«Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
статья по алгебре
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 704.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
«Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться в адекватно его способностям в темпе. Это способствует и выдвигаемой сегодня концепции школы, провозгласившей личностно-ориентированный принцип главным, в которой особая роль отводится дифференцированному обучению.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не всё, представленное вашему вниманию, является моим “изобретением”, многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность.
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны.
Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности.
Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:
- возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
- ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
- большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
- оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).
Одной из существенных составных частей математической подготовки учащихся является участие в разных олимпиадах (олимпиада “ Интеллект”,
“ Авангард”, Пермский молодёжный чемпионат). Во время олимпиад показывают хорошие результаты не только традиционно сильные ученики, но также и ребята, имеющие не слишком хорошую успеваемость.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.
И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
Список изученной литературы:
- Ворожищева Н. Н. Технология разноуровневого обучения. – ОМГПУ, 1999г.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике. Омск. 1993г.
- Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе №4 1990г. //
- Капиносов А. Н. Уровневая дифференциация при обучении математике. // Математика в школе № 5 1990г. //
- Конева Л. С. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы.
- Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании //Школьные технологии. 2001. №4, с.74.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М. Педагогика, 1980г.
- Пойа Д. Как решить задачу: Пособие для учителей. М., 1961.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1970.
- Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М. Педагогика, 1990г.
- Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989.
- Хуторский А.В. Современная дидактика. Спб, 2001.
- Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М. Педагогика, 1976г.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
Тема «Подготовка учащихся девятых классов к государственной итоговой аттестации по математике »
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ. Особенности такого экзамена:
- состоит из двух частей;
- на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
- первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
- вторая часть – в традиционной форме;
- оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В 2012 - 2013 учебном году работа включает три модуля – «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
Усилен блок заданий по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Время проведения экзаменов, на которые в предыдущие годы отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут).
Для того чтобы сдать экзамен, необходимо набрать не менее восьми баллов, из них не менее 4-х баллов по модулю «Алгебра», не менее 2-х баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2-х баллов по модулю «Реальная математика».
Всего 26 заданий. Первая часть состоит из 20 заданий базового уровня сложности, вторая – из 6 заданий повышенного.
Модуль «Алгебра» содержит в части 1 – восемь заданий с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия, в части 2 – три задания с полным решением.
Модуль «Геометрия» содержит в части 1 – пять заданий с кратким ответом, в части 2 – три задания с полным решением.
Модуль «Реальная математика» содержит семь заданий с кратким ответом и выбором ответа. Все задания в части 1.
Задания части I модулей «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика» проверяют уровень освоения Федеральных государственных образовательных стандартов на базовом уровне. Выделение в отдельный модуль «Реальная математика» и небольшое увеличение количества практико-ориентированных заданий подчёркивает важность освоения таких математических компетенций, как умение применять задания в практической жизни и смежных областях.
Задания второй части относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предназначенные для дифференциации выпускников основной школы для профильного обучения в старшей школе.
Решения заданий части II и ответы к ним записываются на отдельном листе. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер.
Как мы готовимся к ГИА
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
В нашей школе один час в неделю отведён на элективный курс «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».
Цели элективного курса:
- подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;
- обобщить и систематизировать, расширить и углубить знания по различным разделам алгебры;
- повысить уровень математической подготовки школьников.
В результате изучения программы элективного курса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» учащиеся получают возможность знать и понимать:
- общие универсальные приемы и подходы к решению заданий теста;
- основные приемы мыслительного поиска.
Уметь:
- контролировать время выполнения заданий;
- оценивать объективную и субъективную трудность заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидывать границы результатов;
- использовать прием «спирального движения» (по тесту).
Используем следующие формы работы: работа в парах, онлайн тестирование, работа с Интернет ресурсами, самостоятельные работы, тестирование в традиционной форме, групповая работа, коллективное решение заданий из демонстрационного варианта и сборников.
Обобщение опыта педагогической деятельности
Выступления и публикации:
1. Выступление на заседании методического объединения учителей математики города Черкесска (10.01.2013) на тему «Подготовка учащихся девятых классов к государственной итоговой аттестации по математике», «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно- познавательной деятельности в процессе обучения математике»;
2. Публикация материалов на персональном сайте учителя математики Моисеенко Евгении Владимировны в Интернете (http://moiseenko-evgeniya.ru/);
3. Выступление на педагогическом совете школы. Отчёт руководителя ШМО учителей математики за 2011-2012 учебный год (август 2012г.).
Прохожу курс обучения на тему «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями»
- Разработаны презентации в среде Power Point для уроков геометрии в 7-8 классах, устный счет в 5 классе, занимательные задания для устного счета.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...
Формирование интереса к учебной деятельности в процессе обучения математике через применение игровых технологий.
Отчет по теме самообразования на МО учителей математики....
«Применение технологии онлайн-тестирования для организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
Система онлайн-тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему т...
«Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике»
Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образов...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данном методическом пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку, составлены методические ре...