Конспект урока: Понятие о производной, 11 класс (учебник Алгебра и начала математического анализа 10-11, Алимов Ш.А. и др.)
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Конспект урока включает в себя ссылки на карточки с портала Учи.ру (Uchi.ru)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Название урока и класс: | Понятие о производной, 11 класс (учебник Алгебра и начала математического анализа 10-11, Алимов Ш.А. и др.) | |||||||||||||||||||||||
Цели: | учебная: сформировать представление о касательной к графику функции в точке, изучить скорость изменения функции в точке, дать понятие производной воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к изучаемой теме и ценностного отношения к труду и полученным знаниям. развивающая: способствовать развитию навыков частично-поисковой познавательной деятельности, развитие внимания, логики, умения сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, умения рассуждать и аргументировать свои действия. | |||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | Учащиеся изучат понятие производной и познакомятся с некоторыми правилами ее нахождения | |||||||||||||||||||||||
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ру | |||||||||||||||||||||
Организационный момент | 2 | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа". | ||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | 6 | Работа идёт в парах. Ученикам предлагается познакомиться с заданиями в карточках на сайте Учи.ру, чтобы лучше понять смысл производной. | https://uchi.ru/teachers/groups/6756912/subjects/1/course_programs/11/lessons/13453 | |||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | 15 - 20 | Подобные задачи рассматриваются и в экономике, и в анализе ценовой политики. Например: «цена товара напрямую зависит от расходов на производство» или «объем реализации некоторой продукции зависит от роста или снижения его цены». А теперь давайте подведём итоги вашей исследовательской работы. Вы решали различные задачи, но все они привели к одной и той же математической модели: к числу, к которому стремиться отношение разности значений функции к разности значений аргумента. В русском языке для величины, на которую изменилось начальное количество, используется слово «прирост». Приращению аргумента соответствует «приращение функции», которое также обозначается с помощью заглавной греческой буквы «∆». Вопрос: Скажите, а вы знаете, кто впервые стал использовать знак «∆» для обозначения разности аргументов? - Да. Буква «∆» – одна из заглавных букв греческого алфавита ее стал использовать Эйлер (сер. 18 века). Исходя из этого полученную формулу можно записать по-другому: или и прочитать так: число, к которому стремится разностное отношение = при . Поскольку многие задачи в различных областях науки в процессе решения приводят к такой же модели – этому отношению надо: дать название, дать обозначение и изучить его. Это мы с вами сейчас и сделаем. Определение: Производной функции в точке называется число, к которому стремится разностное отношение = при . но обозначается по-разному: х), у′ – эти обозначения для производной ввел Жозеф Луи Лагранж Это определение вы запишете в тетрадях. Теперь посмотрите на ваши задачи и сформулируйте план нахождения производной. (Учащиеся должны ответить): 1. Задать функцию f(x). Алгоритм нахождения производной (находим )): 1) Задать приращение и вычислить = = . 2) Найти разностное отношение и сократить на . 3) Если при стремится к какому-то числу, то это число будет . Далее группа самостоятельно формулирует и записывает в тетради Физический смысл производной – это скорость изменения расстояния: s‘(t) = v(t). (За бесконечно малое время прошел бесконечно малое расстояние. Спидометр машины показывает мгновенную скорость. Скорость в данный момент времени ). Если производная положительная, то расстояние увеличивается, а если отрицательная, то расстояние уменьшается. Геометрический смысл: f‘(хо) – это коэффициент угла наклона касательной к оси Ох f‘(хо) = k = tg α. (Слайд 7) Т.е. из геометрического смысла получается, что если существует производная в точке хо, то можно провести что? (обычно ученики говорят: что можно провести касательную в точке хо и наоборот – если можно провести касательную в точке хо, то в этой точке существует производная. На ошибку в формулировке пока не обращается внимание, фраза записывается на доске в таком виде и дальше продолжаются обсуждения. записывается под определением на доске …Если существует производная в точке хо, то можно провести касательную в точке хо. Наоборот — если можно провести (…) касательную в точке хо, то в этой точке существует производная. Итак, подведём итог: вы сами дали мне определение производной, но встаёт вопрос: а всегда ли существует производная в точке? Особое внимание обращается на моменты, когда касательная перпендикулярна оси Ох и параллельна оси Ох. Всегда ли существует ли производная в точке хо? Задается ряд вопросов:
Давайте вернёмся к геометрическому смыслу производной: производная в точке равна угловому коэффициенту касательной, проведённой в этой точке f‘(хо) = k = tg α. Мы получили, что не во всех точках существует производная. Как же так? Вы же сами сказали и написали, что если есть касательная в точке, то в точке есть и производная! Вот пример: есть касательная, но нет производной?! Подумайте, что же вы сделали не так, и исправьте фразу. “ Далее учащиеся возвращаются к предложению, написанному на доске и самостоятельно исправляют ошибку. Должно получиться:
| ||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала | 15-20 | Вот теперь вы готовы к работе с производной и можете приступить к выполнению задания на сайте Учи.ру | https://uchi.ru/teachers/groups/6756912/subjects/1/course_programs/11/lessons/14151 | |||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | Вопросы учащимся: Что называется производной в точке? Сформулируйте физический смысл производной? Геометрический смысл? Когда существует производная? Какой момент был самым интересным на уроке? Какой был самым трудным? Что же, вы доказали, что смогли сами определить и исследовать понятие производной и я хочу вам вручить долгожданную Нобелевскую премию – вы настоящие учёные! Откройте свои конверты и достаньте оттуда грамоты в виде крокодила. Почему крокодил? Потому что это животное, которое никогда не отступает и не пятится назад! Этого я и вам желаю! “ | |||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | №№ 776 – 779 (четные) | |||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Решение уравнений с помощью систем» к учебнику алгебра и начала математического анализа под редакцией С.М. Никольского 11 класс.
Разработка урока по алгебре для 11 класса к учебнику С.М. Никольского по теме "Решение уравнений с помощью систем"...
Рабочая программа по алгебре и началам анализ а к учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (Профильный уровень) " А.Г. Мордкович
Аннотация к рабочей программе по алгебре и началам анализа для 10 класса. Программа по алгебре и началам анализа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)
Данная рабочая программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...
Рабочая программа к учебнику Алгебра и начала математического анализа 10 класс Никольский (базовый уровень) 2019 г
Рабочая программа составлена к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала математического анализа», 10 класс, на основе федерального компонента государственного стандарта общего об...
Рабочая программа к учебнику Алгебра и начала математического анализа 11 класс Никольский (базовый уровень) 3 ч 2019 г
Рабочая программа составлена к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала математического анализа», 11 класс, на основе федерального компонента государственного стандарта общего об...
Конспект урока по теме Экстремумы функций, 11 класс (учебник Алгебра и начала математического анализа 10-11, Алимов Ш.А. и др.)
Конспект урока включает в себя ссылки на карточки с портала Учи.ру (Uchi.ru)...