возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 7 классе
Тема
Урок- исследование по теме « Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели
1. Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их применять.
2. Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.
3. Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.
Оборудование: Урок проводится с использованием компьютерной техники, интерактивной доски ,геометрические фигуры, карточки с заданиями для контроля, кубик с заданиями.
План урока.
- Орг момент.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
- Актуализация опорных знаний. Групповая работа.
- Сравнительный анализ и вывод формулы.(работа в группах)
- Геометрический смысл.
- Физкультминутка
- Закрепление.
- Задание на дом.
- Итог урока. Выставление отметок.
Ход урока .
1.
Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому и начнем мы его не обычно.
Эпиграф нашего урока
Китайская мудрость гласит,
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, (1 слайд)
я делаю – я понимаю»
сегодня мы попробуем следовать ее указаниям.
Прочитайте следующие выражения.
- Прочитайте выражения.
а) х + у в) р – у д) (а –b)2 (2 слайд)
б) с2 + р2 г) с2 – х2 е) (к + 1)2
А что значит вот это выражение в квадрате ?
-значит, оно умножается на себя два раза.
Как бы вы стали упрощать данное выражение?
-Умножать многочлен на многочлен.
Введение. (3 слайд)
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование.
Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
(4 слайд)
Итак, тема нашего урока квадрат суммы и разности.
А как вы думаете для чего нужны формулы?
Правильно они упрощают вычисления.
Еще с помощью формул которые вы выведете можно возводить большие числа в квадрат и довольно быстро.
Но чтобы их открыть нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.
3. Актуализация опорных знаний.
(5 слайд)
I. Устные упражнения.
- Найдите квадраты выражений.
b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3. 13а как найти квадрат 13? Правильно в таблице квадратов
- Найдите произведение 5 b и 3 с.
- Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
- Как найти площадь квадрата со стороной а? Площадь прямоугольника со сторонами а и в?
(6 слайд)
- Представьте в виде квадрата
36; 49; 25с2; х2у2; с4х6; 9у4
- Перемножить данные многочлены.
( 4 – а) · (3 + а).
(7 слайд)
6. Как умножить многочлен на многочлен? Показать это на образе
(■ +▲)·(■ +▲)
Одна ученица на доске, другая с магнитами.
II. Новый материал.
(8 слайд)
Исследовательская работа.
Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске три строки таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта.
Задание: Найти произведение данных многочленов
1 | 2 | 3 |
(а+ b)(а+ b) | (а +b)2 | = а 2 + 2 аb + b2 |
(с + d )(d +c) | (c + d)2 | = c2 + 2 cd + d2 |
(х+у)(х+у) | (x +y)2 | = x2 – 2 xy + y2 |
(a- в)(a -в) | (а - в) 2 | = а 2 – 2 аb + b2 |
(c - d) (c -d) | (c -d)2 | = c2 - 2 cd + d2 |
(x – y) (x – y) | (x – y)2 | = x2 – 2 xy + y2 |
Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче?
Получив ответы, учитель открывает II столбец.
( Открыть II столбец)
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы).
Обсуждение полученных результатов
(9 слайд)
Анализ III столбца:
- После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)
- Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения.
Итог. (10 слайд)
Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание.
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 - формула сокращённого умножения.
(подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).
Исследование начинается с вопросов.
1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b)2, а (а – b)2?
2) Как можно проверить наше предположение?
Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что « - « стоит только перед удвоенным произведением.
(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
(10 слайд)
Записываем в тетрадь, обводим в рамочку.
(ссылка) Физкультминутка
ссылка)
Геометрическая интерпретация
2.Геометрическое истолкование. Используя геометрические фигуры выполняют учащиеся под руководством учителя. Работа выполнена в форме презентации
Используемые геометрические фигуры: Квадрат со стороной в, квадрат со стороной а, два прямоугольника со сторонами а и в.
Геометрическое истолкование формулы (а+в) 2= а2+2ав+в2.
объясните геометрический смысл выражения (а+в)2
Ответ: площадь квадрата со стороной а+в. Смоделируем данный квадрат.
Чему равна площадь данного квадрата?
Ответ: Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольника со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в
Задание: Сформулируйте эти две формулы, а затем прочитайте по учебнику на стр. 152 – 153.
(сдайд)
Приступаем к работе компактным методом.
Первый шаг. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на отдельные указания».
Квадрат суммы двух выражений ║ равен квадрату первого выражения ║ плюс удвоенное произведение первого и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.
Расстановку чёрточек сверяют
Второй шаг. Учитель даёт образец выполнения упражнения с помощью подготовленного к работе правила.
Третий шаг. В соответствии с образцом, указанным учителем, вызванный ученик читает правила по учебнику и, останавливаясь после каждой чёрточки, выполняет соответствующую часть упражнения:«Квадрат суммы двух выражений (убеждается, что дан именно квадрат суммы
(4х-5у)2, а не что-либо другое) равен квадрату первого выражения , далее на доске.
(12 слайд)
Двое у доски по очереди
III Закрепление нового материала
Групповая работа. Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание.
Выбрать правильный ответ.
Задания | А | Б | В |
1) (с + 11)2 | c2 + 11c +121 | c2 - 22c + 121 | c2 +22c + 121 |
1) ( 9 - у )2 | 81 - 9у + y2 | 81 - 18у + y2 | 81 + 18у +y2 |
2) ( а+12 )2 | а2 + 24а + 144 | а2 + 24а + 24 | а2+12а + 144 |
4) (2x – 3y)2 | 4x2 -12xy + 9y2 | 81 – 72y + 64y2 | 4x2 – 6xy + 9y2 |
Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске.
1 | 2 | 3 | 4 |
В | Б | А | А |
Если остается время кубик –зкзаменатор с заданиями
- Игра «Кубик – экзаменатор».
На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.
(4zy – 3р)2 | |||
(b – 3)2 | (g + 5c)2 | (4c2- 5t)2 | (1/2x + 1)2 |
(7c + 5p)2 |
Итог урока.
Молодцы. Как вы считаете вы справились с исследовательской деятельностью? Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели? Как звучит правило? Все ли было понятно?
Оценки за урок.
(сдайд)
Давайте запишем домашнее задание.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Презентация к уроку (7 класс)...
Возведение в квадрат суммы и разности квадратов двух выражений
Данный урок по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученны...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация к уроку изучения нового материала в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений". Слайды к уроку идут с указанием их применения в ко...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Тесты - приложения к уроку "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений ", выполненные в программе MS PoverPoint . Задания тестов являются обучающими и...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация и статья...
Формулы сокращённого умножения. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Конспект урока по алгебре для 7 класса. Тип урока: "открытие" нового знания....
Конспект урока по алгебре для 7 класса по теме: "Возведение в квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"
Закрепить умение возводить в квадрат сумму и разность двух выражений, выработка навыка применения формул к различным вариантам з...