Статья "Использование технологии дифференцированного обучения как средство для реализации учебных и воспитательных задач образовательного процесса."
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья обобщает практический опыт применения технологии дифференцированного обучения на уроках математики на примере работы в рамках реализации проекта «Школа для каждого». Практика апробации технологии дифференцированного обучения показывает ее эффективность при реализации требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_differ_podhod.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С. Белышева,
учитель математики,
МОУ СШ № 12 (г. Волжск РМЭ)
Использование технологии дифференцированного обучения как средство для реализации учебных и воспитательных задач образовательного процесса.
Аннотация: Статья обобщает практический опыт применения технологии дифференцированного обучения на уроках математики на примере работы в рамках реализации проекта «Школа для каждого». Практика апробации технологии дифференцированного обучения показывает ее эффективность при реализации требований ФГОС.
Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, обучаемость, обученность, УУД, учебные возможности ученика.
Тема, над которой я работаю в течении нескольких лет - «Использование технологии дифференцированного обучения как средство для реализации учебных и воспитательных задач образовательного процесса». Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения подчёркивают ценность современного образования и воспитания. А именно, школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества. Этому способствует технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще Сократом, Платоном, Сенекой. Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл Платон который полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности. Римский политический деятель, философ и писатель Сенека считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность. В России в середине 90-х годов ХХ века большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи Ушинского К.Д., Пирогова Н.И., научные труды отечественных и зарубежных ученых – Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., К.Роджерса, Р.Бернса, они предприняли усилия для становления теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Динамическое развитие современного российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, актуальность проблемы «налицо»!
Поэтому я ставлю перед собой следующую цель: организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Исходя из цели, я поставила в своей работе следующие задачи:
- Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие;
- Строить учебный процесс на уроках математики с учетом индивидуальности каждого ребенка, его потребностей, мотивов, активности, интеллекта;
- Выявлять одаренных детей и сопровождать их в подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня;
- Обновлять банк индивидуально-дифференцированных заданий.
Исходя из поставленных задач, я ожидаю следующие результаты:
1. Формирование личностных УУД в процессе работы, создание благоприятного психологического климата.
2. Достижение более высокого уровня математического развития обучающихся.
3. Активизация познавательной деятельности одаренных детей.
4. Создание системы дифференцированного обучения на уроках математики.
У детей исчезнет страх «белой вороны», не попадающей в нужное русло, выпадающей из общего правила. Что будет играть важную роль в становлении личности. Поэтому дифференцированный подход я использую и в учебной, и внеурочной, и внешкольной деятельности.
Говоря о математике, невольно приходит на ум высказывание «Математика- царица всех наук». Но в то же время, считается, что математика наука сухая, в ней трудно найти место личным эмоциям, связь с жизненными реалиями. Но, опираясь на свой опыт, я пришла к выводу, что при помощи моего предмета можно и нужно развивать личностные качества обучающихся.
И.С. Якиманская ставит в основу дифференцированного обучения личностно- ориентированный подход. Давайте посмотрим критерии и показатели личностно- ориентированного обучения по Якиманской, а далее - мои наблюдения по изменению в сознании ученика при использовании данной технологии подтвержденные практикой.
Критерии и показатели личностно-ориентированного обучения: Образовательный процесс представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении [2. С. 25].
Изменения в сознании ученика подтвержденные моей практикой: ученик становится активным участником педагогического процесса; значительно улучшается четкость в организации работы класса; каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.
Или такой показатель личностно-ориентированного обучения: желание учиться хорошо; любовь к школе, учителю; добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности [2. С. 42].
Я наблюдаю: у детей происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению.
Доказательством правильно выбранного мною направления в работе служит то, что в результате внедрения дифференцированного подхода в обучении математики, происходят следующие положительные изменения: по результатам диагностики эмоционального состояния детей по опроснику Басса-Дарка среди учащихся, идет снижение негативных показателей, таких как раздражение, негативизм, агрессия; по данным психологического обследования эмоционального состояния обучающихся на уроках количество учащихся, комфортно чувствующих себя на уроке, стабильно, а количество учащихся с ситуативным и сниженным уровнем уменьшается; по результатам диагностики, рекомендованной Академией повышения квалификации работников образования г. Москвы, уровня сформированности личностных УУД обучающихся, за 4 года, наблюдается рост высокого уровня от 35% до 62%, и понижение количества обучающихся с низким уровнем- с 23% до 8%.
В своей практике я широко использую уроки с применением технологии дифференцированного обучения. Проведению таких уроков способствуют разработанные мною разноуровневые задания и тесты. Применение которых позволили изменить качественный состав разных по уровню обучаемости групп. И общий предметный результат также отражает эффективность данной технологии. Качество знаний за 3 года повысилось с 56% до 63%.
Если любой из параметров учебной деятельности ученика развивается и растёт, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, или обучаемость, а это значит, что доля педагогической помощи учителя в зоне ближайшего развития ученика становится значительно меньше, т.е. возрастает самостоятельность ученика [1. С. 74].
Использование технологии дифференцированного обучения дает результаты и при работе с одаренными детьми: ежегодно мои воспитанники являются призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников.
Дифференцированный подход я использую и во внеурочной деятельности, где при выполнении научно-практических и исследовательских работ, раскрываются и воспитываются личности с нетрадиционным, критическим мышлением.
Вернемся к критериям и показателям личностно-ориентированного обучения: личностно- ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей [2. С. 37].
На практике происходит: индивидуальное развитие ученика; активизация познавательных интересов; включение каждого в посильное для него коллективное творческое дело.
В совокупности с учебной деятельностью это дало следующие положительные результаты: мои воспитанники являются победителями в III и V муниципальной научно-практической конференции учащихся «Наследники Великой победы», победителем в номинации «За результативность исследования» на VI Международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия».
Если рассматривать внешкольную деятельность, то и здесь критерии и показатели личностно-ориентированного обучения остаются актуальными. Обученность обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок [3. С. 154]. Я вижу, что ситуация успеха позволяет ученику выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания учителя, но и сознания ученика. Я отслеживаю дальнейшее становление своих учеников как личностей. И с гордостью могу сообщить, что из последних выпусков 37% учатся на факультетах физико-математического направления. А более половины моих учеников, закончивших ВУЗы, работают по техническим специальностям. И, каждый раз, начиная первый урок в сентябре, я привожу детям эти факты. Для меня важно, чтобы дети понимали, математика - это не абстрактное понятие, а путь в будущее: к дальнейшей учебе, престижной профессии и, как следствие, к достатку и благополучию в семье.
Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.
Являясь классным руководителем 11 класса (веду детей с 5), твердо убеждена, что играю важную роль в воспитании и становлении личности моих детей. За эти 7 совместных лет мы побывали на самых разнообразных экскурсиях, квестах, спектаклях, посетили планетарий и, конечно, совершали походы в прекрасные уголки нашей малой родины. И здесь также важен индивидуальный подход. Какие поручения кому дать, к кому обратиться за помощью в организации. Считаю, что мне удалось создать в коллективе ситуацию успеха, каждый ребенок получил возможность для саморазвития. Поэтому мои дети танцуют, поют, не боятся сцены, являются практически профессиональными ведущие школьных мероприятий и радиоэфиров. Дети, с глубоким и осознанным чувством патриотизма выступают на школьном и городском смотрах строя и песни.
Такой красочный калейдоскоп мероприятий, впечатлений рассчитан на развитие самых разнообразных важнейших качеств личности. Таких, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Уже сегодня, глядя, как блистают мои дети в самых разнообразных сферах жизни школы и города, могу сказать, что и во внешкольной деятельности выбрала верный подход.
Обращаясь к коллегам, говорю:
1. Помните - каждый ребенок индивидуален.
2. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников.
3. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
Литература
1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. Серия «Методическая библиотека». М.: «5 за знания», 2006. – 96 с
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма "Сентябрь", 1996. – 95с.
3.. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Изд. фирма "Сентябрь",2000.- 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях вечерней школы"
Презентация по теме: "Дифференцированное обучение в услових вечерней школы"...
Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла
Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях Лицея
Описание результатов работы над мтодической темой...
"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."
Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...
Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».
В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...