Рабочая программа по курсу "Алгебра. Решение задач"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа курса «Алгебра. Решение задач» предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике,  за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе». Курс направлен на повторение, обобщения знаний, отработку приемов решения задач различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале; позволит систематизировать знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_algebra._reshenie_zadach.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Алгебра. Решение задач» для обучающихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) (с изменениями  и дополнениями);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
  • санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным  в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993)(с изменениями  и дополнениями);
  • Примерной основной  образовательной программой  основного общего образования, одобренной  Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,  протокол заседания от 8.04.2015 г. № 1/15, вариант 2, 4;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);
  • Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации»;
  • Учебным планом МКОУ СОШ.

Для реализации данной программы используется следующее материально-техническое обеспечение и интернет-ресурсы:

1. Тренинг ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал для подготовки к экзаменам;

2.   Тесты и тренинги на uztest.ru;

3.   Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html

4.   Генератор вариантов  ОГЭ-2021 http://alexlarin.net/

Сайты для подготовки к ОГЭ.

https://tetrika-school.ru/

https://foxford.ru/

http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия

http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки

http://reshuege.ru/

http://www.mathedu.ru

https://www.google.com/url?q=http://moeobrazovanie.ru/online_test/&sa=D&ust=1578615999262000

Литература:

  1. И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2021: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2020 - 2021
  2. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2019.
  3. Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2019.

Цель курса:

систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. 

Задачи курса:

  • Закрепить основные теоретические понятия и определения по основным изучаемым разделам;
  • Отработать основные типы задач  изучаемых типов КИМ ОГЭ «Алгебра» и «Геометрия»  и их алгоритм решения;
  • Формировать у обучающихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики,  межпредметные связи с другими темами;
  • Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых ученику для успешной сдачи ОГЭ, для общей социальной ориентации;
  • Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию  за курс основной  школы.
  • Способствовать созданию условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности с применением  тех или иных методов обучения.

Программа курса «Алгебра. Решение задач» предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике,  за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе». Курс направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения задач различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале; позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии).

Программа курса составлена на основе Обязательного минимума содержания образовательных программ по математике и требований к уровню подготовки выпускников основной школы, с учетом спецификации КИМ для проведения ОГЭ по математике и кодификатора проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания для проведения ОГЭ по математике, подготовленных ФИПИ.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом  на 2021-2022 учебный год на изучение  курса отведено 32 часа из части учебного плана (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы курса

Личностные результаты:

  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  •   Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к нравственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
  • Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД

  • определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
  • формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
  • определять пути достижения целей и взвешивать  возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
  • выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
  • самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
  • уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
  • уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
  • умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
  • умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;

Познавательные УУД

  • умение определять типы математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
  • умение производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
  • умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
  • умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
  • умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
  • умение выявлять, строить  закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений  на математическом языке;
  • умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
  • умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося  предполагаемого понятия или явления;
  • умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
  • умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
  • умение строить доказательство методом от противного;
  • умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
  • уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
  • умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;

Коммуникативные УУД

  • умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
  • умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
  • умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
  • корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды,  аргументировать доводы,  выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
  • умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
  • уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
  • уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.

Предметные результаты:

  • формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ;
  • формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
  • умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
  • умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
  • умение выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и  способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи.

Содержание курса

«Практико-ориентированные задания» Отработка задач № 1-5 КИМ ОГЭ. (10 ч)

Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей.

«Практические расчеты по формулам» Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ. (2 ч)

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения.

 «Вероятность событий» Отработка задач № 10 КИМ ОГЭ.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.

 «Последовательности и прогрессии» Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ. 

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. 

 «Геометрические фигуры. Углы». Отработка задач № 15 КИМ ОГЭ.

Величины

Величина угла. Градусная мера угла.

Треугольник

Свойства равнобедренного треугольника. Внешний угол треугольника. Сумма углов треугольника

«Геометрические фигуры. Длины». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины

Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, окружность и круг.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

«Площадь многоугольника». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ

Измерения и вычисления

Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула Герона, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга

«Фигуры на квадратной решетке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ

Углы. Расстояние до точки. Элементы геометрических  фигур.

Измерения и вычисления

Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга. Площадь правильного многоугольника.

Теорема Пифагора. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции угла.

 «Теоретические аспекты». Отработка задач № 19 КИМ ОГЭ.

Теоретические аспекты, теоремы, аксиомы, определения, формулы, леммы.

«Текстовые задачи». Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ

            Задачи на проценты, задачи на движения, задачи на совместную работу.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности учащихся

Дата

 По плану

Факт

1

Сараи, шины, печки

Выполняют арифметические действия с рациональными числами, вычисляют значения числовых выражений, переходят от одной формы записи числа к другой

2,3

Простейшие текстовые задачи

Изображают числа точками на координатной прямой, сравнивают действительные числа, выполняют вычисления и преобразования, выполняют прикидку результата вычислений.

 4,5

Прикладная геометрия: площадь

Выполняют вычисления и преобразования арифметических выражений, применяют свойства арифметических квадратных корней для преобразования выражений

6,7

Прикладная геометрия: расстояния

Решают линейные и квадратные уравнения с одной переменной, неравенства с одной переменной и их системы

8,9

Выбор оптимального варианта

Строят и читают графики различный функций, читают графики функций, описывают с помощью функций различные зависимости между величинами, интерпретируют графики зависимостей

10,11

Практические расчеты по формулам

Осуществляют расчеты по формулам, выражают зависимости между величинами, вычисляют значения числовых выражений

12,13

Геометрические фигуры. Углы

Выполняет действия с геометрическими фигурами, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (углов)

14,15

Геометрические фигуры. Многоугольники

Распознают геометрические фигуры на плоскости, различают их взаимное положение, изображают геометрические фигуры,  решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин

16,17

Геометрические фигуры. Длины

Распознают геометрические фигуры на плоскости, различают их взаимное положение, изображают геометрические фигуры,  решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов)

18,19

Площадь многоугольника

Распознают геометрические фигуры на плоскости, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (площадей), осуществляют расчеты по формулам

20,21

Фигуры на квадратной решетке

Решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по готовым рисункам

22,23

Теоретические аспекты

Проводят доказательные рассуждения, оценивают логическую правильность рассуждений, распознают ошибочные заключения

24,25

Последовательности и прогрессии

Распознают арифметические и геометрические прогрессии, решают задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких членов прогрессии

26,27

Вероятность событий

Находят вероятность случайных событий в простейших расчетах

28,29

Текстовые задачи

Решают текстовые задачи, составляя математическую модель

30,31

Текстовые задачи

Решают текстовые задачи, составляя математическую модель

32

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач"

Рабочая программа предназначена для учащихся 9-10 классов, для закрепления навыка решения задач различного типа...

Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...