Подготовка к ГИА: задачи на "концентрацию" веществ
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Разбор нескольких примеров решения задач на концентрацию веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_kontsentratsiya_veshchestv.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ГИА: задачи на "концентрацию" веществ
1. Все рассматриваемые смеси (сплавы, растворы) однородны.
2. Не делается различий между литром как единицей емкости и литром как единицей массы.
Если смесь (сплав, раствор) массы m состоит из веществ А, В, С (которые имеют массы соответственно а, в, с) то величина (соответственно , ) называется концентрацией вещества А (соответственно В, С ).
Величина * 100% (соответственно * 100%, * 100%) называется процентным содержанием вещества А (соответственно В, С). + + = 1.
При составлении уравнения обычно прослеживают содержание какого-нибудь одного вещества из тех, которые смешиваются ( сплавляются и т. п. ).
В задачах на составление уравнений и неравенств полезным оказываются всевозможные таблицы, диаграммы и схемы. Это необходимо, как чертеж при решении геометрической задачи. Оформление первого этапа математического моделирования задач на «смеси и сплавы» в виде таблиц способствует более глубокому пониманию процесса решения такого типа задач. Практически для всех рассмотренных задач удалось составить таблицу. Рассмотрим примеры типовых задач ГИА.
Имеется 200г 30%-го раствора уксусной кислоты. Сколько г воды нужно добавить к этому раствору, чтобы получить 6%-ный раствор уксусной кислоты?
Решение.
х г воды надо добавить к раствору.
| Процентное содержание кислоты | Вес раствора, г | Вес кислоты, г |
Данный раствор | 30% | 200 | 200 * 0,3 |
Новый раствор | 6% | 200 + х | 0,06(200 + х) |
0,06(200 + х) = 60,
200 + х = 1000,
х = 800. 800г воды надо добавить.
Ответ: 800г.
Сколько г сахарного сиропа, концентрация которого 25%, надо добавить к 200 г воды, чтобы в полученном растворе содержание сахара составляло 5%.
Решение.
| Процентное содержание сахара | Вес раствора, г | Вес сахара, г |
Сироп | 25% | х | 0,25х |
Новый раствор | 5% | 200 + х | 0,05(200 + х) |
0,25х = 0,05(200 + х),
5х = 200 х,
4х = 200,
х = 50. 50г сиропа надо добавить.
Ответ: 50г.
Сколько г 15%-ного раствора соли надо добавить к 50 г 60%-ного раствора соли, чтобы получить 40%-ный раствор соли.
Решение.
| Процентное содержание соли | Вес раствора, г | Вес соли, г |
Первый раствор | 15% | х | 0,15х |
Второй раствор | 60% | 50 | 0,6 * 50 |
Смесь | 40% | х + 50 | 0,4(х + 50) |
0,4(х + 50) = 0,15х + 30,
0,4х + 20 = 0,15х + 30,
0,25х = 10,
х = 40. 40 г 15%-ного раствора соли надо добавить.
Ответ: 40г.
Имеются два сосуда, содержащих 4 кг и 6 кг раствора кислоты разных концентраций. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 36% кислоты. Сколько кг кислоты содержится в каждом сосуде?
Решение.
Первая ситуация.
| Процентное содержание кислоты | Вес раствора, кг | Вес кислоты, кг |
Первый раствор | х% | 4 | 0,01х * 4 |
Второй раствор | у% | 6 | 0,01у * 6 |
Смесь | 35% | 10 | 0,35 * 10 |
0,04х + 0,06у = 3,5.
Вторая ситуация.
| Процентное содержание кислоты | Вес раствора, кг | Вес кислоты, кг |
Первый раствор | х% | m | 0,01 хm |
Второй раствор | у% | m | 0,01 уm |
Смесь | 36% | 2m | 0,36 * 2m |
0,01хm + 0,01уm = 0,72m,
0,01х + 0,01у = 0,72.
Решая систему из составленных уравнений, получаем
х = 41 и у = 31. 0,41 * 4 = 1,64(кг) в первом сосуде.
0,31 * 6 = 1,86(кг) во втором сосуде.
Ответ: 1,64 кг. 1,86 кг.
В первом сплаве содержится 25% меди, а во втором – 45%. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 30% меди?
Решение.
| Процентное содержание меди | Вес сплава | Вес меди |
Первый сплав | 25% | х | 0,25х |
Второй сплав | 45% | у | 0.45у |
Новый сплав | 30% | х+у | 0,3(х + у) |
0,25х + 0,45у = 0,3(х + у),
– 0,05х = – 0,15у,
х = 3у. х : у = 3 : 1.
Ответ: 3 : 1.
В куске сплава меди и цинка количество меди увеличили на 40%, а количество цинка уменьшили на 40%. В результате общая масса куска сплава увеличилась на 20%. Определите процентное содержание меди и цинка в первоначальном куске сплава.
Решение.
| Вес меди | Вес цинка | Вес сплава |
Данный сплав | х | у | х + у |
Новый сплав | х + 0,4х | у – 0,4у | 1,2(х + у) |
1,4х + 0,6у = 1,2(х + у),
0,2х = 0,6у,
х = 3у,
х : у = 3 : 1.
100 : 4 * 3 = 75(%),
100 – 75 = 25(%).
Ответ: 25%, 75%.
Сплав золота с серебром, содержащий 80 г золота, сплавлен со 100 г чистого золота. В результате содержание золота в сплаве повысилось по сравнению с первоначальным на 20%. Сколько серебра в сплаве?
Решение.
| Вес золота, кг | Вес серебра, кг | Вес сплава, кг | Процентное содержание золота |
Данный сплав | 80 | х | 80 + х | * 100 |
Новый сплав | 180 | х | 180 + х | * 100 |
– = 20,
х = 120.
120 кг серебра в сплаве.
Ответ: 120 кг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по математике в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. Задачи С6 на тему "Целочисленное решение"
Представлена разработка урока для 11 класса для подготовки выпускников к ЕГЭ (повышенный уровень - часть С)...
Разработка урока математики «Подготовка к ЕГЭ. Задачи С6»
Представлена разработка урока по алгебре для подготовке выпускников к ЕГЭ (задачи части С6)...
Подготовка к ЕГЭ:задачи по молекулярной биологии и по генетике
Данный материал поможет учителю и учащимся повторить материал по молекулярной биологии и генетике, и хорошо пдготовиться к экзамену....
Подготовка к ЕГЭ. Задачи В6.
В данной презентации рассмотрены основные задачи В6 "Открытого банка 2013" по математике....
Подготовка к ГИА.Задачи по геометрии. Урок №1.
Тексты и чертежи к задачам по геометрии для подготовки учащихся к ГИА....
Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...