ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Итоговый урок по теме
«Уравнения и неравенства с одной переменной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
Учебный предмет | Класс | Автор УМК | Тип урока | Оборудование урока |
Алгебра | 9 | Автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Учебник для 9 класса. ФГОС. Издательство «Просвещение» | Обобщение и систематизация (общеметодологической направленности) | Учебник, тетрадь, ПК, наглядные пособия, карточки. |
Цель урока | Задачи урока | ||||
Содержательная | Деятельностная | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
выявление уровня знаний учеников по теме высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету | воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний. | формирование умения самостоятельно ставить цели; Формировать навыки общения, умения работать в коллективе, уважать мнение каждого Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию | планирование своих действий в соответствии с учебным заданием; развитие внимания, логического мышления, способности к рассуждению. |
| Работа со второй частью ОГЭ |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Необходимо обобщить и систематизировать знания учащихся о видах уравнений и неравенств и методах их решения. Для этого учащиеся составляют классификацию уравнений и неравенств, изобразив ее на плакате или на доске и заносят в тетрадь соответствующие схемы.
1-й степени Р е ш е н и е: привести к виду ах = b х = | 2-й степени (квадратные) Р е ш е н и е: D = b2 – 4ac x1, 2 = | Выше 2-й | Решаемые по алгоритму | Решаемые методом замены | |||
| |||||||
Решаемые методом замены | Решаемые разложением | ||||||
1-й степени Р е ш е н и е: привести к виду ах < > b | 2-й степени (квадратные) Р е ш е н и е: графически с помощью параболы | Выше 2-й Р е ш е н и е: метод интервалов | Решаются методом |
III. Формирование умений и навыков.
Все задания можно разбить на три группы. Каждая группа будет содержать упражнения на решение всех изученных видов уравнений и неравенств. Отличие групп друг от друга состоит в уровне сложности, входящих в них уравнений и неравенств. В классе с невысоким уровнем подготовки третью группу заданий можно не выполнять.
Упражнения:
1-я г р у п п а.
1. Решите уравнение:
а) ; в) х4 + 3х2 – 4 = 0;
б) х3 – 25х = 0; г) = 1.
2. Решите неравенство:
а) 2х – ≤ ; в) 1 – х2 ≥ 0;
б) х2 + 2х > 0; г) (х – 3) (х + 5) < 0.
2-я г р у п п а.
1. Решите уравнение:
а) х = ;
б) х6 – х4 + 5х2 – 5 = 0;
в) (х2 + х)2 – 5х2 – 5х + 6 = 0;
г) .
2. Найдите область определения функции:
а) y = ; б) y = .
3. Решите неравенство:
а) х (7 – х) (1 + х) ≥ 0; б) ≤ 0.
3-я г р у п п а.
1. Решите уравнение:
а) (х2 – 7х + 13)2 – (х – 3) (х – 4) = 1;
б) х2 + 1 = (3х2 – х – 2)2 – 2х;
в) = 0.
2. Решите неравенство:
а) < 0; б) ≤ 0.
3. При каких значениях параметра а корни уравнения х2 – 2ах +
+ (а + 1) (а – 1) = 0 принадлежат промежутку [–5; 5]?
Р е ш е н и е
Данное квадратное уравнение согласно условию должно иметь корни, значит, его дискриминант не может быть отрицательным. Найдем его:
D1 = а2 – (а + 1) (а – 1) = 1.
Получаем, что уравнение при любом а имеет два корня: х1 = а + 1 и х2 = а – 1.
Чтобы эти корни принадлежали указанному промежутку, меньший из них должен быть не меньше –5, а больший – не больше 5. Получим систему:
О т в е т: [–4; 4].
4. При каких значениях параметра а уравнение х2 + 2(а + 1) х + 9 = 0 имеет два различных положительных корня?
Р е ш е н и е
Чтобы данное квадратное уравнение имело два различных корня, его дискриминант должен быть положительным:
D1 = (а + 1)2 – 9 = а2 + 2а – 8;
а2 + 2а – 8 > 0.
Решая это неравенство, получим, что а (–∞; –4) (2; +∞).
По теореме Виета, произведение корней данного уравнения равно 9. Это означает, что корни имеют одинаковые знаки.
Пусть х1 и х2 – корни уравнения, тогда, по теореме Виета, х1 + х2 =
= –2 (а + 1). Чтобы эти корни были положительны, должно выполняться следующее условие:
–2 (а + 1) > 0;
а + 1 < 0;
а < –1.
С учетом выявленного выше условия получим, что а (–∞; –4).
О т в е т: (–∞; –4).
IV. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– На какие два вида делятся рациональные уравнения?
– Какими методами решаются целые уравнения выше второй степени?
– Как решаются дробно-рациональные уравнения?
– На какие два вида делятся неравенства?
– Как решаются целые неравенства с одной переменной?
– Как решаются дробно-рациональные неравенства?
Домашнее задание: № 353 (а), № 354 (в), № 364 (б), № 377 (а), № 393 (в, д).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уравнения и неравенства с одной переменной».
Урок разноуровнегообобщающего повторения по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».Цели урока:обобщить теоретические знания по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»,...
Обобщающий урок «Уравнения и неравенства с одной переменной»
В данной презентация повторяется материал по теме, с целью подготовки к контрольной работе...
Зачет по теме «Рациональные уравнения и неравенства с одной переменной» в 10 классе.
Подобраны задания для зачета в групповой форме....
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Материал содержит:теоретические основы обучения теме «Решения уравнения и неравенства с одной переменной»;методические рекомендации обучения теме «Решение уравнения и неравенства с одной перемен...
Контрольная работа № 3 "Уравнения и неравенства с одной переменной" по алгебре 9 класс
Контрольная работа составлена в 6 равнозначных по сложности вариантах, что удобно при работе в трёх классах одной параллели....
Конспект урока по теме "Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки"
Конспект урока...
Контрольная работа №3 по алгебре для 9 класса по теме: "Уравнения и неравенства с одной переменной"
Контрольная работа №3 по алгебре для 9 класса по учебнику Макарычева Ю.н. в двух вариантах по теме: "Уравнения и неравенства с одной переменной"...