Курс по выбору "Элементы теории вероятностей и комбинаторики"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс по выбору учащихся | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Председатель МО _________/________ Протокол №1 от «26» августа 2018г | «Согласовано» Зам.директора по УВР МБОУ «Заводская ООШ» Улаханова МР/___________ «31» августа 2018г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Заводская СОШ» Черниговская УП _____________ Приказ №89 от «31» августа 2018г М.п. |
Программа
курса по выбору
«Элементы теории вероятностей и
комбинаторики» в 9 классе
Улахановой Марины Родионовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«31» августа 2018г
п. Николаевский
2018г
Пояснительная записка
Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей в содержание математического образования является одним из важнейших аспектов модернизации содержания образования, так как роль этих знаний в современном мире повышает возможности практической ориентации учащихся. Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Необходимость формирования вероятностного мышления обусловлена тем, что учащиеся должны научиться извлекать, анализировать и обрабатывать порой противоречивую информацию и оценивать степень риска.
Изучение данного курса позволит учащимся продолжить развитие логического мышления, поможет сориентироваться в выборе профессии и продолжения образования.
Данная программа курса по выбору объёмом 35 часов рассчитана для учащихся 9
класса и является углублением и дополнением общеобразовательной программы, в
которой данному вопросу мало уделяется внимания. В базовой программе данному
разделу математики уделяется 12 часов в конце 9 класса.
Учащиеся познакомятся с основными понятиями комбинаторики и элементами теории вероятности. Между общеобразовательным и элективным курсом существует тесная связь, так как первый является фундаментом, на который опирается данный курс. Это позволит ученикам расширить кругозор и понять практическое использование математических знаний.
При планировании работы учитывается использование литературных источников,
сети интернета. В основе методики преподавания лежит деятельностный подход в обучении, предполагается использовать различные формы проведения занятий: лекции, практикумы, творческие и поисково-исследовательские работы. Предусмотрен текущий и итоговый контроль учащихся (рефераты, презентации, защита проектов).
Кому адресована
Программа разработана для учащихся 9 класса МБОО «Заводская СОШ» Тарбагатайского района.
Основные цели курса
Формирование у учащихся представления о математике как культурологической
дисциплине и возможности использования математических знаний в различных сферах
деятельности человека.
Задачи курса
- Способствовать формированию и развитию умений для решения комбинаторных задач, составленных по определённому правилу.
- Сформировать и развивать вероятностную интуицию и мышление.
- Развивать общекультурный кругозор и творческие способности учащихся.
- Создать условия для развития умений самостоятельно приобретать и применять
знания. - Помочь учащимся в определении профиля дальнейшего обучения.
Ведущие принципы:
- научность;
- систематичность и последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- воспитывающий и развивающий характер обучения.
Ожидаемый результат
Систематическое и целенаправленное изучение элементов комбинаторики и основ теории вероятности способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает уровень эффективности обучения, развивает и поддерживает интерес к изучению математики, а так же развивает различные формы мыслительной деятельности учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- знать и уметь использовать понятия факториала, перестановки, размещения,
сочетания; - усвоить практические навыки выполнения заданий по теории вероятностей;
- усвоить операции над событиями;
- знать различные определения вероятности;
- обрабатывать статистические данные с помощью редактора «Mickrosoft Exel».
Содержание курса
- История возникновения теории вероятностей и комбинаторики (2ч)
- Простейшие комбинаторные задачи (5ч)
- Сочетания, размещения (8ч)
- Случайные события и их вероятности(9ч)
- Статистика – дизайн информации (6ч)
- Применение компьютерных технологий (3ч)
- Контрольная работа (1ч)
- Круглый стол (1ч)
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов | Форма занятия |
1 | Из истории возникновения теории вероятностей и комбинаторики | 2 | лекция |
2 | Правило умножения | 1 | практикум |
3 | Дерево вариантов | 1 | творческая работа |
4 | Перестановки | 2 | практикум |
5 | Закрепление пройденного | 1 | практикум |
6 | Выбор двух элементов | 1 | лекция |
7 | Числа Спк | 2 | практикум |
8 | Выбор трёх и более элементов | 2 | лекция |
9 | Размещения | 1 | практикум |
10 | Числа Апк | 2 | лекция |
11 | Закрепление пройденного | 1 | практикум |
12 | События достоверные, невозможные и случайные | 1 | лекция |
13 | Классическое определение вероятности | 1 | лекция |
14 | Вероятность противоположного события | 1 | практикум |
15 | Вероятность суммы несовместных событий | 1 | практикум |
16 | Статистическое определение вероятности | 1 | лекция |
17 | Геометрическое определение вероятности | 2 | лекция |
18 | Закрепление пройденного | 1 | практикум |
19 | Варианты и их кратности | 2 | лекция |
20 | Многоугольники распределения данных | 2 | практикум |
21 | Кривая нормального распределения | 1 | практикум |
22 | Числовые характеристики выборки | 1 | практикум |
23 | Обработка статистических данных с помощью редактора «Mickrosoft Exel» | 3 | практикум |
24 | Контрольная работа | 1 | к/работа |
26 | Круглый стол — представление и защита творческих работ и презентаций. Подведение итогов курса. | 1 |
Литература
1..Бунимович Е.А. «Вероятность и статистика». 5-9 классы М., Дрофа, 2002.
2.Кибирев В.В. «Теория вероятностей с элементами комбинаторики», У-У, БГУ, 2006.
3.Кордемский Б.А. «Математика изучает случайности», М., Просвещение - 1975.
4.Лютикас В.С. «Школьнику о теории вероятности», М., Просвещение — 1976.
5.Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных», М., Мнемозина, 2005.
6. Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». 7-9 классы,
М., Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна
Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...
Теория вероятностей и комбинаторика (6кл)
Обобщающий урок для учащихся 6 класса по учебнику Математика И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович...
Введение элементов теории вероятностей и комбинаторики в 5 классе.
Задачи по теории вероятностей и комбинаторики, которые можно ввести на уроках математики в 5 классе при изучении арифметических действий и целых чисел....
Ребусы по теме "Теория вероятностей и комбинаторика"
В данном материале собраны ребусы по теме "Теория вероятностей и комбинаторика". Учащиеся с интересом составляют и разгадывают ребусы. Это увлекательно и занимательно. У учащихся повышается интерес к ...
Теория вероятности и комбинаторика.
Теория вероятности и комбинаторика....
Задачи по теории вероятностей и комбинаторике с решением.
Задачи для обучающихся 9 и 11 классов по теории вероятностей с решение некоторых из них....
Самостоятельные работы по теории вероятности и комбинаторике
В документе помещены 4 самостоятельные работы по заданиям из открытого банка ЕГЭ по математике...