Модуль числа
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме; Модуль числа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_chisla.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ №10»)
Принята на заседании методического совета | Утверждено _________________ Антонов А.В. «___» _______________ 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая
(тип программы: комплексная/тематическая)
Модуль числа
(наименование)
1 год (17 часов, 0,5 час в неделю)
(срок реализации программы)
14-15 лет, 9 класс
(возраст обучающихся)
Составитель:Самигуллина И.А.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
г. Когалым
2020
1. Пояснительная записка
Правовое обоснование:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015)
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется согласно учебному плану из расчета 0,5 ч в неделю, всего 17 часа..
Направление развития личности: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы курса состоит в том, что она направлена на систематизацию, углубление и расширение знаний учащихся по математике, развитие их алгоритмического мышления и логической культуры. Данный курс развивает мышление и исследовательские умения учащихся, формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению задач соответствующих типов. Занятия направлены на то, чтобы познакомить школьников с новыми идеями и методами, развить интерес к предмету. Подобранный материал иллюстрирует применение математики на практике, показывает связь с другими областями знаний.
Рассматриваемые задачи интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание программы позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия предполагают решение задач на высоком уровне сложности, но включают в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, программа предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Цели :
- восполнение некоторых содержательных пробелов учебного предмета «алгебра»;
- формирование устойчивого интереса учащихся к математике;
- развитие математических способностей;
- обучение применению нестандартных приемы при решении математических задач с использованием свойств квадратного трехчлена и применением модуля
Задачи :
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определенную математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Средства и методы достижения цели
Планируется использование следующих технологий.
Технология проблемного обучения; коллективного способа обучения; индивидуального обучения ; развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности; поэтапного формирования
умственных действий; уровневой дифференциации .
Формы контроля
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как усвоен материал.
В свою очередь учитель проводит мини самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля является проверочная (тестовая) работа.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие формы работы с обучающимися:
- мини-лекции, беседы;
- обучающие семинары и практические работы;
- творческие и исследовательские работы;
- самостоятельные работы
Срок реализации программы: 1 год.
Объем часов: 17 часов
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа: 14-15 лет, 9 класс.
Формы организации учебного процесса:
Программа включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме небольших лекций. Лекции проводятся с обязательной иллюстрацией всевозможных графиков. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий и творческих работ («Рисуем графиками»), выполнения большого количества тренировочных упражнений. В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Каждое занятие начинается с мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятия | ||
всего | Аудиторные (теория) | Внеаудиторные (практические | |||
1. | Модуль действительного числа. История происхождения. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум |
2. | Модуль числа в алгебраических преобразованиях. | 3 | 1 | 2 | Практикум |
3. | Решение уравнений . | 4 | 1 | 3 | Лекция, практическая работа |
4. | Решение неравенств . | 4 | 1 | 3 | Лекция, практическая работа |
5. | Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)|. («Рисуем графиками») | 4 | 1 | 3 | Лекция, практическая, творческая работа |
Итого: | 17 | 5 | 12 |
3. Содержание программы «Модуль.»
Тема 1. Модуль действительного числа. История происхождения. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа.
Тема 2. Модуль числа в алгебраических преобразованиях.
Тема 3. Решение уравнений вида: |х| = а, |х – b| = а, |f(х)| = а, |f(х)| = g(х) Решение уравнений вида |х – b| + |х – с| = а
Тема 4. Решение неравенства вида |х| < а, |х| > а, |х – b| + |х – с| < а, |х – b| + |х – с|> а
Тема 5. Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)|
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): познавательные предметные беседы, приобретение школьниками знаний о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к знаниям, труду. Достигается в ходе общения, беседы, совместного выполнения заданий
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы внеурочной деятельности.
Предметные :
В результате изучения курса учащиеся должны :
-Точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий,
-Применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий.
-Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы
-Уметь использовать дополнительную математическую литературу.
-Преобразовывать выражения, содержащие модуль.
-Решать уравнения и задачи, содержащие модуль, строить графики элементарных функций.
5. Формы и виды контроля
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как усвоен материал.
В свою очередь учитель проводит мини самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля является проверочная (тестовая) работа.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий – оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;
- промежуточное тестирование учащихся – усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.
- итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме проверочной (тестовой) работы.
6. Методические рекомендации
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
Планируется использование следующих технологий.
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).
Формы организации учебных занятий: теоретические (лекция, беседа) и практические (практическая работа, практикум, самостоятельная работа,).
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебные и методические пособия
1. А.Г. Мордкович А.Г.Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-9. Часть 2. Задачник. / М.: Мнемозина, 2008.
2. М.Л. Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
3. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов.
4. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Кудрявцев А.И. Алгебра для 9 класса: Учебное пособие для учащихся школы и классов с углубленным изучением математики. М., Просвещение, 2012, 384с.
5. СтуденецкаяВ.В«Математика 8-9 классы», выпуск 1, Волгоград: Учитель, 2012.
6 Цыганов Ш. Десять правил расположения корней квадратного трехчлена // Математика. - № 18. - 2012. - С. 19-23.
7.Садыкина Н., Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика в школе. - № 33. - 2004.
2.Технические средства обучения.
Персональный компьютер учителя с мультимедийным проектором и экраном.
3. Оборудование.
Линейки, треугольники.
4.Дидактический материал, периодическая печать.
Список интернет-ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru/catalog.page – Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
- http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское Образование», содержит нормативные документы Министерства, стандарты, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- http://zubrila.net/ – Электронная библиотека .
- http://geometry2006.narod.ru/ – сайт «Живая геометрия». Институт новых технологий образования.
- http://www.fipi.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ.
- http://rus.reshuege.ru/ – образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ.
ЛИСТ
индивидуальных достижений обучающегося _______ класса
по внеурочной деятельности «Модуль.Квадратный трёхчлен.»
Вид деятельности. | Месяц | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Достиг заявленных результатов программы внеурочной деятельности | |||||||||
Высокая мотивация | |||||||||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | |||||||||
Применяет методы наблюдения. | |||||||||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | |||||||||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | |||||||||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | |||||||||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | |||||||||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | |||||||||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | |||||||||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | |||||||||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Форма проведения |
1 | Определение модуля действительного числа. История происхождения | 01.09.2020 | Лекция |
2 | Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. | 08.09.2020 | Практическая работа |
3 | Модуль числа в алгебраических преобразованиях. | 15.09.2020 | Лекция |
4 | Модуль числа в алгебраических преобразованиях. | 22.092020 | Практическая работа |
5 | Решение уравнений вида: |х| = а, |х – b| = а, |f(х)| = а, |f(х)| = g(х) | 29.09.2020 | Лекция |
6 | Решение уравнений вида: |х| = а, |х – b| = а, |f(х)| = а, |f(х)| = g(х) | 06.10.2020 | Практическая работа |
7 | Решение уравнений вида |х – b| + |х – с| = а | 13.10.2020 | Практическая работа |
8 | Решение уравнений вида |х – b| + |х – с| = а | 20.10.2020 | Практическая работа |
9 | Решение неравенств вида |х| < а, |х| > а | 27.10.2020 | Лекция |
10 | Решение неравенств вида |х| < а, |х| > а , |f(х)| < а, |f(х)| > а. | 03.11.2020 | Практическая работа |
11 | Решение неравенств вида |х – b| + |х – с| < а, |х – b| + |х – с|> а | 10.11.2020 | Практическая работа |
12 | Решение неравенств вида |х – b| + |х – с| < а, |х – b| + |х – с|> а | 17.11.2020 | Практическая работа |
13 | Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)|. («Рисуем графиками») | 24.11.2020 | Лекция |
14 | Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)|. («Рисуем графиками») | 01.12.2020 | Практическая, творческая работа |
15 | Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)|. («Рисуем графиками») | 08.12.2020 | Практическая, творческая работа |
15.12.2020 | |||
16 | Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена. | 22.12.2020 | Практическая работа |
17 | Составление квадратного трехчлена по его корням | 29.12.2020 | Практическая работа |
18 | Разложение квадратного трехчлена на множители разными способами. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней. | 12.01.2021 | Практическая работа |
19 | Теорема Виета. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней. | 19.01.2021 | Лекция |
20 | Теорема Виета. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней. | 26.01.2021 | Практическая работа |
21 | Расположение корней квадратного трехчлена | 02.02.2021 | Лекция |
22 | Расположение корней квадратного трехчлена | 09.01.2021 | Практическая работа |
23 | Расположение корней квадратного трехчлена | 16.01.2021 | Практическая работа |
24 | Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач | 23.01.2021 | Лекция |
25 | Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач | 30.01.2021 | Практическая работа |
26 | Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач | 02.02.2021 | Практическая работа |
27 | Выделение полного квадрата, как метод решения некоторых нестандартных задач | 09.02.2021 | Лекция |
28 | Выделение полного квадрата, как метод решения некоторых нестандартных задач | 16.02.2021 | Практическая работа |
29 | Решение квадратных, рациональных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов. | 02.03.2021 | Лекция |
30 | Решение квадратных, рациональных и дробно | 09.03.2021 | Практическая работа |
31 | Решение квадратных, рациональных и дробно | 16.03.2021 | Практическая работа |
32 | Решение квадратных уравнений с с параметром. Исследование корней квадратного уравнения с параметром | 06.04.2021 | Лекция |
33 | Решение квадратных уравнений с с параметром. Исследование корней квадратного уравнения с параметром | 13.04.2021 | Практическая работа |
34 | Решение квадратных уравнений с с параметром. Исследование корней квадратного уравнения с параметром | 20.04.2021 | Итоговое тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Противоположные числа и Модуль числа
Сопровождение к уроку...
Тест по теме "Противоположные числа. Модуль числа" (математика, 6 класс, с ключами)
Тест содержит 2 варианта по 6 заданий в каждом с выбором ответа из четырех предложенных. Ориентирован на шестиклассников, изучающих предмет по учебнику Н.Я. Виленкина, и др. В конце теста указаны отве...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Модуль числа. Противоположные числа.
Цель урока: познакомить с понятиями: модуль числа, противоположные числа, научить находить модуль числа, противоположные числа....
Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)
Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)...
Модуль числа. Уравнения и неравенства содержащие модуль
В данной презентации вводиться понятие модуля числа, рассматриваются числовые промежутки....
6 класс. Тест 9. "Отрицательные целые числа", тест 10. "Противоположные числа. Модуль числа".
6 класс. Тест 9. "Отрицательные целые числа", тест 10. "Противоположные числа. Модуль числа". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...
презентация "Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем"
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Колягина М.Ю....