«Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений».
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)
Данный урок относится к теме: « Формулы сокращённого умножения». Тема урока: «Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений». Это 4-й урок в данной теме.
Урок нацелен на закрепление изученного материала, отработку навыков и умений в преобразовании выражений с помощью формул сокращённого умножения, закрепление вычислительных навыков при возведении в квадрат и куб одночленов, создание условий контроля усвоения знаний и умений, приобретённых учащимися по данной теме. Урок рассчитан на сильных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_nsportal.ru_.docx | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра 7 класс
Тема урока: Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по усвоению:
- знаний понятий: формул сокращённого умножения ;
- умений применять их при возведении в квадрат и куб суммы или разности двух выражений и при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
- навыков работы с выражениями.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения: куб суммы и разности двух выражений, повторить ранее изученные формулы сокращенного умножения, применение их при раскрытии скобок;
Развивающая: развивать математическую речь при чтении формул, мышление при анализе нового материала;
Воспитательная: воспитание дисциплинированности, воспитание интереса к математике; умение оценивать свою работу.
Тип урока: формирования умений и навыков.
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты в печатном виде, проектор, экран, компьютер.
Методы: словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение , практические, конструктивный или творческий.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, коллективная, самостоятельная работа учащихся.
Структура урока:
- Организационный момент. Мотивация урока(2 мин)
- Проверка домашнего задания (3 мин)
- Актуализация знаний:
«Повторим формулы» (3 мин)
Устный опрос (3 мин)
- Обобщение и систематизация знаний (25 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Итог урока (2 мин)
- Рефлексия (1 мин)
- Кроссворд (если останется время)
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять. Запишите в тетрадях число и тему урока
Мотивация урока Притча
Эта история произошла давным – давно. В древнем городе жил добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал между сомкнутыми ладонями и подумал: « Спрошу–ка я:
о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал. Поймал бабочку, посадил между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка живая или мертвая»? Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»
Как часто, ребята, нам кажется, что ничего не понимаю, ничего не знаю, ничего не решу! Но я хочу повторить слова мудреца «все в твоих руках». Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
Девиз урока: «Всё в твоих руках!»
Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою цель. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы.
Оценочный лист
Сначала мы повторим пройденный материал.
2. Проверка домашнего задания.
Дома к уроку нужно было решить из учебника № 828(а, б, в), №830, №813, 814(а, б) 820(б). На слайдах представлены правильные ответы. Учащиеся сверяют ответы и в оценочный лист выставляют оценку.
3. Актуализация знаний:
Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
а) А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило.(4 ученика)
(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 | Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а – в) 2 = а2 – 2ав + в2 | Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а + в) 3 = а3 + 3а2в + 3ав2 + в3 | Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения. |
(а – в) 3 = а3 – 3а2в + 3ав2 – в3 куб разности двух выражений | Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения. |
б) устные упражнения
1) Найдите куб и квадрат выражений: 4m; -2b, 0,5а
2) Найдите удвоенное произведение выражений: 0,3х и 5у.
3) Найдите утроенное произведение первого выражения на квадрат второго: х2 и 3у.
4) Представить в виде многочлена (2х+1)2.
4. Обобщение и систематизация знаний.
ЗАДАНИЕ №1: Математический диктант
Запишите для выражений
(на «5») а и 3b (на «4») а и b
- Разность
- Удвоенное произведение
- Квадрат суммы
- Квадрат разности
- Куб разности
Ответы к математическому диктанту
На «5» | На «4» |
а - 3b 1 балл | a – b 0,5 балла |
2∙а∙3b=6аb 1 балл | 2аb 0,5 балла |
(а+3b)²=а²+6аb+9b²; 1 балл | (а + b)2 = а2 + 2аb + b2; 1 балл |
(а–3b)²=а²–6аb+9b² 1 балл | (а – b)² = а² + 2аb + b² 1 балл |
(а–3b)3= а3– 9а2b + 27аb² – 27b3 1 балл | (а - b)3= а3 - 3а2b + 3аb2 - b3 1 балл |
ЗАДАНИЕ №2: Тест – соответствие (работа в парах).
Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: («5» - все верно, «4» - 1 ошибки, «3» - 2 ошибки)
№ | Задания | Ответы | Буквы |
1 | (2х - 3у)2 | 8х3+36х²у+54ху2+27у3 | и |
2 | (2х + 3у)3 | 4х2 +12ху +9у2 | т |
3 | (2х – 3у)(2х +3у) | 4х2 - 12ху + 9у2 | в |
4 | (2х + 3у)2 | 4х2 - 9у2 | е |
Ответы к тесту – слово «Виет». Это имя французского математика XVIвека
ЗАДАНИЕ №3: Замените одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. Индивидуальное задание.
Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» 3 и более ошибок)
а) (5p+2q)² = + 20pq +
б) (3−ac)² = 9 − 6ac +
в) (3x+2)(3x−2) = − 4
г) ( +2)3 = х3 + + + 8
д) (2b² − )² = − 24b² + 36
Правильные ответы:
а) (5p+2q)² = 25р² + 20pq + 4q²
б) (3−ac)² = 9 − 6ac +а²c²
в) (3x+2)(3x−2) = 9х² −4
г) (х+2)3 = х3 + 6х² + 12х + 8
д) (2b²− 6)² =4b4 - 12b² + 36
- Какими формулами вы пользовались в данном задании?
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревце все выше, выше.
ЗАДАНИЕ №4. Применение формул. Работа возле доски
1) Посчитаем!
98² = (100−1)² = 100² − 200 + 1 = 9801
10,2² = (10 +0,2)² = 100 + 4 + 0,04 = 104,04
2) Решите уравнение (2х+1)3 4х2(2х+3) 7= 0;
Доп. задание
Ответы: а) = 1; Доп. задание
ЗАДАНИЕ №5. Исследовательская работа.
Докажи тождество:
.
Если необходимо, то проговорить с учащимся алгоритм доказательства, задавая необходимые вопросы.
5) Д/З
п. 32, № 819 (г), № 821 (e), № 829 (б) Доп. задание (исследовательская работа) № 825.
Если останется время – решить кроссворд (на слайдах)
6)Итог урока.
- Итак, ребята урок подошел к концу.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Сложите все свои оценки и разделите на количество оценок, т.е. найдите среднее арифметическое, это и будет ваша оценка за урок. Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.
7) Рефлексия.
- Урок закончен. До свидания!
Данный урок относится к теме: « Формулы сокращённого умножения». Тема урока: «Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений». Это 4-й урок в данной теме.
- Урок закрепления формул
- ;
опирался на закреплении изученного материала, способствовать выработке навыков и умений в преобразовании выражений с помощью формул сокращённого умножения, закреплении вычислительных навыков при возведении в квадрат и куб одночленов, создания условии контроля усвоения знаний и умений приобретённых учащимися по данной теме. Урок рассчитан на сильных учеников.
- Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
На уроке решались следующие задачи:
1) Образовательная:
- Повторить знание формул сокращённого умножения;
- Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.
2) Развивающая:
- Формировать умение анализировать,
- Обобщать, развивать математическое мышление.
- Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
3) Воспитательная:
- Воспитание ответственности за выполненную работу;
- Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда.
- Все этапы и цели урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Постепенно переходили от одного этапа к другому с предварительной подготовкой.
- Внимание акцентировалось на письменных приёмах выполнения заданий, записи формул, правилах, умении находить выражения, применять формулы сокращённого умножения при решении заданий.
- Для лучшего усвоения данного материала выбраны различные методы и формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа с классом, устная работа, задание на внимание – найди соответствие, задание творческого характера - расшифровка, замена пропусков, задание на доказательство.
- На уроке использовались следующие средства обучения (первоначальные знания по записи формул сокращенного умножения, умение читать формулы и объяснять их применение, использовать алгоритм преобразования выражений, тексты заданий, примеров, карточки для индивидуальных заданий, листы учета знаний . Таким образом, каждый ученик мог проверить свои знания на том или ином этапе, проанализировать свои умения. А для меня вывод: над чем поработать с отдельными учащимися, которые испытывали затруднения в тех или иных заданиях, с кем провести индивидуальную работу по тому или иному материалу, а где, провести коллективную работу с последующим объяснением сильных учеников слабым.
- Психологическая атмосфера поддерживалась тёплым обращением со стороны учителя к детям, их подбадривании, понимая при этом, как им тяжело сформулировать свой ответ на тот или иной поставленный вопрос, их волнение в присутствии гостей и переживания на ту или иную неудачу. «Ведь, никто из учеников не желает быть худшим или непонятым». К каждому ученику осуществлялся индивидуальный подход, учитывая характер и индивидуальность учащегося. Работе помогали проведённые ранее тесты и анкетирования. Всё это и учитывается при планировании уроков. Как, когда и в какой форме их проводить, помогают определить сами ученики. Я наблюдаю за ними, и вижу, когда они устают от обычных традиционных уроков. Вот тут-то, и приходится включать смекалку: «Как провести тот или иной урок, чтобы ребята отдохнули и получили новые знания, закрепили старые, при этом, не уставая обретать и получать новые».
- Задачи развития решались следующим образом: ученики сами обыгрывали ту или иную ситуацию, поправляли своих сотоварищей по классу, анализируя то или иное решение, сверяя своё решение с товарищем на доске, развивалось внимание, умение сравнивать: почему так или иначе; находили и поправляли ответы одноклассников. Я, в свою очередь, старалась грамотно направлять ответы учеников. Тем самым, развивая их речь.
- Все поставленные цели и задачи достигнуты и выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Презентация к уроку (7 класс)...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация к уроку изучения нового материала в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений". Слайды к уроку идут с указанием их применения в ко...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Тесты - приложения к уроку "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений ", выполненные в программе MS PoverPoint . Задания тестов являются обучающими и...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация и статья...
Формулы сокращённого умножения. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Конспект урока по алгебре для 7 класса. Тип урока: "открытие" нового знания....
возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
разработка урока...
7класс Алгебра Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2...