Разработка урока "Приемы решения целых уравнений"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_kl._uravneniya.docx | 31.46 КБ |
9_klass_uravneniya.ppt | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 9 классе.
Тема урока: Приемы решения целых уравнений.
Тип урока: совершенствование умений и навыков.
Цели урока:
- Образовательные - систематизация и обобщение, расширение и углубление знаний учащихся по решению целых уравнений с одной переменной выше второй степени; подготовка учащихся к применению знаний в нестандартной ситуации, к ГИА;
- Развивающие - развитие личности учащегося через самостоятельную творческую работу, развитие инициативы учащихся; обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме; развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения уравнения;
- Воспитательные - развитие интереса к изучению математики, подготовка учащихся к применению знаний в нестандартной ситуации; воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, рефлексия способов и условий действия ,выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Задачи:
1)Учить решать уравнения, приводимые к квадратным.
2)Организовать отработку знаний и умений при решении целых уравнений
3)Обеспечить формирование навыков самоконтроля обучающихся.
4)Развивать речевые умения – строить логически выстроенные высказывания; коммуникативные умения – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения обучающихся.
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правила решения целых уравнений с использованием теоремы о корне многочлена и теоремы о целых корнях целого уравнения;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Оборудование: мультимедийный видеопроектор, компьютер, карточки с заданиями.
УМК:
- Алгебра 9 класс. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, М. «Просвещение», 2013г.
- Дидактические материалы Алгебра 9 класс. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М. «Просвещение» 2010 г.
- Контрольно- измерительные материалы Алгебра 9 класс, М. «Вако», 2012 г.
План урока:
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочих мест.
- Целеполагание и мотивация. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Закрепление. Решение целых уравнений
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
- Рефлексия.
№ п/п | Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент | Я очень рада всех вас видеть. Проверяем готовность к уроку | Готовятся к уроку и общению |
2 | Целеполагание и мотивация | Ребята! Вам предстоит итоговая аттестация по математике в форме ГИА и ЕГЭ. Чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ, вы должны знать математику не только на минимальном уровне, но и применить ваши знания в нестандартных ситуациях. В частях В и С ЕГЭ часто встречаются уравнения высших степеней. Наша задача: систематизация и обобщение, расширение и углубление знаний по решению целых уравнений с одной переменной выше второй степени; подготовка к применению знаний в нестандартной ситуации, к ГИА и ЕГЭ. Тема урока: Приемы решения целых уравнений. (Слайд№1) Уравнение-это самая простая и распространенная математическая задача. Вы накопили некоторый опыт решения разнообразных уравнений и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приемах решения нестандартных уравнений. Уравнения сами по себе представляют интерес для изучения. Самые ранние рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны приемы решения линейных уравнений. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет назад до н.э. вавилоняне. Стандартные приемы и методы решения элементарных алгебраических уравнений являются составной частью решения всех типов уравнений. В простейших случаях решение уравнения с одним неизвестным распадается на два шага: преобразование уравнения к стандартному и решение стандартного уравнения. Полностью алгоритмизировать процесс решения уравнений нельзя, однако полезно запомнить наиболее употребительные приемы, общие для всех типов уравнений. Многие уравнения при применении нестандартных приемов решаются гораздо короче и проще.
На них мы и заострим наше внимание. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какие цели мы перед собой поставим? Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения целых уравнений с применением различных способов и приемов; Развивать познавательный интерес, формировать математическую речь, развивать логическое мышление, умение выбирать рациональное решение, умение сравнивать. (Слайд№2) - Ребята, в свое время С. Коваль сказал: «Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». (Слайд№3). Сегодня на уроке мы продемонстрируем умение пользоваться этим ключом. - Тема сегодняшнего урока: «Приемы решения целых уравнений». Цель урока: закрепление умений и навыков решения уравнений различными приемами. | Ребята отвечают на вопросы и формулируют цели урока. Записывают тему урока в тетради. |
3 | Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания: №358(б).(Слайд№4) Решить уравнение: (х2-х-16)(х2-х+2)=88. Решение: х2-х=t, (t-16)(t+2)=88, t2-14t-120=0, t= -6, t=20 t= -6 t=20 х2-х= -6, х2-х=20, х2-х+6=0 х2-х-20=0 Д=1-24=-23<0-корней нет х=-4, х=5. Ответ:х=-4, х=5. Уравнение какой степени? Способ решения? Максимальное количество корней? | Ребята проверяют домашнее задание (Слайд№4) и отвечают на вопросы. |
4 | Актуализация опорных знаний и умений. | -Ребята, а каких вы знаете ученых-математиков, которые занимались изучением уравнений, их классификацией, способами решения? -Виет, Декарт, Эйлер и т. д. -Сегодня мы узнаем имя еще одного математика, который внес большой вклад в развитие науки. Для этого проведем математическое «Поле чудес » ( На доске написаны уравнения) А х2 + 5х + 4 = 0 Т х2 = 9 А у2 - 6у = 0 Л х2 - 4 = 0 Р х3 - 8х2 - х + 8 = 0 Ь (2х2+ 3)2-12(2х2 + 3)+11=0 Т х3 = 4х - 1 Я х3+ 2х2+3х+2=0 Задание( 1. Какое уравнение можно решать извлечением квадратных корней? (Слайд№5) (Слайд№6) Т 2. Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки? (Слайд№7) (Слайд№8) А 3. Какое уравнение можно легко решить с помощью разложения многочлена на множители? (Слайд№9) (Слайд№10) Р 4. Какое уравнение легко решается графически? (Слайд№11) (Слайд№12) Т 5. Какое уравнение удобно решить по теореме Виета? (Слайд№13) (Слайд№14) А 6. Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов? (Слайд№!5) (Слайд№16) Л 7. Какое уравнение решается методом введения новой переменной? (Слайд№17) (Слайд№18) Ь 8. Каким способом решается последнее уравнение? (Слайд№19) (Слайд№20) Я Сципион Даль Ферро (1465 -1526) и его ученик Фиори. Николо Тарталья (ок. 1499 -1557) -В развитие науки алгебры, в том числе и решение уравнений 3-й и 4-й степеней большой вклад внесли итальянские математики XVI века. 12 февраля 1535 г. Между Фиори и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за 2 часа решил 30 задач, предложенных Фиори, а сам Фиори не решил ни одной задачи. -Итак, Тарталья за 2 часа решил 30 задач. Сколько уравнений сможете решить вы? Какие способы решения уравнений при этом изберете? | Ребята отвечают на поставленные вопросы и получают фамилию ученого Тарталья. |
5 | Закрепление. Решение целых уравнений | №1. Решить уравнение х3-3х+2=0. №2.Решить уравнение: (х-1)(х-2)(х-3)(х-4)=840. Решить уравнения: 1) х3-4х2-9х+36=0. 2) (х2+2х)2-2(х2+2х)-3=0. 3) х5+х4+3х3+3х2+2х+2=0. | Ребята решают по вариантам. I вариант-графически, II-разложением на множители, III-по теореме о целых корнях. 3 ученика решают у доски. Работа по парам. Проверка (Слайд№21). (х-1)(х-2)(х-3)(х-4)=840. ((х-1)(х-4))((х-2)(х-3))=840, (х2-5х+4)(х2-5х+6)=840, х2-5х+4=t, t(t+2)=840, t2+2t-840=0, t=28, t=-30, х2-5х+4=28, х2-5х+4=-30, х=8, х=-3. х2-5х+34=0, Д=-111<0-корней нет. У доски 3 ученика. |
6 | Самостоятельная работа. | I вариант II вариант №1 х4+5х2-6=0 х4-х2-12=0. №2. А: х3-64х=0 х4-81х2=0, В: (х2-х+1)(х2-х-7)=65 (х2+х+6)(х2+х-4)=144, С :Найти целые корни. х3+3х2-5х-4=0 х3-4х2+х+6=0 Задания дифференцированные. | Ребята выбирают задания. Решают их. Проверяют и ставят предварительную оценку. Решение: (Слайд №22) №1. х2=t,t>0. х2=t,t>0. t2+5t-6=0 t2-t-12=0, t=-6-не подх. t=-3-не подх. t=1 t=4, х=1,х=-1. х=2,х=-2 (Слайд№23). №2. А:х(х2-64)=0, х2(х2-81)=0 х=0,х=8,х=-8. х=0,х=9,х=-9. В: х2-х=t, х2+х=t, (t+1)(t-7)=65 (t+6)(t-4)=144 t2-6t-72=0 t2+2t-168=0 t=12, t=-6 t=12, t=-14, х2-х=12, х2-х=-6, х2+х=12, х2+х=-14, х=4, х=-3, Д=-23<0-корней нет, х=-4, х=3, Д=-55<0-корней нет. С:-4=-1*4=-4»1=-2*2 6=1*6=-1*(-6)=2*3=(-2)*(-3) (х+4)(х2-х-1)=0 (х+1)(х2-5х+6)=0, х=-4, Д=5 х=-1,х=2,х=3. |
7 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Учитель объявляет оценки. Домашнее задание:№360(а),363(а,б). | Записывают домашнее задание. |
8 | Рефлексия. | Что сегодня на уроке мы делали? Какую цель ставили перед собой? Все ли у нас получилось? Узнали ли вы что-то новое для себя? Что больше всего понравилось? (Слайд№24). Учитель благодарит за работу на уроке. |
Интернет- ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://poiskm.com/song/156725-Bethoven-Lunnaya-Sonata
http://shimrg.rusedu.net/post/646/2895
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: закрепление умений и навыков решения уравнений различными приёмами
"Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы" С. Коваль
№ 358(б) Решить уравнение: ( x 2 -x-16)(x 2 -x+2)=88 Решение: х 2 -x = t , (t-16)(t+2)=88, t 2 -14t-120=0, t=-6, t=20. t=-6 х 2 -х= -6, х 2 -х=20, х 2 -х+6=0 х 2 -х-20=0 Д=1-24=-23<0-корней нет х=-4, х=5. Ответ:х=-4, х=5.
Какое уравнение можно решать извлечением квадратных корней?
Т х 2 = 9
Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки?
А у 2 - 6у = 0
Какое уравнение можно легко решить с помощью разложения многочлена на множители?
Р х 3 - 8х 2 - х + 8 = 0
Какое уравнение легко решается графически?
Т х 3 = 4х - 1
Какое уравнение удобно решить по теореме Виета?
А х 2 + 5х + 4 = 0
Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов?
Л х 2 - 4 = 0
Какое уравнение решается методом введения новой переменной?
Ь (2х 2 + 3) 2 -12(2х 2 + 3)+11=0
Каким способом решается последнее уравнение?
Я х 3 + 2х 2 +3х+2=0
(х-1)(х-2)(х-3)(х-4)=840. ((х-1)(х-4))((х-2)(х-3))=840, (х 2 -5х+4)(х 2 -5х+6)=840, х 2 -5х+4= t , t ( t +2)=840, t 2 +2t-840=0 , t=28 , t=-30 , х 2 -5х+4=28, х 2 -5х+4=-30, х=8, х=-3. х 2 -5х+34=0, Д=-111<0-корней нет.
№ 1. х2= t , t >0. х2= t , t >0. t 2 +5 t -6=0 t 2 - t -12=0, t =-6-не подх. t =-3-не подх. t =1 t =4, х=1,х=-1. х=2,х=-2
№ 2. А:х(х 2 -64)=0, х 2 (х2-81)=0 х=0,х=8,х=-8. х=0,х=9,х=-9. В: х 2 -х= t , х 2 +х= t , ( t +1)( t -7)=65 ( t +6)( t -4)=144 t 2 -6 t -72=0 t 2 +2 t -168=0 t =12, t =-6 t =12, t =-14, х 2 -х=12, х 2 -х=-6, х 2 +х=12, х2+х=-14, х=4, х=-3, Д=-23<0-корней нет, х=-4, х=3, Д=-55<0-корней нет. С:-4=-1*4=-4»1=-2*2 6=1*6=-1*(-6)=2*3=(-2)*(-3) (х+4)(х 2 -х-1)=0 (х+1)(х 2 -5х+6)=0, х=-4, Д=5 х=-1,х=2,х=3.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение целых уравнений
Урок по теме "Решение целых уравнений" в 9 классе. На уроке используется презентация, с помощью которой обобщаем и систематизируем знания и умения, способы и методы решения целых уравнений. ...
Урок по теме "Приемы решения целых уравнений"
Конспект урока по теме "Приемы решения целых уравнений" в 9 классе(углубленное изучение).Урок обобщения и систематизации знаний. Материал урока иожет быть полезен при подготовке к ГИА , вводном повтор...
Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"
Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....
Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку
Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...
Презентация к уроку по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений" в 9 классе.
Презентация к уроку по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений" в 9 классе....
Самоанализ урока алгебры 9 класс. Тема "Некоорые приемы решения целых уравнений"
Самоанализ урока в 9 классе....
Разработка урока "Решение целых уравнений"
Разработка урока по теме "Решение целых уравнений" предназначена для повторения теоретического материала по решению целых уравнений, контроля знаний учащихся и решения уравнений повышенного уровня сло...