Рабочая программа по курсу "Алгебра. Решение задач"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа курса «Алгебра. Решение задач» предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике, за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе». Курс направлен на повторение, обобщения знаний, отработку приемов решения задач различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале; позволит систематизировать знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_algebra._reshenie_zadach.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Алгебра. Решение задач» для обучающихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993)(с изменениями и дополнениями);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8.04.2015 г. № 1/15, вариант 2, 4;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);
- Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации»;
- Учебным планом МКОУ СОШ.
Для реализации данной программы используется следующее материально-техническое обеспечение и интернет-ресурсы:
1. Тренинг ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал для подготовки к экзаменам;
2. Тесты и тренинги на uztest.ru;
3. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
4. Генератор вариантов ОГЭ-2021 http://alexlarin.net/
Сайты для подготовки к ОГЭ.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
https://www.google.com/url?q=http://moeobrazovanie.ru/online_test/&sa=D&ust=1578615999262000
Литература:
- И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2021: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2020 - 2021
- Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2019.
- Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2019.
Цель курса:
систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике.
Задачи курса:
- Закрепить основные теоретические понятия и определения по основным изучаемым разделам;
- Отработать основные типы задач изучаемых типов КИМ ОГЭ «Алгебра» и «Геометрия» и их алгоритм решения;
- Формировать у обучающихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, межпредметные связи с другими темами;
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых ученику для успешной сдачи ОГЭ, для общей социальной ориентации;
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.
- Способствовать созданию условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности с применением тех или иных методов обучения.
Программа курса «Алгебра. Решение задач» предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике, за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе». Курс направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения задач различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале; позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии).
Программа курса составлена на основе Обязательного минимума содержания образовательных программ по математике и требований к уровню подготовки выпускников основной школы, с учетом спецификации КИМ для проведения ОГЭ по математике и кодификатора проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания для проведения ОГЭ по математике, подготовленных ФИПИ.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2021-2022 учебный год на изучение курса отведено 32 часа из части учебного плана (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к нравственным поступкам.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
- Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
- определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
- формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
- определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
- выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
- самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
- уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
- уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
- умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
- умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;
Познавательные УУД
- умение определять типы математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
- умение производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
- умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
- умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
- умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
- умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;
- умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
- умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;
- умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
- умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
- умение строить доказательство методом от противного;
- умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
- уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
- умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;
Коммуникативные УУД
- умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
- умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
- умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
- корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
- умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
- уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
- уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.
Предметные результаты:
- формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ;
- формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
- умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
- умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
- умение выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи.
Содержание курса
«Практико-ориентированные задания» Отработка задач № 1-5 КИМ ОГЭ. (10 ч)
Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей.
«Практические расчеты по формулам» Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ. (2 ч)
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения.
«Вероятность событий» Отработка задач № 10 КИМ ОГЭ.
Случайные события
Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.
«Последовательности и прогрессии» Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ.
Последовательности и прогрессии
Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
«Геометрические фигуры. Углы». Отработка задач № 15 КИМ ОГЭ.
Величины
Величина угла. Градусная мера угла.
Треугольник
Свойства равнобедренного треугольника. Внешний угол треугольника. Сумма углов треугольника
«Геометрические фигуры. Длины». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины
Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, окружность и круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
«Площадь многоугольника». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ
Измерения и вычисления
Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула Герона, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга
«Фигуры на квадратной решетке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ
Углы. Расстояние до точки. Элементы геометрических фигур.
Измерения и вычисления
Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга. Площадь правильного многоугольника.
Теорема Пифагора. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции угла.
«Теоретические аспекты». Отработка задач № 19 КИМ ОГЭ.
Теоретические аспекты, теоремы, аксиомы, определения, формулы, леммы.
«Текстовые задачи». Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ
Задачи на проценты, задачи на движения, задачи на совместную работу.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности учащихся | Дата | |
По плану | Факт | |||
1 | Сараи, шины, печки | Выполняют арифметические действия с рациональными числами, вычисляют значения числовых выражений, переходят от одной формы записи числа к другой | ||
2,3 | Простейшие текстовые задачи | Изображают числа точками на координатной прямой, сравнивают действительные числа, выполняют вычисления и преобразования, выполняют прикидку результата вычислений. | ||
4,5 | Прикладная геометрия: площадь | Выполняют вычисления и преобразования арифметических выражений, применяют свойства арифметических квадратных корней для преобразования выражений | ||
6,7 | Прикладная геометрия: расстояния | Решают линейные и квадратные уравнения с одной переменной, неравенства с одной переменной и их системы | ||
8,9 | Выбор оптимального варианта | Строят и читают графики различный функций, читают графики функций, описывают с помощью функций различные зависимости между величинами, интерпретируют графики зависимостей | ||
10,11 | Практические расчеты по формулам | Осуществляют расчеты по формулам, выражают зависимости между величинами, вычисляют значения числовых выражений | ||
12,13 | Геометрические фигуры. Углы | Выполняет действия с геометрическими фигурами, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (углов) | ||
14,15 | Геометрические фигуры. Многоугольники | Распознают геометрические фигуры на плоскости, различают их взаимное положение, изображают геометрические фигуры, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин | ||
16,17 | Геометрические фигуры. Длины | Распознают геометрические фигуры на плоскости, различают их взаимное положение, изображают геометрические фигуры, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов) | ||
18,19 | Площадь многоугольника | Распознают геометрические фигуры на плоскости, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (площадей), осуществляют расчеты по формулам | ||
20,21 | Фигуры на квадратной решетке | Решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по готовым рисункам | ||
22,23 | Теоретические аспекты | Проводят доказательные рассуждения, оценивают логическую правильность рассуждений, распознают ошибочные заключения | ||
24,25 | Последовательности и прогрессии | Распознают арифметические и геометрические прогрессии, решают задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких членов прогрессии | ||
26,27 | Вероятность событий | Находят вероятность случайных событий в простейших расчетах | ||
28,29 | Текстовые задачи | Решают текстовые задачи, составляя математическую модель | ||
30,31 | Текстовые задачи | Решают текстовые задачи, составляя математическую модель | ||
32 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач"
Рабочая программа предназначена для учащихся 9-10 классов, для закрепления навыка решения задач различного типа...
Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса
Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...
Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...