Примеры применения интеграла в физике и геометрии
план-конспект занятия по алгебре (10, 11 класс)
Примеры применения интеграла в физике геометрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
78_primery_primeneniya_integrala.docx | 341.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Примеры применения интеграла в физике и геометрии
Цель :
изучить области применения интеграла.
Требования к знаниям и умениям:
Студенты должны знать:
- определение и свойства первообразной функции;
- таблицу первообразных;
- определение и свойства неопределенного интеграла;
- определение и свойства определенного интеграла;
- формулу Ньютона-Лейбница;
Студенты должны уметь:
- вычислять неопределенные и определенные интегралы;
- применять полученные знания для решения прикладных задач.
Актуализация знаний
Письменно ответить на вопросы:
1. Что называется криволинейной трапецией?
2. 3. Что называется первообразной F(х) для функции f(х) на I?
4. Верно ли высказывание: «Первообразная суммы функций равна сумме их первообразных»?
5. В чем заключается основное свойство первообразной?
6. Верно ли высказывание: «Первообразная произведения функций равна произведению их первообразных»?
7. Что называется неопределенным интегралом?
8.Что называется определенным интегралом?
Теоретическая часть
Приложение интегрального исчисления
Пусть требуется найти значение какой – либо геометрической или физической величины A (площадь фигуры, объем тела, давление жидкости на вертикальную пластину и т. д.), связанной с отрезком [a, b] изменения переменной x. Предполагается, что при разбиении отрезка [a, b] точкой с (a, b) на части [a, c] и [c, b] значение величины A, соответствующее всему отрезку [a, b] равно сумме ее значений, соответствующих [a, c] и [c, b].
Для нахождения этой величины А можно руководствоваться одной из двух схем: I схема (или метод интегральных сумм) и II схема (или метод дифференциала).[5]
Первая схема базируется на определении определенного интеграла.
1. Точками x = a, x, … ,x = b разбить отрезок [a, b] на n частей. В соответствии с этим, интересующая нас величина A разобьется на n “элементарных слагаемых”
Δ A(I = 1, … , n): A = ΔA + ΔA+ … + ΔA
2. Представить каждое “элементарное слагаемое” в виде произведения некоторой функции (определяемой из условия задачи), вычисленной в произвольной точке соответствующего отрезка на его длину:
Δ A≈ f(c) ΔX
При нахождении приближенного значения ДЛ; допустимы некоторые упрощения: дугу на малом участке можно заменить хордой, стягивающей ее концы; переменную скорость на малом участке можно приближенно считать постоянной и т. д.
Получим приближенное значение величины А в виде интегральной суммы:
A≈ f(c) ΔX+ … + F(c)ΔX = f(c) ΔX
- Искомая величина А равна пределу интегральной суммы, т. е.
A = f(c) ΔX = f(x)dx.
Указанный “метод сумм”, как видим, основан на представлении интеграла как о сумме бесконечно большого числа бесконечно малых слагаемых.
Схема I была применена для выяснения геометрического и физического смысла определенного интеграла.
Вторая схема представляет собой несколько видоизмененную схему I и называется “метод дифференциала” или “метод отбрасывания бесконечно малых высших порядков”:
1) на отрезке [а, b] выбираем произвольное значение х и рассматриваем переменный отрезок [a, x]. На этом отрезке величина A становится функцией x: А — А(x), т. е. считаем, что часть искомой величины А есть неизвестная функция А(x), где x т.е. [а, b] - один из параметров величины А;
2) находим главную часть приращения ΔA при изменении x на малую величину Δx; = dх, т. е. находим дифференциал dA функции A = А(x):dA - f(x)dx, где f(x), определяемая из условия задачи, функция переменной x (здесь также возможны различные упрощения);
3) считая, что dА ≈ ΔA при Δx 0, находим искомую величину путем интегрирования dA в пределах от а до b:
A(b) = A = f(x)dx.
Вычисление длины дуги плоской кривой
Пусть в прямоугольных координатах дана плоская кривая AB, уравнение которой y = f(x), где a ≤ x ≤ b.
Под длиной дуги AB понимается предел, к которому стремиться длина ломаной линии, вписанной в эту дугу, когда число звеньев ломаной неограниченно возрастает, а длина наибольшего звена ее стремиться к нулю.
Применим схему I (метод сумм).
- Точками X = a, X, … , X = b (X ≤ X≤ … ≤ X) разобьем отрезок [a, b] на n частей. Пусть этим точкам соответствуют точки M = A, M , … , M = B на кривой AB. Проведем хорды MM, MM, … , MM , длины которых обозначим соответственно через ΔL, ΔL, … , ΔL.
Получим ломанную, длина которой равна L = ΔL+ ΔL+ … + ΔL = ΔL.
- Длину хорды (или звена ломанной) ΔL можно найти по теореме Пифагора из треугольника с катетами ΔX и ΔY:
ΔL = , где ΔX = X - X, ΔY = f(X) – f(X).
По теореме Лагранжа о конечном приращении функции ΔY = (C) ΔX, где C (X, X). Поэтому
ΔL = = ,
а длина всей ломанной MMM … MM равна
L = ΔL = .
Длина кривой AB, по определению, равна L = L = ΔL. Заметим, что при ΔL 0 также и ΔX 0 (ΔL = и следовательно | ΔX | < ΔL). Функция непрерывна на отрезке [a, b], так как, по условию, непрерывна функция f (X). Следовательно, существует предел интегральной суммы L = ΔL = , кода max ΔX 0:
L = = dx.
Таким образом, L = dx.
Пример: Найти длину окружности радиуса R.
Решение:
Найдем ¼ часть ее длины от точки (0;R) до точки (R;0). Так как y = , ¼L = dx = R arcsin = R .
Значит L = 2R.
Вычисление объема тела
Вычисление объема тела по известным площадям параллельных сечений
Пусть требуется найти объем V тела, причем известны площади сечений этого тела плоскостями, перпендикулярными некоторой оси, например оси Ox:S = S(x), a≤ x≤ b
Применим схему II (метод дифференциала).
- Через произвольную точку x [а; b] проведем плоскость П, перпендикулярную оси Ох. Обозначим через S(x) площадь сечения тела этой плоскостью; S(x) считаем известной и непрерывно изменяющейся при изменении x. Через v(x) обозначим объем части тела, лежащее левее плоскости П. Будем считать, что на отрезке [а; x] величина v есть функция от x, т. е. v = у(x) (v(a) = 0, v(b) = V).
2. Находим дифференциал dV функции v = v(x). Он представляет собой
“элементарный слой” тела, заключенный между параллельными плоскостями, пересекающими ось Ох в точках x и x + Δx, который приближенно может быть принят за цилиндр с основанием S(x) и высотой dx. Поэтому дифференциал объема dV = S(х) dх.
- Находим искомую величину V путем интегрирования dА в пределах от a до b:
V = S(x) dx
Объем тела вращения
Пусть вокруг оси Ох вращается криволинейная трапеция, ограниченная непрерывной линией у = f(х) ≥ 0, отрезком а ≤ х ≤ b и прямыми х = а и х = b (рис 7). Полученная от вращения фигура называется телом вращения. Сечение этого тела плоскостью, перпендикулярной оси Ох, проведенной через произвольную точку х оси Oх), есть круг с радиусом у = f(х). Следовательно,
S(x)=y.
Применяя формулу V = S(x) dx объема тела по площади
параллельных сечений, получаем
V = ydx.
Если криволинейная трапеция ограничена графиком непрерывной функции x = (x) ≥ 0 и прямыми x = 0, y = c, y = d (c < d), то объем тела, образованного вращением этой трапеции вокруг оси Оу, по аналогии с формулой V = S(x) dx, равен
V =xdy.
Пример: Найти объем тела, образованного вращением фигуры, ограниченной линиями у = , x = 0, у = 2 вокруг оси Оу.
Решение: По формуле V =xdy.
находим:
V = 2ydy = y = 8.
Вычисление площадей плоских фигур
Пусть функция f(х) непрерывна на сегменте [а;b]. Если f(х )≥0 на [а; b] то площадь S криволинейной трапеции, ограниченной линиями у =f(х), у = 0, х = а, х = b, равна интегралу
Если же f(x) ≤ 0 на [а; b] то — f(х) ≥ 0 на [а; b]. Поэтому площадь S соответствующей криволинейной трапеции выразится формулой
или
Если, наконец, кривая y=f(х) пересекает ось Ох, то сегмент [а;b] надо разбить на части, в пределах которых f(х) не меняет знака, и к каждой такой части применить ту из формул, которая ей соответствует.
Пример. Найти площадь плоской фигуры, ограниченной параболой y = x2, прямыми х=1, х = 3 и осью Ох .
Решение. Пользуясь формулой , находим искомую площадь
S =
Пример. Найти площадь плоской фигуры, ограниченной графиком функции у = sinх и осью абсцисс при условии (рис 10). [1]
Решение. Разбиваем сегмент [0; ] на два сегмента [0; ] и [; 2]. На первом из них sinx ≥ 0, на втором — sinx ≤ 0. Следовательно, используя формулы
и , имеем, что искомая площадь
Механические приложение определенного интеграла
Работа переменной силы
Пусть материальная точка М перемещается вдоль оси Ох под действием переменной силы F = F(х), направленной параллельно этой оси. Работа, произведенная силой при перемещении точки М из положения х = а в положение х = b (а находится по формуле
A =
Путь, пройденный телом
Пусть материальная точка перемещается по прямой с переменной скоростью v =v(t). Найдем путь S, пройденный ею за промежуток времени от t до t2.
Решение: Из физического смысла производной известно, что при движении точки в одном направлении “скорость прямолинейного движения
равна производной от пути по времени”, т. е. v(t) = . Отсюда следует, что dS = v(t)dt. Интегрируя полученное равенство в пределах от t до t,
получаем S =
Пример. Найти путь, пройденный телом за 4 секунды от начала движения, если скорость тела v(t) = 10t + 2 (м/с).[5]
Решение: Если v(t) = 10t + 2 (м/с), то путь, пройденный телом от начала движения (t = 0) до конца 4-й секунды, равен
S =
Практическая часть
1. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у= 4 -х2, у=0.
2. Тело движется с ускорением а(t)= 4sin t( м/с²). Определите как изменится скорость за время от 0 до п/3сек.
3. Определить массу стержня длины L=10 м, если линейная плотность стержня меняется по закону р(х) =6+0,3x кг/м, где х — расстояние от одного из концов стержня.
4. Сечение тела плоскостью, перпендикулярной к оси ОХ и проходящей через точку с абсциссой Х, является квадратом, сторона которого равна дроби 1/Х . Найдите объём этого тела.
5. Найти уравнение кривой, проходящей через точку А(0;1), у которой касательная имеет угловой коэффициент, равный ординате точки касания.
6. По цепи идет переменный ток I= 6t -t²(А) . Найдите величину заряда прошедшего по цепи за первые 6 сек.
Домашнее задание
Выполнить задания:
1. Тело движется прямолинейно со скоростью v(t)= 16t – 4t² (м/с). Найти длину пути, пройденного телом от начала движения до его остановки.
2. Найти уравнение кривой, если угловой коэффициент касательной равен 2х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 11 классе по теме: Применение интеграла для вычесления площади фигур, объема тел вращения, давление воды, работы
Конспект урока алгебры в 11 классе....
Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"
Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...
11 класс, "Применение интеграла и математическое моделирование".
11 класс, интегрированный урок математика-информатика "Применение интеграла и математическое моделирование"...
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Моя курсовая работа в МИОО по использованию цифровых разработак при обучении физике в общеобразовательной школе...
Конспект занятия по физике: "Примеры применения интеграла в физике и геометрии"
В повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки студентов важную роль играют межпредметные связи. Они помогают студенту перенести знания, полученные на одном предмете, на изуче...
Примеры применения интеграла в прикладных задачах.
Урок по теме "Примеры применения интеграла в прикладных задачах" проводится в форме игры для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудован...