Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии
учебно-методический материал по алгебре
Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_arifmeticheskoy_progressii.docx | 23.87 КБ |
pril1-2_arifmeticheskaya_progressiya.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Вербовая Валерия Михайловна
Тема "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Тип урока: урок изучения нового материала, применение технологии деятельностного метода
Цель:
- формирование понятия арифметической прогрессии, познакомить учащихся с формулой n-члена арифметической прогрессии,
- формирование умений применять формулу n-го члена арифметической прогрессии в простейших ситуациях.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить обучающихся с понятием арифметической прогрессии, формулами нахождения n-члена арифметической прогрессии; познакомить обучающихся с историческими сведениями.
- развивающие: развитие умений выявлять закономерности, обобщать; развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на уроке посредством вывода формулы n-члена арифметической прогрессии.
- воспитательные: способствовать формированию навыков коллективной работы в группах и самостоятельной работы при выводе формул.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Презентация к уроку (приложение 1).
Раздаточный материал: буклет (приложение 2), листы для рефлексии (приложение 3).
Литература.
- Макарычев, Ю.Н., Миндюк, Н.Г. Алгебра 9 / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2007.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А.: Старинные задачи: Книга для учащихся / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. - М.: Просвещение, 1994.
Структура урока.
- Психологическая минутка (2 мин.)
Актуализация знаний (6 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (12 мин.)
- Первичное осмысление и применение изученного (15 мин.)
- Контроль (6 мин.)
- Постановка домашнего задания (2 мин.)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
Ход урока
1. Психологическая минутка.
Притча (слайд 1, звучит музыка).
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет". Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка - живая или мертвая?" Но мудрец ответил: " Все в твоих руках:"
Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца "Все в твоих руках:" и пусть эти слова будут девизом нашего урока.
2. Актуализация знаний.
1) Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса - "Числовые последовательности". Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем еще одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению.
- Что называют последовательностью? Как называют числа, образующие последовательность? Как их обозначают?
- Как можно задать последовательность?
- Какая формула называется рекуррентной?
2) Последовательности заданы формулами, назовите пропущенные члены последовательности(слайд 2):
an=n2 1;__; 9;__; 25;:
an=-n-2 __; -4;__ ; ___; -7;:
Назовите первые пять членов последовательности (сn), если с1 = 3, сn+1 = сn + 4.
3) На экране появляются несколько числовых последовательностей (слайд 3):
- Предложенные числовые последовательности распределите на 2 группы, назовите их общий признак. Сегодня мы остановимся на последовательностях 1 группы.
Итак, сегодня на уроке мы покорим одну из математических вершин "Арифметическая прогрессия", тема нашего урока: "Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии" (появляется на экране).
3. Ознакомление с новым материалом.
Итак, давайте вернемся к последовательностям 1 группы, назовите их общее свойство. Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии.
Арифметическая прогрессия - последовательность, каждый член которой начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом (слайд 4).
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ребята, слово "Прогрессия" означает движение вперед. Именно движение вперед заставляло математиков разных времен совершать различные открытия. Свои математические открытия древние математики совершали в связи с необходимостью различных расчетов в строительстве, земледелии. Примером тому могут служить великие математики и астрономы Древнего Египта. На этом слайде (слайд 5) мы видим, как создавалась пирамида. Египетские пирамиды были построены благодаря не только упорному труду, но и математической мысли. Достижения Египетских математиков непостижимы не только по своему совершенству, но и по точности математических расчетов.
Математические правила, нужные для земледелия, астрономии и строительных работ, древние египтяне записывали их на стенах храмов или на папирусах. В одном их таких папирусов, сохранившийся до наших и названный по имени владельца, приобретшего папирус в 1858 г., он ныне хранится частично в лондонском Британском музее, частично в Нью-Йорке. Папирус Райнда, XIX в. до н. э. записана задача на арифметическую прогрессию "Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между каждым человеком и следующим за ним составляет 1/8 меры". Но сегодня мы не сможем решить эту задачу, к ней мы вернемся позже, когда изучим другие формулы, необходимые нам.
Формирование понятия разности арифметической прогрессии.
- Работа со слайдами 6, 7, 8, 9, 10.
Дан первый член прогрессии (аn)*а1=20 и разность прогрессии d=5. Назовите первые 5 членов арифметической прогрессии.
- Всегда ли удобно пользоваться рекуррентной формулой для нахождения n-го члена арифметической прогрессии?
- Когда нет?
Формула n-го члена арифметической прогрессии
Перед учащимися ставится задача нахождения более удобного способа для нахождения n-го члена арифметической прогрессии. Для решения этой задачи к доске приглашается один из учащихся, который самостоятельно выводит формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Дано: а1;
d. Найти: аn.
а2=а1+d
a3=a2+d=a1+2d
a4=a3+d=a1+3d
::::::.
an=a1+d(n-1)
Таким образом, получили формулу -n-го члена арифметической прогрессии (слайд 11)
(ученики открывают буклет, с которым они работают в течении урока, необходимые записи и решения пишут в нем)
4. Первичное осмысление и применение изученного.
Задание №1 (слайд12) -устно, обратить внимание на оформление.
(сn) -ар.пр.
с1=0,62
d=0,24
с50-?
Задание №2 (слайд13), решаем вместе, 1 ученик у доски.
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения?
Задача № 3 (слайд 14), проводим подробный анализ данной задачи, в классе не решаем, это будет домашним заданием. При анализе следует обратить внимание на то, что изменилось в постановке вопроса. Что требуется найти?
В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учащихся увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения, если тенденция сохранится?
Школа рассчитана на обучение 550 учащихся. Через сколько лет будет достигнута эта норма? *
(Второй вопрос помечен *, дополнительное творческое задание)
5. Контроль.
Ученикам нужно заполнить пустые клетки в заранее приготовленных для них заданиях (буклет), затем проверяют вместе (демонстрируется через проектор)
(bn) -ар.пр. | b24 =b1+ |
b1=-0,8 | b24 = |
d=3 | b24 = |
b24-? |
6. Постановка домашнего задания.
Ребята, а как вы думаете существуют ли закономерности в явлениях природы? Знание арифметической прогрессии имеет ли какое-либо отношение к нашей жизни? (короткая беседа)
7. Подведение итогов урока.
Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, я хочу узнать, действительно ли был прав мудрец "Все в твоих руках" ?
- Что нового узнали на уроке?
- Какова формула n-го члена арифметической прогрессии? Пользуясь данной формулой что мы можем найти?
Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины, я бы хотела узнать где вы находитесь - по-прежнему у подножия горы, на средине пути или на вершине, изобразите себя на заранее приготовленных листах.
(слайд 15).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Последовательности заданы формулами: a n =n 2 a n =-n- 2 Назовите пропущенные члены последовательности: 1; ___; 9; ___; 25; … ___; -4 ; ___; ___; -7; … 4 16 -3 -5 -6 Назовите первые пять членов последовательности ( с n ), если с 1 = 3, с n +1 = с n + 4 .
2) 1; 4; 7; 10; 13; … 3) 1; 3; 5; 7; 9; … 1 ) 1; 3; 9; 27; 81; … 4) 2; 4; 8; 16; … 5) 6; 16; 26; 36; 46; … I II 6)
1; 3; 5; 7; 9; … 6; 16; 26; 36; 46; … 1; 4; 7; 10; 13; … Определение арифметической прогрессии. Формула n -члена арифметической прогрессии. I
Папирус Райнда, XIX в. до н. э. « Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между каждым человеком и следующим за ним составляет 1/8 меры».
Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. d- разность арифметической прогрессии 6; 16; 26; 36; 46; …
1; 3; 5; 7; 9; … 6; 16; 26; 36; 46; … 1; 4; 7; 10; 13; … 7-4 = 10-7= 13-10=3 3-1= 5-3= 9-7=2 16-6= 36-26=10 - 13; -15; -17…… 17; 17; 17…… -15+13= -17+15=-2 17-17= 0
Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией? Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то данная последовательность является арифметической прогрессией.
Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией? а) – 2; – 4; – 6; – 8; –10; ... б) – 13; – 3; 13; 23; …
Дан первый член прогрессии (а n ) а 1 =20 и разность прогрессии d =5. Назовите первые 5 членов арифметической прогрессии.
Формула n -ого члена арифметической прогрессии.
Задание№1 (с n ) –ар.пр. с 50 =с 1 + d с 1 =0,62 d =0,24 с 50 -? 49 50 C 50 =0 , 62+ 49*0,24=12,38
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения? Задача
Задача В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учащихся увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения, если тенденция сохранится? Школа рассчитана на обучение 550 учащихся. Через сколько лет будет достигнута эта норма?
( b n ) –ар.пр. b 24 = b 1 + b 1 = - 0, 8 b 24 = d = 3 b 24 = b 24 -? 23d -0 ,8+23*3 68,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Урок изучения нового материала. Содержит конспект урока и презентацию к уроку. Алгебра - 9. Учебник Макарычева Ю.Н....
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Открытый урок в 9 классе на тему: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Данный урок - первый из двух уроков по теме: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии....
Методическая разработка урока алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии» 9 класс
Тема учебного занятия: «Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена арифметической прогрессии»Тип урока: урок постановки проблем и их решения.Цель урока:Предметные: формирование ...