Урок-повторение "Графики функций"
методическая разработка по алгебре (8 класс)
Построение графиков линейной и квадратичной функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
построение графиков | 1.05 МБ |
план построения графика квадратичной функции | 596.21 КБ |
план урока | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: повторить определение линейной и квадратичной функций, название и вид графиков, зависимость расположения графиков функций от коэффициентов, сформулировать план построения графиков линейной и квадратичной функций, и план определения функции по заданному графику.
Функция вида y = kx + b , где k и b числа, x и y переменные, называется линейной функцией. x – независимая переменная (аргумент) y – зависимая переменная (функция)
Графиком линейной функции y = kx + b является прямая линия Построим график функции у = 2х + 1 х 0 2 у 1 5
1 0 1 5 2
k - угловой коэффициент Если k > 0, то угол, образованный графиком функции и осью ОХ острый у = 3 х - 1 х 0 2 у -1 5
1 0 -1 5 2
Если k ˂ 0, то угол, образованный графиком функции и осью ОХ тупой у = -3 х + 1 х 0 2 у 1 -5
1 0 1 5 2
Если k = 0, то график функции параллелен оси ОХ у = 3 х 0 2 у 3 3
1 0 2 3
Если у линейных функций угловые коэффициенты одинаковы, то график функций параллельны у = 2х У = 2х +1 х 0 2 у 0 4 х 0 2 у 1 5
1 0 1 5 2
Коэффициент b (свободный коэффициент) показывает точку пересечения графика функции с осью ОУ у = 3х - 1 х 0 2 у -1 5
1 0 -1 5 2
Функция вида y = а x² + b х + с , где а ≠ 0 , называется квадратичной функцией. Графиком функции является парабола .
Направление ветвей параболы определяются значениями коэффициента а , а ˃ 0 , ветви направлены вверх а ˂ 0 , ветви направлены вниз.
Пересечение параболы с осью ОХ определяется дискриминантом D = b 2 - 4ac , D ˃ 0 , две точки пересечения D = 0 , одна точка пересечения D ˂ 0 , нет точек пересечения
1 0 -1 а ˃ 0, D ˃ 0 Х Х₁ Х₂ Х₁ = - b + √D 2a Х ₂ = - b - √D 2a
1 0 -1 а ˃ 0, D = 0 Х Х₁ = Х ₂
1 0 -1 а ˃ 0, D ˂ 0 Х
1 0 -1 а ˂ 0, D ˃ 0 Х
1 0 -1 а ˂ 0, D = 0 Х
1 0 -1 а ˂ 0, D ˂ 0 Х
Координаты вершины параболы y = а x² + b х + с (- b ; - D) 2 a 4 a
1 0 (- b ; - D) 2 a 4 a У
Прямая х = - b является осью 2 a симметрии параболы
1 0 (- b ; - D) 2 a 4 a У
Для функции y = а x² + b х + с коэффициент с (свободный коэффициент) показывает точку пересечения графика с осью ОУ
1 0 (- b ; - D) 2 a 4 a с У
План построения графика линейной функции Для построения графика: достаточно найти координаты двух любых точек и провести через них прямую линию
План определения функции по заданному графику Для определения функции по заданному графику необходимо: по значению коэффициента k определить угол, образованный графиком функции и осью ОХ, по значению коэффициента b определить пересечение графика функции с осью ОУ, если k =0 , то график функции располагается параллельно оси ОХ, и пересекает ось ОУ в точке (0, b ) .
План построения графика квадратичной функции по значению коэффициента a определить направление ветвей параболы, найти значение дискриминанта D и определить количество точек пересечения параболы с осью ОХ, найти координаты вершины параболы (- b ; - D) 2 a 4 a по значению коэффициента с определить точку пересечения параболы с осью ОУ, координаты точки пересечения (0, с ) построить точку симметричную точке (0, с ) , соединить плавной линией полученные точки.
Пользуясь графиком квадратичной функции, изображённом на рисунке, указать формулу, задающую эту функцию: у = х 2 + 6х + 5 у = -х 2 + 5х + 1 у = х 2 - 6х + 5 у = -х 2 - 6х + 5
Спасибо за просмотр И удачного выполнения самостоятельной работы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 0 -1 а ˃ 0 , D ˃ 0 Х Х₁ Х₂ Х ₁ = - b + √D 2a Х ₂ = - b - √D 2a у = ах² + b х + с
1 0 -1 а ˃ 0, D = 0 Х Х₁ = Х ₂ у = ах² + b х + с Х = - b 2a
1 0 -1 а ˃ 0, D ˂ 0 Х у = ах² + b х + с
1 0 -1 а ˂ 0, D ˃ 0 Х у = ах² + b х + с Х ₁ = - b + √D 2a Х ₂ = - b - √D 2a Х₁ Х₂
1 0 -1 а ˂ 0, D = 0 Х у = ах² + b х + с Х
1 0 -1 а ˂ 0, D ˂ 0 Х у = ах² + b х + с
Координаты вершины параболы y = а x² + b х + с - b ; - D 2 a 4 a
1 0 - b ; - D 2 a 4 a У
Ось симметрии параболы у = ах² + b х + с
1 0 - b ; - D 2 a 4 a У
Точку пересечения графика с осью ОУ, показывает коэффициент с у = ах² + b х + с
1 0 - b ; - D 2 a 4 a с У
Пользуясь графиком квадратичной функции, изображённом на рисунке, указать формулу, задающую эту функцию: у = х 2 + 6х + 5 у = -х 2 + 5х + 1 у = х 2 - 6х + 5 у = -х 2 - 6х + 5
Предварительный просмотр:
Автор: учитель математики ГБОУ СОШ №491 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга Бочкарева Юлия Леонидовна.
Тема урока: «Графики линейной и квадратичной функций». 8 класс.
Вид урока: урок – повторение.
Цель урока: повторить определение линейной и квадратичной функций, название и вид графиков,
зависимость расположения графиков функций от коэффициентов,
сформулировать план построения графиков линейной и квадратичной функций, и план определения
функции по заданному графику.
Задачи урока: повторить построение, название и расположение графиков линейной и квадратичной функций, свойства функций;
повторить формулы для вычисления вершины параболы;
повторить, как наклон прямой зависит от коэффициента k;
повторить, как направление ветвей параболы зависит от коэффициента а;
развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, внимание, навыки самостоятельной работы с источником информации и самоконтроля, формировать интерес к математике;
воспитывать последовательность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Образовательная среда урока: презентация к уроку, видеопроектор, экран.
Формы работы на уроке: индивидуальное повторение, коллективная работа, самостоятельная работа.
План урока:
I. Организационный момент.
Постановка целей урока;
Актуализация знаний.
II. Повторение материала.
Просмотр презентации с повторением материала.
III. Подготовка к самостоятельной работе.
Формулировка плана построения графиков линейной и квадратичной функций, и плана определения функции по заданному графику.
IV. Самостоятельная работа.
Выдача индивидуальных заданий.
V. Подведение итогов урока.
Повторение и обобщение материала производится по вопросам.
V I. Рефлексия.
V II. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся, объявляет
план урока, комментирует принцип самостоятельной работы с презентацией.
II. Повторение материала
Указывается тема урока. “ Графики линейной и квадратичной функций ”.
Определяются цели урока.
Дается определение линейной функции, название и вид графика, зависимость расположения
графика функции от коэффициентов.
Функция вида y = kx + b, где k и b числа, x и y переменные, называется линейной функцией.
x – независимая переменная (аргумент), y – зависимая переменная (функция).
Графиком линейной функции y = kx + b является прямая линия.
Построим график функции у = 2х + 1
Х | 0 | 2 |
у | 1 | 5 |
k – называется угловым коэффициентом.
Если k > 0, то угол, образованный графиком функции и осью ОХ острый. Рассмотрим, например
график функции у = 3х - 1
Х | 0 | 2 |
у | -1 | 5 |
Если k ˂ 0, то угол, образованный графиком функции и осью ОХ тупой. Рассмотрим, например
график функции у = -3х + 1
Х | 0 | 2 |
у | 1 | -5 |
Если k = 0, то график функции параллелен оси ОХ. Рассмотрим, например, график функции
у = 3
Х | 0 | 2 |
у | 3 | 3 |
Если у линейных функций угловые коэффициенты одинаковы, то график функций параллельны
Например: у = 2х и у = 2х +1
Коэффициент b показывает точку пересечения графика функции с осью ОУ.
Дается определение квадратичной функции, название и вид графика, зависимость расположения
графика функции от коэффициентов.
Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида
y = ax² + bx + c,
где х – независимая переменная, a, b и с – некоторые числа (причем, а ≠ 0).
Дается определение графика квадратичной функции.
Графиком квадратичной функции является парабола.
Направление ветвей параболы определяются значениями коэффициента а,
- а ˃ 0, ветви направлены вверх,
- а ˂ 0, ветви направлены вниз.
Пересечение параболы с осью ОХ определяется дискриминантом D = b2 - 4ac,
- если D ˃ 0, то график квадратичной функции имеет две точки пересечения с осью ОХ,
- если D = 0, то график квадратичной функции имеет одну точку пересечения с осью ОХ,
- если D ˂ 0, то график квадратичной функции не имеет точек пересечения с осью ОХ.
а ˃ 0, D ˃ 0 а ˃ 0, D = 0 а ˃ 0, D ˂ 0
Х₁ = -b + √D , Х₂ = -b - √D
2a 2a
а ˂ 0, D ˃ 0 а ˂ 0, D = 0 а ˂ 0, D ˂ 0
Координаты вершины параболы А(m, n) вычисляют по формулам
Прямая х = -b является осью симметрии параболы.
2a
Для функции y = аx² + bх + с, коэффициент с показывает точку пересечения графика с осью ОУ.
III. Подготовка к самостоятельной работе
Сформулируем план построения графиков линейной и квадратичной функций, и план определения
функции по заданному графику.
Для построения графика линейной функции:
- достаточно найти координаты двух любых точек и провести через них прямую линию.
Для определения функции по заданному графику необходимо:
- по значению коэффициента k определить угол, образованный графиком функции и осью ОХ,
- по значению коэффициента b определить пересечение графика функции с осью ОУ,
- если k=0, то график функции располагается параллельно оси ОХ, и пересекает ось ОУ в точке (0, b).
Для построения графика квадратичной функции и для определения функции по заданному графику
необходимо:
- по значению коэффициента a определить направление ветвей параболы,
- найти значение дискриминанта D и определить количество точек пересечения графика функции с осью ОХ,
- найти координаты вершины параболы,
- по значению коэффициента с определить точку пересечения параболы с осью ОУ, координаты точки пересечения (0, с)
- построить точку симметричную точке (0, с),
- соединить плавной линией полученные точки.
IV. Самостоятельная работа
( Учащиеся получают индивидуальные карточки. Каждая карточка содержит три задания:
построение графика линейной функции по заданной формуле,
построение графика квадратичной функции по заданной формуле,
установление соответствия между графиками функций и формулами, которые их задают.)
- Построить графики функций:
У = -5х + 4 у = 5х – 4 у = 5х + 4 у = -5х – 4
У = -4х + 3 у = 4х – 3 у = 4х + 3 у = -4х – 3
У = -3х + 2 у = 3х – 2 у = 3х + 2 у = -3х – 2
У = -2х + 1 у = 2х – 1 у = 2х + 1 у = -2х – 1
У = -х + 5 у = х – 5 у = х + 5 у = -х – 5
- Построить графики функций:
у = 2х2 + х – 1 у = -2х2 + х – 1 у = -2х2 – х – 1 у = 2х2 – х + 1 у = 2х2 + х
у = 3х2 + 2х – 1 у = -3х2 + 2х – 1 у = -3х2 – 2х – 1 у = 3х2 – 2х + 1 у = 3х2 – 1
у = х2 + 3х – 2 у = -х2 + 3х – 2 у = -х2 – 3х – 2 у = х2 – 3х + 2 у = х2 – 3х
у = х2 + 2х – 4 у = -х2 + 2х – 4 у = -х2 – 2х – 4 у = -х2 – 2х + 4 у = -х2 – 4
- Пользуясь графиком квадратичной функции, изображённом на рисунке, указать формулу, задающую эту функцию:
у = х2 – 2х – 2 у = х2 + 2х – 3 у = х2 + 2х + 1
у = х2 – 2х + 2 у = х2 – 3х + 1 у = х2 – 2х + 1
у = х2 – 4 у = - х2 – 3х + 1 у = х2 + 2х
у = х2 – 4х у = х2 – 2х – 3 у = х2 – 2х
V. Подведение итогов урока
Учащиеся сдают выполненные задания.
Повторение и обобщение материала производится по вопросам:
- что является графиком линейной функции?
- что является графиком квадратичной функции?
- что показывает угловой коэффициент?
- как располагаются графики линейных функций, если их угловые коэффициенты совпадают?
- что показывает свободный коэффициент, как линейной, так и квадратичной функции?
- как определить направление ветвей параболы?
- как определить количество точек пересечения параболы с осью ОХ?
- по каким формулам можно определить координаты вершины параболы?
V. Рефлексия
Учащимся предлагается закончить любую из выбранных фраз:
- в конце урока я хочу сказать …
- для меня было открытием то, что …
- я хочу учесть на будущее …
- на уроке не удалось …
- моё настроение после урока …
V. Домашнее задание
Построить и проанализировать графики функций: у = ±4х2 ±4х ±4.
Сделать вывод о расположении графиков в зависимости от знака коэффициента b.
Бочкарёва Ю.Л.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.
видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...
Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»
Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...
- Мне нравится (1)