Иррациональные уравнения
учебно-методический материал по алгебре (9 класс)
Данный материал предназначен для учеников, находщихся на дистанционном обучении или при отсутствии на данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irratsionalnye_uravneniya.docx | 94.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Иррациональные уравнения А - 9
Уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными.
Например: , .
При решении иррациональных уравнений их пытаются свести к рациональным уравнениям, а именно, уравнения, сводящиеся к линейным или квадратным. Обратная операция к извлечению корня – это возведение в ту степень, в которой находится корень. Поэтому большинство иррациональных уравнений решается однократным или многократным возведением обеих частей уравнения в некоторую степень.
При решении иррациональных уравнений надо помнить:
1) при возведении в чётную степень .
2) при возведении обеих частей уравнения в чётную степень мы получим уравнение , решая которое мы найдём не только корни исходного уравнения, но и корни уравнения .
3) Поэтому при таком способе решения необходимо либо оговаривать знаки функций , до возведения в степень, либо в конце сделать проверку – подставить полученные значения в исходное уравнение и проверить, являются ли они его корнями.
Например, если возвести уравнение в квадрат, то получим , корни которого . При проверке выясняется, что не является корнем исходного уравнения.
Поэтому если при решении иррационального уравнения мы будем возводить обе части в чётную степень, то в конце обязательно будем выполнять проверку.
При возведении в нечётную степень таких проблем не возникает, так как минус при возведении в нечётную степень снова даёт минус. Например, уравнения и равносильны, так как имеют одинаковый действительный корень.
Первый тип иррациональных уравнений, который мы рассмотрим:
.
Алгоритм решения:
1) Возводим обе части уравнения в n-ю степень:
,
.
2) Находим корни уравнения, полученного на первом шаге алгоритма: .
3) Выполняем проверку (если n – чётное). Подставляем каждый корень в исходное уравнение. Если получаем верное равенство, то корень подходит. Если неверное равенство, то нет.
Пример
Решить уравнения:
1) ,
2) ,
3) ,
Решение
1)
В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:
Решаем полученное уравнение:
.
Выполним проверку. Подставим найденный корень 3 в исходное уравнение.
Проверка:
.
Значит, корень 3 подходит.
Ответ: 3
2)
В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:
Решаем полученное уравнение
Выполним проверку. Подставим найденный корень 10 в исходное уравнение:
,
.
Значит, число 10 не является корнем исходного уравнения. Таким образом, уравнение решений не имеет.
Ответ: корней нет.
На самом деле то, что уравнение не имеет решений, можно сказать сразу. Так как в левой части стоит квадратный корень, а он принимает только неотрицательные значения, а в правой части стоит (- 3 ) – отрицательное число.
3)
В левой части стоит корень третьей степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения в третью степень:
Решаем полученное уравнение
Так как степень корня нечётная, проверку можно не выполнять.
Ответ: - 26
Такие уравнения решаются по тому же алгоритму, что и уравнения вида для 1) Возводим обе части уравнения в квадрат.
2) Решаем полученное уравнение.
3) Выполняем проверку.
Пример
Решить уравнения:
1)
2) ,
3) .
Решение
1)
Возводим обе части уравнения в квадрат:
Получили квадратное уравнение. Решим его:
Выполним проверку:
.
.
Ответ: - 9; - 8.
2)
Возводим обе части уравнения в квадрат.
Выполним проверку.
,
.
Ответ: 2.
3)
Возводим обе части уравнения в квадрат.
Получили квадратное уравнение. Решим его:
Выполним проверку:
Обратите внимание: несмотря на то, что мы получили одинаковые выражения, 2 не будет корнем исходного уравнения, так как не определен (корень чётной степени из отрицательных чисел не определён):
Ответ: .
Задания для самостоятельного решения:
1) | |||||||
2) | |||||||
3) | |||||||
4) | |||||||
5) 6)
| |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...
Рабочая программа «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства»
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...