Формирование технологического и методического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.
статья по алгебре
В условиях внедрения ФГОС необходимо изменить подход к отбору содержания материала, к выбору форм деятельности учителя и ученика, пересмотреть подход к организации урока. Их решение направлено на повышение методической культуры учителя и совершенствование методической технологии организации учебного процесса на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование технологического и методического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.
Цель:
Разработка рекомендаций по выбору методического и технологического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.
Задачи:
Рассмотреть различные направления совершенствования методического и технологического инструментария учителя математики, реализующего ФГОС в учебном процессе.
Формулирование целей урока путем разрешения проблемной ситуации.
Важным моментом учебной деятельности является понимание ее целей и задач. Ученик должен не только воспринимать, понимать их и действовать в соответствии с поставленными задачами, но и самостоятельно их формулировать. Учитель должен подвести учащихся к формулированию целей урока. Как известно, постановка целей осуществляется в процессе создания и разрешения проблемной ситуации. Помогая формулировать цель учебной деятельности, проблемная ситуация показывает, что старые способы деятельности недостаточны для ее достижения, и, следовательно, для решения поставленных задач необходимы не только новые теоретические знания, но и новые приемы деятельности по решению этих задач.
Приведем примеры.
Алгебра, 9 класс. Решение уравнений.
Провести актуализацию ЗУН: повторить разложение многочлена на множители способом группировки и способ решения уравнения вида
f(x)·g(x)=0.
Затем предложить учащимся решить уравнения:
а) х3-2х2-х+2=0; б) 2у3-у2-32у+16=0; в) у3-у2-16у-16=0; г) 4х3-3х2=4х-3.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Выявите структуру левой части уравнения (а): каковы слагаемые и их коэффициенты, есть ли общий множитель у всех членов или отдельных групп? | У первого и второго слагаемого есть общий множитель х2, у третьего и четвертого –1 |
2) Какие и в каком порядке следует выполнить преобразования, чтобы разложить на множители левую часть уравнения (а)? | Сгруппировать два первых и два последних слагаемых, вынести в каждой группе общий множитель, вынести за скобки двучлен (х-2) |
3) Сформулируйте цель урока. | Осознать и усвоить способ действия по решению уравнения разложением на множители. |
Математика, 6 класс. Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Сравните дроби: а) 7 и 9 ; б) 15 15 35 и 36 . 42 42 Изучите структуру дробей: каковы их знаменатели. | Дроби имеют одинаковые знаменатели. Эти дроби можно сравнить, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. |
2) Сравните дроби: в) 5 и 6 . Можно 6 7 ли воспользоваться рассмотренным правилом сравнения дробей в этом примере? | Нет, дроби имеют разные знаменатели. |
3) Какие преобразования дробей | Привести их к общему знаменателю. |
следует провести, чтобы можно было провести их сравнение? | |
4) Сформулируйте цель урока. | Осознать и усвоить способ сравнения обыкновенных дробей с разными знаменателями. |
Геометрия, 7 класс. Сумма углов треугольника.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Используя модели треугольников и транспортиры, измерьте углы треугольника. Результаты запишите в тетрадь. | Измеряют углы, записывают результаты. |
2) Найдите сумму углов треугольника, сравните результаты друг у друга. Сделайте вывод. | Сумма трех углов получилась примерно одинаковая, близкая к 1800. |
3) Можно ли, опираясь на полученные измерения, утверждать, что сумма углов треугольника равна 1800? | Нет, измерения транспортиром приближенные. Необходимо строгое доказательство. |
4) Сформулируйте тему и цели урока. | Обоснованно доказать, что сумма углов треугольника составляет 1800. |
Планирование учебной деятельности
Не менее важным в методике преподавания математики является развитие умения планировать учебную деятельность. При обучении школьников можно предлагать задачи на разработку различных планов, на создание алгоритмов: 1) проведения вычислений (например, перечислите, в какой последовательности вы будете выполнять вычисления); 2) решения уравнений; 3) ответа при доказательстве теоремы; 4) решения текстовой задачи с помощью составления уравнения (ученики поясняют, что принимается за х, решают, какие другие параметры нужно выразить через х, намечают, на основе каких данных можно составить уравнение) и пр.
Формы работы на уроке, способствующие закреплению умения планировать учебную деятельность.
- Решение задач и упражнений с параллельным комментированием хода их решения.
- Специальные задания на составление плана различных видов задач и упражнений.
- Специальные задания на сравнение способов решения нескольких различных задач, используемые при обобщающем повторении темы, раздела.
Методологическое значение развивающих функций задач
Остановимся на некоторых методах усиления развивающих функций задач.
- Сравнение различных способов решения задач (упражнений). Пример. Из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля, скорости которых 90 км/ч и 60 км/ч. Найдите расстояние между городами, если автомобили встретились через 4 часа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Составьте устный план решения задачи. | Предлагают разные способы решения задачи, сообщают план решения. |
2) Составьте выражение для решения задачи. | Составляют выражение: 90·4+60·4 или (90+60)·4 |
3) Сравните способы решения, укажите рациональный, обоснуйте свой выбор. | Например, указывают, что второе выражение содержит два арифметических действия. |
- Постановка дополнительных вопросов при решении задач. Вопросы типа «скажите», «назовите», «расскажите» и т.п. требуют от учащихся простого воспроизведения каких-либо математических знаний. В практике преподавания необходимо чаще применять такие вопросы, которые адресовались бы главным образом мышлению учащихся, заставляли учеников в процессе ответа (или поиска ответа) совершать те или иные мыслительные операции и тем самым способствовали развитию мышления школьника.
Примеры вопросов, требующих простого воспроизведения математических знаний | Примеры вопросов, развивающих мышление школьников |
1) Перечислите свойства ромба, прямоугольника. | 1) В чем сходство и различие между ромбом и прямоугольником? |
2) Какие числа называют простыми? | 2) Чем отличаются единица и произвольное простое число? |
3) Сформулируйте теорему, выражающую свойство диагоналей ромба. | 3) Является ли перпендикулярность диагоналей характерным признаком ромба? |
4) Дайте определение правильного многоугольника. | 4) Может ли равенство всех сторон многоугольника быть характерным признаком правильного многоугольника? |
5) Решите уравнение возведением в квадрат обеих частей уравнения. Сделайте проверку. | 5) Что послужило появлению посторонних корней в уравнении. Или: Известно, что все корни уравнения f(x)=g(x) являются корнями уравнения f2(x)=g2(x). Верно ли обратное утверждение? |
6) Радиус шара равен 2. Найдите объем шара, радиус которого в три раза больше. | 6) Как изменится объем шара, если его радиус увеличить в три раза? |
Ответы на эти вопросы требуют осуществления таких умственных операций, как составление видовых и родовых понятий, установление связей между ними, установление причинно-следственных связей, подведения частного под общее и наоборот, установление основных характерных черт, признаков понятий и предметов, отбор признаков для определения понятия, умение обобщать и т.п.
Таким образом, повышение эффективности обучения математике в условиях внедрения ФГОС может быть достигнуто путем продуманной реализации всех методических приемов и использования технологического инструментария, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.
Литература
- Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы/ Сост. Г.Д. Глейзер. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
- Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя/ О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
Выступление на методическом объединении по теме «Формирование общеучебных умений при обучении математике – средство реализации требований стандарта общего образования»
Данное выступление было подготовлено мной для РМО учителей математики....
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 5 класса теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Учебник: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика, 5 класс.
Данный проект - это итоговая работа курса «Актуальные проблемы развити профессиональной компетентности учителя математики (в условиях ФГОС)», кафедры математических дисциплин АСОУ г. Москва....
Урок математики: аспекты реализации требований ФГОС.
Выступление на конференции. Новое на уроке математики....
Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...
Способы и методы, обеспечивающие реализацию требований к современному уроку
Описание приемов, которые сделают урок, отвечающим требованиям ФГОС...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...