Показательные уравнения
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Разработка урока по алгебре для 10 класса.
Тема - Решения показательных уравнений.
Познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.
Развивать познавательный интерес к предмету через содержание учебного материала, применять сформированные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, развивать логическое мышление, самостоятельную деятельность обучающихся, правильно формулировать и излагать мысли.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, прививать желание иметь глубокие знания, воспитывать умение работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_10_klass.docx | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема – Показательные уравнения
Дата – 04. 11. 2022 год
Класс – 10 класс
Учитель – Шахсуварян А. М.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету через содержание учебного материала, применять сформированные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, развивать логическое мышление, самостоятельную деятельность обучающихся, правильно формулировать и излагать мысли
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, прививать желание иметь глубокие знания, воспитывать умение работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
2. Актуализация опорных знаний. (слайд)
Устно:
- Какая функция называется показательной? (функция вида у=ах, а>0, а=0)
- Область значений показательной функции. (все положительные числа)
- Область определения показательной функции. (Все числа)
- Что называется корнем уравнения? (число, которое…)
- Пересечет ли прямая у = -3 график функции у = 4х? (нет, т.к. график только в верхней части )
- Сравнить числа 2,73 и 1. (2,73>2,730)
- Среди заданных функций указать те, которые являются показательными:
а) 1) у = 4, 2) у = х, 3) у = 5x, 4) у = 33+х.
3. Математический диктант. (слайд)
При ответе на любой вопрос будете ставить «да» или «нет». Два варианта: а) и б). (Первый вариант выполняет под буквой А, второй вариант выполняет под буквой Б)
1.а) является ли убывающей функция y =2x (нет)
б) является ли возрастающей функция y = (0,3)x (нет)
2.а) является ли показательным уравнение (да)
б) является ли показательным уравнение (нет)
3. а) верно ли, что областью определения показательной функции является R (да)
б) верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатой (0;1) (да)
4.а) верно ли, что если b>0, то уравнение ax = b имеет один корень (да)
б) верно ли, что если b=0, то уравнение ax = b не имеет корней (да)
5.а) является ли число 3 корнем уравнения 2x = 8 (да)
б)является ли число 2 корнем уравнения 0,3x = 0,09 (да)
Меняемся тетрадями и проверяем (слайд).
4. Изложение нового материала. (Кроссворд)
Тема нашего урока «Показательные уравнения». И как говорил Станислав Коваль.
«Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
Определение - Показательным уравнением называется уравнение, в котором переменная входит только в показатели степени при некоторых постоянных основаниях.
Вид уравнения ах=в, следовательно все уравнения нужно привести к такому виду.
1.Простейшие уравнения:
а)2х-5 = 16
Приведение обеих частей к общему основанию:
2х-5 = 24
Данное уравнение равносильно уравнению:
х-5 = 4,
х = 9.
Ответ: 9.
б)3х = -9
Так как показательная функция принимает только положительные значения, то данное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
2. Уравнения, решаемые с помощью вынесения общего множителя за скобки.
7х + 7х+2 = 350
7х + 7х72 = 350
7х(1+ 49) = 350
7х =350:50
7х = 7
х = 1
Ответ: х=1.
3.Уравнения, решаемые с помощью введения новой переменной.
16х – 17*4х + 16 = 0
Пусть 4х = t, где t>0 , тогда уравнение примет вид:
t2 - 17t + 16 = 0
Данное квадратное уравнение является приведенным, по теореме Виета получим:
t1=1, t2=16
а) Если t1 = 1, то 4х = 1, 4х = 40, х1 = 0.
Б) Если t2 = 16, то 4х = 16, 4х = 42, х2 = 2
Ответ: х1 = 0, х2 = 2.
5. Физкультминутка (глазами следят движением солнышки).
6. Закрепление изученного материала
М. В. Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения»
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.
На доске написаны 3 уравнения:
2. 3х-1 -3х + 3х+1 = 63
3. 64х – 8х –56 = 0
К доске выходят решать эти уравнения учащиеся (сами выбирают и решают уравнения).
Так как 3>0, 3=1, то х2-9х+20=0
По теореме Виета получаем:
х1=4, х2=5.
Ответ: х1 = 4, х2 = 5.
2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 63
Применяя соответствующие формулы свойства степеней, получим:
3х 3-1 – 3х + 3х 3 = 63
3х(1/3-1+3)=63
3х *7/3=63
3х = 27
3х = 33
х = 3
Ответ: х = 3.
3. 64х – 8х – 56 = 0
(82)х – 8х – 56 = 0 или
(8х)2 – 8х – 56 = 0
Введем новую переменную t = 8х, тогда уравнение примет вид:
t2 – t – 56 = 0
По теореме Виета:
t1+ t2 = 1
t1*t2 = – 56
t1 = 8, t2 = -7 (не удовлетворяет, так как показательная функция принимает только положительные значения)
Если t1 = 8, то 8х = 8, 8х = 81, х = 1.
Ответ: х = 1.
- Дифференцированная самостоятельная работа.
I вариант | II вариант |
Решите уравнения. | Решите уравнения. |
|
|
- Домашнее задание.
§12, №208-210(1,2), 218(1,2)*
- Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня мы повторили тему «Показательная функция и ее свойства» и познакомились с методами решения показательных уравнений.
Условные знаки для оценивания учеником самого себя:
«5»– отлично изучил тему;
«4»– есть проблемы, но я их решил самостоятельно;
«3» –были проблемы, но я их решил с помощью группы;
«2»– проблемы не решены.
Кроссворд «И в шутку и всерьез».
По горизонтали:
1.Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.
По вертикали:
2. Название функции, любой из графиков, которой обязательно пройдет через точку (0;1).
3. Исчезающая разновидность учеников.
4. Проверка учеников на выживание.
5.Ученый математик, механик и астроном. Его высказывание о показательной функции напечатано в учебнике перед первым параграфом.
6. Другое название независимой переменной в функции.
Ответы: 1.Корень. 2.Показательная. 3.Отличник. 4.Контрольная. 5.Эйлер. 6.Аргумент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Практический материал к зачету по теме "Показательная функция.Показательные уравнения и неравества"
....
Урок по алгебре в 11 классе по теме "Показательная функция. Показательные уравнения"
Урок по алгебре для 11 класса...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства."
Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства " для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах....
Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...