Рабочая программа элективного курса для 11 класса (34 часа) Решение задач с параметрами
элективный курс по алгебре (10 класс)
Рабочая программа элективного курса
для 11 класса (34 часа)
Решение задач с параметрами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_2_klass.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО Согласовано 02.09.2014 Утверждаю от 05.09.2014
Протокол №1 от 28.08.2014 заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №72
Руководитель МО _________ __________________________ Прошина И.Я.
Рабочая программа элективного курса
для 11 класса (34 часа)
Решение задач с параметрами
Программа: Автор: С.А. Субханкулова, издательство «Илекса», 2010 г.
2014-2015 гг.
Учитель: Рузавина Наталья Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике «Задачи с параметрами» рассчитана на учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к предмету математика. Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы С.А. Субханкуловой
«Задачи с параметрами», издательство «Илекса», 2010 г. и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время при подготовке к ЕГЭ. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Цель курса:
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащийся должен:
- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
- проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Краткое содержание тем курса
I. Первоначальные сведения (2 ч.)
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр (4 ч.)
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр. Геометрическая интерпретация. Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2ч.)
Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами. Исследование полученного ответа. Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр (5 ч.)
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический способ решения. Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
VI. . Квадратные неравенства, содержащие параметры (2 ч.)
Метод интервалов.
Алгоритм решения неравенств 2-й степени, содержащих параметры. Аналитический способ решения.
Цель: Выработать навыки решения стандартных квадратных неравенств методом интервалов.
VII. Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами (2ч.)
Алгоритм решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.
Цель: Формировать умение и навыки решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.
VIII. Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. (4 ч.)
Решение рациональных уравнений с параметром. Решение уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков.
Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков, решение рациональных уравнений.
IX. Решение задач с параметром с помощью свойств функций (7 ч.)
Область значений функции. Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы. Решение задач с параметром с помощью свойств функций. Расположение корней квадратного трехчлена
Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью свойств функции.
X. Нестандартные задачи. Итоговая контрольная работа по курсу. Защита индивидуальных проектов ( 6 ч.)
Материально-техническое обеспечение
1. С.А. Субханкулова. Элективный курс «Задачи с параметрами»,издательство «Илекса», 2010
- Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2008
- Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2009.
- Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
- Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2010 г; №12,38-2010 г
- Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2009.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 2009г
- Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 2007г
- Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 2006
- Материалы по подготовке к ЕГЭ 2009-2013 г
- Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
- Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ «Математика», cd-диск,2007
Календарно-тематическое планирование элективного курса
11 класс
Дата по плану | Дата по факту | № | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Основные понятия уравнений с параметрами | 11 | ||
2 | Основные понятия неравенств с параметрами | 11 | ||
3-6 | Решение линейных уравнений, содержащих параметр.Решение уравнений, приводимых к линейным. | 4 1 4 1 1 44 1 | ||
7-8 | Алгоритм решения неравенств. | 1 22 1 | ||
9-13 | Актуализация знаний о квадратном уравнении . Использование теоремы Виета Исследование трехчлена. | 1 5 1 55 1 1 | ||
14-15 | Неравенства с параметрами (второй степени) Метод интервалов | 1 22 1 | ||
16-17 | Системы линейных уравнений Системы линейных неравенств | 1 22 | ||
18-19 | Рациональные уравнения с параметрами Решение рациональных уравнений с параметром | 1 22 1 | ||
20-21 | Графический способ решения уравнений Графический способ решения неравенств | 22 | ||
22-28 | Область значений функции. Область определения функции. Монотонность. Координаты вершины параболы. Решение задач с параметром с помощью свойств функций. Расположение корней квадратного трехчлена | 1 1 1 1 2 77 | ||
29-30 | Нестандартные задачи | 22 | ||
31 | Итоговая контрольная работа по курсу | 11 | ||
32-34 | Защита индивидуальных проектов | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)
Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...
Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс
Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...
Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученн...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач"
Пояснительная записка. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. В обучении они являются и целью, и средством обучения и математическо...
Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.
Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...
Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе
Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...