Программа курса "Решение текстовых задач по математике"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Курс для обучающихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ярковская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. директора по УВР Директор МКОУ ЯСОШ
___________/Асеева О.С./ ___________/Альбах Е.А./
« ___»___________2018 год « ___»___________2018 год
Рабочая программа факультативного курса
по математике в 9 классе
"Решение текстовых задач по математике"
учителя математики
высшей квалификационной категории
МКОУ Ярковской СОШ
Доволенского района
Новосибирской области
Якушенко Т.А.
2018-2019 уч. год
Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа
1. Пояснительная записка.
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся. Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности.
Цели курса.
- Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
- Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 Кл.)
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.
2. Содержание обучения.
- Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
- Задачи на проценты (обобщение знаний).
- Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
- Задачи на работу и наполнение резервуара.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на многократные переливания.
Используемые задачи имеют повышенный уровень сложности, существенно превышающий обязательный.
3. Требования к математической подготовке обучающихся.
В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь:
1. Опорные знания:
- решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
- знать определения понятий: %, концентрация, производительность.
2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:
- на движение (по прямой, по реке, по окружности);
- на работу и наполнение резервуара;
- на смеси и сплавы;
- на многократные переливания;
- на проценты.
3. Работать с алгебраической моделью:
- работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
- работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
4. Учебно-тематический план (17 часов)
№ занятия | Тема занятия | Форма занятия | Дата проведения |
1 | Введение. Задачи на движение по прямой | Лекция-практикум | |
2 | Решение задач на движение по прямой | Семинар | |
3 | Задачи на движение по реке | Лекция-практикум | |
4 | Решение задач на движение по реке | Семинар | |
5 | Задачи на движение по окружности | Лекция-практикум | |
6 | Решение задач на движение по окружности | Семинар | |
7 | Задачи на работу, наполнение резервуара | Лекция-практикум | |
8 | Решение задач на работу, наполнение резервуара | Семинар | |
9 | Задачи на смеси и сплавы | Теоретический семинар | |
10 | Решение задач на смеси и сплавы | Практикум | |
11 | Задачи на многократные переливания | Теоретический семинар | |
12 | Задачи на многократные переливания | Практикум | |
13 | Решение задач на многократные переливания | Практикум | |
14 | Задачи на проценты | Лекция-практикум | |
15 | Решение задач на проценты | Семинар | |
16 | Решение задач на проценты | Практикум | |
17 | Зачет по материалу курса | Смотр знаний |
5. Список литературы.
- Л.В.Кузнецова и др. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл.-М.: Дрофа, 2002.
- А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. - М.:Педагогический университет «ПС», 2006.
- С.С.Минаев, Т.В.Колесникова. Типовые тестовые задания. 9 класс. - М.:”Экзамен», 2008, 2009.
- Л.В.Кузнецова и др. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.:АСТ. Астрель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-86146-1633226442.jpg)
Использование метода проектов при работе с текстовыми задачами по математике
Использование метода проектовпри работе с текстовыми задачами по математикев 6 классе коррекционной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390565-1390650521.jpg)
Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике.
Аннотация.В данной статье раскрывается роль моделирования при решении текстовых задач по математике. Исследуется применение различных вспомогательных моделей для правильного анализа и решения задач. П...
Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...
Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-173659-1396110505.jpg)
Программа индивидуально групповых занятий по математике для 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Основной целью следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемые на уроках. Если умело поддерживать любознательность учеников, предлагая им...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830349-1476357309.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596430-1424284353.jpg)
Способы решения текстовых задач ОГЭ математика 9 класс задание № 21 и ЕГЭ математика профильный уровень 11 класс задание № 11
в материале представлены различные типы текстовых задач и способы решения...