Урок пресс-конференция по теме "графики вокруг нас", 7 класс.
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Газеева Эльвина Гарифьяновна

Вашему вниманию представлены разработки для проведения урока пресс-конференции по алгебре при изучении темы "графики вокруг нас" в седьмом классе (технологическая карта урока, сценарий проведения пресс-конференции и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока пресс - конференции по алгебре в 7 классе (в контексте ФГОС ООО)

Авторы,  разработчики:

Студентка группы ПФ-51215 Мухамедьянова Эльвина Гарифьяновна

Предмет

Алгебра

Класс

7 класс

Тема

Графики вокруг нас.

Тип урока

Урок получения новых знаний и первичного закрепления.

Цель темы урока

Формирование представления у учащихся понятия о разнообразии графиков и познакомить их со сферами использования графического изображения информации в окружающем нас мире.

Основные термины, понятия

Графический способ, график зависимостей, чтение графиков, парабола, ветви параболы,  вершина параболы, кубическая парабола, биссектриса.

Планируемый результат:

Личностные результаты образовательной деятельности:

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Л1);

- Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л2);

- Определять мотив и смысл своей деятельности (Л3);

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л4);

-  Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л5).

Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

- Выстраивание логической цепочки рассуждения (Р1);

- Способность к организации своей деятельности (Р2);

- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (Р3).

Познавательные УУД:

- Осмысливать полученную информацию (сравнивать, анализировать) (П1);

- Делать выводы на основе полученного опыта  (П4).

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других (К1);

- Умение вступать в диалог (К2);

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К3);

- Формулирование и аргументация своего мнения и позиции (К4);

- Публично защищать свою позицию (К5);

- Уважение к другой точке зрения (К6);

- Уметь договариваться и находить общее решение (К7);

- Согласовать усилия по достижению общих целей  (К8).

Предметные результаты:

- Знать основные термины и определения темы (Пр1);

- Уметь считывать необходимую информацию с графиков зависимостей (Пр2);

- Строить график по предложенной ситуации (Пр3);

- Уметь строить графики в Microsoft Excel (Пр4);

- Определять простейшие графики зависимостей (Пр5);

- Уметь решать текстовые задачи с использованием графиков (Пр6).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор, экран

Презентация «Графики вокруг нас»

Доклады участников пресс – конференции

Учебник «Алгебра, 7 класс» под ред. Дорофеева Г.В., рабочие тетради

Стенгазета «Графики вокруг нас»

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые

результаты

  1. Подготовительный этап (две недели)

На подготовительном этапе за неделю до урока учащиеся получают свои роли и тема, которая должна быть освещена в ходе диалога эксперта и корреспондента.

За две недели до урока класс разбивается учителем на группы и одной части учащихся раздаются роли представителей прессы - сотрудников различных газет; другой – роли специалистов разных сфер жизни: экономист, метеоролог, врач и т.п. Далее учитель проводит общий инструктаж, и группы начинают готовиться к своим выступлениям. Каждый ученик, познакомившись в ходе рассказа учителя с темой в целом, далее сам изучает по литературе детально свою часть.

Л1, Л2, Л3, Р2, Р3, К1, К3, К7, К8

  1. Организационный момент (2 мин)

Учащиеся приветствуют учителя, рассаживаются по своим местам и готовятся к выступлению.

Учитель приветствует учащихся и настраивает их на работу:

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с определением графика, рассмотрели график биссектрисы, график параболы, график кубической параболы и многое другое. Но это не первое ваше знакомство с графиками, это слово встречается не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Графики встречаются практически везде, графики окружают нашу жизнь, графики вокруг нас. Именно такова тема нашего урока «Графики вокруг нас» (слайд 1).

Далее учитель приводит список вопросов, на которые участники пресс – конференции ответят в ходе обсуждения своих тем (слайд 2).

Эксперты и корреспонденты занимают свои места. При проведении урока на столе перед каждой группой прессы ставят табличку с названием представляемой газеты. Учитель представляет стороны и сообщает, кто присутствует на конференции.

 Л1, Л2, Л3,  Р2, Р3, П1, П2, К1, К8

  1. Актуализация знаний (3 мин)

Вспоминают прошлый материал, отвечают на вопросы учителя, все вместе, либо по поднятой руке класс устно выполняет тестовые задания, изображенные на слайде.

- Прежде чем приступить к обсуждению озвученной темы, я предлагаю освежить в памяти пройденный материал. Для этого я задам вам несколько вопросов, на которые вам нужно будет ответить и также выполнить небольшой тест на слайде (слайд 3-7):

  • Назовите условия для задания графиков зависимости параболы и кубической параболы;
  • Что является графиком зависимости, заданной условием ?
  • Что называется ветвями и вершиной параболы?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо освоили пройденный материал, и теперь мы можем перейти к изучению нового материала (слайд 8).

Л1, Л2, П1, П3, К1, К3, Пр1, Пр5

  1. Освоение нового материала (20 мин)

(Корреспондент 1) – Здравствуйте, я корреспондент газеты «История в математике». Хотелось бы узнать у экспертов историю возникновения и развития графиков.  Какие были со стороны ученых попытки классифицировать графики? Известно, что Р.Декарт внес большой вклад в развитие математики, а что он сделал в плане изучения графиков функций?

Далее эксперт историк описывает историю возникновения такого понятия, как функциональной зависимости, начиная со средних веков. Описывает вклад Николая Оресма и Рене Декарта в историю развития графиков. И делает вывод о том, что графики за всё время своего существования прошли через ряд фундаментальных преобразований, которые привели их к тому виду, к которому мы привыкли (слайд 10).

(Корреспондент 2) – Корреспондент газеты «Будь здоров!», хотелось бы задать вопрос доктору. Скажите, пожалуйста, как применяются графики в сфере здравоохранения?

Доктор рассказывает о применении графиков в сфере здравоохранения. Рассказывает о том, что такое кардиограмма, как она используется и для чего. Раскрывает суть электрографии и рассказывает о том, как доктора – кардиологи «расшифровывают» график сердечного ритма человека (слайд 11).

(Корреспондент 3) – Корреспондент газеты «Записки юного синоптика» и вот мой вопрос: каким образом используются графики при составлении прогноза погоды?  И существует ли какой-то специальный прибор, фиксирующий изменение температуры?

Далее эксперт сферы метеорологии рассказывает о том, как при помощи термографа метеорологические службы фиксируют изменение температуры и представляют эти данные в виде графика, для наглядного представления. Также отмечает, какую информацию можно получить, проведя анализ графика изменения температуры (слайд 12 – 16).

(Корреспондент 4) – Корреспондент газеты «Прикладная физика». У меня вопрос к учителю физики. Какое значение имеют графики при описании физических процессов в школьном курсе физики?

Отвечая на вопрос, Учитель физики рассказывает об удобстве представления физических процессов в виде графиков. Рассказывает, с какого класса в школьном курсе физики используется графический метод изображения процессов и при решении каких задач чаще всего встречается графический метод изображения информации. Также приводит примеры графиков, используемых в физике (слайд 17).

(Корреспондент 5) – Корреспондент газеты «Достояние нации» вопрос:  Какую роль играют графики при изучении экономики?

Эксперт Экономист приступает к изложению подготовленного материала и рассказывает, где и как используются графики в экономике. Отмечает отличие графиков, используемых в математике, от графиков в экономике. Затем приводит примеры наиболее известных в экономике графиков (слайд 18).

(Корреспондент 6) – Корреспондент газеты «Рассчётный лист». Вопрос: Как при помощи Microsoft Office Excel представить график успеваемости вашего класса за последние три четверти? (начиная с сентября).

 Специалист по статистике рассказывает поэтапно, как при помощи Microsoft Excel можно представить график успеваемости 7-го класса. Для удобства и понятности эксперт представляет на слайдах презентации поэтапное создание графика успеваемости класса. И рассказывает, какие выводы об успеваемости класса можно сделать взглянув на представленный график (Создание графика успеваемости класса при помощи Microsoft Excel.pptx, слайд 1-12).

(Корреспондент 7) – Корреспондент газеты «Криминальное чтиво», я бы хотела задать вопрос специалисту СК РФ. Может ли пригодиться математическое знание графиков при расследовании дел?

Специалист СК РФ описывает «криминальную историю», дошедшую до наших дней в которой его коллеге помогло раскрыть одно запутанное дело об убийстве одного богатого человека при помощи его математической образованности и знание графиков.

- Сегодня у нас на пресс – конференции присутствуют следующие участники: историк, врач, синоптик, учитель физики, экономист, специалист по статистике, представитель Следственного комитета РФ, и корреспонденты газет. Корреспонденты газет будут задавать вопросы экспертам, а эксперты будут рассказывать подготовленный материал. По изложенному материалу корреспондентам необходимо будет в течение недели подготовить стенгазету на тему: «Графики вокруг нас».

- Дамы и господа, пресс - конференция начата. Прошу задавать ваши вопросы (слайд 9).

Всего будут выступать семь экспертов и семь корреспондентов, при необходимости можно отвести на один доклад сразу двух экспертов, но в предложенном варианте эксперты выступают по – одному. Также для разнообразия можно добавить критиков, которые будут критиковать экспертов и сторонников, которые будут выступать против критиков, защищать и доказывать правильность изложенного экспертами материала. Но в данном случае эти роли не рассматривались.

Л1, Л2, Л3, Р1, Р2, Р3, П1, П3, П4,  К1, К2, К3, К4, К5, К6, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6

  1. Закрепление материала и обсуждение проблемы  (10 мин)

Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают ответы и высказывают свою точку зрения. Затем класс обсуждает макет стенгазеты, которую необходимо будет подготовить к следующему занятию через неделю. Учитель предлагает свою идею, либо учитель может на перемене провести консультацию по созданию стенгазеты. Эксперты отдают свои доклады с подготовленным материалом корреспондентам, чтобы те могли использовать информацию докладчиков.

- Всем большое спасибо за выступления, все вы молодцы! А теперь всем участникам пресс – конференции я предлагаю ответить на мои вопросы по теме урока и по подготовленному материалу. Далее учитель задаёт вопросы, касающиеся темы урока и вместе с учащимися обсуждает ту или иную проблему. Например, задаются следующие вопросы:

  • Как часто и в каких сферах жизни люди сталкиваются с графиками?
  • Как вы думаете, можно ли человеку обойтись без умения читать график?
  • Что значит «уметь читать графики»?
  • Каким образом графики применяются в сфере здравоохранения?
  • В физике? Экономике? В геологии?
  • Кто занимался изучением графиков в средние века?
  • Приведите пример из повседневной жизни, где вам пригождалось чтение графики и др.

При наличии времени необходимо закрепить пройденный материала на практике при выполнении заданий №502, №503 (слайд 20-21).

Л2, Л3, Р1, Р2, П1, П2, П3, К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8, Пр1

  1. Выдача домашнего задания (1 мин)

Слушают учителя, открывают дневники и записывают домашнее задание, при необходимости задают возникшие вопросы.

- Откройте ваши дневники и запишите в дневниках домашнее задание, которое выведено на слайд: п. 5.6, №504 и №505 письменно в тетради.

Творческое задание на дополнительную оценку: написать небольшое сочинение на тему «Что в моей жизни можно изобразить графиком»? (слайд 22)

Л1, П1, К1

  1. Подведение итогов (4 мин)

Отвечают на вопросы учителя, проводят самоанализ проведённой работы и высказывают свою точку зрения.

Учитель вместе с учащимися подводит итоги, выставляет оценки и проводит рефлексию (слайд 23-24).  Используется метод рефлексии «облако тегов»:

радуга.png

- Спасибо большое за работу на уроке! Вы проявили свою самостоятельность и очень хорошо поработали сегодня, молодцы. До свидания и не забывайте про стенгазету, которую необходимо подготовить корреспондентам в течение недели.

Л3, Л4, Л5, Р1, П1, П4, К1, К3, К4




Предварительный просмотр:

Урок пресс – конференция «Графики вокруг нас»

Цель: Формирование представления у учащихся понятия о разнообразии графиков и ознакомление со сферами использования графического изображения информации в окружающем нас мире.

Тип урока: Урок получения новых знаний и первичного закрепления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

- фронтальная; 

- групповая;

- индивидуальная.

Оборудование урока: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Графики вокруг нас», доклады участников пресс – конференции, учебник «Алгебра, 7 класс» под ред. Дорофеева Г.В., рабочие тетради, стенгазета «Графики вокруг нас».

План урока:

  1. Подготовительный этап (неделя);
  2. Организационный момент (2 мин);
  3. Актуализация знаний (3 мин);
  4. Освоение нового материала (20 мин);
  5. Закрепление материала и обсуждение проблемы (10 мин);
  6. Выдача домашнего задания (1 мин);
  7. Подведение итогов (4 мин).

Ход урока:

  1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе заранее класс разбивается на две группы: на представителей прессы (корреспондентов различных газет) и на экспертов различных сфер: синоптик, демограф, историк, экономист, учитель физики, врач, специалист по статистике, представитель Следственного комитета РФ, представитель СБУ, можно добавить еще корреспондентов при необходимости. Подготовительный этап можно представить с помощью ступеней подготовки, представленных в таблице:

Ступени подготовительного этапа

Ступень подготовки

Проделываемая работа

11

Поиск

Поиск экспертом и корреспондентом информации на определенный аспект изучаемой темы. Подбор корреспондентом возможные вопросы по изученному материалу к эксперту

22

Ознакомление

Ознакомление с вопросами корреспондента и материалом эксперта

3

3

Корректирование

Корректирование и подбор вопросов корреспондента. Корректирование и предложение по внесению другой информации в материал экспертов, в соответствие с подобранными вопросами корреспондентов

44                4

Подготовка к конференции

Оформление докладов и вопросов, подготовка к выступлениям, учитель подготавливает презентацию в соответствие подобранным материалом корреспондентов

Каждый корреспондент на конференции задает вопросы определённому эксперту, поэтому на первой ступени подготовки каждой из пар предлагалось изучить определённый аспект темы «Графики вокруг нас», например, корреспонденту газеты «История в математике» было предложено на изучение исторически аспект темы, то есть изучение истории возникновения и развития графиков.

При этом перед корреспондентом стояла цель – подобрать корректные вопросы, которые можно задать эксперту на конференции, а перед самим экспертом – подобрать источники и материал. После чего, на второй ступени подготовки, корреспонденты и эксперты приходят на консультацию с подготовленным материалом, по возможности эти группы не должны контактировать. На третьей ступени учитель проверяет и при необходимости корректирует вопросы корреспондентов. Затем проверяет материал, который подобрал эксперт и, не говоря самой формулировки вопроса корреспондента, корректирует подобранный материал: убирает лишнее, предлагает добавить что-то ещё. Далее обе группы готовятся к конференции и оформляют свои доклады и вопросы.

При подготовке учащихся к такому уроку учителю необходимо контролировать весь процесс и помогать при возникновении сложностей, проводить консультации, но при этом упор должен ставиться и на самостоятельную работу учащихся с материалом. Это предопределяет самостоятельность учащихся: ведь каждый, познакомившись в ходе консультации учителя с темой доклада и содержанием, далее сам изучает по литературе детально свою часть.

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и настраивает учащихся на работу:

 - На прошлых уроках мы с вами познакомились с определением графика, рассмотрели график биссектрисы, график параболы, график кубической параболы и многое другое. Но это не первое ваше знакомство с графиками, это слово встречается не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Графики встречаются практически везде, графики окружают нашу жизнь, графики вокруг нас. Именно такова тема нашего урока «Графики вокруг нас» (слайд 1).

- Сегодня на уроке мы постараемся обсудить все аспекты этой темы и ответим на следующие вопросы:

  • Как часто и в каких сферах жизни люди сталкиваются с графиками?
  • Может ли знание графиков пригодиться нам в повседневной жизни?
  • Можно ли человеку обойтись без умения читать график?
  • Что значит «читать график»? и многие другие вопросы (слайд 2).

 Урок пройдет в виде пресс - конференции. Вы были заранее  оповещены о теме урока, мы с вами распределили роли и задания к уроку. Итак, приступим.

Эксперты и корреспонденты занимают свои места. При проведении урока на столе перед каждой группой прессы ставят табличку с названием представляемой газеты. Учитель представляет стороны и сообщает, кто присутствует на конференции.

  1. Актуализация знаний

- Прежде чем приступить к обсуждению озвученной темы, я предлагаю освежить в памяти пройденный материал. Для этого я задам вам несколько вопросов, на которые вам нужно будет ответить и также выполнить небольшой тест на слайде (слайд 3-7):

  • Назовите условия для задания графиков зависимости параболы и кубической параболы;
  • Что является графиком зависимости, заданной условием ?
  • Что называется ветвями и вершиной параболы?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо освоили пройденный материал, и теперь мы можем перейти к изучению нового материала (слайд 8).

  1. Освоение нового материала

- Сегодня у нас на пресс – конференции присутствуют следующие участники: историк, врач, синоптик, учитель физики, экономист, специалист по статистике, представитель Следственного комитета РФ, и корреспонденты газет. Корреспонденты газет будут задавать вопросы экспертам, а эксперты будут рассказывать подготовленный материал. По изложенному материалу корреспондентам необходимо будет в течение недели подготовить стенгазету на тему: «Графики вокруг нас».

- Дамы и господа, пресс - конференция начата. Прошу задавать ваши вопросы (слайд 9).

(Корреспондент 1) – Здравствуйте, я корреспондент газеты «История в математике». Хотелось бы узнать у экспертов историю возникновения и развития графиков. Какие были со стороны ученых попытки классифицировать графики? Известно, что Р.Декарт внес большой вклад в развитие математики, а что он сделал в плане изучения графиков функций?

(Историк):

Исследование графиков функциональных зависимостей началось в 14 веке. Средневековая наука была схоластической и для доказательства своей правоты ученые прибегали не к опыту, а к цитатам из Аристотеля и Платона или к ссылкам на библейские сказания. При таком характере "научных дискуссий" не оставалось места изучению количественных зависимостей, речь шла лишь о качествах предметов и их связях друг с другом. Но среди схоластов возникла школа, утверждавшая, что качества могут быть более или менее интенсивными (платье человека, свалившегося в реку, мокрее, чем у того, кто лишь попал под дождь) (слайд 10)

Французский ученый Николай Оресм стал изображать интенсивность длинами отрезков. Когда он располагал эти отрезки перпендикулярно некоторой прямой, их концы образовывали линию, названную им "линией интенсивностей" или "линией верхнего края". Современный читатель сразу узнает в ней график соответствующей функциональной зависимости. Оресм изучал даже "плоскостные" и "телесные" качества, т.е. функции, зависящие от двух или трех переменных.

Важным достижением Оресма была попытка классифицировать получившиеся графики. Он выделил три типа качеств: равномерные (с постоянной интенсивностью), равномерно-неравномерные (с постоянной скоростью изменения интенсивности) и неравномерно-неравномерные (все остальные), а также характерные свойства графиков таких качеств. Идеи Оресма на много обогнали тогдашний уровень науки. Чтобы развивать их дальше, нужно было уметь выражать зависимости между величинами не только графически, но и с помощью формул, а буквенной, алгебры в то время не существовало.

Чтобы создать математический аппарат для изучения графиков функций, понадобилось понятие переменной величины. Это понятие было введено в науку лишь в 16 в. французским философом и математиком Рене Декартом (1596-1650). Именно Декарт пришел к идеям о единстве алгебры и геометрии и о роли переменных величин, он разрушил пропасть, лежавшую со времен древнегреческой математики, между геометрией и арифметикой.

Чтобы освободить алгебру от несвойственного ей геометрического языка, Декарт ввел фиксированный единичный отрезок и стал рассматривать отношения других отрезков к нему. При записи зависимостей между величинами Декарт стал применять буквы. Теперь уже для преобразования одной зависимости в другую не надо было писать громоздких пропорций, изучать подобные треугольники и преобразовывать геометрические фигуры. Достаточно было по твердо, установленным правилам делать алгебраические преобразования, причем все эти преобразования производились в общем, виде.

Таким образом, графики функций за все время своего существования прошли через ряд фундаментальных преобразований, приведших их к тому виду, к которому мы привыкли. Каждый этап или ступень развития графиков функций - неотъемлемая часть истории современной алгебры и геометрии.

[https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/proekt_po_teme_grafiki_v_nashej_zhizni_182622.html]

(Корреспондент 2) – Корреспондент газеты «Будь здоров!», хотелось бы задать вопрос доктору. Скажите, пожалуйста, как применяются графики в сфере здравоохранения?

(Врач): 

В сфере здравоохранения знание графиков очень помогает врачам – кардиологам (слайд 11). Кардиограмма – график работы сердца и это яркий пример использования графического изображения функции в медицине. На графике можно увидеть максимум и минимум, фрагменты линейной функции, сглаживание линий и т.д. Кардиограмма – это запись сокращений сердца человека, которая осуществляется при помощи какого-либо инструментального способа. Во время сокращения сердце передвигается в пределах грудной клетки, оно вращается вокруг своей оси слева направо.

Суть электрографии заключается в том, чтобы зарегистрировать разности потенциала во времени. Кривая, которая показывает нам эти изменения и есть кардиограмма. Прибор, который записывает эту кривую, именуется электрокардиографом. Кардиограмма сердца показывает возбуждение сердца и его сокращение. Во время снятия кардиограммы к телу человека прикрепляются специальные электроды, благодаря которым аппарат и получает необходимые данные.

Суть обработки сигналов данного исследования заключается в том, чтобы диагностировать имеющиеся проблемы в работе сердечных мышц, используя при этом различные аналитические методы. Чтобы диагноз был правильным, прежде всего, необходимо точно установить все особые участки электрокардиограммы в лице зубцов. Здесь в первую очередь важны точная точка их начала и конца. Благодаря этим данным можно вычислить точную ширину, а также амплитуду этих самых зубцов. Именно эти данные чрезвычайно важны для функционального анализа данного исследования. Самой главной проблемой в анализе кардиограммы является то, что все зубцы на ней имеют разную форму, ширину и амплитуду. Довольно часто на некоторых участках кардиограммы зубцов вообще нет.

Сравнивая электрокардиограммы здорового и больного сердца, можно увидеть четкое различие между ними и судить о характере поражения сердечной мышцы. Форма и вид зубцов, длительность и вид промежутков кардиограммы напрямую связаны с фазами возбуждения и расслабления мышц сердца. Работу предсердий характеризует зубец Р (восходящий участок – возбуждение правого, нисходящий – левого предсердий), а промежуток времени, когда действуют оба предсердия, называется PQ. Зубцы Q и R показывают активность нижней и верхней частей сердца. В этот же промежуток времени активны желудочки (их наружные части). Сегмент ST – это активность обеих желудочков, а зубец Т означает переход мышц сердца в нормальное состояние….

И вот так, анализируя каждый участок кардиограммы, я и мои коллеги врачи – кардиологи делаем выводы и ставим диагноз. Нам приходится исследовать график функции кардиограммы по разным параметрам. Сравнивать с эталоном по всем критериям, проводить расчеты, сопоставлять цифры.

[https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/06/funktsii-vokrug-nas-neobychnoe-v-privychnom]

(Корреспондент 3) – Корреспондент газеты «Записки юного синоптика» и вот мой вопрос: каким образом используются графики при составлении прогноза погоды? И существует ли какой-то специальный прибор, фиксирующий изменение температуры?

(Метеоролог):

Графический способ – один из самых удобных и наглядных способов представления информации, поэтому графики широко используются метеорологическими службами при составлении прогноза погоды (слайд 12). Например, наша метеорологическая служба фиксирует изменение температуры в течение суток при помощи термографа, и полученные данные мы представляем в таблице с двумя строками: в первой указываем время суток, а во второй показатель температуры. А для более удобного отслеживания изменения температуры, мы представляем эти данные при помощи графиков. Для этого необходимо перенести данные таблицы на координатную плоскость. По оси абсцисс мы откладываем значения времени, а по оси ординат – значение температуры (слайд 13).

На слайде представлена таблица с шагом таблицы равным двум. Уменьшая шаг таблицы, мы можем составить более точное представление об изменении температуры в течение суток. При этом мы будем получать всё больше и больше точек. Все точки, построенные таким образом, намечают некоторую линию, которая называется графиком температуры.

Такие графики я и мои коллеги получаем с помощью специального прибора – термографа, отмечающего изменение температуры на движущейся ленте или на экране дисплея. График температуры даёт нам много полезной информации. Например, по графику легко узнать, когда температура была положительной, а когда отрицательной, когда она росла, а когда понижалась.

На данном графике мы видим, что с 0 ч до 2 ч и после 10 ч температура была положительной, так как на этих промежутках график расположен выше оси абсцисс. С 2 ч до 10 ч температура была отрицательной, так как на этом промежутке график лежит ниже оси абсцисс. С 6 ч до 16 ч температура росла, так как на этом промежутке график идёт вверх, а с 0 ч до 6 ч, с 16 ч до 20 ч и с 22 ч до 24 ч температура понижалась (график идёт вниз) (слайд 14-15).

Также по графику видно, что самая высокая температура за сутки, была в 16 ч, а самая низкая – в 6 ч. По графику можно получить и другую полезную информацию: например, когда температура менялась быстрее, а когда медленнее. Я и мои коллеги отслеживаем изменение температуры, количество осадков и т.п. (слайд 16) А вот наши товарищи геологи, используя показания сейсмографов – приборов, непрерывно фиксирующих колебания почвы и строящих специальные графики – сейсмограммы, предсказывают приближение землетрясения или цунами. Ну а это так, к слову. А у меня всё, спасибо за внимание!

 (Корреспондент 4) – Корреспондент газеты «Прикладная физика». У меня вопрос к учителю физики. Какое значение имеют графики при описании физических процессов в школьном курсе физики?

(Учитель физики):

Современная наука и техника очень широко использует графики, а потому, где бы ни учился, где бы ни работал человек после школы – ему обязательно придется иметь дело с графиками (слайд 17). Графическое представление физического процесса делает его более наглядным и тем самым облегчает понимание рассматриваемого явления, способствует развитию абстрактного мышления, умения анализировать и сравнивать. Кроме того, применение графического метода способствует укреплению связей физики с математикой, наполняет абстрактные математические закономерности конкретным физическим содержанием.

В школьном курсе физики, как вы уже знаете, графический метод используется, начиная с 7-го класса. Наиболее часто встречаются графики линейных функций, в том числе и прямой пропорциональной зависимости, графики тригонометрических функций. Реже обратной пропорциональной зависимости, а также какой-то более сложной зависимости.  Встречаются графики, содержащие несколько участков, которые соответствуют различным особенностям протекания физического процесса.

Наиболее часто графики встречаются при решении задач  по механике (кинематика, механические колебания, волны и т.п), тепловые явления (изменение агрегатных состояний вещества, молекулярная физика и термодинамика в 10 классе). Реже – в задачах по электричеству, электромагнетизму (в основном в 10–11 классах), в квантовой физике (фотоэффект в 11 классе).

Наиболее распространёнными заданиями являются задания,  содержащие уже готовые графики. Готовые графики используются в разнообразных нестандартных ситуациях, как правило, детям незнакомых.  И тут наряду  с физическими знаниями навыки работы с графиками играют, не побоюсь этого слова, базовую роль.

 С помощью графика в физике можно наглядно представить функциональную зависимость физических величин, выяснить, в чем смысл прямой и обратной пропорциональности между ними, узнать, как быстро растет или падает численное значение одной физической величины в зависимости от изменения другой, когда он достигает наибольшего или наименьшего значения. 

Также график дает возможность физикам описать, как протекает тот или иной физический процесс, позволяет наглядно изобразить наиболее существенные стороны его, обратить внимание учащихся именно на то, что является наиболее важным в изучаемом явлении.

Одним из примеров использования графиков для представления физических процессов  является график зависимости координаты от времени для тела, брошенного с высоты 10 м вертикально вверх. Только по этому графику мо можем определить путь перемещения тела за 6 с.

рис.2

На следующем рисунке представлен график  волны вдоль упругого шнура в некоторый момент времени.

рис.3

Таким образом, такие как математические объекты график широко применяется не только в самой математике, но и при изучении физики. И умение оперировать графиком просто необходимо каждому ученику.

[https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632699/]

 (Корреспондент 5) – Корреспондент газеты «Достояние нации» вопрос:  Какую роль играют графики при изучении экономики?

(Экономик):

Графики активно применяются экономистами,  далеко в экономике графики значат не то же самое, что в математике (слайд 18). Графики в экономике - визуальное представление обеих ее сторон - науки и искусства. Как научный инструмент график показывает взаимосвязь двух переменных - некоторую функциональную взаимозависимость.

В то же время график в экономике является разновидностью передачи информации посредством ее выражения в определенном визуальном образе. Графики и статистика позволяют экономистам брать абстрактные идеи, касающиеся экономических отношений, и придавать им форму, которую они могут представить визуально и запомнить. Экономисты используют графики, чтобы продемонстрировать принципы и теории, отражающие то, что происходит в реальной действительности.

Некоторые графики иллюстрируют изменения в определенных экономических данных за определенный период времени, например рост и спад в обрабатывающей промышленности или изменение стоимости жизни. Эти графики часто помещают в газетах или показывают в телевизионных программах новостей, чтобы помочь людям визуально представить, что происходит в экономике.

В экономике графики позволяют нам кратко и наглядно проиллюстрировать экономические понятия и законы, на описание которых словами потребовались бы страницы. Одними из наиболее известных примеров использования графиков в экономике являются кривая спроса и предложения, линия производственных возможностей. И таких графиков, отображающих те или иные законы экономических явлений огромное количество.

Точно оценить форму и параметры функциональных зависимостей в экономике чаще всего нельзя. Можно определить только примерную взаимозависимость между двумя переменными: величина спроса растет с падением цены; инфляция увеличивается вследствие излишнего роста денежной массы и т.д. Поскольку в экономике одновременно взаимодействуют множество переменных, графическое представление не более чем упрощение, показывающее, как изменение аргумента повлияет на изменение функции при допущении, что все остальные переменные остаются неизменными.

У меня всё, спасибо за внимание!

[https://bankfs.ru/money---news/ispolzovanie-grafikov-v-ekonomike-ekonomika-i-ekonomicheskaya-teoriya.html]

[http://studlib.com/content/view/2848/41/]

 (Корреспондент 6) – Корреспондент газеты «Расчётный лист». Вопрос: Как при помощи Microsoft Office Excel представить график успеваемости вашего класса за последние три четверти? (начиная с сентября).

(Специалист по статистике):оценки.png

Для начала необходимо собрать все четвертные оценки всего класса и найди среднее арифметическое значение для каждой четверти. Для этого я создала таблицу в Excel, которую заполнила четвертными оценками и при помощи формулы нахождения среднего арифметического значения выборки я нашла среднюю оценку нашего класса за первые три четверти (Слайд 2).

Далее во вкладке «Вставка» на панели управления выбираем «График» и из ряда предложенных графиков выбираем тот, который нам нужен, в нашем случае я выбрала первый (Слайд 3).  После этого рядом с нашей таблицей появится пустое поле для графика, а для того, чтобы появился сам график нам необходимо ввести данные для построения графика. Для этого на пустом поле нажимаем правой клавишей мыши и в появившемся меню выбираем «Выбрать данные» (Слайд 4).

Далее появится окошечко «Выбор источника данных», для заполнения диапазона данных диаграммы выделяем ячейки со средними оценками всего класса за все три четверти (Слайд 5) и у нас появится на пустом поле изображение графика. Затем в этом же окошке указываем подписи горизонтальной оси и для этого выделяем ячейки с нумерацией четвертей (Слайд 6).

Для того, чтобы график был более наглядным подкорректируем форматы в начале горизонтальной, а затем вертикальной осей. Для этого нажимаем правой клавишей мыши на изображения осей и изменяем параметры в выпавшем окошке (Слайд 7-8). Аналогичным способом меняем параметры для вертикальной оси (Слайд 9-10). И таким образом в конечном итоге мы получаем график успеваемости наша класса (Слайд 11-12). Проанализировав сам график, мы можем сделать некоторые выводы.

Выводы о среднем показателе класса за три четверти:

  • за первую четверть средний показатель равен 4,16;
  • за вторую четверть – 4,12;
  • за третью четверть – 4,24.

Выводы об изменении успеваемости класс в течение трёх четвертей:

  • средний показатель успеваемости за первую четверть был неплохим;
  • во второй четверти успеваемость класса достаточно снизилась, так как график на этот период убывает;
  •  но в течение третьей четверти учащиеся класса подтянули свои знание по предмету, и успеваемость класса значительно увеличилась и достигла своего наивысшего среднего значения за все три четверти - 4,24.

Спасибо большое за внимание, у меня всё!

(Корреспондент 7) – Корреспондент газеты «Криминальное чтиво», я бы хотела задать вопрос специалисту СК РФ. Может ли пригодиться математическое знание графиков при расследовании дел?

(Специалист СК РФ):

Да, порою знание графиков необходимо при расследовании убийств и других дел. Очень известно дело, для раскрытия которого моему коллеге очень пригодилась его математическая образованность (слайд 19).

«Криминальная история»:

До наших дней дошла одна криминальная история об убийстве одного богатого мужчины, которая произошла очень давно в незапамятные времена. Из подробностей дела известно, что в 11 ч вечера слуга зажег хозяину две свечи, а утром в 7 ч обнаружил его убитым. Одна свеча лежала на полу потухшая рядом с телом хозяина, а вторая догорала. Известно, что длина целой свечи 21 см, длина опрокинутой свечи  во время убийства 16 см, а не потухшего огарка 1 см.

На допросе слуга утверждал, что в 2 часа ночи, когда хозяин еще был жив, к нему приходил сосед хозяина и примерно через час ушёл домой. Сосед был задержан, так как он жил один алиби на время убийства у него не было. Но сосед отрицал свою вину и утверждал, что он не приходил к убитому в ночь убийства и был в хороших отношениях со своим соседом. Также он утверждал, что слуга убитого оклеветал его.

Горение свечи.png

Решение: Мой коллега не стал делать поспешных выводов и решил, как следует разобраться в этом запутанном деле. Он знал, что сгорание свечи – равномерный процесс и его можно представить в виде графика. 23 часа – начало отсчета времени, длина свечи – 21 см. Он построил точку (0;21). Слуга пришел через 8 часов, длина горевшей свечи составила 1см. Затем отложил точку (8;1). Мой коллега знал, что у двух свечей состав был абсолютно один и тот же, и поэтому скорость их горения была одинакова. Соединив точки отрезком, графику он определил, через какое время от начала зажигания свечей длина второй свечи была равна 16 см. И мой коллега увидел, что через 2 часа. Значит, убийство было совершено в 1 час ночи.

Узнав время убийства, следователь понял, что слуга даёт ложные ведь в 2 часа ночи хозяин уже был мёртв. Следователь представил доказательства невиновности соседа слуге и тот в свою очередь сознался в убийстве. Таким образом, даже в работе следователя графики играют немаловажную роль и могут помочь раскрыть дело.

  1. Закрепление материала и обсуждение проблемы

- Всем большое спасибо за выступления, все вы молодцы! А теперь всем участникам пресс – конференции я предлагаю ответить на мои вопросы по теме урока и по подготовленному материалу. Далее учитель задаёт вопросы, касающиеся темы урока и вместе с учащимися обсуждает ту или иную проблему. Например, задаются следующие вопросы:

  • Как часто и в каких сферах жизни люди сталкиваются с графиками?
  • Как вы думаете, можно ли человеку обойтись без умения читать график?
  • Что значит «уметь читать графики»?
  • Каким образом графики применяются в сфере здравоохранения?
  • В физике? Экономике? В геологии?
  • Кто занимался изучением графиков в средние века?
  • Приведите пример из повседневной жизни, где вам пригождалось чтение графики и др.

        Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают ответы и высказывают свою точку зрения. Затем класс обсуждает макет стенгазеты, которую необходимо будет подготовить к следующему занятию через неделю. Учитель предлагает свою идею, либо учитель может на перемене провести консультацию по созданию стенгазеты. Эксперты отдают свои доклады с подготовленным материалом корреспондентам, чтобы те могли использовать информацию докладчиков.

При наличии времени необходимо закрепить пройденный материала на практике при выполнении заданий №502, №503 (слайд 20-21).

  1. Выдача домашнего задания

- Откройте ваши дневники и запишите в дневниках домашнее задание, которое выведено на слайд: п. 5.6, №504 и №505 письменно в тетради.

Творческое задание на дополнительную оценку: написать небольшое сочинение на тему «Что в моей жизни можно изобразить графиком»? (слайд 22)

  1. Подведение итогов

Учитель вместе с учащимися подводит итоги, выставляет оценки и проводит рефлексию (слайд 23-24).  Используется метод рефлексии «облако тегов»:

- Ребята, на слайде вы видите изображение радуги, вы можете заметить, что каждому цвету соответствует определённый тег, который вам нужно закончить. И я предлагаю одним попробовать одним словом, начинающимся ту же букву, на которую начинается цвет радуги выбранного вами тега, описать прошедшую пресс-конференцию. Поделитесь своим мнением.

радуга.png

- Спасибо большое за работу на уроке! Вы проявили свою самостоятельность и очень хорошо поработали сегодня, молодцы. До свидания и не забывайте про стенгазету, которую необходимо подготовить корреспондентам в течение недели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Графики вокруг нас»

Слайд 2

Вопросы, на которые мы ответим в конце урока: Как часто и в каких сферах жизни люди сталкиваются с графиками? Может ли знание графиков пригодиться нам в повседневной жизни ? Можно ли человеку обойтись без умения читать график? Что значит «читать график»? Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с графиками? Что вы знаете о графиках? График одно из важных алгебраических понятий График-это линия на плоскости График один из способов представления и анализа информаци Где в жизни вам приходилось встречаться с графиками? ( примерные ответы учеников ) На уроках математики; В справочной литературе; График движения поездов; График изменения температур. Что такое график? Графиком называется множество точек координатной плоскости, у которых значения х и y связаны некоторой зависимостью и каждому значению х соответствует единственное значение у. Для чего нужны графики? Графики непосредственно связаны не только с другими дисциплинами(физика, химия, астрономия и др.), но и широко применяется в бытовой и производственной сферах, науке. Можно ли обойтись без умения читать график? Что значит читать график? Как часто люди в жизни сталкиваются с графиками? Приходится ли исследовать графики людям разных профессий? экономист врач социолог технолог геолог метеоролог Могут ли эти знания пригодиться нам в повседневной жизни? На этот и другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в проекте Совет: нажмите F11, чтобы перейти в полноэкранный режим. Документы: Печать слайдов Просмотреть презентацию с другими Проверка возможности соединения продолжится во время просмотра этой презентации. Можно продолжить просмотр этой презентации или редактировать файл в Интернете. Изменить Соавторы этого документа могут вести презентации в Интернете. С помощью указанного выше URL-адреса можно пригласить на презентацию других пользователей. Вести презентацию Докладчик просматривает: слайд 1 Возобновить просмотр Вести презентацию Слайд, на котором вы остановились, виден зрителям. Остановить презентацию Соавторы этого документа могут вести презентации в Интернете. 7/8 Что вы знаете о графиках? График одно из важных алгебраических понятий График-это линия на плоскости График один из способов представления и анализа информаци Где в жизни вам приходилось встречаться с графиками? ( примерные ответы учеников ) На уроках математики; В справочной литературе; График движения поездов; График изменения температур. Что такое график? Графиком называется множество точек координатной плоскости, у которых значения х и y связаны некоторой зависимостью и каждому значению х соответствует единственное значение у. Для чего нужны графики? Графики непосредственно связаны не только с другими дисциплинами(физика, химия, астрономия и др.), но и широко применяется в бытовой и производственной сферах, науке. Можно ли обойтись без умения читать график? Что значит читать график? Как часто люди в жизни сталкиваются с графиками? Приходится ли исследовать графики людям разных профессий? экономист врач социолог технолог геолог метеоролог Могут ли эти знания пригодиться нам в повседневной жизни? На этот и другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в проекте Совет: нажмите F11, чтобы перейти в полноэкранный режим. Документы: Печать слайдов Просмотреть презентацию с другими Проверка возможности соединения продолжится во время просмотра этой презентации. Можно продолжить просмотр этой презентации или редактировать файл в Интернете. Изменить Соавторы этого документа могут вести презентации в Интернете. С помощью указанного выше URL-адреса можно пригласить на презентацию других пользователей. Вести презентацию Докладчик просматривает: слайд 1 Возобновить просмотр Вести презентацию Слайд, на котором вы остановились, виден зрителям. Остановить презентацию Соавторы этого документа могут вести презентации в Интернете. 7/8

Слайд 3

Тестовые задания: 1. На каком рисунке изображён промежуток 2 < x : А Б В

Слайд 4

2. Графиком зависимости у = х 2 является: Парабола А Ломаная Б Прямая В

Слайд 5

3. Какому условию удовлетворяет множество точек, изображенное на рисунке? -2≤х≤1 А -2≤у≤2 Б -2 ≤х≤2 В

Слайд 6

Неудача! Попробуйте ещё раз! Назад к 1 заданию Назад ко 2 заданию Назад к 3 заданию

Слайд 7

МОЛОДЦЫ!!! Вперёд ко 2 заданию Вперёд к 3 заданию ВПЕРЁД!!!

Слайд 8

Что мы знаем о графиках? График одно из важных алгебраических понятий; График - это линия на плоскости; График один из способов представления и анализа информации

Слайд 9

Пресс – конференция «Графики вокруг нас»

Слайд 10

История развития графиков Исследование графиков функциональных зависимостей началось в 14 веке.

Слайд 11

Кардиограф Врачи выявляют болезни сердца, изучая графики, полученные с помощью кардиографа , их называют кардиограммами . Использование графиков в медецине

Слайд 12

Использование графиков метеорологами Термограф

Слайд 13

Время суток t ч Температура Т ° С 0 3 2 0 4 -1 6 -3 8 -1 10 0 12 2 0 14 16 18 20 22 24 5 7 5 4 4 2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 t ,ч -4 Т -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 14

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 t ,ч -4 Т -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 График температуры дает нам много полезной информации

Слайд 15

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 t ,ч -4 Т -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 График температуры дает нам много полезной информации

Слайд 16

Сейсмограф

Слайд 17

Использование графиков в физике С помощью графика в физике можно наглядно представить функциональную зависимость физических величин, выяснить как быстро растет или падает численное значение одной физической величины в зависимости от изменения другой и когда он достигает наибольшего или наименьшего значения. График зависимости координаты от времени для тела, брошенного с высоты 10 м вертикально вверх График волны вдоль упругого шнура в некоторый момент времени

Слайд 18

Использование графиков в экономике В экономике графики широко применяются для краткой и наглядной иллюстрации экономических понятий и законов. Одними из наиболее известных примеров являются кривая спроса и предложения, линия производственных возможностей.

Слайд 19

«Криминальная история» В 11 ч вечера слуга зажег хозяину две свечи, а утром в 7 ч обнаружил его убитым. Одна свеча лежала на полу потухшая рядом с телом хозяина, а вторая догорала. Известно, что длина целой свечи 21 см, длина опрокинутой свечи во время убийства 16 см, а не потухшего огарка 1 см. Определить время убийства.

Слайд 20

Учебник: стр. 151, № 502, № 503 Доп. задание: №507. Закрепление материала

Слайд 21

x 8 6 4 2 -2 е ж з и к л м а б в г д у ф х ц ч ш щ ! э ю я п р с н о т ы (6;4) (-2;-2) (4;4) (-2;-2) (4;6) (0;2) (4;-2) (-6;2) М О Л О Д Ц Ы ! y -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8

Слайд 22

§ 5.6, №504 и №505 Творческое задание: написать сочинение на тему «Что в моей жизни можно изобразить графиком?» Домашнее задание:

Слайд 23

Р а д у г а самоанализа:

Слайд 24

Спасибо за урок!!! Всем хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"

урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...

Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)

Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...

Урок - пресс-конференция "Тепловые двигатели" (физика, 8 класс)

Проводится как итоговый урок по окончании темы "Тепловые двигатели"....

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Урок – пресс-конференция в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»

систематизация и обобщение знаний по теме «Формулы сокращенного умножения», формирование познавательной активности, умения логически мыслить....

Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»

В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...