Противоположные события. Диаграммы

Эйлера

1

0

0

17.03.2023

25.

Объединение и пересечение событий. Несовместные события

1

0

0

24.03.2023

26.

Формула сложения вероятностей

1

0

0

07.04.2023

27.

Условная вероятность. Правило умножения вероятностей

1

0

0

14.04.2023

28.

Независимые события

1

0

0

28.04.2023

29.

Представление случайного эксперимента в виде дерева

1

0

0

05.05.2023

30.

Решение задач

1

0

0.5

10.05.2023

31.

Решение задач

1

0

0

12.05.2023

32.

Повторение.

Представление данных.

Описательная статистика.

Графы

1

0

0

19.05.2023

33.

Повторение. Вероятность случайного события.

1

0

0

26.05.2023

34.

Обобщение и контроль курса "Вероятность и статистика" 8 класса

1

1

0

30.05.2023

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

2.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Теория вероятностей и статистика. Тюрин Ю.Н., Макаров А.Л., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. 2004

Вероятность и статистика в школьном курсе математики. Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 2. – М., 2008. – 172 с.

Теория графов. Основные понятия и виды графов

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Теория вероятностей и статистика. Тюрин Ю.Н., Макаров А.Л., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. 2004

Вероятность и статистика в школьном курсе математики. Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 2. – М., 2008. – 172 с.

Теория графов. Основные понятия и виды графов

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/view/

https://obuchalka.org/2011110661505/teoriya-veroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-l-visockii-i-ryaschenko-i-v-2004.html

https://pandia.ru/text/80/137/17839.php

https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnye-ponyatiya-teorii-grafov МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,

ДЕМОНСТРАЦИЙ

Компьютер

Проектор

Экран проекционный принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 6 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по литературе в 6 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС) создана при помощи конструктора....

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2022-2023 учебный год

Общая характеристика программыКоличество часов: 2 часа в неделю (68 часов)Уровень:   базовыйПримерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра со...

Рабочая прорамма по предмету "Вероятность и статистика" 7 класс на 2022-2023 учебный год/Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА   "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА"Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 клас...

Рабочая программа по математике в 11 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику "Алгебра и начала математического анализа",авторы Ю.М.Колягин,М.В.Ткачёва,Н.Е.Фёдорова,М.И.Шабунин и "Геометрия -10-11" авторы:Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по математике в 11 классе на 2022-2023 учебный год по учебникам "Математика: алгебра и начала математического анализа,геометрия" авторов Ю.М.Колягин и др., Л.С.Атанасян и д...

Рабочая программа по математике в 9 классе на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по математике в 9 классе на 2022-2023 учебный год5 часов в неделю...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федер...