РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
статья по алгебре (5 класс)
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Одним из путей разрешения этой проблемы является реализация межпредметных связей в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ | 89.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Капкаева Алсу Анверовна,
учитель математики МБОУ «Большеполянская ООШ»
Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Одним из путей разрешения этой проблемы является реализация межпредметных связей в учебном процессе.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является отражением существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности [1,56].
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников [3,13].
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления: комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта; использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках; привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации; сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки.
Межпредметные связи выполняют в обучении математике ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии [3,20]. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математике. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения [3,45].
Реализация межпредметных связей на уроках математики может осуществляться с помощью игровой технологии.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или о математическом понятии и его особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, важным элементом игры является игровое действие. А в процессе игры он выполняет обучающую задачу.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их [2,42].
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технологии внеклассной работы.
Использование игр в обучении математике решает множество задач: игры способствуют становлению творческой личности ученика; формирование умения выделять проблемы; развивают познавательный интерес к предмету; оказывают сильное воздействие на учащихся и формируют черты характера; стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
Функции игры:
Обучающая: развитие математических умений и навыков;
Развлекательная: создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;
Коммуникативная: объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;
Релаксирующая: формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения [1,33].
Рассмотрим фрагмент урока, реализующий межпредметные связи с помощью игровой технологии.
Тема: Решение задач по теме «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока: обобщение знаний и умений учащихся решать задачи на проценты, пропорции, масштаб, действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания, умения и навыки учащихся по темам «Дробные выражения», «Нахождение числа по его дроби» и др.
Развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно работать; математической речи учащихся; наблюдательности; способствовать расширению знаний учеников об окружающем их мире.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, дисциплинированности; способствовать формированию положительного отношения к предмету, интереса к знаниям.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Предметные: владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление об основных изучаемых понятиях.
Метапредметные: умение применять знания о совместных действиях с обыкновенными и десятичными дробями для решения задач из разных предметных областей.
Формируемые УУД
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы будем решать задачи на проценты, пропорции, масштаб, действия с десятичными и обыкновенными дробями. Ребята, что берут путешественники с собой в путешествие?
Ученик: Знания и смекалку.
Учитель: Я с вами согласна. Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока «Решение задач». Но для того, чтобы узнать сколько знаний вы взяли с собой, я предлагаю решить следующий пример.
Учитель: Вы хорошо подготовились к путешествию и с вами не страшно отправляться в путь.
3.Первый этап – станция «Историческая»
Учитель: Кто были первооткрывателями замечательной страны – математика? Кто проложил дорогу, по которой вы сейчас будете путешествовать?
Ученик: Это сделали ученые-математики.
Учитель: Правильно. Мы не должны забывать историю. Послушаем сообщения учащихся.
Учащиеся читают сообщение о Софье Ковалевской и о Карле Гауссе.
4.Станция «Музыкальная» - устный счёт.
Учитель: Послушайте музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Мы двигаемся к «поляне цветов». Среди этих цветов есть ядовитые и целебные. Наша задача не ошибиться, когда будем собирать букет. Вслух ничего не произносите, а показывайте сигнальные карточки: красная – ядовитый цветок, зелёная – целебный. Посмотрите на плакат, на нём нарисованы цветы. Их пять. Если вы перемножите числа, указанные на лепестках цветка и, ответ совпадёт с числом на листке, то это целебный, а если нет, то ядовитый.
- целебный 2)-ядовитый 3)3,51,5- целебный 4) - целебный 5)- ядовитый.
Вот мы очутились на поляне цветов.
Учитель: Ребята, вы должны самостоятельно по вариантам выполнить задания из карточки и узнать, что здесь зашифровано.
Карточка №1.
1) 2) 3) 4)
5)Найти неизвестный член пропорции:
6)Решите уравнение: x -=5,8
№ | а | д | л | ш | ы | н |
1 | 104,5 | 3,21 | 5,65 | |||
2 | 2,5 | 13,7 | 5 | |||
3 | 104,2 | 6,3 | 14 | |||
4 | 0,2 | 2 | 20,5 | |||
5 | 7,18 | 18 | 0 | |||
6 | 5,38 | 6,28 | 8,55 |
Карточка №2.
1) 2)= 3)13:= 4)
5) Найти неизвестный член пропорции: 3,5:0,5=у:0,1
6) Решите уравнение: х+15,35=
№ | а | а | л | ф | к | и |
1 | 38,2 | 49,5 | 3 | |||
2 | 2,2 | 1,43 | 0,8 | |||
3 | 4 | 9,1 | 2,16 | 0 | ||
4 | 2 | |||||
5 | 0,8 | 4 | 14,25 | 0,7 | 15 | |
6 | 1,4 | 4,05 | 0,52 | 5 |
Учитель: А теперь узнаем, что за растения зашифрованы. Послушайте, каковы их лекарственные свойства.
(Учащиеся рассказывают о лечебных свойствах ландыша и фиалки).
Учитель: Вам понравилось на поляне цветов? Тогда решим задачу еще про один цветок.
Из 450 кг лепестков розы получается 405гр. эфирного масла. Сколько надо лепестков розы, чтобы получилось 540гр. эфирного масла. (Учащиеся решают задачу у доски). Ученик рассказывает о лечебных свойствах розы.
Учитель: Давайте любить и охранять природу.
7. «Водопад». Около водопада Виктория в центральной Африке растет баобаб, окружность ствола которого 26,2 метра. Определите диаметр поперечного сечения ствола баобаба. (Учащиеся решают задачу у доски)
8. Практическая работа. (2 ученика с помощью линейки измеряют расстояние на карте и решают задачу у доски)
Туристы, разрабатывающие маршрут похода по карте, масштаб которого 1:50000, определили, что расстояние, которое предстоит пройти, составляет на карте 32,2 см. Какое расстояние маршрута нашего путешествия?
Литература
- Довгопол, И. И. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И. Довгопол. – Симферополь : НАТА, 2007. – 334 с.
- Математика : 5 - 8 классы : игровые технологии на уроках / авт.-сост. И. Б. Ремчукова. - 2-е изд., стер. - Волгоград : Учитель, 2008. - 99 с.
- Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей. / М. А. Смирнова, М.: Просвещение, 2006. – 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках математики
Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....
Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"
В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....
Статья по теме:"Использование игровых технологий на уроках математики традиция или инновация ?"
Статья и презентация....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из воз...
Об использовании игровых технологий в обучении математике
Статья, содержащая теоретический материал об игровых технологиях и примеры из практики....
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...