ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
статья по алгебре (7 класс)

Родыгина Светлана Евгеньевна

В данной статье рассмотрим «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения обучающихся предмету «математика» с учетом их возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

В данной статье рассмотрим «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения обучающихся предмету «математика» с учетом их возраста.

С дистанционным обучением (ДО), как с массовым явлением, мы столкнулись в марте 2020 года. Для большинства учителей такая форма работы оказалась новой, непривычной. Начались поиски и пробы разных видов обучающих платформ, приложений, электронных досок. Встал вопрос о целесообразности использования разных технических средств: персональные компьютеры, ноутбуки, графические планшеты, веб-камеры и т.д.

В большинстве школ нашего города, да и думаю, всей страны, в первые недели дистанционного обучения, учителя выкладывали в электронный дневник домашние задания, прикрепляли презентации, ссылки на видеоуроки в сети Интернет, фото конспектов и пр. При этом обучение было больше похоже на самообучение. Постепенно на ДО стали появляться онлайн-уроки (в нашем городе в основном использовалась платформа Zoom). Онлайн-уроки оказались более продуктивными с точки зрения дисциплины (при ДО у школьников сильно страдает режим дня), урок в «прямом эфире» обязывает ученика в определенное время выйти на связь с учителем, выполнить ряд заданий по предмету.

За это время работы, с периодическими переходами на дистанционное обучение, каждый учитель подобрал для себя удобную форму ведения уроков на «дистанционке». Такой предмет как математика предполагает достаточно много письменных работ, поэтому наиболее приемлемыми формами работы на уроке математики является использование графического планшета; документ-камеры (видеосъемка рук с тетрадью, учебником); видеокамеры, направленной на доску в классе (учитель ведет урок у доски). Если убрать проблемы технического характера (отсутствие аппаратуры, сбой Интернета), то можно сказать, что учителя и ученики на сегодняшний день в большинстве случаев готовы быстро перейти на дистанционное обучение.

Трудность при дистанционном обучении — оценивание успеваемости учеников, усвоение учениками программы при данном виде обучения. При проверке тетрадей, учитель видит сильные и слабые места конкретного ученика. При дистанционном обучении учитель проверяет работы, решения которых взяты из сети Интернет, списаны друг с друга, решены репетиторами. От стандартных длительных проверочных работ (более 20 минут) на дистанционном обучении отказались практически все учителя по двум причинам:

1) тяжело проверять работы по фото на экране, многие ученики не могут прислать качественные фотографии, светящийся экран дает сильную нагрузку на глаза, при длительной работе с цифровым устройством человек устает психологически;

2) процветает тотальное списывание.

Конечно же, списанные работы, опытный учитель увидит сразу же по стилю решения, по «штампованным» ошибкам и даже по оформлению работы.

Оценки на дистанционном обучении на порядок выше, чем при обучении в школе, но при повторении этих же работ при выходе в школу, результат оказывается неудовлетворительным.

За период ДО, общаясь с учителями-коллегами, учениками и родителями учеников, а так же я и сама выступаю как в роли учителя математики, так и в роли мамы ребенка среднего звена, хотелось бы сказать о допустимости (в случае крайней необходимости) дистанционного обучения в зависимости от возраста обучающихся:

  1. В начальной школе ДО недопустимо.
  2. Для учеников среднего звена, данная форма обучения возможна, но онлайн-урок должен быть короче обычного урока. Удерживать внимание учеников этого возраста у экрана монитора значительно сложнее.
  3. Старшеклассники менее болезненно воспринимают дистанционное обучение. Многие старшеклассники четко понимают, что для поступления в ВУЗ им необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике.

На основе личного участия в образовательном процессе на ДО предмету «математика» (5 – 11 классы алгебра и геометрия) можно отметить следующие недостатки и достоинства дистанционного обучения в школе:

Недостатки:

- нет настроя на урок у школьников (домашняя атмосфера не располагает к обучению);

- сбой режима дня (многие ученики поздно ложатся спать, в результате долго спят утром);

- отсутствие живого общения между учениками;

- понижение уровня знаний (проверка знаний по темам, пройденным на ДО дает низкий результат);

- тотальное списывание с ГДЗ, друг с друга;

- необъективная оценка знаний учащихся;

- отсутствие живого общения между учителем и учеником;

Достоинства:

- альтернатива обучения для детей с ОВЗ;

- возможность для ученика просмотреть урок в удобное время (при условии записи урока);

- возможность работы для учителей при ограниченных возможностях передвижения (по причине здоровья или удаленного доступа от обучаемой аудитории);

- экономия времени учителя на проверку тетрадей (проведение онлайн-тестирования, например, на платформе ЯКласс);

- индивидуальное обучение (при переводе ученика на индивидуальное обучение учителя должны проводить занятия с учеником лично, при этом часто возникают трудности со временем и проездом до места пребывания ученика);

- в период карантина обучение не прекращается;

- при проведении онлайн-урока учитель более тщательно прорабатывает конспект урока.

Вывод: эффективность обучения предмету «математика» при ДО значительно ниже по сравнению с непосредственным обучением в здании школы. Переход школьников на ДО должен быть в случае крайней необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дистанционного обучения по математике 5 класс

Рабочая  программа по математикедля 5 класса основного общего образования  (базовый уровень)форма обучения – на дому...

Рабочая программа дистанционного обучения по математике 6 класс

Рабочая  программа по математикедля 6 класса основного общего образования  (базовый уровень)форма обучения – на дому...

Материалы для дистанционного обучения по математике 5-11 класс

Здесь даны инструкции по изучению материала, выполнению заданий....

Презентация к РМО учителей математики Шацкого района 27 августа 2020 года "Технология дистанционного обучения в математике"

Презентация к РМО учителей  математики  Шацкого района  27 августа 2020 года "Технология дистанционного обучения в математике"...

Презентация к РМО учителей математики Шацкого района "Технология дистанционного обучения в математике"

Презентация к РМО учителей  математики  Шацкого района  "Технология дистанционного обучения в математике"...

Организация дистанционного обучения по математике.

Массовое дистанционное обучение появилось в нашей жизни очень неожиданно. И оказалось тяжелым испытанием для учителей, учеников и их родителей....

Дистанционное обучение по математике

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сет...