подходы к оценке учащихся
статья по алгебре
Enable GingerВ современном мире оценка достижений учащихстя становиться все сложнее. необходимо не только обективно оценивать знания но и мотивировать к дальнейшему развитию ребенка.
в статье кратко изложены всозможные подходы к этому процессу.
Cannot connect to Ginger Check your internet connectionor reload the browserDisable in this text fieldRephraseRephrase current sentenceEdit in Ginger×
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарова Ольга Леонидовна,
учитель математики и информатики
ГБОУ Средняя школа № 12 с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербург
Различные подходы к оценкам школьников?
Ключевые слова: оценка, образование, мотивация, школа, школьники.
Самое консервативное на данный момент в школьном образовании это оценки учащихся. Уже много лет система оценивания знаний учеников не меняется. Наши родители, мы в свое время получали те же оценки что и наши дети теперь. Пока не известно является ли эта система совершенной. Непонятно как учиться ребенку: ради оценок или знаний? Но что точно известно, так это то, что эта система очень сильно влияет на развитие личности ребенка.
На данный момент система оценки является четырёхбальной: «пятерка», «четверка», «тройка» и «двойка». «Кол» в настоящее время почти не используют и если ставятся, то только в качестве наказания. Иногда баллы заменяют словесными оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В 1990-х годах были попытки отказаться от стандартной системы оцени и перейти на бальную. Однако эти попытки не увенчались успехом, и система образования снова вернулась к оценочной системе. (возможно предложенная система была недоработана). На данный момент бальная система широко применяется к оценках ВПР , ОГЭ и ЕГЭ и похоже гармонично вписывается в общий концепт образования.
Задача всей педагогической системы – это создание у ребенка потребности к освоению новых знаний, подчас достаточно сложных, и мотивацией к этому тяжелому процессу становиться оценки. Получение положительной характеристики своих действий мотивирует как взрослых к новым действиям, так и детей в любом возрасте. Задача мотивации – приучение к саморазвитию, как привычки, которая будет сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Теперь перейдем к школе. Школьные оценки или отметки держат любого ребенка если не в страхе, то в постоянном напряжении: от двоечника до отличника, и наоборот. И это напряжение, по большей части, создаем мы, родители и учителя. Пожалуй, для некоторых родителей школьная оценка – это практичный способ управления ребенком. Принес хорошую оценку – получай награду (в большинстве случаев родители отстегивают деньги), плохую оценку – не поедешь в детский лагерь, не получишь карманных денег, не куплю то, что просишь, да еще и навешают подзатыльников или ремня.
Основываясь на взглядах много лет проработавших учителей, можно смело сказать, что четырех баллов совершенно недостаточно для объективного оценивания. Остается небольшая дифференциация между «4» и «5». И тут дело за преподавателем – предметником, у которого свои требования и критерии выставления оценок. Одни оценивают качество, другие быстроту выполнения, третьи учитывают физиологические и психические возможности ребенка (дифференцированный подход). Не секрет, что в каждом классе есть слабоуспевающие и сильные учащиеся. И опять возникает дилемма. Как оценивать, чтоб никого не обидеть. Например, в диктанте из 10 слов слабый ученик пишет 3 слова правильно. Для него это очень большой сдвиг вперед. Естественно преподаватель придаст бодрости ученику и поставит тройку. А если взять сильного ученика, допустившего незначительную ошибку, то преподаватель (а мне известны многие) поставит четверку, а не пятерку. Детям трудно это объяснить. Зачастую приходится говорить поощрительные слова: чтоб лучше старался, ты можешь лучше, будь внимательней в следующий раз и т.д. Возьмем банальный пример: что общего и чем отличаются птица и самолет. Ученики без ошибок отвечают на вопрос. Но возникает другой вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает? Может, стоит совсем отменить оценивание?
Сейчас некоторые школы переходят на тестовую проверку знаний и умений учащихся, где идет подсчет баллов. Более того, некоторые УМК, по которым мы работаем сегодня, уже используют балловую систему. Может, имеет смысл перейти на эту систему. Скажем, она не будет строго заявлять: «вам два за урок», а, например, «у вас 20 баллов из 50, неплохо». Сначала было 20 баллов, потом – 30 и т.д. Тогда ребенок будет видеть и чувствовать свой рост. Новые технологии уже предлагают использовать «дерево достижений» ученика. И не важно, что сегодня у него так мало баллов, главное, чтоб была перспектива личностного роста, так как оценка не показывает насколько продвинулся ученик в изучении, не оценивает его как личность. Возможно, и такая система не идеальна, но трех оценок явно маловато.
Современные тенденции диктуют нам переход на ведение портфолио учащихся, куда ученик может складывать свои личные достижения.
Обидно слышать, когда ученики говорят, что школьные знания не пригодятся в жизни. А на вопрос: «Зачем тогда учиться?» или «Зачем вы ходите в школу?» У всех один и тот же ответ: «Просто так» или «Пообщаться». Оценки никому не нужны, кроме родителей и учителей. В лучшем случае, первые показывают, что их ребенок умнее, а вторые, что это их заслуги. Некоторые взрослые воспринимают отметки как что-то нечто важное и внушают это полное волнения отношение своим детям. Дети, в свою очередь, чувствуют, что от их оценок зависит все: одобрение взрослых, их будущая карьера, жизненный успех и т.д. Но есть и другая сторона монеты: появляется чувство тревоги, опасений лишиться расположения сверстников, родителей. В результате у ребенка формируется единственная цель - получение хороших оценок. Отсюда возникают другие проблемы: уходит много времени на подготовку к урокам, а, следовательно, приводит к перегрузкам, лишает общения со сверстниками, отсутствует время для развлечений и занятий спортом или искусством.
Иначе говоря, уже сейчас оценками мало кого заинтересуешь. Многие даже не беспокоятся, что получили «2», и более того не хотят исправлять ее. По их словам, это же просто оценка, она ничего им не дает.
Можно ли школьные оценки, в том виде, в котором они есть сейчас, превратить в «мотиватор» для каждого ученика? Безусловно, тут важен индивидуальный подход. Иногда работает публичное оглашение достижений учащихся, хорошо работает мотивация индивидуальных достижений (сравнение результатов последовательных точек контроля), однако оглашение стандартах оценок в современных реалиях делает этот подход очень формальным.
В качестве альтернативы можно предложить замену оценок на яркие «характеристики» . Это не только разнообразит объявление оценок, но и является стимулом для учащихся.
Например:
«5» - как высшая отметка может быть заменена не только на прилагательное «отлично» но и «Великолепно», «Блестяще» и т д.
«4» - как средняя оценка заменяется на «Хорошо», «Стабильно» и т.д.
«3» - как нижний порог освоения знаний может быть заменена на «Успешно», «Достойно» и т.д.
«2» - как вывод что материал не усвоен может быть заменен на «Неуспешно», «Не получилось» и т.д.
В любом случае, детям очень нужны показательные результаты их труда. Необходимо объяснить, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Так или иначе, нужно дать понять, что не оценка определяет будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций на темы: "Проектная деятельность учащихся" и "Новые подходы к оценке достижений учащихся"
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций. ...
Индивидуальный подход к оценке учебных достижении учащихся.
Статья на тему:"Индивидуальный подход к оценке учебных достижении учащихся"....
Индивидуальный подход к оценке учебных достижений учащихся
Индивидуальный подход к оценке учебных достижений учащихся...
Подходы к оценке результатов учащихся по освоению дополнительных образовательных программ
Из опыта работы по аттестации учащихся....
Дифференцированный и личностно - ориентированный подход к оценке деятельности учащихся на уроках информатии и ИКТ
В процессе обучения информатике использую элементы личностно - ориентированных технологий с приёмами повышения позновательной активности школьников....
Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...
Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся
В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...