Линейная функция и ее график
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Конспект урока и презентация по теме "Линейная функция и ееграфик", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynaya_funktsiya_i_ee_grafik._konspekt_uroka.doc | 136 КБ |
urok_lineynaya_funktsiya_i_ee_grafik.ppt | 129.5 КБ |
lineynaya_funktsiya_i_ee_grafikprilozhenie.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: введение понятия линейной функции; отработка навыка распознавания линейной функции по заданной формуле; отработка навыка вычисления значения функции по заданному значению аргумента; формирование графической и функциональной культуры учащихся.
Ход урока
Учитель. Понятие функции первоначально возникло из решения практических задач. Решим и мы несколько задач.
Задача 1. Мама купила несколько конфет по цене 10рублей за конфету и одну шоколадку по цене 30 руб. Сколько она заплатила за покупку?
Составьте выражение, с помощью которого можно подсчитать стоимость покупки.
Учитель. Прежде чем приступать к составлению выражения, с помощью которого можно определить стоимость покупки, заполните пустые клетки табл. 1 (карточки с таблицей находятся у всех ребят на столах).
Таблица 1. (Мультимедийный проектор)
Число конфет, шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 12 |
Стоимость покупки, рубли |
Давайте проверим результат (на экране слайд с ответами).
Число конфет, шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 12 |
Стоимость покупки, рубли | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 130 | 150 |
Учитель. Как вы думаете, от чего зависит стоимость покупки?
Ученик. От числа покупаемых конфет.
Учитель. Попытаемся теперь составить выражение, по которому можно подсчитать стоимость покупки для любого числа конфет.
Обозначим число конфет через d, а стоимость всей покупки- через п. Получаем (ученик диктует): п=10d+30.
(Записываем эту формулу на доске, проектор)
Переменная d может принимать только целые положительные значения (натуральные; неотрицательные?).
Задача 2. На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20км. (проектор.)
А В
Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50км/ч. На каком расстоянии s(км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
Учитель. От чего зависит расстояние от пункта А до мотоциклиста, если скорость и расстояние АВ постоянны?
Ученик. От времени. Чем дольше едет мотоциклист, тем большее расстояние он проедет от пункта А.
Учитель. Какая формула выражает зависимость расстояния от времени движения? Давайте вспомним общую формулу, знакомую вам из курса физики: s = vt.
Посмотрите на таблицу 2. Давайте разберемся, как получить значения расстояния. (Проектор)
Таблица 2
Время, ч | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 |
Расстояние, км |
В момент начала движения (t = 0ч) мотоциклист находился в пункте В, значит, s=20км. За 1ч он отъехал от пункта В на 50км, следовательно, расстояние s от пункта А до мотоциклиста
s=20+50=70(км).
За три часа мотоциклист отъехал от пункта В на расстояние, равное 150км (используем формулу s=vt). Значит, расстояние от пункта А до мотоциклиста составит
s=20+150=170(км).
Время, ч | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 |
Расстояние, км | 20 | 70 | 120 | 170 | 220 | 270 | 520 |
Попробуйте самостоятельно записать формулу, выражающую зависимость расстояния от времени движения.
Ученик. s=50t+20.
Учитель. Эта формула справедлива для любого t?
Ученик. Нет, только, если t>0.
Запись на доске: s=50t+20, где t>0.
Учитель. Обратите внимание на то, что полученная формула позволяет найти s для любого момента времени.
Итак, мы получили две формулы, п=10d+30, s=50t+20, выражающие совершенно различные факты и явления, но имеющие одинаковую структуру: у=kx+b,где k и b- некоторые числа, х- переменная величина.
Можно предположить, что эти факты и явления (и, быть может, многие другие) описываются одной и той же формулой. Функция, с которой мы столкнулись в обеих задачах, называется линейной.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Линейной называется функция, которую можно задать формулой вида
у = kx + b,
где х - независимая переменная, k, b - некоторые числа.
Учитель. Рассмотрим частные случаи.
Если b=0, то формула у=kx+b принимает вид
y=kx (k≠ 0).
Какая функция задается этой формулой?
Ученик. Прямая пропорциональность.
Учитель. Таким образом, прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции.
А что получится, если k=0?
Ученик. Имеем у=0х+b, у=b.
Учитель. Значит, при k = 0 формула у=kx+b принимает вид у=b. Функция, задаваемая этой формулой, является линейной. Она принимает одно и то же значение при любом х.
Давайте выясним, является ли линейной функция, заданная следующими формулами (проектор).
|
|
Обратите внимание на то, что функции у=8х и у=5 являются линейными (это частные случаи линейной функции).
А является ли линейной функция
а)у=(5x-1)+(-8х+9)
б) у=4(x-3)+(х+2)
в) у=7(8-x)+(х-10)
(проектор)? Что нужно сделать прежде, чем ответить на этот вопрос?
Ученик. Упростить правую часть выражения.
Учитель. Выполните преобразования самостоятельно, а потом мы сверим результат.
(проектор).
а)у=(5х-1)+(-8х+9), у=-3х+8.
Учитель. Является ли эта функция линейной?
б) у=4(x-3)+(х+2), у=5х-10, да
в) у=7(8-x)+(х-10), у=-6х+46, да
Попробуйте также выполнить следующие задания (проектор).
Задание 1. Линейная функция задана формулой у=0,5х+6.
Заполните таблицу:
Х | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
у |
Находим у при х = - 4, 2, 10 совместно. Закончите работу самостоятельно. Результаты вычислений проверим с помощью проектора.
Х | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
у | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Задание 2 Некоторая линейная функция задана формулой вида у=kx-1. Найдите число k и заполните таблицу:
Х | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
у | 0,8 |
Для определения воспользуемся тем, что при х=1,2 функция принимает значение у(1,2)=0,8.
С другой стороны, у(1,2)=k∙1,2-1.
Значит, 0,8=k•1,2-1;
1,2k=1,8;
k=1,5.
Таким образом, данная функция задана формулой у=1,5х-1.
Заполним теперь таблицу для х = 0,2; 1; 1,4.
Х | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
у | -0,7 | -0,4 | -0,1 | 0,2 | 0,5 | 0,8 | 1,1 | 1,4 | 1,7 |
В заключение урока можно предложить самостоятельную работу, направленную на отработку навыка распознавания функции по заданной формуле.
Тест (Карточки).
I вариант. Является ли линейной функция, заданная следующей формулой
Функция | Ответ (да,нет) | Функция | Ответ (да,нет) |
1) y=-3 | Да | 10) y=x3-1 | Нет |
2) y=8x2+5 | Нет | 11) y=4x2+3 | Нет |
3) y= | Да | 12) y= | Нет |
4) y=70 | Да | 13) y=-x+15 | Да |
5) y= | Нет | 14) y=- | Да |
6) y=7x4-3 | Нет | 15) y=x | Да |
7) y=8x-1 | Да | 16) y= | нет |
8) y=-5x+7 | Да | 17) y=-0,2x+3 | Да |
9) y=-8x+3 | Да | 18) y=100 | Да |
II вариант. Является ли линейной функция, заданная следующей формулой
Функция | Ответ (да,нет) | Функция | Ответ (да,нет) |
1) y=-3x+2 | Да | 10) y=x5-15 | Нет |
2) y=2x2+3 | Нет | 11) y=x2+3 | Нет |
3) y= | Да | 12) y= | Нет |
4) y=2500 | Да | 13) y=-16x+1 | Да |
5) y=7x+8 | Да | 14) y=-1 | Да |
6) y=6x3-15 | Нет | 15) y=10x-1 | Да |
7) y=- | Да | 16) y=- | Нет |
8) y=7x+21 | Да | 17) y=-0,1x+1 | Да |
9) y= | Нет | 18) y=5 | да |
Домашнее задание
п.16, повторить, п.12,13,14,15
№ 359,361,364.
Итог урок:
Линейной называется функция ...
Число k называется ...
Если b=0, то у=...
Как называется полученная функция?
Если k=0, у=...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мама купила несколько конфет по цене 10 рублей за конфету и одну шоколадку по цене 30 рублей. Сколько она заплатила за покупку? Составьте выражение, с помощью которого можно подсчитать стоимость покупки? Задача №1
Заполните таблицу Число конфет, шт. 1 2 3 4 5 10 12 Стоимость покупки, рубли
Проверим результат Число конфет, шт. 1 2 3 4 5 10 12 Стоимость покупки, рубли 40 50 60 70 80 130 150
Запишите формулу n=10d+30
Задача №2 На шоссе расположены пункты А и В удалённые друг от друга на 20км. 50км/ч A 20 км B Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50км/ч. На каком расстоянии S( км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
Заполните таблицу Время, ч 0 1 2 3 4 5 10 Расстояние, км
Проверим результат Время, ч 0 1 2 3 4 5 10 Расстояние, км 20 70 120 170 220 270 520
Запишите формулу S=50t+20
n= 10d+30 S=50t+20 y=kx+b
Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx+b , где х- независимая переменная, k, b –некоторые числа. Число k называется угловым коэффициентом Определение
Частные случаи Если b=0 , то y=kx ( k 0) Если k=0, то y=b
Является ли линейными функции, заданные следующими формулами? 1) y=2x-3 6) y= 2) y=-x+5 7) y=5 3) y=7-9x 8) y=8x 4) y= 5) y= x 2 -3 9) y=
Является ли линейной функция у=(5х-1)+(-8х+9) у=4(х-3)+(х+2) у=7(8-х)+(х-10)
у=(5х-1)+(-8х+9)
у=(5х-1)+(-8х+9) у=5х-1-8х+9 у=-3х+8
у=4(х-3)+(х+2)
у=4(х-3)+(х+2) у=4х-12+х+2 у=5х-10
у=7(8-х)+(х-10)
у=7(8-х)+(х-10) у=56-7х+х-10 у=-6х+46
Линейная функция задана формулой у=0,5х+6. Заполните таблицу Х -4 -2 0 2 4 6 8 10 12 у
Х -4 -2 0 2 4 6 8 10 12 у 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Проверим результат
Некоторая линейная функция задана формулой вида у= k х-1. Найдите число k и заполните таблицу Х 0, 2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 у 0,8
Определим коэффициент k y (1,2)=0,8
Определим коэффициент k y (1,2)=0,8 1,2 k-1=0 ,8
Определим коэффициент k y (1,2)=0,8 1,2 k-1=0 ,8 1,2 k= 1,8
Определим коэффициент k y (1,2)=0,8 1,2 k-1=0 ,8 1,2 k= 1,8 K=1,5
Функция задана формулой вида y=1,5x-1
Линейная функция задана формулой вида у=1,5х-1. Заполните таблицу Х 0, 2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 у 0,8
Проверим результат Х 0, 2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8 у -0,7 -0,6 -0,1 0,2 0,5 0,8 1,1 1,4 1,7
Тест Задание на карточках
Домашнее задание п.16, повторить, п.12,13,14,15 № 359,361,364.
Итог урока Линейной называется функция ... Число k называется ... Если b=0 , то у=... Как называется полученная функция? Если k=0 , у=...
Предварительный просмотр:
ФИО___________________________________________
Задача 1. Таблица 1
Число конфет, шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 12 |
Стоимость покупки, рубли |
Задача 2. Таблица 2
Время, ч | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 |
Расстояние, км |
Задание 1.
Х | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
у |
Задание 2.
Х | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
у | 0,8 |
ФИО___________________________________________
Тест
I вариант. Является ли линейной функция, заданная следующей формулой?
Функция | Ответ (да,нет) | Функция | Ответ (да,нет) |
1) y=-3 | 10) y=x3-1 | ||
2) y=8x2+5 | 11) y=4x2+3 | ||
3) y= | 12) y= | ||
4) y=70 | 13) y=-x+15 | ||
5) y= | 14) y=- | ||
6) y=7x4-3 | 15) y=x | ||
7) y=8x-1 | 16) y= | ||
8) y=-5x+7 | 17) y=-0,2x+3 | ||
9) y=-8x+3 | 18) y=100 |
ФИО____________________________________
Задача 1. Таблица 1
Число конфет, шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 12 |
Стоимость покупки, рубли |
Задача 2.Таблица 2
Время, ч | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 |
Расстояние, км |
Задание 1.
Х | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
у |
Задание 2.
Х | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 |
у | 0,8 |
ФИО___________________________________________
Тест
II вариант. Является ли линейной функция, заданная следующей формулой?
Функция | Ответ (да,нет) | Функция | Ответ (да,нет) |
1) y=-3x+2 | 10) y=x5-15 | ||
2) y=2x2+3 | 11) y=x2+3 | ||
3) y= | 12) y= | ||
4) y=2500 | 13) y=-16x+1 | ||
5) y=7x+8 | 14) y=-1 | ||
6) y=6x3-15 | 15) y=10x-1 | ||
7) y=- | 16) y=- | ||
8) y=7x+21 | 17) y=-0,1x+1 | ||
9) y= | 18) y=5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейная функция и её график
Данный урок ценен, важен и интересен тем, что устанавливает взаимосвязь алгебры с другими науками....
Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс
Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков ...
Линейная функция и ее график.-7класс
Урок-деловая игра-7класс....
"Линейная функция и её график"
Разработка урока алгебры по теме "Линейная функция и её график" с использованием интерактивной доски. Урок изучения нового материала. С этой разработкой я участвовала в конкурсе "Умные уроки для интер...
Алгебра 8 класс "Дробно-линейная функция и ее график"
Определение. План построения.Пример построения....
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...